Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление системы дворянского воспитания




Открытие Академии наук (1725) и учебных заведений при ней. Деятельность М.В. Ломоносова в области просвещения.

Просветительские реформы начала XVIII века. Организация государственных светских учебных заведений. Вклад Л.Ф. Магницкого в развитие методики светского школьного обучения. Зарождение и развитие профессионального образования.

К XVIII веку Россия становится сильным многонациональным государством с быстро развивающейся промышленностью. Значительно возросло и её международное влияние. В первой четверти XVIII века правительство Петра I проводит реформы, способствующие развитию науки, просвещения и искусства. Реформы в сфере образования и воспитания также были вызваны рядом социально-экономических факторов: политическое лидерство дворянства, укрепление позиций купечества и промышленников, формирование режима абсолютизма, изменениями в аппарате управления государством, создание новой армии и др. Усилилось внимание к созданию национальной системы образования. И если к концу XVII века Россия, в отличие от Западной Европы, не располагала системой регулярных государственных учебных заведений, то на протяжении XVIII века такая система была создана. Была сформирована особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью.

Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительские реформы, как введение гражданского алфавита и возникновение периодической прессы (издание первой российской газеты «Ведомости»), выпуск светской оригинальной и переводной литературы и мн.др.

В начале XVIII века в России открываются государственные школы различных типов, отличавшиеся практической направленностью, но в то же время не бывшие узкопрофессиональными. В них не только готовили будущих моряков, инженеров, врачей, переводчиков и др., но и давали общее образование, которое включало в себя родной и иностранный языки. В основном учебные заведения создавались для детей дворян, но сословный принцип нередко нарушался, и в новые учебные заведения принимали представителей других социальных слоёв. Эта реформа являлась одним из серьёзных направлений преобразований Петра I.

Первым из созданных в XVIII веке учебных заведений была учреждённая в Москве школа математических и навигационных наук в Сухаревой башне открытая в 1701 году. Первоначально в ней преподавали английские профессора. В учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация («искусство вождения кораблей»), астрономия, математическая география. До того, как приступить к изучению этой программы, учащиеся могли окончить два начальных класса («русская школа» и «цифирная школа»), где учили читать писать на основе гражданского алфавита, считать. Готовили в школе будущих моряков, инженеров, артиллеристов, служилых людей. Всей учебной деятельностью руководил известный русский математик Леонтий Филиппович Магницкий (1669 – 1739), автор учебника «математика, сиречь наука числительная» (1703). В 1715 году старшие классы школы математических и навигационных наук были переведены в Петербург, где на их базе была организована Морская Академия – военно-учебное заведение, готовящее к морской службе.

По образцу навигационной школы в Москве были учреждены ещё две школы – инженерная (1703) и артиллерийская. В 1707 году в Москве при военном госпитале была открыта хирургическая школа, рассчитанная на 50 учащихся. С 1721 года при сибирских заводах стали создаваться горные (горнозаводские) училища для подготовки квалифицированных мастеров и рабочих. Для обучения солдат и матросов открываются гарнизонные и адмиралтейские школы.

В 1732 году в Санкт-Петербурге для детей дворян открывается кадетский корпус, получивший название Сухопутный шляхетский корпус, а в 1752 году – Морской кадетский корпус.

Для подготовки специалистов-переводчиков в Москве, на Покровке было открыто особое учебное заведение, в котором детей бояр, служилых и торговых людей обучали греческому, латинскому, итальянскому, французскому, немецкому и шведскому языкам. Обучение языкам занимало три четверти учебного времени, остальные учебные часы отводились на изучение философии, истории, арифметики, географии. Обучение было бесплатным.

В начале XVIII века также была предпринята попытка создать систему государственных общеобразовательных школ. В 1714 году по всем церковным епархиям был разослан указ «Об открытии цифирных училищ», для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. Открытием цифирных училищ было положено начало созданию светских элементарных школ с математическим уклоном. Также была введена обязательная учебная повинность для детей дворян, дьяков и подьячих. Ученикам запрещалось жениться до тех пор, пока не выучатся цифири. В каждую губернию в качестве учителей отправили по два выпускника Московской навигацкой школы и Морской академии. В 1718 году было открыто уже 42 цифирных училища.

Однако постепенно цифирные школы перестают выполнять возложенную на них функцию и приходят в упадок. Многие дворяне и приказные не хотели отправлять туда своих сыновей; ученики из духовного сословия уходили в архиерейские школы. В 1744 году цифирные школы были присоединены к полковым гарнизонным школам, а оставшиеся слились с архиерейскими школами.

Деятельность архиерейских школ определялась «Духовным регламентом» (1721), составленным Феофаном Прокоповичем, в котором излагалась новая программа школьного обучения. Предписывалось открывать учебные заведения для детей духовенства при домах архиереев. Отличительной чертой этих школ являлось сочетание светской и религиозной программ. Обучали началам религии, письму, чтению, арифметике, геометрии. В «Духовном регламенте» также предусматривалось создание академий с семинариями – 8-летними закрытыми средними духовными заведениями. В программу входили латынь, грамматика, история, география, арифметика, геометрия, логика, диалектика, риторика, физика, политика и богословие. Регламент предусматривал использование целесообразных дидактических приёмов: ознакомление учащихся с общей характеристикой той или иной дисциплины в начале её преподавания, установление межпредметных связей и т.п. В отличие от старорусского эстетического воспитания, для семинаристов предусматривались «игры телодвижные», постановка «акций и комедий», музыка во время праздничных трапез и мн. др.

В учебных заведениях, созданных в начале XVIII века, обучение велось на русском языке. Вместо прежних Часослова и Псалтыря начинают учить по «Букварю» Федора Поликарпова (1701). В произведении Феофана Прокоповича «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению» (1717) были отражены требования государства к воспитанию детей. Популярностью пользовалась «Арифметика» Леонтия Магницкого – учебник, который до середины XVIII века оставался главным учебным пособием по математике.

Возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ являлось важным этапом в организации национальной системы образования. В этот период закладывается фундамент для построения системы образования на новых началах.

В конце 1725 года в Петербурге открывается первый научно-просветительский центр – Академия наук. В её состав входили университет и гимназия. К середине XVIII века наиболее значительным событием в развитии системы образования стало открытие в 1755 году Московского университета и двух гимназий при нём. Одна гимназия была открыта для дворянских детей, другая – для детей ремесленников, купцов, канцеляристов, солдат и т.п. Небольшое количество мест в гимназии и в университете было предусмотрено для детей из бедных семей, но талантливых, которые учились за казённый счёт.

Номинально университет был доступен для всех сословий, «открытый для всех лиц, способных к наукам», но фактически учиться в нем могли только представители дворянского сословия. В начале в нем было три факультета: философский, юридический и медицинский. Отсутствовал традиционный богословский факультет. Впервые преподавание всех наук в университете осуществлялось на русском языке. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Контингент преподавателей в большинстве был российским. Таким образом, Московский университет стал светского образования и национальной науки.

С целью организации научных исследований при университете открываются вспомогательные учреждения: химическая лаборатория, физический и минералогический кабинеты, анатомический театр, открываются библиотека и типография. Из художественных классов университетской гимназии выросла Академия искусств; сформировались школы известных русских архитекторов Казакова и Баженова; действовало много литературных и научных сообществ. В 1779 году при университете открывается первая учительская семинария.

В открытии университета большую роль сыграл выдающийся российский учёный – Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Родился будущий ученый в Архангельской губернии, в семье помора. В январе 1731 года поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В начале 1736 года, как один из лучших студентов, был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбург, затем три года изучал химию и горное дело в горной академии Фрайбурга. В 1741 году М. Ломоносов возвращается в Россию, где впервые начинает читать на русском языке публичные лекции в Академии наук.

Творчество М. Ломоносова было исключительно разносторонним. Он обладал широкими научными интересами в самых различных областях знаний: химия, физика, история, геология, стихосложение и др. Заложил основы физической химии, обосновал учение о преломлении света, создал ряд оптических приборов, был автором известных трудов по российской истории, писал стихи.

М.В. Ломоносов был не только крупнейшим ученым своего времени, но и выдающимся просветителем. Он принимал активное участие в разработке документов, определявших порядок функционирования университета и гимназии при нём, а также вопросов содержания образования.

Высоко оценивая роль гуманитарных наук в процессе обучения и воспитания юношества, М. Ломоносов считал, что основой обучения должен являться родной язык. «Российская грамматика», написанная ученым в 1755 году, стала первой грамматикой русского языка, созданной в России. Немногим ранее, в 1748 году, М. Ломоносовым была написана первая российская хрестоматия мировой литературы – «Риторика».

Разрабатывая учебный план средней школы, М. Ломоносов исходил из конкретных педагогических условий: последовательность изучения наук, их постепенное усложнение, светская направленность преемственность между средней и высшей школами. В своём «Регламенте академической гимназии» (1758) учёный изложил основы организации педагогического процесса в средней общеобразовательной школе, чем внес значительный вклад в становление российской педагогической науки. В частности, им были определены основные принципы и методы обучения, классно-урочная система для организации обучения, установлены обязанности преподавателей и правила поведения учащихся.

М. Ломоносовым разрабатывался проект развития школ России, основанных на принципе бессословности, преемственности и демократизма. Согласно данному проекту, в России должны были открыться учебные заведения трёх типов: школы, гимназии, университеты. Также превалировала мысль о том, что в школах низшей ступени необходимо давать образование всем детям, независимо от сословия.

Особое значение в деле патриотического воспитания молодёжи учёный отводил истории. В его произведениях «Краткий российский летописец с родословием» и «Древней российской истории» даётся анализ происхождения русской культуры и государственности. Самого учёного также отличали нравственная гражданская позиция и патриотизм. Будучи по духу глубоко русским человеком, М. Ломоносов отстаивал идею развития подлинно национальной высшей школы, воспитания собственных научных кадров, созданием условий для подготовки отечественных ученых на родине. Им было положено начало русского просвещения нового типа, основанного на идеях гуманизма, демократизма и народности; разработана оригинальная педагогическая теория.

Во второй четверти XVIII века на одно из первых мест выдвигается государственная проблема организации обучения дворянства. Согласно реформам Петра I на представителей дворянского сословия была возложена повинность: отдавать своих сыновей на учебу в государственные учебные заведения. В 1733 году был издан закон, отменявший эту обязанность и предоставивший дворянским детям право на домашнее обучение.

Однако со времён Петровской эпохи в обществе укрепилось понимание необходимости получения светского регулярного образования. И одним из первых планов в духе данной потребности был представлен Федором Салтыковым (ум. в 1715). В его «Пропозициях», изданных в 1712 году, предлагалось учредить в каждой губернии в зданиях монастырей академии, которые напоминали собой западноевропейские учебные заведения – дворцовые школы. Кроме преподавания общеобразовательных дисциплин: грамматики, риторики, поэтики, философии, математики и др., - в них предусматривались уроки танцев, верховой езды, фехтования.

Василий Никитич Татищев (1686 – 1750), один из первых представителей русского Просвещения, открыл несколько горнозаводских школ; в своих произведениях педагогической направленности изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения. Разработанная В. Татищевым программа дворянского воспитания предусматривала обучение светским наукам и религии; был разработан план открытия академий, университетов, гимназий и академий ремёсел.

Позиций критического, рационалистического видения мира придерживался известный просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович (1681 – 1736). Деятельный участник школьных реформ, сторонник светского образования, он в своих проектах использовал опыт преподавания западноевропейского круга наук, педагогической системы иезуитов. Подчеркивая важность воспитания для значения судьбы человека, Ф. Прокопович давал в своих произведениях педагогические советы родителям и воспитателям.

Иван Тихонович Посошков (1653 – 1726), известный просветитель, свои педагогические взгляды изложил в трактате «Завещание отеческое» (1705). В этом труде своеобразно уживались враждебность к иноземцам и инакомыслию с горячей поддержкой просветительских реформ, осуществленных Петром I. И. Посошковым была предложена расширенная программа дворянского обучения которая включала в себя грамматику, арифметику, славянский, латинский и греческий языки, различные ремёсла. Подвижник настаивал на организации повсеместного женского образования и всеобщего начального обучения крестьян.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3776; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.