Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философско-педагогические взгляды Л. Н. Толстого. Реализация идеи свободного воспитания в Яснополянской школе




Идея народности как основа педагогической системы К.Д. Ушинского, его дидактические взгляды. Работа «Труд в его психическом и воспитательном значении». К. Д. Ушинский о миссии учителя в обществе и программе его подготовки.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1870) – основоположник научной педагогики и народной школы в России.

Окончил юридический факультет Московского университета. Начинал свою педагогическую деятельность с исполнения должности профессора камеральных наук в Ярославском лицее. Впоследствии служил в Гатчинском Сиротском институте, состоял на должности инспектора классов в Смольном институте благородных девиц. Во время службы в Смольном К.Д. Ушинскому удалось провести в учебном учреждении ряд серьезных преобразований: модернизировать учебный план, в котором главное место было отведено русскому языку и литературе, предметам естественнонаучного цикла; укоренил принцип наглядности в процесс обучения; пригласил преподавать в институт известных педагогов: В.И. Водовозова, Д.Н. Модзалевского, Д.Д. Семенова и др. Либеральные демократические взгляды молодого талантливого педагога постоянно сталкивались с противодействием со стороны приверженцев традиционной воспитательной системы и антиреформаторских действий. Например, сотрудники Смольного института обвинили его в атеизме и политической неблагонадежности.

В 1862 году педагог был направлен за границу для изучения школьного дела. В Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии К.Д. Ушинский изучил работу самых различных учебных заведений, считавшихся в своих странах передовыми по части инноваций в педагогике: детские сады, приюты, общеобразовательные школы, изучил состояние женского образования за рубежом. Много внимания известным педагогом было также уделено педагогической журналистике и созданию учебников для начальной школы.

Мировоззрение основоположника российской научной педагогики отличалось твердыми нравственными принципами и убеждениями. В качестве педагогического идеала он признавал гармоничное развитие, совершенствование личности, призывая к обогащению духовности подрастающего поколения, к искоренению посредством воспитания таких нравственных недугов, как стремление к наживе, попрание моральных правил, равнодушие по отношению к нарушению законности и нравственности.

В вопросах общественного развития К.Д. Ушинский стоял на позициях просвещения, в качестве движущих сил развития социума признавая разум и идею. Как демократ, он защищал интересы народа, главным образом, право граждан на образование и воспитание, которые считал главной потребностью человека, основой богатства и расцвета любой страны: «Устройство хороших народных школ есть самая выгодная и надежная финансовая операция, потому что хорошая народная школа открывает источники богатства народа. Она увеличивает умственный и нравственный капитал народа, … без которого все другие капиталы мертвы».

Через все труды К.Д. Ушинского проводится идея, что общечеловеческая мораль должна лежать в основе как образования, так и науки. Теория нравственного воспитания, сформулированная педагогом, строится на основе христианской религии и общечеловеческих ценностей, проникнута гуманизмом и уважением к личности. Оставаясь верующим человеком, он разграничивает науку и религию. Наука, по его мнению, находится за границами религии, так как опирается на факты, а не на веру.

В основе педагогической теории К.Д. Ушинского находится идея народности, выведенная из положений, что воспитание зависит от исторического развития народа, что сам народ прокладывает дорогу в будущее, а воспитание вместе с другими общественными силами только помогает новым поколениям идти по этому пути. И поэтому, по его мнению, каждый народ должен создавать свою национальную систему воспитания. «Воспитание, которое создано самим народом и основано на народных основах, – утверждает ученый в статье «О народности в общественном воспитании», – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». При этом он считал, что «опыт других народов в деле воспитания есть ценность для всех, но только в том смысле, в каком опыт всемирной истории принадлежит всем народам».

П од народностью К.Д. Ушинский понимал «своеобразие каждого народа, которое обусловлено его историческим развитием, географическими и природными условиями, его характером, а главное, его языком». Делая акцент на значимости родного языка, педагог пишет: «Язык есть самая живая, самая многогранная и прочная связь, которая соединяет отжившие, сегодняшние и будущие поколения народа в одно большое, исторически живое целое. Он не только выражает способность народа к выживанию, но есть именно сама жизнь. Когда исчезает народный язык – народа больше нет!».

По мнению К.Д. Ушинского именно посредством языка подрастающее поколение воспринимает множество понятий, художественных образов, чувств, духовность. Родной язык открывает ребенку окно в мир. Поэтому так горячо в своей работе «О значении родного языка в первоначальном обучении» отстаивал педагог идею обучения на родном языке, особенно в младшем школьном возрасте.

