Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 48. Анатомо-физиологические механизмы речи и ее развитие у ребенка




Вопрос 47. Логопедия как наука

 

1. Логопедия (греч. — слово + /адй/ега — воспитание, обучение) - педагогическая наука о нарушениях развития речи,)

преодолении и предупреждении средствами специального обучения и воспитания.

Определение дано проф. Р.Е. Левиной, которая разрабатывала педагогические основы логопедической науки с 1965 по 1980 г. Предмет логопедии (по Г.В. Чиркиной) - развитие и формирование речи при различных отклонениях от нормального онтогенеза (индивидуальное развитие) в условиях целенаправленного педагогического процесса.

2. Основные задачи логопедии:

• исследование закономерностей специального обучения и воспитания детей с нарушением речевого развития;

• разработка методов ранней педагогической диагностики речевых расстройств;

• определение принципов, содержания и методов коррекционного обучения языку и речи.

3. Впервые вопросы коррекции недостатков речи при нормальном слухе рассматривались в XVII в. в работах по сурдопедагогике.

Как самостоятельная отрасль дефектологии логопедия начала формироваться со второй половины XIX в. До конца 30-х гг. XX в. в логопедии, как отмечает Р.Е. Левина, преобладали упрощенные представления о речи как совокупности специализированных мускульных движений и о соответствующих методах коррекции. С ростом научных представлений о сложной природе речевой деятельности и появлением психологически* исследований в данной области коренным образом изменилось направление логопедии — на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание логопедии.

В России развитие логопедии как науки связано с исследованиями, проведенными ФА. Рау, Р.Е. Левиной, О.П. Правциной, М.Е. Хватцевой и др.

Изучением детской речи, клинических форм речевых расстройств занимались А. Куссмауль, И.А. Сикорский и др.

 

 

особое значение для нормальной речевой деятельности имеют слуховая, зрительная и моторная системы;

необходимое условие — целостность и сохранность всех структур мозга;

качественные характеристики речи зависят от взаимодействия многих зон коры правого и левого полушарий;

важную роль играют ренеслуховая и речедвигательная зоны, расположенные в доминантном полушарии мозга;

координированная работа мышц трех отделов периферического речевого аппарата обеспечивает устной речи;

речевой выдох вызывает колебания голосовых связок, в результате чего возникает голос;

произнесение речевых звуков (артикуляция} происходит благодаря работе артикуляционного отдела. Периферический речеввй аппарат регулируется центральной нервной системой.

2. Формирование речи происходит в процессе общего психоф, ского развития ребенка

Условия формирования нормальной речи:

сохранная центральная нервная система;

наличие нормального слуха и зрения;

активное речевое общение (прежде всего на уровне: "взрослый! ребенок", "ребенок — взрослый").

У морового ребенка в период от 1 года до 5 лет (по определению Л.М. Беляковой и Е.А. Дьяковой) постепенно:

• формируется фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона речи;

• развивается нормативное звукопроизношение. Этапы развития речи:

• самая ранняя стадия - вокализация, гуление, лепет;

• постепенное приближение лепета к звукам родного языка;

• вторая половина года жизни — появление условных рефлею на словесные раздражители;

• к одному году — понимание значения многих слов, начало произношения первых слов;

• после полутора лет ~ появление простой фразы, ее постепенное усложнение;

• фонологическое, морфологическое, синтаксическое оформление речи;

• к 3 годам - сформированное основных лексико-грамматических конструкций обиходной речи;

• переход к овладению развернутой фразовой речью;

• к 5 годам - развитие механизмов координации между дыханием, фонацией и артикуляцией;

• к 5~6 годам - начало формирования способности к звуковому анализу и синтезу;

• следующий этап (в условиях обучения) - овладение письменной формой речи.

4. При недостаточном внимании к развитию речи может возникнуть так называемый госпитализм: плохое понимание речи;

• неумение говорить;

• общая психическая отсталость, компенсация которой в 'дальнейшем требует значительных усилий специалистов,





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.