КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Особенности и виды отклоняющегося развития
Идея компенсации и сверхкомпенсации стала центральным понятием в системах психологии, основанных на принципе целостности психики (В. Штерн, А. Адлер, Л.С. Выготский). Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. Предлагают выделять первичную и вторичную компенсацию. Первичная компенсация протекает в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью ис- пользуются коррекционные технические средства (очки, слуховые аппара- ты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в об- ласти вторичной симптоматики, т.е. в области психологических последст- вий нарушения. Сущность вторичной компенсации заключается в повы- шенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки. Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает характер целенаправленного поведения. При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществ- лении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации. Первый – внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов по- страдавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухово-
го восприятия. Второй тип – межсистемная компенсация, которая осуще- ствляется путем перестройки функциональных систем и включения в ра- боту новых элементов из других структур, выполнения ими несвойствен- ных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у ро- дившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного вос- приятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций. Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нарушениями слуха предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности. На разных этапах развития специальной психологии изменялись взгляды ученых на решение проблемы компенсации нарушений. Эти изме- нения происходили в связи с изменениями в системах специального обу- чения и воспитания, с углублением понимания причин и сущности нару- шений психического развития, с изменениями отношений к людям с от- клонениями в развитии в разных социальных системах. Например, в трак- товке компенсации глухоты выделяются различные подходы. Долгое вре- мя существовало непонимание зависимости немоты от нарушений слуха. Открытие этой зависимости в XVI в. Д. Кардано получило признание да- леко не сразу. В этих условиях объяснения попыток и результатов успеш- ной компенсации носили мистический характер. В конце XIX – начале XX в. основным движущим принципом психи- ческого развития считалось саморазвитие изначально заложенных способ- ностей, поэтому в процессах компенсации внешнее воздействие рассмат-
ривалось лишь как толчок к их спонтанному развитию, к пробуждению души. Часто роль такого толчка отводилась слову, которому приписыва- лась возможность мистического воздействия на психику человека. Таким образом, слово как бы «пробуждает» человеческую душу, а в последую- щем процесс психического развития совершается сам собой. Своеобразное решение проблемы компенсации дается в рамках инди- видуальной психологии А. Адлера – одного из направлений психоанализа. А. Адлер исходит из того, что структура личности ребенка формируется в детстве, в возрасте до пяти лет, в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. С его точки зре- ния, человек – самое биологически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение малоценности, которое усиливает- ся при наличии какого-либо сенсорного или физического дефекта. Само ощущение своей малоценности является постоянным стимулом к развитию психики человека, т.е. дефект, неприспособленность, малоценность оказы- ваются не только минусом, но и плюсом – источником силы, стимулом к компенсации и сверхкомпенсации. В попытках преодолеть чувство мало- ценности, вплоть до неполноценности из-за неразвитости своих телесных органов, складываются жизненные цели ребенка, он самоутверждается. Если эти цели реалистичны, личность развивается нормально, если фик- тивны – становится асоциальной и невротичной. В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным чувст- вом общности и чувством неполноценности. Этот конфликт приводит в действие механизмы компенсации. Стиль жизни – та детерминанта, кото- рая определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувст- вом общности – своеобразным стержнем, на котором держится вся конст- рукция стиля, который определяет ее содержание. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окру- жающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У детей, растущих рядом с холодными, отстраненными матерями, или у чрезмерно избало- ванных детей чувство общности не развивается. Уровень развития чувства общности определяет систему представле- ний о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Если чувство
общности определяет стиль жизни, то два других врожденных чувства – неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразны- ми носителями энергии, необходимой для развития личности. Если чувст- во неполноценности, воздействуя на человека, вызывает в нем стремление преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству пробуждает желание быть лучше других, быть умелым и знающим. А. Адлер выделял четыре вида компенсации любого нарушения – полная и неполная компен- сация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация (или уход в болезнь). При неразвитом чувстве общности у детей формируются невротиче- ские комплексы, что приводит к отклонениям в развитии личности. Не- полная компенсация обусловливает возникновение комплекса неполно- ценности, изменяет жизненный стиль ребенка, делая его тревожным, не- уверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозмож- ность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто ведет к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее – взрослый человек) на- чинает спекулировать своими недостатками, пытаясь вызвать сочувствие к себе и извлечь из этого выгоду. Такой вид компенсации порочен: он оста- навливает личностный рост, формирует неадекватную, завистливую, эгои- стичную личность. В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие личности использу- ют свои знания для приобретения власти над людьми, их порабощения, думая лишь о своих выгодах, что приводит к отклонению от социально ценных норм поведения. При развитом чувстве общности дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как для них оказывается возмож- ным компенсироваться за счет других людей, в основном сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при фи- зических дефектах, которые часто не дают возможности полной компенса-
ции и поэтому служат причиной изоляции ребенка, останавливают его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек с развитым чувст- вом общности старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремление к превосходству не превращается в агрессию, слабость оборачивается силой. Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться, человек актуализирует свои творческие возможности. По мнению Л.С. Вы- готского, А. Адлер вывел психологический закон превращения органиче- ской неполноценности через субъективное чувство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции, в стремление к компенсации и сверхкомпенсации. Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положительно не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость самое по себе, а заключенные в ней импуль- сы и источники силы». Сверхкомпенсация – это только крайняя точка од- ного из двух возможных исходов процесса компенсации, один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс – неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической пози- ции. Между этими двумя полюсами расположены все возможные степени компенсации… Проанализировав существовавшие взгляды на проблему компенсации психических функций, Л.С. Выготский обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. Такое понимание имело большое значение для развития всех отраслей специальной педаго- гики, так как позволило более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического разви- тия, в том числе детей с недостатками слуха. В теории компенсации психических функций Л.С. Выготского можно выделить ряд важных положений. 1. Л.С. Выготский придавал большое значение включению детей с на- рушениями психического развития в разнообразную социально значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта. При выпадении из нормального функционирования какого-либо органа чувств, другие органы начинают выполнять те функции, которые у нор- мального человека ими обычно не исполнялись. Так, у глухого человека зрение играет иную роль, чем у человека с сохранными органами чувств, так как оно должно содействовать восприятию и переработке огромного количества информации, которую глухой другим путем получить не мо- жет. Исходя из этого, сущность работы с детьми, имеющими недостатки слуха, заключается не столько в развитии у них оставшихся органов вос- приятия, сколько в создании активных, действенных форм детского опыта. 2. Л.С Выготский ввел понятие о структуре дефекта, о системном ха- рактере нарушений. Это положение является ключевым при организации необходимых условий обучения и воспитания, способствующих успешной компенсации. Педагогическое воздействие в первую очередь направлено на преодо- ление и предупреждение вторичных дефектов. С его помощью может быть достигнута значительная компенсация нарушенных функций. Своеобразие структуры психического развития глухого ребенка мож- но представить в следующем виде: первичный дефект – нарушение слуха, вторичное отклонение – нарушения в развитии речи или отставание в нем, отклонения третьего порядка – своеобразное развитие всех познаватель- ных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), отклонения четвертого порядка – нарушения в развитии личности. 3. Л.С. Выготский сформулировал положение о связи задач общего воспитания и специальных методик, подчинении специального воспитания социальному, их взаимозависимости. При этом необходимость специаль- ного воспитания не отрицалась: обучение детей с любыми нарушениями требует специальной педагогической техники, особых приемов и методов. Например, при нарушении слуха обучение детей устной речи становится не только специальным вопросом методики формирования ее артикуляции, но и центральным вопросом сурдопедагогики. Глухота и даже незначи- тельные нарушения слуха, по мнению Л.С. Выготского, оказываются для человека большим несчастьем, поскольку изолируют его от общения с другими людьми, препятствуют установлению социальных связей. Следу- ет как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слу- хом, чтобы речь была ему нужна и интересна. Развитие человека происходит путем присвоения исторически выра- ботанных форм и способов деятельности. Побудительные факторы разви- тия приводятся в движение деятельностью субъекта, которая возникает в ответ на появление потребности. Потребности, в свою очередь, формиру- ются в процессе психического развития ребенка, одна из первых и важ- нейших потребностей – потребность в общении со взрослым. На ее основе младенец вступает в практическое общение с людьми, отношения и спосо- бы взаимодействий с которыми в дальнейшем усложняются (используются предметы, знаковые системы). 4. Основной путь к компенсации людей с различными нарушениями развития Л.С. Выготский видел во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. Л.С. Выготский высоко оценивал потенциальные возможности компенсации у людей с нарушениями слуха, при этом счи- тал, что таким людям доступны очень многие виды трудовой деятельности за исключением некоторых областей, непосредственно связанных со зву- ком. При правильном подходе к делу именно благодаря включению в тру- довую деятельность создаются условия для полноценной интеграции в общество. Включение людей с недостатками слуха в активную трудовую жизнь вместе со слышащими – вот главное направление компенсаторной работы. 5. Глубокий научный и практический смысл имеет положение Л.С. Выготского о том, что сама по себе слепота, глухота и тому подобные частные дефекты не делают еще носителя их дефективным. По его мне- нию, судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. Компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только в том случае, когда дефект становится осознанным. Сверхкомпенсация, с одной стороны, детерминируется харак- тером, степенью дефекта и резервными силами организма, а с другой – внешними условиями. В дальнейшем в работах отечественных психологов (А.Р. Лурия, Б.В.Зейгарник, В.В.Лебединского) была продолжена разработка проблем компенсации психических функций. Практическая реализация основных положений Л.С. Выготского была осуществлена отечественными сурдопе- дагогами. Положения Л.С. Выготского легли в основу выделенных В.В. Лебе- динским параметров, определяющих тип нарушения психического разви- тия (дизонтогенез). В соответствии с этими параметрами психическое раз- витие лиц с недостатками слуха относится к дефицитарному типу дизонто- генеза. Рассмотрим его особенности по отдельным параметрам. Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения и определяет его вид – общий дефект, связанный с нарушением регулятор- ных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, обусловлен- ный недостаточностью отдельных функций. Общие и частные нарушения выстраиваются в определенную иерархию. Поскольку нарушения в дея- тельности регуляторных систем в той или иной степени влияют на все ас- пекты психического развития, недостатки слуха как частные нарушения можно компенсировать из-за сохранности регуляторных или других част- ных систем в условиях адекватного обучения и воспитания. Второй параметр – время поражения – обусловливает характер нару- шения психического развития. Чем раньше произошло поражение (врож- денная или рано приобретенная глухота), тем вероятнее явление недораз- вития психических функций; при позднем возникновении нарушения воз- можны повреждения психических функций с распадом их структуры (в случае несвоевременного начала коррекционной работы у позднооглохших детей). В ходе психического развития каждая функция проходит сензитивный период, который отличается не только наиболее интенсивным развитием данной функции, но и наибольшей ее уязвимостью по отношению к воз- действиям. Неустойчивость психических функций может привести к явле- ниям регресса (возврата функции на более ранний возрастной уровень) или к явлениям распада, т.е. грубой дезорганизации. По мнению В.В. Лебедин- ского, нарушение в развитии никогда не имеет равномерного характера: в первую очередь страдают те психические функции, которые в это время находятся в сензитивном периоде, затем – функции, непосредственно свя- занные с поврежденной. Поэтому у детей с недостатками слуха одни функции будут относительно сохранными (например, зрительное воспри- ятие, вибрационная чувствительность), другие – в разной степени задер- жанными (например, осязание, развитие движений). Третий параметр вытекает из идеи Л.С. Выготского о системном строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первичны- ми и вторичными дефектами. Нарушение слуха как первичный дефект ве- дет к недоразвитию речи как психической функции, связанной с постра- давшей наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Четвертый параметр – нарушение межфункциональных взаимодейст- вий. В психическом развитии ребенка выделяются такие типы взаимодей- ствий психических функций, как временная независимость функций, ассо- циативные и иерархические связи. Временная независимость функций ха- рактерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная незави- симость развития мышления и речи до двухлетнего возраста. У детей с не- достатками слуха, особенно у ранооглохших, эта независимость в развитии мышления и речи может сохраняться намного дольше. С помощью ассо- циативных связей разномодальные чувственные впечатления объединяют- ся в одно целое на основе пространственно-временной близости (напри- мер, образ дома, времени года). Самый сложный – иерархический – тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, кото- рые позволяют в случае необходимости произвести компенсаторную пере- стройку психической функции (по Н.А. Бернштейну). Перестройка и усложнение межфункциональных взаимодействий происходят в определенной последовательности, при этом каждая из пси- хических функций имеет свой цикл развития, в котором чередуются пе- риоды более быстрого и более медленного их формирования. У людей с недостатками слуха наблюдаются нарушения межфункциональных взаи- модействий, возникновение диспропорций в психическом развитии, на- пример несоразмерности в развитии наглядно-образного и словесно- логического мышления, формировании письменной и устной речи.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |