КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Голоссарий. Актант (с лат. ago – привожу в движение, действую) –
Актант (с лат. ago – привожу в движение, действую) – 1) любой член предложения, обозначающий лицо, предмет, участвующий в процессе, обозначенном глаголом. Например, в ситуации, обозначаемой глаголом рисовать, предполагается два актанта: а) тот, кто рисует (объект действия), и б) то, что рисуют (субъект действия). «Участником ситуации» может быть не только лицо, но и предмет (картина), вещество, явление. Понятие актант ввел в употребление французский лингвист Л. Теньер; 2) в теории текста – типовая фигура лица (предмета) в повествовании (В.Г. Гак, 1998, с. 22). Диглоссия (от греч. di – «дважды» и glossa – «язык») – одновременное существование в обществе двух языков или двух форм одного языка, применяемых в разных функциональных сферах (В.А. Виноградов, 1998, с. 136). Интерференция (от лат. inter – «между собой, взаимно» и ferio – «касаюсь, ударяю») – взаимодействие языковых систем в условиях двуязычия, складывающегося либо при контактах языковых, либо при индивидуальном освоении неродного языка; выражается в отклонениях от нормы и системы второго языка под влиянием родного (В.А. Виноградов, 1998, с. 197). Ретороманские языки (от лат. Raetia – Peтия, древнеримская провинция и romanus – «римский») – относительно архаичная подгруппа романских языков и диалектов. В Швейцарии на ретороманском говорят в кантоне Граубюнден, см. об этом: (М.А.Бородина, Н.Л. Сухачев, 1998, с. 410).
Социальный статус – это позиция лица в социальной системе; определяется по ряду признаков, присущих данной системе, например, позиция обладающего властью и обязанных ему подчиняться членов этой системы (Л.П. Крысин, 2004). Социальная роль – это образ поведения, ожидаемый в данной позиции. При определении статуса надо ответить на вопрос «Кто он?», при определении социальной роли – на вопрос «Что он делает?» (Л.П. Крысин, 2004). Языковая ситуация – совокупность форм существования (а также стилей) одного языка или совокупность языков в их территориально-социальном взаимоотношении и функциональном взаимодействии в границах определенных географических регионов или административно-политических образований (В.А. Виноградов, 1998, с. 616). Языковая политика – совокупность идеологических принципов и практических мероприятий по решению языковых проблем в социуме, государстве (Ю.Д. Дешериев, 1998, с. 616). Корреляция (от позднелат. сorrelatio – «соотношение») – взаимное соответствие, взаимосвязь и обусловленность языковых элементов. Будучи построенной на основании отношений тождества и различия материальных либо функциональных свойств элементов структуры языка, корреляция является основным способом их интеграции в систему, важнейшим системообразующим фактором (В.К. Журавлев, 1998, с. 243). Бихевиоризм (от англ. behaviour, behavior – “поведение”) – система взглядов на язык с позиций психологического понимания поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на стимулы внешней среды. Бихевиористская теория Л. Блумфильда основывается на реактивном поведении индивидуума в социальной среде (А.А. Леонтьев, 1998, с. 75). Вопросы для самоконтроля
1. Что из ниже перечисленного не входит в предмет социолингвистики? · язык и общество; · выбор говорящими того или иного варианта языка; · особенности языка разных социальных и возрастных групп говорящих; · противопоставленность языка и речи. + 2. Стратификационная классификация языка рассматривает: · варианты языка в соотношении с социальными группами; + · варианты языка в зависимости от конкретных социальных ситуаций его употребления; · совокупность форм существования языка; · особенности функционирования языка в условиях непосредственного коммуникативного контакта; 3. Выберите верное утверждение. · Языковая ситуация предполагает изучение письменности как объединяющего фактора разных народов одной страны. · Языковая ситуация предполагает изучение совокупности форм существования языка, обслуживающих общение в определенной этнической общности или административно-территориальном объединении. + · Языковая ситуация предполагает изучение влияния социального фактора глобального значения на отдельные факты и элементы языка. · Языковая ситуация предполагает изучение социального действия разной структуры в определенной сфере человеческой деятельности. 4. Как называется языковая ситуация, при которой её компоненты функционально равнозначны? (сбалансированная языковая ситуация) (сбалансированная) (сбалансированной) 5. Выберите верное утверждение. · Социосемантика изучает функционирование и развитие языка. · Социосемантика изучает особенности функционирования языка в условиях непосредственного коммуникативного контакта. · Социосемантика изучает влияние социальных факторов на значение и употребление языковых единиц. + · Социосемантика изучает социальное действие разной структуры в определенной сфере человеческой деятельности. 6. Как называются методы социолингвистики, которые включают в себя анкетирование, интервьюирование, непосредственное наблюдение? (методы полевого исследования) 7. Для обработки данных полевых наблюдений используются: · методы моделирования социально обусловленной вариантности языка; · метод выборочного анкетирования; · модели социально обусловленного речевого поведения; · разновидности корреляционного анализа. + 8. Основателями социолингвистики считают: · Ж. Вандриеса и Ш. Балли; · Ф. де Соссюра и А. Мейе; + · Ф. де Соссюра и Ж. Вандриеса; · А. Мейе и Ш. Балли. 9. Выберите верное утверждение. · Лингвисты США ориентируются на связь языка с социальными процессами, социальную роль литературного языка. · Лингвисты США ориентируются на лингвистическое осмысление терминологии. · Лингвисты США ориентируются на выявление отличий языка от других общественных явлений: от политики, культуры и других надстроечных явлений · Лингвисты США ориентируются на бихевиористскую модель речевого поведения, на теорию социального взаимодействия. + 10. Назовите страну, в которой была создана Школа языкового существования? (Япония)
Тема 15 Когнитивная лингвистика. Понятие «концепт»
ПЛАН ТЕМЫ · Когнитивная лингвистика – составная часть когнитивистики. · Основные понятия когнитивной лингвистики. Понятие «концепт». · Типы концептов и их вербализация.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |