КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 30. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями специального образования
Вопрос 29. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь
1. Стандартные правила ООН обеспечения равных возможностей для инвалидов содержат определение профилактики: это осуществление комплекса мер, направленных на предупреждение возникновения физических, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилактика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профилактика второго уровня). Проблема ранней профилактики и ранней помощи весьма актуальна для современной корреционной педагогики. Ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь - важнейшая составляющая процесса медико-социально-педагогцнеского патронажа (по мнению Л.И. Аксеновой). 2. Зарубежные программы ранней помощи: Коннектикутский тест "Обследование развития новорожденных детей до 3 лет"; Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет; Гавайский профиль раннего обучения; Мюнхенская функциональная диагностика; Программа ранней педагогической помощи "Тандем" (Голландия); Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии "Маккуэри" (Австралия) и др. Отечественная система ранней диагностики и ранней помощи находится сегодня в стадии становления. Для ее дальнейшего развития необходимо разработать, законодательно обосновать и практически реализовать соответствующую программу национального масштаба. Российские ученые - Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелеьа, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Э.Л. Фрухт и др. - разработали авторские программы, направленные на раннюю диагностику и психолого-педагогическую помощь детям с отклонениями и развитии. В основе указанных программ сформулированное Л.С. Выготским положение о зонах ближайшего и актуального развития ребенка.
Основы отечественного государственного специального образования дошкольников заложены в 20-30-е гг. прошлого века. К началу 70-х гг. функционировали дошкольные учреждения специального назначения: • ясли-сады; • детские сады; • дошкольные детские дома; • дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах. 2. Комплектование дошкольных учреждении специального назначения осуществлялось по принципу ведущего отклонения. Как отмечает Ю.В. Морозова, создавались дошкольные учреждения (группы) для детей с нарушениями: • слуха (глухих, слабослышащих); • зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амбиопией); • речи (для детей с заиканием, общим недоразвитием речи, фонетико-грамматическим недоразвитием); • интеллекта (умственно отсталых); • опорно-двигательного аппарата, Наполняемость группы - до 15 воспитанников. В штат специальных дошкольных учреждений были введены: • олигофренопедагоги; • сурдопедагоги; • тифлопедагоги; • логопеды; • дополнительные медицинские работники. 3. Образовательный процесс осуществлялся в соответствии со специальными комплексными программами обучении и воспитания для каждой категории детей с отклонениями в развитии. Его особенности: • перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами; • организация специальных занятий (например, развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, лечебная физкультура и др.); • полное финансирование из госбюджета. 4. Характерные признаки советской системы специального образования дошкольников: • дети с отклонениями в развитии не принимались в дошкольные учреждения общего назначения; • диагностические ограничения, исключавшие возможность получения общественного дошкольного образования (комбинированные, комплексные отклонения в развитии, эпилепсия, шизофрения, психопате подобное поведение, умственная отсталость в степени имбецильности и идиотии, нарушения опорно-двигательного аппарата). Дети с перечисленными выше отклонениями в развитии воспитывались в условиях семьи: либо в единичных специализированных учреждениях; • до 2-летнего возраста ребенок практически не имел психолого-педагогического сопровождения (в ясли-сад принимали детей 5 только с 2 лет, в детский сад - с 3 лет); -, • закрытость, изолированность учреждений для детей с отклонениями в развитии; • искусственная отчужденность воспитанников от нормально развивающихся сверстников и от общества. Тем не менее значительные достижения советской системы специального образования дошкольников составляют фундаментальную основу современной специальной дошкольной педагогика.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |