Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение педагогических идей Л. Зизания, М. Смотрицкого, К. Лыщинского, С. Полоцкого. Деятельность Эдукационной комиссии




Содержание, формы и методы обучения в братских школах. Историческая роль протестантских и католических школ, Виленского университета в развитии просвещения на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.

Во второй половине ХVI – XVII вв. на территории современной Беларуси существовали, как и в период ВКЛ, различные учебные заведения, отличавшиеся по своей конфессиональной направленности, содержанию обучения, формам и методам преподавания. Прежде всего это были

православные приходские, монастырские, частные, братские школы;

католические (представленные прежде всего иезуитской системой образования);

униатские (возникли после принятия Брестской унии);

протестантские (лютеранские, кальвинистские, арианские).

Наиболее известными и хорошо организованными из числа православным были братские школы. Они открывались на средства православных братств. Основной целью православных братств было сохранение культуры, традиций, обрядов, веры своих отцов, борьба против принудительного насаждения униатства и польского языка. Братства также занимались строительством церквей, монастырей, занимались благотворительной деятельностью. Часто при братствах существовали свои типографии. Широкое распространение они получили в конце XVI – первой половине XVII вв.

Первая братская школа была открыта в Вильно в 1584 г. От других школ ее выгодно отличало то обстоятельство, что в учебном процессе использовались печатные книги. После Виленской в Беларуси открываются Могилевская (1590 г.), Брестская (1591 г.), Гродненская (1591 г.), Городокская (1591 г.), Оршанская (1591 г.), Минская (1592 г.) и мн. др. братские школы.

В своей деятельности братские школы руководствовались Уставом братства и уставом школы, обучение было бесплатным: совместно учились дети духовенства, мещан, сироты. Руководил школой ректор, который избирался на общем собрании братства. Родители (обычно отец) подписывали договор с ректором, в котором оговаривались условия обучения и обязанности родителей, например: не забирать ребёнка из школы до конца занятий, следить за успехами в учёбе и др. занятия в школе каждый день начинались и заканчивались молитвой. Ученики отвечали домашнее задание, затем учитель объяснял новый материал. В субботу особое внимание уделялось религиозному воспитанию; ученики также отвечали всё, выученное за неделю.

Устав предусматривал и особые требования к педагогам: быть религиозным, мудрым, добрым, непьющим, немногословным и мн. др. Отмечалось, что «учитель должен учить и любить всех детей одинаково». Учителями и авторами учебников были такие известные просветители, как С. Полоцкий, Л. Зизаний, М. Смотрицкий. Осуществлялось обучение на церковнославянском и белорусском языках.

По содержанию образования и своему уровню школы делились на элементарные и средние. В элементарных преподавали чтение, церковные песнопения и обряды, грамматику, славянский, греческий и белорусский языки. В средних школах большое внимание уделялось изучению языков: родного, старославянского, греческого, латинского, польского - также изучались диалектика, грамматика, риторика, математика, астрономия, история, география, музыка. Важнейшим отличием было то, что в братских школах уже в начале XVII века применялись элементы классно-урочной системы обучения. изаний, М. братских школах были такие известные просветители, как С. Полоцкий, Л. олы. енская (1591 г.),и. сто при братствах су

Братские школы внесли огромный вклад в дело просвещения и развития национальной культуры, поэзии, драматургии, музыки, языка, книгопечатания. Однако социально-классовые противоречия в государстве ослабляли общественно-политические позиции братств, их деятельности с течением времени всё активнее препятствовали униаты и иезуиты. В связи с этим, к середине XVII века большинство братских школ было закрыто или преобразовано в униатские.

Католические учебные заведения на белорусских землях в период Речи Посполитой были представлены соборными, кафедральными, монастырскими, епархиальными школами, но наибольшее развитие и распространение получили иезуитские школы. Открывались они с конца XVI века орденом иезуитов, который к тому времени активно действовал на территории Беларуси. Представителями ордена большое внимание уделялось вопросам обучения и воспитания подрастающего поколения, будущих «борцов за веру». Основной целью иезуитского воспитания являлась подготовка «верных сынов католической церкви», способных противостоять ереси.

Своё первое учебное заведение – иезуитскую коллегию - орден иезуитов открывает в Вильно в 1570 году. В 1578 году польским королём Стефаном Баторием она была преобразована в иезуитскую академию. В академии подготовка осуществлялась на богословском, а с 1641 года - и на юридическом факультетах. В тот период это было единственное высшее учебное заведение на белорусских землях. В академии учились и преподавали видные деятели науки и культуры: проповедник и оратор Пётр Скарга, поэт и теоретик литературы Матвей Казимир Сарбевский, историк Альберт Коялович, педагог Арон Александр Олизаровский, математик Освальд Крюгер, философ Мартин Смиглецкий, поэт Михаил Корицкий, архитектор Лаврен Гуцевич, Симеон Полоцкий и мн.др. В разное время учениками иезуитской академии в Вильно были дети белорусских магнатов и знатных шляхтичей: Радзивиллов, Сапегов, Тышкевичей, Ходасевичей, Воловичей и др.

В 1581 году орден иезуитов открывает коллегию в Полоцке, в 1584 году – в Несвиже; в XVII веке открываются коллегии в Бресте, Орше, Гродно, Пинске и других городах. Всего на территории Беларуси действовало около 20 иезуитских коллегий.

Иезуитские учебные заведения были двух типов: низшие школы и коллегии. Коллегии делились на два отделения: низшее и высшее. Низшее отделение состояло из трёх классов, высшее – из двух. В них изучались этика, мораль, богословие, математика, физика. Наиболее одарённые учащиеся поступали в классы-новициаты, где обучение велось на латыни. Руководил коллегией ректор, в подчинении у которого находились учителя. Орден разрабатывал программы и методики обучения, которым необходимо было строго следовать. Течением времени в программу обучения были включены греческий и древнееврейский языки, риторика, логика. Философия. Обучение в школах было бесплатным и обучаться могли представители различных вероисповеданий.

Иезуитами было внесено в процесс обучения и воспитания много новшеств, например: система оценок в баллах, деление детей по возрастам, широко применялась система вознаграждений и соревнований, много внимание уделялось физическому развитию и закаливанию учащихся, организовывались театральные постановки. Однако присутствовали и существенные недостатки: поощрялись доносы, шпионаж, бессмысленное зазубривание учебного материала и т.п. Много внимания уделял орден и подготовке педагогических кадров. От учителя требовалось быть хорошим оратором, уметь организовывать соревнование среди учеников, хорошо знать их индивидуальные особенности.

В 1596 году руководство православной церкви речи Посполитой и католическая церковь заключают между собой союз, или «унию». Представители униатства большое внимание уделяли местным культурным традициям, широко использовали в религиозных обрядах, особенно во время проповедей, белорусский язык. В униатских типографиях печатались многочисленные богослужебные книги, а монастыри униатов, которых в XVIII веке насчитывалось около 90, являлись крупными культурными центрами.

Униаты активно занялись сферой образования, что явилось причиной массового закрытия православных (в первую очередь, братских школ) и создание на их базе униатских школ. Первая подобная школа открылась на месте братской школы в Бресте, немного позднее – в Могилёве, Новогрудке, Минске. Большинство униатских школ включали два класса: низший, в котором преподавали светские учителя, и высший, в котором преподавали монахи-базилиане. Обучение велось на белорусском языке. При некоторых униатских школах открывались новициаты (Полоцк, Вильно, Жировичи). На первом этапе в школах низшего типа дети получали элементарное образование; в школах высшего типа изучали риторику, право, философию, богословие, историю. В основном униатские школы предназначались для обучения детей бедного населения.

