КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Голосарий
Дискурс (от франц. discours – «речь») – связный текст, в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами; текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах), см. об этом: (Н.Д. Арутюнова, 1998, с. 136–137). Когниция (англ. cognition – «познание») – совокупность познавательных процессов (восприятие мира, категоризация, мышление, речь), служащих обработке и переработке информации мыслящим человеком (в том числе осмысливающим и себя), оценивающим окружающий мир и конструирующим картину мира (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 132). Концепт (лат. conceptus – «понятие») – это совокупность всех знаний, понятий, ассоциаций, переживаний, как воображаемых, так и реальных, как вербальных, так и невербальных, особым образом структурированных в ментальном пространстве субъекта, которые актуализируются в сознании носителя языка при восприятии им некоторого слова – имени концепта (слова-концепта), см. об этом: (А.А. Павлова, 2004, с. 47). Понятие – 1) мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности посредством фиксации их свойств и отношений; последние (свойства и отношения) выступают в понятии как общие и специфические признаки, соотнесенные с классами предметов и их явлений; 2) то же, что грамматическая или семантическая категория, обычно не высшего уровня обобщения, например, понятие двойственного числа, понятие события и т.д. (Ю.С. Степанов, 1998, с. 384). Суждение – 1) смысл предложения, которое может быть оценено как истинное или ложное; то же, что пропозиция; 2) употребление предложения, выражающего суждение в 1-ом значении в утвердительном высказывании, когда оно реально приобретает истинностное значение; то же, что высказывание в логике (Е.В. Падучева, 1998, с. 499). Эвфемизмы (греч. euphemismos, от eu – «хорошо», phemi – «говорю») – эмоционально нейтральные слова или выражения, употребляемые вместо синонимичных им слов или выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми, нетактичными (Н.С. Арапова, 1998, с. 590). Гипероним (от греч. hyper – «над, сверх» + onyma – «имя») – слово с более широким значением по отношению к слову с менее широким значением, например, растение по отношению к овощ, а овощ – по отношению к капуста (Н.Г. Комлев, 2006, с.65). Вопросы для самоконтроля 1. Основоположниками когнитологии являются: · Дж. Лакофф и Дж. Миллер; · Ф. Джонсон-Лэрд и Дж. Лакофф; · Дж. Миллер и Ф. Джонсон-Лэрд; + · Дж. Лакофф и Р. Лангакер. 2. В настоящее время в когнитологии выделяют: · Машинное и лингво-психологическое направления; + · Машинное и когнитивно-процессуальное направления; · Компьютерное и когнитивно-процессуальное направления; · Компьютерное и лингво-психологическое направления. 3. Возникновение когнитивной лингвистики – это один из эпизодов общего методологического сдвига, начавшегося в лингвистике с конца 1950-х гг. Назовите учёного, с чьим именем связывают этот сдвиг в лингвистике? (Н. Хомский) 4. Центральным понятием когнитивной лингвистики является: · Когниция; · Познание; · Концепт; + · Восприятие. 5. Как называется процесс отражения и воспроизведения в мышлении действительности, в результате которого происходит накопление знаний; это взаимодействие систем восприятия, понимания, представления (репрезентации) и порождения информации? (познание) 6. Выберите верное утверждение: · Образ, лежащий в основе концепта, никак не связан с общественным сознанием. · Зарождение концепта происходит благодаря соотнесению (связыванию) понятий. · Термин «концепт» введён в философию М. Минским в связи с анализом проблемы универсалий. · Предметно-образный код составляет ядро концепта, которое в процессе углубленного познания объекта обогащается новыми смысловыми признаками. + 7. К средствам языковой объективации концепта не относятся: · фразеологические единицы; · косвенные номинации; · понятия; + · эвфемизмы. 8. К типам концепта не относится: · фрейм; · гештальт; · гипероним; + · скрипт. 9. Как называется вид концепта, представляющий собой закрепленный словом целостный образ, несводимый к его составляющим, совмещающий чувственные и рациональные элементы, а также объединяющий динамические и статические аспекты отображаемого объекта или явления? (гештальт) 10. Основой какого типа концепта служит контурное, схематичное представление, образный гипероним, с одной стороны, лишенный изобразительной четкости (кто-либо из ближайшего окружения), а с другой – не достигший понятийной определенности? · схемы; + · сценария; · представления; · понятия.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |