Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности формирования инновационной стратегии развития




ОБЩАЯ СХЕМА РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ

ЛЕКЦИЯ 10

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ТЕМА 3

 

Стратегическое поведение предприятия нефтегазовой промышленности - это основа корпоративного менеджмента в условиях постоянных изменений окружающей среды и глобальной конкуренции. Главная задача стратегии предприятия – достижение конкурентных преимуществ и требуемой рентабельности производственно-коммерческой деятельности. Решение этой задачи видится в определении условий, определяющих позицию предприятия на конкретном рынке. К их числу относят:

§ производственный потенциал предприятия – наличие современного оборудования, техники и технологий и их рациональное использование;

§ экономический потенциал предприятия – низкие издержки производства и финансовая устойчивость предприятия;

§ маркетинговый потенциал предприятия – эффективная служба маркетинга, развитая сбытовая сеть;

§ инновационный потенциал.

 

Разработка стратегии развития предприятия предполагает овладение базовыми инструментами стратегического менеджмента. Стратегический менеджмент представляет собой процесс, определяющий последовательность действий менеджмента предприятия по формированию и реализации стратегии. Стратегическое планирование в рамках стратегического менеджмента включает в себя последовательное рассмотрение выбираемых стратегий, процессов, осуществляемых в ходе реализации каждой стратегии; действий, сопровождающих совокупность процессов, получающих окончательную оценку в процессе инвестиционного планирования. Методическая схема формирования и реализации стратегии предприятия, включающая основные типы стратегий развития, приведена на рис.3.1.

 

Рис.3.1. Схема разработки стратегии развития предприятия

 

Цели управления инновационными процессами реализуются через последовательное повышение эффективности производственно-коммерческой деятельности компании. НТП как ключевой фактор получения долгосрочных конкурентных преимуществ воплощается через эффективное управление инновационной деятельностью, обеспечивающее необходимые условия реализации принятого стратегического курса развития, как на отраслевом, так и корпоративном уровне. В свою очередь, повышение эффективности деятельности компании на базе НТП осуществляется через реализацию инновационного подхода при формировании и выборе конкурентной стратегии компании, базирующейся на инновациях.

Под инновационным подходом к формированию и реализации стратегии развития предприятия будем понимать инвестирование в разработку и приобретение инновационных технологий и решений с целью достижения конкурентных преимуществ и доминирующего положения на соответствующих сегментах рыночного пространства. Реализация инновационного подхода - ключевой фактор снижения риска потенциальных потерь в будущем при выборе стратегии развития предприятия.

 

Инвестиционное планирование. На практике инновационный подход при разработке стратегии предприятия реализуется в рамках инвестиционного планирования (рис.3.2).

 

 

Рис.3.2. Процесс инвестиционного планирования

 

Инвестиционное планирование основа экономического роста предприятия. Центральная задача инвестиционного планирования - определение и обеспечение баланса инвестиций, затрагивающего интересы инвесторов и собственников - на основе долгосрочной стратегии устойчивого развития предприятия. В рамках инвестиционного планирования решаются следующие вопросы:

§ Формирование конкурентной стратегии, ориентированной на повышение эффективности деятельности и устойчивости развития в долгосрочной перспективе (в соответствие со схемой, показанной на рис.3.1). Сохранение устойчивого развития связывается, как правило, с подготовкой и принятием на верхнем уровне руководства компанией стратегических решений, разработкой и коррекцией стратегических программ и планов.

§ Проведение анализа и оценки выбранной стратегии, выявление в ней «узких мест», определение инновационных направлений деятельности (инновационное планирование). Детальный анализ изменений внешней и внутренней среды является основным элементом для определения основных показателей деятельности предприятия и базисом для внесения необходимых корректирующих мероприятий с целью достижения намеченных результатов. Однако, всестороннее изучение факторов среды, как правило, генерирует огромные массивы информации из источников различной степени достоверности и компетентности. Кроме того, противоречивость данных часто приводит не просто к трудностям принятия решения по выбору приемлемого сценария развития, но и подчас создает ситуации, описываемые набором близких альтернатив. В этих случаях механизм принятия решения часто превращается для менеджера в процесс «угадывания» решения.

§ Разработка мероприятий по устранению «узких мест» с учетом инновационных процессов и технологий (планирование реализации инновационной стратегии развития);

§ Бизнес – планирование (процесс разработки бизнес – проекта как организационного оформления продуктовой/технологической стратегии);

§ Выявление источников финансирования и планирование инвестиций.

 

Важнейшей составляющей реализации ожидаемых результатов инвестиционной программы является поддержка стратегии компании, базирующейся на нововведениях - инновационной стратегии развития компании. Для каждого нововведения существуют индивидуальные стратегии и тактики. Вместе с тем комплексный подход к инновационной деятельности на предприятии включает как конкретные стратегии, так и различные аспекты разработки и реализации нововведений, в том числе оценки затрат и результатов от инновационной деятельности. Поэтому, органической составляющей инвестиционного планирования является инновационное планирование - разработка инновационных программ и проектов, конкретных планов инновационного развития.

Инновационное планирование создает дополнительные сложности для инвестиционного планирования. Это происходит, прежде всего, в результате:

§ повышения уровня неопределенности результатов, связанных со сроками, затратами, качеством и эффективностью, инициирующих специфическую функцию менеджмента предприятия - управление инновационными рисками;

§ увеличения инвестиционных рисков проектов за счет новизны решаемых задач, обусловленных инновационной составляющей;

§ трудностей, обусловленных структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и долгосрочные проекты, связанные с привлечением инвестиций, т.к. приходится искать более рискованных инвесторов;

§ необходимости более гибкого согласования инновационных и инвестиционных процессов с помощью качественно новых объектов управления - инновационных проектов;

§ неизбежности реструктуризации предприятия, связанной с реализацией инновационной стратегии, в сочетании со стабилизацией текущих производственных процессов;

§ обеспечения баланса интересов и согласования решений стратегического, технологического, инновационного, финансового и производственного менеджмента и маркетинговых решений.

При раскрытии темы 2 подчеркивалось, что инновационная стратегия развития предприятия - это конкурентная стратегия устойчивого развития, базирующаяся на максимально полном учете инновационных процессов и технологий.

В системе менеджмента предприятия конкурентная инновационная стратегия устойчивого развития реализуется через:

§ подсистему корпоративных целей, представленную в виде стратегической программы развития конкретных видов деятельности;

§ генеральный план, определяющий приоритетные направления, цели и задачи, ресурсы и последовательность этапов по достижению стратегических целей компании;

§ комплекс методов и средств достижения целей компании на основе максимально полного учета технологического фактора в корпоративном, отраслевом, межотраслевом и международном аспекте.

 

Та или иная инновационная стратегия осуществляется в процессе инновационной деятельности предприятия, направленной на внедрение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов и средств в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; освоение нетрадиционных и новых видов ресурсов. Инновационная стратегия развития предприятия выступает, с одной стороны, в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, экономического, коммерческого, научно-технического, организационного и социального характера. В то же время она представляет собой фактор регулирования деятельности предприятия в процессе достижения намеченных целей и задач. Одновременно она устанавливает связи предприятия с внешней технологической и рыночной средой. Она является неотъемлемым элементом:

· разработки стратегической концепции развития предприятия с учетом технологического фактора;

· разработки стратегических программ и проектов, реализующих конкурентную стратегию компании, основанную на инновациях;

· стратегического контроля деятельности и развития предприятия;

· выработки стратегий обеспечения финансами и материальными ресурсами инновационных программ и проектов;

· выработки стратегии обеспечения инновационной деятельности квалифицированным персоналом.

 

Инновационная стратегия - это фундамент построения базовой стратегии на инновационных принципах, основа для последующей разработки маркетинговой, финансовой и других стратегий предприятия. В рамках стратегического менеджмента она выступает в качестве основного элемента, обеспечивающего взаимосвязь всех других видов функциональных стратегий компании. В процессе инновационной деятельности она определяет место каждой из реализуемых в компании функций, связанных с управлением инновационными процессами. При адаптации компании к изменениям условий освоения ресурсов и внутренних факторов развития - способствует интеграции производственно-коммерческой, организационно-управленческой и научно-технической деятельности, обеспечивающей активное формирование и полное использование инновационного потенциала.

Инновационная стратегия предстает ключевым блоком в разработке стратегий предприятия на всех уровнях управления. Связь компонентов инновационной стратегии предприятия может быть представлена в виде схемы, приведенной на рис.3.3.

 

 

Итак, инновационная стратегия предприятия - это конкурентная стратегия, осуществляемая на основе инновационного подхода к развитию предприятия. Ее можно охарактеризовать как специфическое логическое построение, на основе которого менеджмент решает стоящие перед ним задачи реализации выбранной базовой стратегии развития предприятия - с максимально полным учетом инновационных процессов и технологий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1626; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.