Будучи безгранично уверенным в творческом потенциале русого народа, подтвержденном его литературой, музыкой, живописью и т.п., К.Д. Ушинский призывал чиновников от просвещения отдать дело народного просвещения в руки самого народа и «освободить его от уродливой опеки, которая только тормозит развитие школы».

Одно из центральных мест в педагогической системе основателя российской научной педагогики занимает учение о дидактике и дидактических принципах. К.Д. Ушинскому принадлежит разделение дидактики на общую и частную. В общей дидактике дается основополагающее понятие сути учебного процесса, его психолого-педагогических закономерностей, научное решение проблемы содержания образования, принципов и методов обучения. Особенно тщательно учёным были разработаны психологические основы обучения, даны рекомендации по построению учебного процесса с учетом возрастных этапов развития детей, их психологических особенностей.

Именно с психологических позиций рассматривает К.Д. Ушинский важнейшие дидактические принципы:

осознанность и активность в обучении («ясность», «самостоятельность»);

последовательность и систематичность («постепенность», «отсутствие чрезмерного напряжения или чрезмерной легкости»);

– наглядность;

– воспитывающий характер обучения («моральность»);

– прочность усвоения знаний и навыков («твердость усвоения»);

– связь обучения с жизнью («полезность»).

В своем главном научном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1867) учёный дал обоснование предмета педагогики, её основных закономерностей и принципов, рассматривал педагогику в связи с другими науками, изучавшими человека (философия, история, психология).

Большая заслуга К.Д. Ушинского заключается и в дальнейшей разработке дидактики начального обучения, его частных методик. Специалисты особо выделяют разработку методик преподавания родного языка и пояснительного чтения; инициативу введения и широкого распространения звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте с одновременным обучением чтению и письму.

Главные идеи педагогической системы К.Д. Ушинского нашли воплощение в его учебниках «Родное слово» и «Детский мир». «Родное слово» – учебник для первоначального обучения русскому языку, начиная с букваря и заканчивая практической грамматикой для третьего и четвертого годов обучения. «Детский мир» – книга для чтения в старших классах начальной школы (третьего и четвертого годов обучения).

Особое внимание исследователем было уделено роли народного учителя и путям его подготовки. К.Д. Ушинский называл педагога посредником, живым звеном между прошлым и будущим, видит в нем художника, который из куска мрамора «создает нечто подобное божеству». Высокое гражданское предназначение учителя обязывает его к ответственности и предъявляет к нему высочайшие требования. Одним из важнейших качеств, которыми, по мнению К.Д. Ушинского, должен обладать учитель, являются знания. И не только знания по предмету, но и специальные педагогические знания, которые помогают педагогу ясно представлять цели воспитания и управлять этим процессом на всех его этапах. Не меньшее значение имеют в деле воспитания и педагогический опыт, педагогический такт.

К.Д. Ушинский не только высказывал требования к учителю, но и разработал программу подготовки народных учителей. Его «Проект учительской семинарии» (1861) имел важное значение в деле создания отечественной системы подготовки учителей народных школ.

В творчестве классика русской литературы Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910) педагогическая тематика занимала одно из важных мест. Во многих его литературных произведениях присутствует стремление разрешить ту или иную педагогическую проблему, поднимаются нравственные вопросы, проявляется постоянный мировоззренческий поиск. Также писателем был написан ряд специальных статей, посвященных вопросам организации обучения и воспитания, наиболее известные из которых «О народном образовании», «Воспитание и образование», «О воспитании» и др. Также Л.Н. Толстой известен как автор интересных учебников для детей.

Свою педагогическую деятельность Л.Н. Толстой начал в 1849 году, с обучения грамоте крестьянских детей в своем имении Ясная Поляна, и продолжал эту деятельность с определенными перерывами до конца своей жизни. Но наиболее глубоко заинтересовался писатель теоретическими и практическими вопросами педагогики в 60 – 70-е годы, после открытия в 1859 году в своем имении экспериментальной школы. Сам Л.Толстой преподавал в ней математику и историю, руководил деятельность других учителей Яснополянской школы.

Для знакомства с передовым зарубежным педагогическим опытом он совершает путешествие по странам Западной Европы: Англии, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, – где знакомится с организацией учебно-воспитательного процесса в школе. Возвращается педагог с намерением преобразовать свое учебное заведение в школу свободной творческой деятельности детей, а также с мыслью об издании педагогического журнала для учителей. Школа работала с 1861 по 1863 гг., но Л.Н. Толстой закрывает её в знак протеста против учиненного властями обыска.

