Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Голоссарий. Младограмматизм – направление в европейском языкознании, возникшее в Германии в 70-х гг




Младограмматизм – направление в европейском языкознании, возникшее в Германии в 70-х гг. XIX в. В Германии представителями данного направления были А. Лескин, Г. Остхоф, К. Бругман, Б. Дельбрюк, Г. Пауль и др., в скандинавских странах – С. Бугге, К. Вернер. Термин «младограмматизм» был впервые употреблён Ф. Царнке. Теоретическим стержнем младограмматизма является воззрение на язык как на индивидуально-психологическое явление: понятия, выражаемые языком, возникают «в недрах души индивида» и «нигде больше» (Г. Пауль), см. об этом: (Н.С. Чемоданов, 1998, с. 302). Младограмматики детально разработали вопросы морфологической структуры и звукового состава индоевропейского праязыка, подняв сравнительно-историческое языкознание на новую ступень развития.

 

Структурная лингвистика – совокупность воззрений на язык и методов его исследования, в основе которых лежит понимание языка как знаковой системы с четко выделимыми структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к строгим наукам) формальному описанию языка (В.А. Виноградов, 1998, с. 496).

 

Когнитивная лингвистика – одна из новых когнитивных наук, объектом исследования которой являются природа и сущность знания и познания, результаты восприятия действительности и познавательной деятельности человека, накопленных в виде осмысленной и приведенной в определенную систему информации (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 174).

 

Нейролингвистика – научная дисциплина, возникшая на стыке неврологии и лингвистики, изучает систему языка в соотношении с мозговым субстратом языкового поведения (Е.Н. Винарская, С.Н. Кузнецов, 1998, с. 327).

 

Прагматика (от греч. pragma, род. п., pragmatos – «дело, действие») – область исследований в семиотике и языкознании, в которой изучается функционирование языковых знаков в речи (Н.Д. Арутюнова, 1998, с. 389).

 

Предикативность – синтаксическая категория, формирующая предложение. Предикативность относит содержание предложения к действительности (И.Н. Кручинина, 1979, с. 226).

Вопросы для самоконтроля

 

1. Кто является основателем психологического направления

в языкознании?

(Г. Штейнталь)

2. Представители какого направления в языкознании разделяли идеи о психологической природе языка, но отвергали этнопсихологию, считая единственной реальностью, данной лингвисту, индивидуальный язык?

· психолингвистики;

· структурализма;

· младограмматизма; +

· когнитивной лингвистики.

3. «Курс общей лингвистики» представлял собой итог развития науки о языке XIX в. и проект лингвистики XX в.

· Г. Штейнталя

· Фердинанда де Соссюра; +

· В. фон Гумбольдта;

· Л.В. Щербы.

4. Кто высказал мысль о том, что живой язык существует преимущественно в форме диалога, считается пионером в применении экспериментальных методов в лингвистике?

· Г. Штейнталь;

· Фердинанд де Соссюр; +

· В. фон Гумбольдт;

· Л.В. Щерба. +

5. Как называется наука, изучающая процессы речеобразования, восприятия и формирования речи в их соотнесённости с системой языка?

(психолингвистика)

6. Что из ниже перечисленного не входило в концепцию Л.С. Выготского и его школы:

· идея существования мышления вне языка; +

· идея опосредованного характера человеческой психики, в отличие от психики животных;

· идея деятельности, создающая процесс «опережающего отражения»;

· Понимание языка как особой системы знаков, рассматриваемой вне человека. +

7. Основным методом психолингвистики является:

· экспериментальное шкалирование;

· психолингвистический анализ;

· лингвистический эксперимент; +

· индексирование текста.

8. Кто разработал «язык примитивов» – универсальный словарь базовых слов?

(А. Вежбицкая)

9. Выберите верное утверждение.

· Внешняя речь сложнее, чем внутренняя; она пользуется не только словами, но и образами.

· Процессы внешней речи более быстрые, чем внутренней.

· Внешняя речь линейна (говорящий произносит только одну цепочку слов).+

· Основная синтаксическая форма внешней речи – предикативность.

10. Назовите ученого, которому принадлежит теория базовой структуры речевого акта?

(Л.С. Выготский)

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.