Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Особенности и виды отклоняющегося развития




 

Идея компенсации и сверхкомпенсации стала центральным понятием

в системах психологии, основанных на принципе целостности психики

(В. Штерн, А. Адлер, Л.С. Выготский).

Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых

или нарушенных психических функций путем использования сохранных

или перестройки частично нарушенных функций. Предлагают выделять

первичную и вторичную компенсацию. Первичная компенсация протекает

в идее целенаправленной деятельности, направленной на относительное

уменьшение меры проявления основного нарушения. С этой целью ис-

пользуются коррекционные технические средства (очки, слуховые аппара-

ты). В психологическом аспекте значительно сложнее компенсация в об-

ласти вторичной симптоматики, т.е. в области психологических последст-

вий нарушения. Сущность вторичной компенсации заключается в повы-

шенной чувствительности неповрежденных анализаторов в результате

достаточно интенсивного и продолжительного упражнения и тренировки.

Под компенсаторным механизмом понимается процесс компенсации и

сверхкомпенсации сенсорных, физических и умственных недостатков или

эмоциональных нарушений на уровне личности. Компенсация приобретает

характер целенаправленного поведения.

При компенсации психических функций возможно вовлечение в ее

реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществ-

лении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют

два типа компенсации. Первый – внутрисистемная компенсация, которая

осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов по-

страдавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухово-

го восприятия. Второй тип – межсистемная компенсация, которая осуще-

ствляется путем перестройки функциональных систем и включения в ра-

боту новых элементов из других структур, выполнения ими несвойствен-

ных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у ро-

дившегося глухим ребенка происходит за счет развития зрительного вос-

приятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности.

При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций.

Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для

полноценного развития личности, которые для детей с нарушениями слуха

предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук,

трудовыми навыками, основами производства, формирования способности

к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования

мировоззрения и нравственных качеств личности.

На разных этапах развития специальной психологии изменялись

взгляды ученых на решение проблемы компенсации нарушений. Эти изме-

нения происходили в связи с изменениями в системах специального обу-

чения и воспитания, с углублением понимания причин и сущности нару-

шений психического развития, с изменениями отношений к людям с от-

клонениями в развитии в разных социальных системах. Например, в трак-

товке компенсации глухоты выделяются различные подходы. Долгое вре-

мя существовало непонимание зависимости немоты от нарушений слуха.

Открытие этой зависимости в XVI в. Д. Кардано получило признание да-

леко не сразу. В этих условиях объяснения попыток и результатов успеш-

ной компенсации носили мистический характер.

В конце XIX – начале XX в. основным движущим принципом психи-

ческого развития считалось саморазвитие изначально заложенных способ-

ностей, поэтому в процессах компенсации внешнее воздействие рассмат-

ривалось лишь как толчок к их спонтанному развитию, к пробуждению

души. Часто роль такого толчка отводилась слову, которому приписыва-

лась возможность мистического воздействия на психику человека. Таким

образом, слово как бы «пробуждает» человеческую душу, а в последую-

щем процесс психического развития совершается сам собой.

Своеобразное решение проблемы компенсации дается в рамках инди-

видуальной психологии А. Адлера – одного из направлений психоанализа.

А. Адлер исходит из того, что структура личности ребенка формируется в

детстве, в возрасте до пяти лет, в виде особого «стиля жизни», который

предопределяет все последующее психическое развитие. С его точки зре-

ния, человек – самое биологически неприспособленное существо, поэтому

у него изначально возникает ощущение малоценности, которое усиливает-

ся при наличии какого-либо сенсорного или физического дефекта. Само

ощущение своей малоценности является постоянным стимулом к развитию

психики человека, т.е. дефект, неприспособленность, малоценность оказы-

ваются не только минусом, но и плюсом – источником силы, стимулом к

компенсации и сверхкомпенсации. В попытках преодолеть чувство мало-

ценности, вплоть до неполноценности из-за неразвитости своих телесных

органов, складываются жизненные цели ребенка, он самоутверждается.

Если эти цели реалистичны, личность развивается нормально, если фик-

тивны – становится асоциальной и невротичной.

В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным чувст-

вом общности и чувством неполноценности. Этот конфликт приводит в

действие механизмы компенсации. Стиль жизни – та детерминанта, кото-

рая определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувст-

вом общности – своеобразным стержнем, на котором держится вся конст-

рукция стиля, который определяет ее содержание.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окру-

жающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У детей, растущих

рядом с холодными, отстраненными матерями, или у чрезмерно избало-

ванных детей чувство общности не развивается.

Уровень развития чувства общности определяет систему представле-

ний о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Если чувство

общности определяет стиль жизни, то два других врожденных чувства –

неполноценности и стремления к превосходству – являются своеобразны-

ми носителями энергии, необходимой для развития личности. Если чувст-

во неполноценности, воздействуя на человека, вызывает в нем стремление

преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству пробуждает

желание быть лучше других, быть умелым и знающим. А. Адлер выделял

четыре вида компенсации любого нарушения – полная и неполная компен-

сация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация (или уход в болезнь).

При неразвитом чувстве общности у детей формируются невротиче-

ские комплексы, что приводит к отклонениям в развитии личности. Не-

полная компенсация обусловливает возникновение комплекса неполно-

ценности, изменяет жизненный стиль ребенка, делая его тревожным, не-

уверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозмож-

ность преодолеть свои дефекты, особенно физические, часто ведет к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее – взрослый человек) на-

чинает спекулировать своими недостатками, пытаясь вызвать сочувствие к

себе и извлечь из этого выгоду. Такой вид компенсации порочен: он оста-

навливает личностный рост, формирует неадекватную, завистливую, эгои-

стичную личность.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности

стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический

комплекс власти, доминирования и господства. Такие личности использу-

ют свои знания для приобретения власти над людьми, их порабощения,

думая лишь о своих выгодах, что приводит к отклонению от социально

ценных норм поведения.

При развитом чувстве общности дети с неполной компенсацией

меньше чувствуют свою ущербность, так как для них оказывается возмож-

ным компенсироваться за счет других людей, в основном сверстников, от

которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при фи-

зических дефектах, которые часто не дают возможности полной компенса-

ции и поэтому служат причиной изоляции ребенка, останавливают его

личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек с развитым чувст-

вом общности старается обратить свои знания и умения на пользу людям,

его стремление к превосходству не превращается в агрессию, слабость

оборачивается силой.

Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться,

человек актуализирует свои творческие возможности. По мнению Л.С. Вы-

готского, А. Адлер вывел психологический закон превращения органиче-

ской неполноценности через субъективное чувство малоценности, которое

является оценкой своей социальной позиции, в стремление к компенсации

и сверхкомпенсации.

Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положительно не

страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а

бунт против него; не слабость самое по себе, а заключенные в ней импуль-

сы и источники силы». Сверхкомпенсация – это только крайняя точка од-

ного из двух возможных исходов процесса компенсации, один из полюсов

осложненного дефектом развития. Другой полюс – неудача компенсации,

бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической пози-

ции. Между этими двумя полюсами расположены все возможные степени

компенсации…

Проанализировав существовавшие взгляды на проблему компенсации

психических функций, Л.С. Выготский обосновал понимание компенсации

как синтеза биологического и социального факторов. Такое понимание

имело большое значение для развития всех отраслей специальной педаго-

гики, так как позволило более эффективно построить процессы обучения и

воспитания детей с различными типами нарушений психического разви-

тия, в том числе детей с недостатками слуха.

В теории компенсации психических функций Л.С. Выготского можно

выделить ряд важных положений.

1. Л.С. Выготский придавал большое значение включению детей с на-

рушениями психического развития в разнообразную социально значимую

деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта.