В 70-е годы граф снова решает вернуться к делу преподавания. Этот третий период учительского труда, который продолжался почти до конца 70-х годов, характеризуется созданием и апробированием оригинального метода обучения грамоте, созданием «Азбуки» и четырех книг для классного чтения, для каждой из которых было написано специальное руководство «Для учителя». В последний, четвертый период своей педагогической деятельности (80 – 90-е годы), Л.Н. Толстой публикует в журнале «Посредник» ряд статей, в которых раскрывает свое религиозно-нравственное учение – «непротивление злу насилием» – о воспитании всеобщей любви и уважения к людям. В конце своей жизни он пришел к выводу, что настоящее христианство должно стать основой народного образования.

Занимаясь педагогической деятельностью, Л.Н. Толстой считал необходимым дать народу такое образование, чтобы «спасти пропадающих там Пушкиных и Ломоносовых». Поэтому идея о демократизации народного образования, о широкой крестьянской самодеятельности в вопросах его организации соединялась у педагога с мыслью коренного переосмысления теоретических основ педагогики, содержания обучения в народной школе, с надеждой об усовершенствовании применяемых в школе методов воспитания и обучения.

Подобно Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой считал ребенка совершенным существом. Исходя из этого, школа, по его мнению, не должна вмешиваться в формирование убеждений ребенка. Взрослые могут только предоставлять материал для их самостоятельного гармоничного развития. То есть воспитание оправданно только как самовоспитание. Сам педагог воспитывал учеников всей своей деятельностью, гуманными отношениями к ним, а также посредством специальных бесед на нравственные темы. Более того, в последние годы своей педагогической деятельности он признавал принцип воспитывающего обучения: «Воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякие же знания содействуют воспитанию».

Творчество, самодеятельность и активность учеников красной нитью проходят через процесс преподавания в Яснополянской школе. Так в школе не придерживались официальной программы обучения, отсутствовал стабильный учебный план (учителя сами намечали еженедельные планы работы, которые совместно обсуждали), твердый распорядок. Часто проводились такие занятия, как детские игры, забавы, вечерние прогулки и т.п. Ученики имели право не приходить на занятия, не всегда слушать учителя. Л.Н. Толстой был уверен, что «при нормальном ненасильственном развитии школы, чем больше становятся образованными учащиеся, тем больше они становятся способными к порядку и тем сильнее на них в этом плане воздействие наставника».

Л.Н. Толстой считал целесообразным использование различных методов обучения (художественный рассказ, беседа, самостоятельная творческая работа, экскурсии, наблюдения, опыты и др.), руководствуясь при этом отношением самих детей к тому или иному методу, их удовлетворением от проделанной работы. С целью закрепления полученных знаний большое внимание уделялось упражнениям, а для развития творчества – самостоятельным творческим работам. В основе методики воспитания лежал практический опыт ребёнка, естественная наглядность.

Педагогом-экспериментатором были также сформулированы указания по написанию учебников для начальной школы: использование близкого к детской жизни краеведческого материала, его занимательность, доступность для понимания и легкого запоминания. Тим требованиям полностью соответствовали учебники, написанные самим писателем: «Азбука», «Русские книги для классного чтения» и др. В форме художественных рассказов автору удалось изложить богатый природно-исторический материал и материал по нравственному воспитанию.

В свете своей педагогической деятельности Л.Н. Толстой глубоко и по-новому подошел к проблеме возможностей человеческого разума, его взаимоотношений с верой. Признавая, что разум и любовь есть способ познания истины, способ существования человека, он создал своё оригинальное учение о нравственности – «непротивление злу насилием». В этой теории органично соединены универсальная и внутренняя, личностная этика. Не отвергая идеи Бога, писатель на первое место ставит отношения человека к миру и считает, что Бога человек носит в самом себе. Отсюда и цель воспитания – помочь ребенку познать самого себя, научить его этической оценке добра и зла, противостоянию злу.

В своих беседах с детьми на нравственные темы педагог опирался на высшие чувства человека – всеобщую любовь к людям, бескорыстие, всепрощение. В качестве примера можно привести следующее высказывание: «Постарайся полюбить того, кого ты не любил, кто обидел тебя, и если тебе удастся это сделать, то тебе сразу станет хорошо и радостно на душе». Подобные правила о взаимоотношениях между людьми, высказанные выдающимся русским писателем, соответствуют нормам общечеловеческой морали и следование им в нашем обществе, в котором еще так много пороков, будет только способствовать его улучшению и совершенствованию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 3909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.