Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История вопроса о социолингвистическом направлении в языкознании




 

Социальная природа языка была отмечена ещё французскими энциклопедистами Дж. Локком, Дж. Вико, позднее – В. фон Гумбольдтом, а также создателями этнической психологии В. Вундтом и Г. Штейнталем. Но собственно социальное направление в изучении языка сформировалось лишь на рубеже XIX–XX вв. Основателями его явились Ф. де Соссюр и его ученик А. Мейе (1866–1936), которые назвали это направление социологическим языкознанием.

Социологическое языкознание окончательно оформилось в учении представителей французской лингвистической школы: Антуана Мейе (1866–1936), Жозефа Вандриеса (1875–1960); Эмиля Бенвениста (1902–1977); Женевской школы: Альбера Сеше (1870–1956), Шарля Балли (1865–1947). Сходные социологические идеи развивали также норвежский языковед Альф Зоммерфельт (1892–1965), поляк Ежи Курилович (1895–1978).

Ученые США трактуют язык как историческое наследие коллектива, которое предшествовало становлению материальной культуры и продолжает сопутствовать ей: «Культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает. Язык есть то, как думают» (Э. Сепир). Социологические направления, разрабатываемые учеными разных стран, характеризуются различной методологической ориентацией. Лингвисты США ориентируются на бихевиористскую модель речевого поведения, на теорию социального взаимодействия. В Англии идеи социолингвистического направления высказывали философы Л. Витгенштейн, Дж. Остин и др.

Взгляды на язык как средство общения и его социальную природу разделяли и русские языковеды, начиная с XVIII в., вслед за М.В. Ломоносовым. Собственно основы социологических исследований в отечественной лингвистике были заложены в 20–30 гг. XX столетия трудами В.В. Виноградова, Б.А. Ларина, Л.В. Щербы, В.М. Жирмунского, Р.О. Шор, Е.Д. Поливанова, Л.П. Якубинского и др. В 1950 г. в газете «Правда» возникла дискуссия по вопросам языкознания, которая завершилась выступлением И.В. Сталина и изданием его работы «Марксизм и вопросы языкознания» (1950). В брошюре содержались суждения о языке как средстве общения, о его отличии от других общественных явлений: от политики, культуры и других надстроечных явлений. Результатом этой дискуссии явилось бурное развитие языкознания. По словам А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетова, «языкознанию был дан зелёный свет». И оно стало развиваться энергично, восстанавливая упущенное в годы «сумерек лингвистики» (20–40-гг.) и ставя перед собой задачи, для решения которых имелись благодатные условия – материал почти двухсот разных языков.

Истосковавшиеся по свободному изъявлению своих научных интересов, лингвисты России и других союзных республик (ныне оказавшихся в ближнем зарубежье) быстро наверстали отставание от передовых лингвистических центров и уже в 1958 г. провели в Москве IV Международный съезд славистов, а в 1968 г. представили десятки докладов на X Международный конгресс лингвистов: и на пленарные заседания, и на секцию социолингвистики.

Большим событием явилось создание Институтом русского языка труда «Русский язык и советское общество. Социолого-лингвистическое исследование в четырёх томах» (1968), а Институтом языкознания – трехтомника «Общее языкознание», первая часть которого посвящалась формам существования, функции, истории языка (1970), вторая – внутренней структуре языка (1972), третья – методам лингвистических исследований (1973).

Издавались книги и по теории языка – монографического и учебного содержания:

В.А. Звегинцев «История языкознания XIXXX вв. в очерках и извлечениях» (1964), «Очерки по общему языкознанию» (1962); «Теоретическая

и прикладная лингвистика» (1968),

Н.А. Кондрашов «Общее языкознание (курс лекций)» (1972),

Ф.М. Березин «Очерки по истории языкознания в России (конец XIXначало XX в.)» (1968);

Б .Н. Головин «Введение в языкознание» (1966);

А.А. Реформатский «Введение в языковедение» (1967);

В.Н. Перетрухин «Введение в языкознание (курс лекций)» (1968),

И.А. Фигуровский «Введение в об щее языкознание» (1969),

В.М. Солнцев «Язык как системно-структурное образование» (1971).

В русском переводе вышли книги социологического направления европейских языковедов XX в.:

Ш. Балли «Общая лингвистика и вопросы французского языка» (1955);

Ж. Вандриес «Язык» (1937);

Л. Ельмслев «Пролегомены к теории языка» (1960);

А. Мартине «Основы общей лингвистики» (1950);

Г. Пауль «Принципы истории языка» (1960);

Э. Сепир «Язык» (1934);

Ф. де Соссюр «Курс общей лингвистики» (1933);

Г. Шухардт «Избранные статьи по языкознанию» (1950);

О. Есперсен «Философия грамматики» (1958) и др.

Выходившие с 1960 г. сборники серии «Новое в лингвистике» знакомили языковедов с макро- и микросоциологией языка (социолингвистикой) США. В России стали известны имена У. Брайта, У. Лабова, Дж. Гамперца, Д. Хаймса, Э. Хаугена и других американских социолингвистов и этнолингвистов.

В России и союзных республиках занялись изучением национальных языков («языков социалистических наций»). В 60-е гг. были изданы книги:

И.К. Белодед «Развитие языков социалистических наций СССР» (1969);

Ю.Д. Дешериев «Развитие младописьменных языков народов СССР» (1958), «Развитие языков народов СССР в советскую эпоху» (1968);

тематические сборники «Язык и общество» (1968), «Взаимодействие

и взаимообогащение языков народов СССР» (1969) и др.,

а также статьи: П.Н. Денисов «Социолингвистика как наука об общественном существовании и общественных условиях раз вития языка» (1967);

В.А. Аврорин «Ленинские принципы языковой политики» (1970).

Эпоха перестройки и современный этап развития лингвистической мысли в России ознаменовались такими работами по языковой политике, как-то:

Р.А. Агеева «Какого мы рода-племени?» (2000);

«Государственные и титульные языки России» – энциклопедический словарь-справочник (2002);

Т.В. Губаева, В.П. Малков «Государственный язык и его правовой статус» статья в журнале «Государство и право» (1999);

М.В. Дьячков «Миноритарные языки в образовании. Типология языковой политики» – статья в журнале «Образование в мире» (1995);

«Социолингвистика в Российской Федерации» (1998);

Р.И. Тихонова «Языковая ситуация и языковая политика как понятия социолингвистики» (2007);

«Языки народов России. Красная книга» – энциклопедический словарь-справочник (2002).

Рост науки и техники диктовал лингвистическое осмысление терминологии, появление нового лингвистического направления – терминоведения (в трудах: Д.С. Лотте «Некоторые принципиальные вопросы отбора и построения научно-технических терминов» (1941); Н.К. Сухов « Об основных направлениях современной терми нологической работы в технике» (1959); М.Н. Володина «Теория терминологической номинации » (1996); «Лексикология. Терминоведение. Стилистика » (2003); С.Д. Шелов «Термин. Терминологичность. Терминологические определения» (2003); Л.А. Морозова «Терминознание: основы и методы» (2004); В.М. Лейчик «Терминоведение: предмет, методы, структура» (2007).

В начале ХХI в. в рамках празднования 300-летия введения в России русского гражданского письма в 2008–2009 гг. осуществлен первый этап масштабного проекта по разработке новой шрифтовой гарнитуры ПТ Санс (PT Sans) с поддержкой всех языков субъектов Российской Федерации. Заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев отметил: «Вопрос создания и совершенствования шрифтов для национальных алфавитов народов России имеют важное значение. В каждом из них дополнительно к русскому алфавиту имеется от 1 до 15 символов. Большинство этих символов до сегодняшнего дня не имели своего шрифтового эквивалента. С выпуском новой шрифтовой гарнитуры такие народы как эвены, эвенки, ханты, манси, юкагиры и многие другие получат возможность печатать свои книги, издавать СМИ на родном языке без использования суррогатных латинских символов, на нем же общаться в сети Интернет – системе ICQ, в социальных сетях.

Проект по созданию комплекта бесплатных общедоступных российских шрифтов, в рамках которого разработан шрифт ПТ Санс, имеет важное политическое значение и призван обеспечить потребности многонациональной страны в шрифте, который позволит вести малочисленным народам России официальную и деловую переписку на родных языках, будет служить средством развития национальных письменностей и межкультурного обмена». На территории России насчитывается более 70 активно используемых языков, основанных на кириллической письменности. И именно письменность является тем объединяющим и идентифицирующим фактором, который позволяет россиянам ощущать себя единым народом единой страны (Российская газета, 14 января 2010 г.).

К социальной проблематике описываемого периода имеет отношение и так называемая Школа языкового существования, созданная японскими учёными Хаттори, Токиеда и их последователями (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 73–77).

Почву для современной социолингвистики подготовили также труды Пражской лингвистической школы – В. Матезиуса, Б. Гавранека, Й. Вахека и др., в трудах которых подчеркнута связь языка с социальными процессами, социальная роль литературного языка. Исследования немецких ученых, в особенности Т. Фрингса и представителей созданной им Лейпцигской школы, выражают идею необходимости включения социального аспекта в диалектологию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.