В конце XVI – первой половине XVII вв. в Беларуси открываются протестантские школы. Протестантизм – одно из направлений христианства, отколовшееся от католицизма в XVI веке в период Реформации. Первые протестантские общины возникают в Беларуси в начале XVI века. В середине века они уже существовали в Несвиже, Бресте, немного позднее – в Витебске, Минске, Полоцке и других городах. Общины открывали свои церкви, школы, больницы и даже типографии. Обучение в школах велось на родном языке, одним из основных предметов являлись основы вероучения.

На территории Беларуси существовало несколько типов протестантских школ: лютеранские, кальвинистские, арианские.

Лютеранство, как крупнейшее направление протестантизма, появилось в XVI веке в германии Мартином Лютером. Несмотря на то, что в лютеранстве впервые были сформулированы основные положения протестантизма, оно воплотило их в жизнь менее последовательно, чем кальвинизм. Единственным источником вероучения Лютер провозглашал «апостольские» и «пророческие» книги ветхого и Нового Заветов в его и его последователей специфической авторской интерпретации. Отвергалось всякое посредничество церкви в деле спасения души: утверждалось, что спасают не добрые дела и подвиги благочестия, а только личная вера в искупительную жертву Иисуса Христа, которая даруется не по заслугам человека, а по свободной воле Бога как проявление его безграничной справедливости и милосердия. Провозглашая равенство всех верующих перед Богом, Лютер отвергал священников и церковную иерархию.

Первым проповедником лютеранства в Беларуси стал в 1539 году Аврам Кулева (по другим источникам – Авраам Кульва). Будучи родом из Литвы, образование и степень доктора богословия он получил в Германии. В Вильно он открыл школу и собрал в ней до 60 учеников, которых убедил перейти в лютеранство. Однако лютеранство в Беларуси было распространено слабо, соответственно и школ насчитывалось немного.

В связи с тем, что большинство знатных белорусских протестантов были кальвинистами (Радзивиллы, Сапеги, Хадкевичи и др.), большая часть протестантских школ Беларуси тоже были кальвинистскими. Для кальвинизма характерно признание только Священного Писания, отрицание помощи священников в спасении душ верующих, упрощение церковных обрядов.

Главным распространителем кальвинизма в Беларуси был князь Николай Радзивилл Черный – канцлер Великого Княжества Литовского и воевода Виленский, двоюродный брат польской королевы Бонны. Приняв вместе с семьёй кальвинизм в 1553 году, он использовал огромные материальные средства и влияние с целью распространения кальвинизма в Беларуси и ВКЛ.

Для подготовки юношества к кальвинистской вере открывались кальвинистские школы, в которых обучались дети местной белорусской шляхты. Кальвинистские школы были двух типов: начальные и повышенные. В начальных школах изучались чтение, письмо, счёт, религия, катехизис. В школах повышенного типа (наиболее известные Виленская и Слуцкая) - латинский, греческий, польский, староеврейский языки, греческая литература, этика, риторика, история, законодательство, логика, математика, физика. В уставе Слуцкой школы (Слуцкого лицея) были зафиксированы правила для учащихся, режим занятий, нравственный кодекс, обязанности педагога, описывались методики опросов и экзаменов. В школе было 4 класса, обучение в каждом классе длилось 2 года. В процессе обучения проводились лекции, беседы, диспуты. В ответах учащихся ценилась самостоятельность выводов. Дети принимались в школы с 10 лет, для бедных детей открывались общежития (бурсы).

Во второй половине XVI века в Беларуси получает распространение новое протестантское направление – арианство. Последователи Ария (ариане) придерживались учения о неравенстве Иисуса Христа с Богом-отцом. В Речи Посполитой ариан было достаточно много; они проповедовали строгое соблюдение принципов христианской морали в повседневной жизни. представители данного направления протестантизма высказывали убеждение в том, что суть религии следует искать не в неясных догматах, а в нравственном поведении, а о достоинствах человека следует судить по его конкретным делам, поведению, образу жизни. В основу своего учения ариане положили свободу вероисповедания.

Наиболее крупные и известные арианские школы существовали в ивье, Клецке, Несвиже, Новогрудке и других городах. Арианские школы были двух видов: начальные и школы типа гимназий (давали среднее образование). Содержание образования было достаточно насыщенным: латинский, греческий, древнееврейский языки, философия, риторика, право, теория музыки, история, эстетика, география природоведение, физика, математика, медицина. Основными учебниками, по которым велось преподавание в арианских школах, были: «Катехизис» Сымона Будного, «Пособие по овладению учением» Аристотеля, «Сентенции, которыми необходимо руководствоваться в жизни» Яна Лициния Намысловского.

Протестантские школы давали знания, необходимые для поступления в университет, и за период своего существования существенно повысили уровень образования в Беларуси. В середине XVII века под давлением католической церкви протестантские школы прекращают своё существование на территории Беларуси.

В началеXVIII века в Беларуси появляются пиарские школы (коллегиумы, уездные училища, конквикты). Пиары – католический монашеский орден целью которого являлось обучение юношества. Орден пиаров открывает свои школы в Щучине, Вороново, Зельве, Могилёве, Россонах, Дрогичине, Полоцке и др. Школы пиаров ориентировались на иезуитскую системы воспитания. Учебный план этих заведений был очень насыщенным и включал в себя следующие предметы: религия, христианская мораль, латинский, польский, греческий, французский, немецкий языки, арифметика, география, физика, философия, история, литература, риторика. Необязательными для изучения были архитектура, итальянский язык. Физическая подготовка, музыка, рисование, верховая езда.

Большой вклад в развитие пиарских школ и в дело реорганизации образования внёс прогрессивный представитель польского просвещения Станислав Канарский. Школьная реформа, проведённая под его руководством, преследовала цель модернизации процесса обучения. С. Канарский особое внимание уделял светскому характеру обучения при сохранении предметов религиозного цикла. Важное значение придавалось патриотическому и гражданскому воспитанию.

Новые предметы в реформированных пиарских школах преподавали специально подготовленные учителя. Курс обучения был рассчитан на 6 лет. Ордену пиаров удалось сохранить свои позиции в школьном деле и после третьего раздела Речи Посполитой, в результате которого Беларусь вошла в состав Российской империи. Лишь после закрытия Виленского университета и начала процесса русификации учебные заведения пиаров в Беларуси начинают закрываться.

Известными педагогами-гуманистами в Беларуси XVI века являлись братья Зизании, Лаврентий и Стефан (Тустановские).

Лаврентий Зизаний (ок. 1550-60 – ок. 1634) получил образование на Волыни в Острожской школе. Преподавал церковнославянский и греческий языки во львовской, брестской, Виленской братских школах. Создал учебные пособия «Азбука», «Лексис», «Грамматика словенская», «Катехизис Великий. «Азбука Л. Зизания стала второй по счёту азбукой у восточных славян, вышла в свет в 1596 году. В «Лексисе» автором даются сведения из истории, астрономии, географии, биологии, медицины, философии, юриспруденции, экономики и других наук. Большое внимание уделяется им также воспитанию и обучению. «Грамматик словенская», первый учебник по славянской грамматике, построена в форме вопросов и ответов. Роль учебных пособий Лаврентия Зизания в образовании восточнославянских народов невозможно недооценивать.

Милетий Смотрицкий (ок. 1578 – 1633) просветитель, общественно-политический и церковный деятель. Родился в деревне Смотрич на Подолье. Начальное образование получил под руководством отца – ректора Острожской школы. Окончил философский факультет Виленской иезуитской академии, преподавал в православных братских школах Вильно, Минска, Киева. Свое образование продолжил за границей: слушал лекции в университетах Германии, Словакии и др. Получил степень доктора медицины.

Деятельность Милетия Смотрицкого как педагога и учёного в первую очередь связана с деятельностью православных братств. В братских школах он преподавал старославянский, греческий, латинский языки, был ректором братской школы в Киеве. Достаточно долгое время М. Смотрицкий по сути дела находился во главе антиуниатского и антикатолического движения, развернувшегося в тот период на Беларуси. Главное содержание его общественно-политической и литературно-педагогической деятельности заключалось в защите права белорусского народа на свою самобытную культуру.

Значимым результатом педагогической деятельности М. Смотрицкого стала изданная в 1619 году «Грамматики славенския правилное синтагма». Эта книга являлась продолжением борьбы просветителя против засилья на территории Беларуси католической церкви и польской экспансии, а также подтверждением прав белорусов на уникальность и сохранение своего языка. В предисловии к «Грамматике» автор высказывает надежду, что на родном языке будут читать лекции, учить писать. Это был один из лучших языковых учебников, сохранивший своё научное значение на протяжении XVII и первой половины XVIII столетия до появления в 1755 году «Грамматики» М.В. Ломоносова.

Казимир Лыщинский (1634 – 1689) белорусский мыслитель-атеист. Родился в д. Лыщицы (Брестская область). Образование получил в иезуитском коллегиуме в Берестье. Уникальность атеистических взглядов К. Лыщинского заключается в их последовательности и бескомпромиссности в сложный период диктата иезуитов. Обладая врожденными способностями к вдумчивому анализу, исследуя античную философию и современную ему литературу, в своём трактате «О несуществовании Бога» он опровергает все доводы теологов. Считая Бога результатом представлений человека, а не реальности, К. Лыщинский также, будучи поляком по национальности, осуждал захват Польшей чужих земель, ущемление политических и национальных прав православного населения. За свои взгляды К. Лыщинский был приговорён к смертной казни.

В своём имении Лыщицы им была организована школа, отличавшаяся подлинным демократизмом: учились в ней дети местной шляхты и крестьян. Содержание обучения было выстроено на основе рациональных наук о законах развития природы и природных явлений, окружающей среды. В школе также преподавались различные языки.

Симеон Полоцкий (1629 – 1680) писатель, публицист, переводчик, издатель, педагог. Настоящее имя – Самуил Гаврилович Петровский-Ситниянович. Долгое время прожил в Москве, где многое сделал для развития просвещения на Руси. От Российского государя С. Полоцкий добивался защиты белорусских земель от полонизации путём присоединения их к России. Противоречивость исторических обстоятельств того времени отразилась на мировоззрении и педагогических идеях педагога и просветителя. Его мировоззрение соединяло в себе церковные и одновременно светские мотивы, утверждение нерушимости феодального строя и критику его недостатков, призывы к просвещению народа, активную просветительскую деятельность и в то же время средневековый аскетизм и домостроевщину.

Прогрессивная в то время концепция «чистой доски, высказанная С. Полоцким почти на 20 лет раньше англичанина Дж. Локка, ставит его на один уровень с передовыми европейскими мыслителями XVII века, которые занимались решением проблемы о роли различных факторов в формировании личности. Белорусский просветитель наибольшее значение придавал социальному окружению, игнорируя вместе с тем знатность боярского рода. По мнению С. Полоцкого, все беды общества связаны с низким уровнем образования и просвещения вообще. Отсюда его призывы к юношам о необходимости получения образования, а также к родителям и преподавателям о воспитании детей добрым словом и делом, разумной любовью, а не розгой.

С. Полоцкий преподавал в Полоцкой братской школе, в школе для подьячих при Спасском монастыре в Москве, учил царских детей Алексея, Фёдора и Софью,. Наиболее известные произведения С. Полоцкого: «Вертоград многоцветный», «Рифмологион». При жизни он активно содействовал открытию славяно-греко-латинской академии (1687).

Политические события последней четвертиXVIII века, связанные с разделом Речи Посполитой, начало процесса разложения феодальной системы нашли широкое отражение в области школьного образования. В развитии просвещения в Беларуси наступает новый этап, сущность которого заключалась в переходе к школе, более соответствующей требованиям новой эпохи.

Первыми радикальными действиями в области просвещения явились школьные реформы 1773 года в Речи Посполитой и 1786 года в Российской империи. Юридическое оформление первой было связано с созданием Эдукационной комиссии (Станислав Канарский), второй – с организацией Комиссии по созданию народных училищ.

Подготовленный Эдукационной комиссией документ (статут) и мероприятия, проведенные ею в области образования, носили прогрессивный характер. Школа приобретала светскую направленность. Общее руководство образованием переставало быть прерогативой церкви. Из школ постепенно изгонялись схоластика и зубрёжка. В школьном плане большее место начали занимать предметы естественнонаучного цикла. Например, особое внимание уделялось преподаванию физики. В этот предмет включались не только элементы собственно физики, но и «начальные основы» ботаники, земледелия, садоводства, минералогии, гигиены, ветеринарии. Статут требовал от педагогов преподавания предметов физико-математического цикла, а также истории искусств и ремёсел в связи с практикой. Гуманитарные предметы были представлены польской и латинской грамматикой, географией, историей, законоведением и т.п.

Содержание обучения и воспитания учащихся на уроках гуманитарного цикла определялось теми конкретными политическими задачами, которые ставили перед собой прогрессивные круги польской шляхты и горожан во время разделов речи Посполитой, задачами сохранения национальной самостоятельности государства. Этим же задачам соответствовала и организация физического воспитания.

Основополагающим шагом в воспитании и обучении юношества была попытка Эдукационной комиссии освободить школу от прямого и непосредственного воздействия церкви. Преподавание теологии в школе было запрещено, а церковные проповедники должны были осуществлять свою деятельность только в храме и только в праздничные и выходные дни.

Передовыми для своего времени являлись и сформулированные Эдукационной комиссией дидактические принципы: требование от преподавателей использования методов обучения, содействующих развитию мышления учащихся. За 20 лет деятельности при содействии Эдукационной комиссии были открыты школы в Гродно, Волковыске, Поставах, Новогрудке, Минске, Несвиже, Слуцке, Бобруйске, Мозыре, Бресте, Пинске, Жировичах, Лиде, Щучине, Дрогичине и др.

Однако новшества в системе образования встретили мощное сопротивление со стороны правящих классов и духовенства. Сильным ещё оставалось воздействие ордена иезуитов, несмотря на то, что сам орден в Речи Посполитой был ликвидирован, а его имущество передано в распоряжение Эдукационной комиссии. К сожалению, Эдукационной комиссии не удалось осуществить провозглашенную в статуте бессословность образования. При содействии шляхты и представителей церкви было сорвано открытие приходских школ для детей крестьян.

Осуществление перехода к новой системе образования продолжалось и после вхождения Беларуси в состав Российской империи. Первая попытка открыть русские школы для городского населения Беларуси относится к концу XVIII века, когда на основании утверждённого в 1775 году «Учреждения для управления губерниями Российской империи» в губернских и уездных городах Дриссе, Городке, Суражи, Витебске и других городах магистратами было открыто свыше 20 школ. Горожане относились к открытию русских школ с большим одобрением: охотно отправляли туда своих детей, беспокоились о подборе учительских кадров. На собранные ими средства в некоторых городах даже были открыты «училищные дома». В 1784 году уездных городах Полоцкой губернии в русских школах училось 126 детей горожан. Однако организация и контроль за школами были поручены недавно созданным отделам гражданского призрения, у которых не было ни опыта, ни средств и которые часто открыто противодействовали работе школ: не давали помещения для занятий, не заботились о подборе учительских кадров, о наборе учащихся. Не соответствовала требованиям, предъявляемым горожанами, и программа данных школ, предусматривавшая изучение грамоты, рисования, арифметики и катехизиса для детей «Греко-российского вероисповедания».

В связи со сложившимися обстоятельствами часть школ вскоре перешла в руки духовенства, которое выделило для них помещения при церквях и монастырях и церковнослужителей в качестве преподавателей. Обучение в таких школах находилось на крайне низком уровне: не хватало учебников, средств для приобретения наглядных пособий и др. Политическая ситуация на объединённых с Россией землях Беларуси и Украины ускорила проведение коренной реформы образования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 5196; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.