КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дискуссионные подходы к решению проблемы соотношения языка, мышления и сознания
Трудности исследования соотношения языка и мышления делают правомерным применение разных подходов, рассмотрение проблемы в разных аспектах. подробнее О проблеме «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКА, МЫШЛЕНИЯ И СОЗНАНИЯ» см. аннотирование сайтов:
Гносеологический подход. Первоначально проблема языка и мышления рассматривалась в гносеологическом (познавательном) аспекте. Справедливо полагали, что в языке закрепляются результаты познавательной, мыслительной деятельности человека, поэтому взаимодействие языка и мышления искали в самой системе языка, точнее, в системе его значений. В центр внимания попадало соотношение языкового и логического начал. Античные мыслители ввели понятие логос, который обозначает одновременно и слово, и мысль. Категории языка и категории логики при этом сравниваются, отождествляются или противопоставляются в зависимости от методологических установок исследователя. Гносеологический подход полезен, но в известной мере он односторонен: язык и мышление рассматриваются в застывшем состоянии, в отрыве от живых психических процессов, в которых и осуществляется их взаимодействие. Психологический подход. Данный подход позволяет выявить взаимодействие языка и мышления в процессе речевой деятельности индивидов, владеющих данным языком. Интересны наблюдения за процессом становления мышления и овладения языковой системой у ребенка, поскольку развитие ребёнка в какой-то мере повторяет общие закономерности развития человечества. Так, психолингвист Д.И. Слобин указывает на то, что наблюдения за становлением речи ребёнка привели к ценным теоретическим результатам: 1) познавательные способности ребёнка опережают его речевое развитие; 2) существуют невербальные типы мышления; 3) нет обязательной связи познавательной деятельности ребёнка с его речевой деятельностью; 4) речевая деятельность структурирована, и процесс становления речи проходит определенные этапы; 5) эта структура изоморфна структуре предметной, наглядной, опытной деятельности; 6) можно установить некоторую иерархию усваиваемых категорий. Язык не является готовой «решёткой» или призмой, через которую ребёнок усваивает мир. «Решётка» создаётся в процессе развития интеллекта, в результате действий ребёнка в окружающей среде (Д.И. Слобин, 1994, с. 143). Психологи считают, что интеллект ребёнка начинается с действия, и дефицит предметно-практического действия ничем не может быть восполнен и компенсирован. Л.С. Выготский писал о том, что практический интеллект древнее вербального, умное действие первоначальнее умного слова. Однако внутреннее преобразование действия происходит с помощью слов, речь поднимает действие, прежде независимое от неё, на более высокую ступень, накладывает на него печать воли: «Если в начале развития стоит дело, не зависимое от слова, то в конце его стоит слово, становящееся делом» (А.М. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 183). Не менее важен подход, при котором исследуются процессы овладения вторым языком и возникновения на этой базе мышления билингва – человека, активно пользующегося двумя (и более) языками. Физиологи Мемориального Слоан-Кеттерингского онкологического центра в Нью-Йорке изучали 12 билингвов, 6 из которых – «ранние», другие овладели вторым языком в возрасте 11–19 лет. Методика магнитного резонанса давала на экране картину активности мозга в области Брока – передней части коры, связанной с функцией речи. У «ранних» билингвов пользование обоими языками возбуждает одну и ту же часть области Брока. У «поздних» работают два участка на расстоянии 8 мм. Следовательно, у ребенка основной речевой центр мозга охватывает все языки, в среду которых погружен. «Поздние» билингвы на базе одной вырабатывают новую систему (А.М. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 183). подробнее
Нейрофизиологический подход. Физиология высшей нервной деятельности, как и психология, настойчиво ищет свои пути выявления связи языка и мышления. Наиболее перспективными являются исследования в области афазиологии – раздела медицины о патологических нарушениях в коре головного мозга, приводящих к расстройствам речевых механизмов. Опираясь на мысль И.П. Павлова о том, что патологическое часто открывает, упрощая то, что заслонено от нас, «слитое и усложнённое в физиологической норме», афазиолог А.Р. Лурия указывает на необходимость особого раздела знаний – нейролингвистики, задачей которой было бы выделение основных компонентов языка и нахождение тех функциональных образований мозга, которые обеспечивают их усвоение и использование. А.Р. Лурия исходит из того, что язык, являясь продуктом сложного общественно-исторического развития, изменчив, а мозг представляет собой относительно устойчивую биологическую систему, что язык не является врожденным и что изоморфизма (структурного сходства) в строении языка и мозга нет. «Задача нейропсихологического анализа, – утверждает он, – состоит вовсе не в том, чтобы непосредственно накладывать языковые структуры на морфологические структуры мозга, а в том, чтобы анализировать состав отдельных компонентов языка и выделять те психологические операции, которые необходимы для их усвоения и использования, а уж затем искать те мозговые механизмы, которые помогут обеспечить осуществление этих процессов» (А.Р. Лурия, 1971, с. 53–59). Исследованиями по нейролингвистике установлено, что левое полушарие мозга управляет не только звуковой речью, но и последовательными движениями области рта, в том числе губ и языка. Существует разделение функций между левым и правым полушариями головного мозга. В норме правое – более древнее – осуществляет чувственно-наглядное мышление, которое происходит без словесных средств, оно же отвечает за эмоциональную жизнь человека. Левое полушарие – более молодое – отвечает за логику, за абстрактное, обобщающее мышление, которое осуществляется лишь на базе естественного языка или иных знаковых систем. Оба полушария взаимодействуют. Правое полушарие воспринимает слова целостно, переходя от общего слухового облика слова к его значению, минуя промежуточный этап расчленения на фонемы, необходимый для левого полушария. Значительная часть информации в правом полушарии кодируется в несловесной форме. При обучении языку ещё не знакомые языковые формы воспринимаются преимущественно правым полушарием. По мере усвоения языка происходит перенесение его форм из правого полушария в левое. У американских индейцев в США, например, их родной бесписьменный язык (навахо, хопи) связан преимущественно с правым полушарием, а английский – с левым. В книге Цуноды «Мозг японца» показано, что у японцев слоговая азбука и устный язык находятся в ведении левого полушария, а иероглифика – правого полушария. В целом у всех народов доминантным является левое речевое полушарие (Вяч. Вс. Иванов, 1985, с. 45–46). подробнее
Учёные традиционно разделяются на тех, кто защищает тезис о том, что мышление совершается исключительно на базе языка, и тех, кто отстаивает противоположную точку зрения. К числу первых (их Б. А. Серебренников называл вербалистами) относятся: v И. Кант («Каждый язык есть обозначение мыслей, и, наоборот, самый лучший способ обозначения мыслей есть обозначение с помощью языка»); v В. фон Гумбольдт («Хотя мы и разграничиваем интеллектуальную деятельность и язык, в действительности такого разделения не существует»); v М. Мюллер («Мысль фактически так же неотделима от языка, как язык от мысли»); v ранний Ф.Э. Шлейермахер («Мышление и слово так вполне едины, что мы можем различать их только как внутреннее и внешнее, да и то всякая внутренняя мысль есть уже слово»); v Ф. де Соссюр («В языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли»); v А.Ф. Лосев («Мысль и язык фактически совершенно нерасторжимы вливаются в общее безбрежное море объективной действительности»); v А.А. Реформатский («Без языка не может быть и мышления»); v а также Г.В. Колшанский, В.3. Панфилов и многие другие (цит. по: В.В. Морковкин, 1998, с. 663). Вербалисты не объясняют, как именно обеспечивается неразрывность разных по природе сущностей (идеальной и идеально-материальной). У них нет убедительных доводов, устраняющих противоречие между тезисом о невозможности мышления без языка и реальным наличием разных типов мышления. Они убеждены, что мышление и язык образуют некоторое монолитное единство, а значит, и немыслимы друг без друга. Другая точка зрения состоит в утверждении возможности осуществления определённой мыслительной деятельности без участия языка. Её разделяют многие психологи, философы, языковеды: v Н.И. Жинкин («Никому ещё не удалось показать на фактах, что мышление осуществляется только средствами натурального языка. Это лишь декларировалось, но опыт обнаруживал другое»); v А.Н. Леонтьев («Современные генетические исследования открыли бесспорный факт существования процессов мышления, протекающих также и в форме внешней деятельности с материальными предметами»); vЖ. Пиаже («Если внимательнее исследовать изменения, которые претерпевает интеллект в момент освоения языка, то можно заметить, что этот последний не является единственной причиной таких преобразований»); v Б.А. Серебренников («Мышление без слов так же возможно, как и мышление на базе слов»); v а также Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Р.А. Павилёнис и некоторые другие (цит. по: В.В. Морковкин, 1998, с. 663). Эти исследователи не проводят принципиального различия между понятием и обобщенным образом и на этом основании отрицают функцию языка как средства мышления. Отождествляя понятие с обобщенным образом, они отрицают необходимую безусловную связь его с языковым знаком и связь языка с мышлением (авербалистская концепция). При обсуждении проблемы взаимосвязи языка и мышления обычно оказывается в центре внимания вопрос о типах и способах мышления. При этом выделяют мышление образное (при помощи образов) и мышление понятийное (при помощи понятий). Поскольку первый тип мышления присущ не только человеку, но и животным, он не нуждается в языке. подробнее
Понятийное мышление – отвлеченное, основанное на обобщениях, присуще только человеку. По учению И.П. Павлова, оно осуществляется только посредством языка. Аргументируется эта мысль следующим образом. Когда человек мыслит о конкретном предмете, в его сознании возникает образ этого предмета. Когда же человек использует абстрактные понятия, мысль его тоже нуждается в наглядных образах, потому что отражение действительности в сознании людей осуществляется только через ощущения и возникшие из них образы, представления, и последние служат опорой для мышления. Абстрактные понятия не могут быть представлены наглядно, они остаются неуловимыми для процесса мышления, для мысли, пока не связываются со словесными знаками. Для того чтобы вызвать в сознании понятие, нужно вызвать образ обозначающего его словесного знака. Только по ассоциации с ним и возникает в сознании все содержание понятия. Опорой для мысли оказывается в этом случае образ знака. Сторонники вербального мышления, в сущности, постулируют три тезиса: 1) мысль непосредственно материальна; 2) мысль появляется вместе со словом и может существовать только на базе языка; 3) материальной оболочкой мысли является звуковой комплекс, поскольку он представляет «языковую материю». Согласно вербальной теории, без слова мозг сам по себе не может отразить предмет, это означало бы возникновение «оголенной мысли», мысли в «чистом виде». Формой отражения действительности является значение слова, тесно связанное с понятием, а не понятие само по себе (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 125–130). Это точка зрения вызывает серьёзные возражения. По-мнению Б.А. Серебренникова, понятие возникает раньше и уже существует в голове, когда человек подбирает для него звуковой комплекс. Мышление предшествовало языку (Б.А. Серебренников, 1988, с. 72). Несогласие с теорией существования мышления на базе языка выражает Б.П. Ардентов: «Против тождества языка и мышления уже говорит тот факт, что в ходе филогенеза человека (его исторического развития как особого вида животных) мышление предшествует языку; язык появляется позже, одновременно с сознанием, высшим этапом развития мышления» (Б.П. Ардентов, 1973, с. 29). Ученый подвергает сомнению распространенное среди многих отечественных лингвистов и философов мнение, будто труд, мышление, человек и язык появились одновременно. Труд никак не мог появиться одновременно с мышлением. Об этом совершенно определенно говорит Ф. Энгельс: «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству» (Ф. Энгельс. «Диалектика природы»). Но ведь труд необходимо предполагает мышление, а «всякий труд начинается с изготовления орудий» (цит. по: Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 130). Б.П. Ардентов приходит к выводу: «Мышление в своем движении опережает язык, – иначе вообще был бы невозможен прогресс человечества. В мышлении создался образ, а в языке нет соответствующего слова для его обозначения (еще доказательство возможности существования в мысли чего-то, что не одето словом)» (Б.П. Ардентов, 1973, с. 30). подробнее
Объемная картина сложного взаимоотношения языка и мышления содержится в высказывании Бертрана Рассела: «Язык служит не только для выражения мыслей, но и делает возможными мысли, которые без него не могли бы существовать. Иногда думают, что не может быть мысли без языка, но я не могу с этим согласиться: я считаю, что может быть мысль и даже истинное и ложное верование и без языка. Но, хотя это и может быть, все-таки нельзя отрицать, что все хорошо отработанные мысли требуют слов» (Б. Рассел, 2001, с. 710). Современная наука выделяет разные типы мышления: «С гораздо большей степенью вероятности можно предполагать, что человек пользуется не одним словесным мышлением, а разными типами мышления. Можно выделить следующие типы мышления: наглядное, образное, практическое, лингвокреативное, авербально-понятийное, поисковое и редуцированное» (Б.А. Серебренников, 1983, с. 103–104).
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |