Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные обязанности иных правоохранительных органов по профилактике преступлений и административных правонарушений




Основные обязанности служб и подразделений органов внутренних дел по профилактике преступлений и административных правонарушений

Специфика профилактической деятельности органов внутренних дел определяется их структурной принадлежностью. В настоящее время структура территориальных органов внутренних дел установлена Приказом МВД от 30.04.2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».
По направленности деятельности подразделения ОВД можно условно разделить на два блока:
I. Подразделения, осуществляющие охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности II. Подразделения, осуществляющие раскрытие и расследование преступлений
1. подразделения по оперативному управлению силами и средствами органов внутренних дел, в том числе дежурные части; 2. подразделения участковых уполномоченных полиции; 3. подразделения патрульно-постовой службы; 4. подразделения по обеспечению безопасности дорожного движения; 5. подразделения по исполнению административного законодательства, в том числе подразделения по содержанию лиц, арестованных в административном порядке; 6. подразделения вневедомственной охраны; 7. подразделения дознания; 8. подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; 9. подразделения по содержанию подозреваемых и обвиняемых; 10. подразделения лицензионно-разрешительной работы; 11. подразделения по делам несовершеннолетних, в том числе подразделения для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей; 12.подразделения по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств. 1. подразделения уголовного розыска; 2. оперативно-поисковые подразделения; 3. подразделения специальных технических мероприятий; 4. подразделения оперативно-разыскной информации; 5. подразделения собственной безопасности; 6. подразделения по противодействию экстремизму; 7. подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции; 8. подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; 9. подразделения специального назначения и авиации; 10. подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола.

Участковые уполномоченные полиции обладают широким комплексом обязанностей по предупреждению правонарушений

1. Проводят ежемесячный анализ складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемых административных участках, вносят руководству горрайлиноргана внутренних дел предложения по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках.
2. Осуществляют контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений.
3. Выявляют на административном участке лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств.
4. Устанавливают организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией.
5. Принимают меры превентивного характера в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности.
6. Отчитываются не реже одного раза в квартал перед населением о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и личном вкладе в осуществление мер по предупреждению преступлений.
7. Не реже одного раза в год участвуют в проведении на административном участке проверок состояния технической укрепленности, пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, оружия и боеприпасов.
8. В ходе исполнения служебных обязанностей проводят не реже одного раза в год проверки сохранности гражданского огнестрельного оружия по месту жительства его владельцев и осуществляют контроль за соблюдением руководителями юридических лиц правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий.
9. Участвуют в мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений правил регистрации, соблюдению иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации.
10. Оказывают содействие сотрудникам иных подразделений ОВД и органов предварительного следствия.
11. Проводят разъяснительную работу среди населения по оборудованию силами и средствами вневедомственной охраны своих квартир и иных объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации.

Сугубо профилактические функции выполняют подразделения по делам несовершеннолетних. В поле зрения данных подразделений входят подростки, освобожденные из мест лишения свободы, осужденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений, употребляющие наркотики, пьянствующие, совершающие правонарушения не уголовного характера и другие категории несовершеннолетних, от которых, судя по их аморальному или противоправному поведению, можно ожидать совершения (повторения) преступлений.

 

Основные обязанности ПДН:
· выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, а также принятие в пределах их компетенции мер к их устранению;
· ежеквартальный анализ, обобщение и направление в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления информации и предложений по вопросам работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, их воспитания, обучения, досуговой и трудовой занятости, наркологического и психиатрического лечения, социальной защиты;
· выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе склоняющих к потреблению наркотических средств и психотропных веществ, либо совершающих иные противоправные действия в отношении несовершеннолетних, и в пределах своей компетенции принимают к ним меры в соответствии с законодательством РФ;
· выявление родителей (лиц их заменяющих) не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных, либо иных учреждений, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и принимают к ним меры в соответствии с законодательством РФ;
· выявление несовершеннолетних, находящихся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; в соответствии с законодательством РФ оказывают им помощь, при необходимости доставляют их в ОВД, и в установленном порядке информируют о них заинтересованные государственные органы;
· информирование органов опеки и попечительства о несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения в целях защиты их прав и интересов;
· осуществление контроля за поведением несовершеннолетних правонарушителей, поставленных на профилактический учет в ОВД с целью предупреждения совершения ими повторных правонарушений;
· проведение разъяснительной работы среди населения по вопросам предупреждения преступности несовершеннолетних. Активно используют в этих целях возможности печати, радио и телевидения.

 

 

Большой объем работы по предупреждению преступлений и административных правонарушений осуществляет патрульно-постовая служба.

 

Основные обязанности ППС:
· охраны общественного порядка на улицах, площадях, парках, скверах и в иных общественных местах;
· выявление алкоголиков, наркоманов, мелких хулиганов, проституток и применение к ним законных мер;
· предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
· предупреждение хулиганства, грабежей, разбоев, угонов транспортных средств;
· борьба с бродяжничеством и попрошайничеством;
· оказание помощи иным подразделениям ОВД в работе по пресечению преступлений и задержанию виновных

 


 

В предупреждении автотранспортных происшествий главная роль принадлежит сотрудникам подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения.

 

Деятельность сотрудников ОБДД по предупреждению правонарушений:
· учет и анализ аварийности автотранспорта, · административная деятельность, · технический контроль и надзор, · контроль за дорожными условиями, дознание, регулирование дорожного движения, · присвоение квалификации водителя, · регистрация и учет транспортных средств, · надзор за дорожным движением, пропаганда безопасности на дорогах

 

 

Деятельность подразделений вневедомственной охраныполностью подчинена задачам предупреждения преступлений и иных правонарушений. Эти подразделения созданы в целях обеспечения охраны имущества собственников и объектов на договорной основе от преступных и иных посягательств, и предупреждают прежде всего кражи, разбойные нападения.

 

Виды профилактической деятельности подразделений вневедомственной охраны
· предварительное обследование подлежащего охране объекта на предмет технической укрепленности, возможности установки сигнализации, · обеспечение физической и технической охраны объектов, · оперативное реагирование на сигналы о противоправном проникновении в жилища и служебные помещения, · установка ограничения в передвижении и запретные зоны на подступах к охраняемому объекту. · обеспечение общественного порядка и борьба с правонарушениями в зоне своих постов и маршрутов патрулирования.

 

Предупреждение преступлений является одной из основных задачуголовного розыска.

 

Специфика профилактической деятельности УР:
1) профилактические задачи решаются данной службой в процессе реализации иных задач, являющихся доминирующими для этой службы: выявления, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществления розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан.
2) в поле зрения данной службы находятся ранее судимые и иные лица, ведущие антиобщественный, паразитический образ жизни, которые могут в силу этого встать на преступный путь.
3) действуя, присущими уголовному розыску методами, прежде всего, оперативно-розыскными, его сотрудники получают информацию о поведении, маршрутах передвижения, местах сосредоточения, связях таких лиц, об обстоятельствах, которые могут способствовать совершению ими преступлений. Полученная информация используется для недопущения преступных деяний со стороны этих лиц.
4) если время упущено, то предпринимаются меры по предотвращению замышляемых и подготавливаемых преступлений.
5) в случае, когда преступление все же совершено, аппараты уголовного розыска, наряду с его раскрытием, проводят профилактическую работу. Это касается, прежде всего, выявления и нейтрализации причин и условий, способствующих совершению преступлений.
6) особым направлением деятельности аппаратов уголовного розыска является принятие профилактических мер, направленных на предупреждение преступлений несовершеннолетних.
7) аппараты уголовного розыска принимают меры по разобщению преступных группировок подростков, а также выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность.

 

Специфика профилактической деятельности подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции:
1) Используя специфические средства и методы, включая оперативно-экономический анализ, изучают экономику, технологию, систему учета и отчетности различных отраслей производства, торговли, что позволяет выявлять «каналы» хищения собственности.
2) По фактам выявленных хищений, корыстных и должностных преступлений, аппараты ЭБиПК разрабатывают экономические, организационно-управленческие и другие меры профилактики, вносят конкретные предложения, направленные на устранение причин и условий, способствующих их совершению.
3) Анализ уголовных дел и оперативных материалов позволяет устанавливать способы хищений с тем, чтобы предотвратить совершение преступлений и наметить конкретные меры, направленные на ликвидацию криминогенных причин и условий.
4) В условиях глубоких экономических преобразований в стране, роль аппаратов ЭБиПК возрастает, поскольку на переходном этапе, необходимо не допустить присвоения, хищения имущества, находящегося в собственности государства.
5) Организация рейдов, проверки хозяйственной деятельности предприятий.
6) Взаимодействие с участковыми инспекторами полиции, сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики, используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц.
7) Выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере экономики, предварительное следствие по которым обязательно. Предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере экономики.
8) Сотрудники ЭБиПК ведут также правовую пропаганду: читают лекции, выступают с докладами, беседами на предприятиях и учреждениях.
9) Серьезную помощь оказывают аппараты ЭБиПК руководителям предприятий и организаций, информируя их о нарушениях, злоупотреблениях их работников; о лицах, судимых за хищения и взяточничество и пытающихся вновь устроиться на работу на материально ответственные должности.

 

Работу по предупреждению поджогов, фактов неосторожного обращения с огнем осуществляют подразделения государственной противопожарной службы(которые относятся к МЧС РФ).

 

Сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы:
· Анализируют причины и условия возникновения пожаров, разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на их предупреждение;
· Совместно с органами государственной власти и местного самоуправления осуществляют среди населения пропаганду мер противопожарной безопасности;
· Оказывают содействие организациям независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности, в обучении мерам противопожарной безопасности работников этих предприятий;
· Осуществляют государственный надзор за соблюдением юридическими и физическими лицами требований пожарной безопасности. Принимают меры к устранению выявленных правонарушений;
· Выявляют в ходе дознания либо производства по делам об административных правонарушениях правил пожарной безопасности причины и условия, способствующие возникновению пожаров и в установленном порядке вносят руководителям предприятий, учреждений, организаций, должностным лицам предписания по их устранению;
· Взаимодействуют с руководителями заинтересованных подразделений ОВД, других правоохранительных органов в разработке и принятии мер по предупреждению правонарушений в сфере пожарной безопасности.

 

 

Профилактическая работа занимает значительное место в деятельности следственных подразделений.

 

Специфика профилактической деятельности следственных подразделений:
1) Следственные аппараты при расследовании уголовных дел выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений и вносят представления об их устранении.
2) Начальник следственного отдела обязан контролировать своевременность действий подчиненных ему следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимать меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству расследования.
3) Он вправе добиваться выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений по каждому уголовному делу, давать следователям в необходимых случаях указания о восполнении допущенных в этой части пробелов, о принятии профилактических мер.
4) Среди непроцессуальных форм предупредительной деятельности следственных подразделений можно выделить участие следователей в правовом просвещении и воспитании. Они выступают с сообщениями в образовательных учреждениях, трудовых коллективах, перед населением о результатах расследованных и рассмотренных в судах уголовных дел, о причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений. Осуществляют публикации и выступления по этим вопросам в средствах массовой информации.
5) Важным элементом следственной профилактики является также проводимое начальником следственных отделов обобщение отраженных в представлениях следователей причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
6) Обобщение представлений обеспечивает охват профилактическими мероприятиями и тех объектов, где преступления не выявлялись.
7) В том случае, если должностные лица предприятий, учреждений и организаций неоднократно не выполняют представления следователей об устранении причин и условий, способствовавших совершению преступлений, следственные подразделения подготавливают информацию в органы прокуратуры, для принятия к ним мер в соответствии с законодательством РФ.

 


 

Большая роль в предупреждении преступлений принадлежит исправительным учреждениям (ГУФСИН РФ),поскольку почти половина лиц, проходивших в качестве обвиняемых, приговариваются судами к реальному лишению свободы.

 

Специфика профилактической деятельности ИУ:
1) Основными средствами исправления осужденных являются: режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
2) Применение кары, в частности, лишение осужденного такого важного блага, как свобода, на протяжении всего срока наказания воздействует на психику осужденного, напоминает ему о содеянном, заставляет задуматься над своим прежним поведением, переосмыслить его, наконец, вызывает опасение вновь испытать подобные страдания в случае повторного совершения преступления.
3) В этой части, кара, реализуемая через нормы режима, выполняет воспитательно-профилактическую функцию.
4) Некоторые нормы режима, например, регулирующие распорядок дня, отношение к администрации, друг к другу, являются воспитательным средством. Соблюдение их, приучает осужденных к дисциплине, правильному образу жизни, установлению должных отношений с коллективом.
5) В настоящее время ИУ располагают значительными и многообразными средствами воспитательного воздействия на осужденных (различные формы соревнований, работа самодеятельных организаций, библиотек, клубов, занятие спортом, проведение бесед, лекций).
6) Широко применяются в ИУ меры поощрения и принуждения, которые служат целям исправления и перевоспитания осужденных, а вместе с тем и профилактике рецидива преступлений.

 

 

Прокуратура выполняет профилактические функции в процессе решения своих основных задач. Осуществ­ляя общий надзор за исполнением законов органами местной власти и управления, юридическими лицами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами, про­куратура обязана восстанавливать нарушенную законность.

 

Формы предупредительного воздействия прокуратуры:
1)опроте­стовывать незаконные решения;
2) выдавать предписание по уст­ранению нарушений закона;
3) возбуждать в отношении нару­шителей законности дисциплинарное, административное или уголовное производство;
4) выносить предостережение о недопус­тимости нарушения закона.
5) надзор за исполнением законов органами, осу­ществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, (побуждение соответствующих должностных лиц к установле­нию обстоятельств, способствовавших совершению преступле­ний и принятию достаточных мер по их устранению).

 

 

Суд в известном смысле не является субъектом борьбы с пре­ступностью, что, однако, не умаляет его вклада в профилакти­ческий процесс. Вынося справедливый приговор по уголовным делам или решение по гражданским спорам, суд обеспечивает общую и специальную превенцию, в том числе и предупрежде­ние рецидива.
Определенный профилактический эффект оказывает прове­дение выездных судебных заседаний по месту концентрации об­стоятельств, способствовавших совершению преступлений или правонарушений (по месту работы или жительства).
Специально-профилактическая функция судов реализует­ся посредством вынесения, наряду с приговором, частных оп­ределений. Опираясь на объективные данные, собранные на предварительном следствии и подтвержденные в судебном за­седании, о причинах и условиях, непосредственно приведших к данному преступлению, суд инициирует процесс их устране­ния или нейтрализации.

 

 

Федеральная служба безопасности наделена широкими пол­номочиями в осуществлении предупредительной деятельности

 

К ее основным задачам и функциям, определен­ным федеральным законом «Об органах Федеральной службы безопасности», отнесены: нейтрализация враждебной деятель­ности иностранных служб и отдельных лиц, – защита государст­венных тайн и секретов, – информирование руководства страны об угрозе безопасности России.

 

Совместно с другими ор­ганами федеральная служба безопасности должна бороться с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой оружия и наркоти­ков, пресекать деятельность незаконных вооруженных форми­рований и преступных групп, а также общественных объедине­ний и лиц, ставящих целью насильственное изменение консти­туционного строя в стране.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – 14 февраля.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 35-ФЗ «О противодействии коррупции».

3. Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и пра­вонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

4. Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

5. Приказ МВД от 30.04.2011 г. № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России».

6. Приказ МВД РФ от 05.12.2008 № 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики».

7. Приказ МВД РФ от 16.09.2002 № 900 (ред. от 12.04.2007) «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции».

8. Приказ МВД РФ от 16.11.2006 № 937 (ред. от 05.06.2007) «Об утверждении Инструкции по организации технической эксплуатации технических средств охраны на объектах, охраняемых подразделениями милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации».

9. Глухова А.А., Петров С.В. Криминолого-правовой анализ изготовления или сбыта пластиковых карт или иных платежных документов. – Нижний Новгород, 2010.

10. Иванова А.А. Педагогическая профилактика в системе предупреждения преступлений: Дисс. … канд. юрид. наук. – Нижний Новгород, 2006.

11. Криминология. Учебное пособие / В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. – М., Норма, 2010.­

12. Криминология: Учебник для вузов - 4-е изд.,перераб. и доп. / под ред. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2010.

13. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Реализация государственных программ по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних // Российская юстиция. – 2011. – № 2

14. Оноколов Ю.П. Осуществление деятельности по предупреждению преступности в армии требует учета латентных преступлений // Военно-юридический журнал. – 2011. – № 3.

15. Петренко А.В. Стратегии предупреждения преступлений в США // Международное публичное и частное право. – 2011. – № 1

16. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. – М.: Юнити, 2010.

17. Сабуров Р.С. Роль требований прокурора в предупреждении правонарушений // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 2.

18. Степура Ю.И. Информационно-аналитическая работа следователя в предупреждении преступлений // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 2.

19. Уваров И.А. Зарубежные концепции организации криминологической профилактики рецидивной преступности // Международное публичное и частное право. – 2010, - №6.

20. Ярошенко О.Н. Частное определение суда как способ профилактики и предупреждения нарушений прав граждан при рассмотрении гражданских дел // Мировой судья. – 2011. – № 3.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.