При выпадении из нормального функционирования какого-либо органа

чувств, другие органы начинают выполнять те функции, которые у нор-

мального человека ими обычно не исполнялись. Так, у глухого человека

зрение играет иную роль, чем у человека с сохранными органами чувств,

так как оно должно содействовать восприятию и переработке огромного

количества информации, которую глухой другим путем получить не мо-

жет. Исходя из этого, сущность работы с детьми, имеющими недостатки

слуха, заключается не столько в развитии у них оставшихся органов вос-

приятия, сколько в создании активных, действенных форм детского опыта.

2. Л.С Выготский ввел понятие о структуре дефекта, о системном ха-

рактере нарушений. Это положение является ключевым при организации

необходимых условий обучения и воспитания, способствующих успешной

компенсации.

Педагогическое воздействие в первую очередь направлено на преодо-

ление и предупреждение вторичных дефектов. С его помощью может быть

достигнута значительная компенсация нарушенных функций.

Своеобразие структуры психического развития глухого ребенка мож-

но представить в следующем виде: первичный дефект – нарушение слуха,

вторичное отклонение – нарушения в развитии речи или отставание в нем,

отклонения третьего порядка – своеобразное развитие всех познаватель-

ных процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), отклонения

четвертого порядка – нарушения в развитии личности.

3. Л.С. Выготский сформулировал положение о связи задач общего

воспитания и специальных методик, подчинении специального воспитания

социальному, их взаимозависимости. При этом необходимость специаль-

ного воспитания не отрицалась: обучение детей с любыми нарушениями

требует специальной педагогической техники, особых приемов и методов.

Например, при нарушении слуха обучение детей устной речи становится

не только специальным вопросом методики формирования ее артикуляции,

но и центральным вопросом сурдопедагогики. Глухота и даже незначи-

тельные нарушения слуха, по мнению Л.С. Выготского, оказываются для

человека большим несчастьем, поскольку изолируют его от общения с

другими людьми, препятствуют установлению социальных связей. Следу-

ет как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слу-

хом, чтобы речь была ему нужна и интересна.

Развитие человека происходит путем присвоения исторически выра-

ботанных форм и способов деятельности. Побудительные факторы разви-

тия приводятся в движение деятельностью субъекта, которая возникает в

ответ на появление потребности. Потребности, в свою очередь, формиру-

ются в процессе психического развития ребенка, одна из первых и важ-

нейших потребностей – потребность в общении со взрослым. На ее основе

младенец вступает в практическое общение с людьми, отношения и спосо-

бы взаимодействий с которыми в дальнейшем усложняются (используются

предметы, знаковые системы).

4. Основной путь к компенсации людей с различными нарушениями

развития Л.С. Выготский видел во включении их в активную трудовую

деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших

форм сотрудничества. Л.С. Выготский высоко оценивал потенциальные

возможности компенсации у людей с нарушениями слуха, при этом счи-

тал, что таким людям доступны очень многие виды трудовой деятельности

за исключением некоторых областей, непосредственно связанных со зву-

ком. При правильном подходе к делу именно благодаря включению в тру-

довую деятельность создаются условия для полноценной интеграции в

общество. Включение людей с недостатками слуха в активную трудовую

жизнь вместе со слышащими – вот главное направление компенсаторной

работы.

5. Глубокий научный и практический смысл имеет положение

Л.С. Выготского о том, что сама по себе слепота, глухота и тому подобные

частные дефекты не делают еще носителя их дефективным. По его мне-

нию, судьбу личности решает не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. Компенсаторные возможности индивида

полностью раскрываются только в том случае, когда дефект становится

осознанным. Сверхкомпенсация, с одной стороны, детерминируется харак-

тером, степенью дефекта и резервными силами организма, а с другой –

внешними условиями.

В дальнейшем в работах отечественных психологов (А.Р. Лурия,

Б.В.Зейгарник, В.В.Лебединского) была продолжена разработка проблем

компенсации психических функций. Практическая реализация основных

положений Л.С. Выготского была осуществлена отечественными сурдопе-

дагогами.

Положения Л.С. Выготского легли в основу выделенных В.В. Лебе-

динским параметров, определяющих тип нарушения психического разви-

тия (дизонтогенез). В соответствии с этими параметрами психическое раз-

витие лиц с недостатками слуха относится к дефицитарному типу дизонто-

генеза. Рассмотрим его особенности по отдельным параметрам.

Первый параметр связан с функциональной локализацией нарушения

и определяет его вид – общий дефект, связанный с нарушением регулятор-

ных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, обусловлен-

ный недостаточностью отдельных функций. Общие и частные нарушения

выстраиваются в определенную иерархию. Поскольку нарушения в дея-

тельности регуляторных систем в той или иной степени влияют на все ас-

пекты психического развития, недостатки слуха как частные нарушения

можно компенсировать из-за сохранности регуляторных или других част-

ных систем в условиях адекватного обучения и воспитания.

Второй параметр – время поражения – обусловливает характер нару-

шения психического развития. Чем раньше произошло поражение (врож-

денная или рано приобретенная глухота), тем вероятнее явление недораз-

вития психических функций; при позднем возникновении нарушения воз-

можны повреждения психических функций с распадом их структуры (в

случае несвоевременного начала коррекционной работы у позднооглохших

детей).

В ходе психического развития каждая функция проходит сензитивный

период, который отличается не только наиболее интенсивным развитием

данной функции, но и наибольшей ее уязвимостью по отношению к воз-

действиям. Неустойчивость психических функций может привести к явле-

ниям регресса (возврата функции на более ранний возрастной уровень) или

к явлениям распада, т.е. грубой дезорганизации. По мнению В.В. Лебедин-

ского, нарушение в развитии никогда не имеет равномерного характера: в

первую очередь страдают те психические функции, которые в это время

находятся в сензитивном периоде, затем – функции, непосредственно свя-

занные с поврежденной. Поэтому у детей с недостатками слуха одни

функции будут относительно сохранными (например, зрительное воспри-

ятие, вибрационная чувствительность), другие – в разной степени задер-

жанными (например, осязание, развитие движений).

Третий параметр вытекает из идеи Л.С. Выготского о системном

строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первичны-

ми и вторичными дефектами. Нарушение слуха как первичный дефект ве-

дет к недоразвитию речи как психической функции, связанной с постра-

давшей наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций,

связанных с пострадавшей опосредованно.

Четвертый параметр – нарушение межфункциональных взаимодейст-

вий. В психическом развитии ребенка выделяются такие типы взаимодей-

ствий психических функций, как временная независимость функций, ассо-

циативные и иерархические связи. Временная независимость функций ха-

рактерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная незави-

симость развития мышления и речи до двухлетнего возраста. У детей с не-

достатками слуха, особенно у ранооглохших, эта независимость в развитии

мышления и речи может сохраняться намного дольше. С помощью ассо-

циативных связей разномодальные чувственные впечатления объединяют-

ся в одно целое на основе пространственно-временной близости (напри-

мер, образ дома, времени года). Самый сложный – иерархический – тип

взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, кото-

рые позволяют в случае необходимости произвести компенсаторную пере-

стройку психической функции (по Н.А. Бернштейну).

Перестройка и усложнение межфункциональных взаимодействий

происходят в определенной последовательности, при этом каждая из пси-

хических функций имеет свой цикл развития, в котором чередуются пе-

риоды более быстрого и более медленного их формирования. У людей с

недостатками слуха наблюдаются нарушения межфункциональных взаи-

модействий, возникновение диспропорций в психическом развитии, на-

пример несоразмерности в развитии наглядно-образного и словесно-

логического мышления, формировании письменной и устной речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.