КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторический анализ теорий управления
Возникновение науки управления относится к началу нашего века и единодушно связывается с именем американского инженера Фре- дерика У. Тейлора (1856-1915). Концепции Ф Тейлора лежат в основе так называемой «классической» теории управления, элементы См Веселый В 3 Формирование теории управления в сфере правоохранительной деятельности -М,1988 С 86-94 -23- которой, несмотря на различное отношение к ней, до сих пор используются в современных теориях управления. Определяя средства управления, Тейлор исходил из принципа технологического детерминизма, согласно которому человек подчиняется технической системе В соответствии с этим функции умственного труда и руководства производственным процессом отделяются от непосредственных производителей, рабочий подвергается своеобразной «манипуляции», становится «винтиком» производственного механизма Это достигается, во-первых, при помощи технических средств, которые диктуют ритм труда, во-вторых, путем нормирования труда, специальных форм заработной платы, использования мастеров, которые подгоняют рабочих Система Тейлора наиболее успешно функционирует там, где преобладает простой труд и существует резервная армия безработных. Организация рабочего места, учет факторов времени в процессе труда, выработка рациональных приемов работы, разработка системы четких и твердых заданий, хронометраж работы, введение рационального порядка в организации распределения работ; подбор и расстановка людей - вот главное в работах Тейлора. Важным элементом системы Тейлора являлось внедрение функционального начала в руководство рабочими. Там. где раньше действовал один мастер, Тейлор ввел четырех, которые непосредственно в цехе должны были контролировать рабочих и оказывать им помощь по четырем узким направлениям (качество работы, транспортные потоки, ремонт, режим труда). Кроме того. в бюро цеха действовали еще четыре мастера: распределяющий место, время и сроки выполнения работ; разрабатывающий инструкционные карты; устанавливающий расценки, размеры премий и штрафов; заведующий общим порядком.
Функциональная система, нашедшая выражение в институте мастеров, представляла собой попытку разложить на составные части не только физический труд рабочего, но и деятельность по управлению. В то же время многие ученые отметили и ее прогрессивные черты, касающиеся организации труда. В 20-30-е годы система Тейлора распространилась на промышленных предприятиях США и Западной Европы. В обиход был введен термин «научное управление», имеющий отношение преимущественно к управлению людьми в процессе производства. В это время основные положения «научного управления» активно разрабатывали видные ученые, которые вывели ояд принципов организации и управления, действующие, по их мнению, безотносительно к цели организации, ее социальное основе' распределение ответственности, баланс власти и ответственное"! и, специализация, координация, четкое фиксирование функции, иерархический принцип, диапазон кот роля, делешрованин оперативных полномочий, дифференцировании функций и др. -24- Если Ф. Тейлор создавал свою систему применительно к промышленным предприятиям, то французский исследователь Анри Файоль (1841-1925) сделал попытку разработать принципы организации административной деятельности. Файоль поставил вопрос о необходимости выделения собственно управленческой деятельности в особый объект исследования. Он одним из первых выделил пять основных функций управления: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль При этом Файоль не рассматривал управление как «исключительную привилегию» только высшего руководства. Он дискутировал с Ф. Тейлором, доказывал, «что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют в известной мере даже рабочие.
Особое месю среди «классиков» научного менеджмента занимает немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Он является основоположником учения об «идеальной» или «рациональной» бюрократии. Вебер считал, что идеальный руководитель должен управлять своим аппаратом «без гнева и пристрастия», а следовательно, не проявляя никаких эмоций или энтузиазма, вся его деятельность должна быть регламентирована инструкциями, уставами, правилами. По его концепции это делает руководителя непопулярным, но полностью отвечает интересам подчиненных, а в конечном счете, и граждан. Вебер определил четкие нормы для организации Конспективно они могут быть выражены следующим образом: жестко установленные иерархия учреждения и сфера его компетенции, подбор кадров на основе квалификационных требований; фиксированная заработная плата; работа в учреждении - единственное занятие служащего; независимость служебной карьеры — как системы продвижения -лишь от оценки начальника; отделение службы от какого-либо права собственности. Большинство представителей «классической» теории исходили из представлений о человеке в системе управления как о простом и технологически заменимом элементе любой производственной или административной организации. Ограниченность «инженерного» подхода «классической» теории привела к расширению исследований в таких отраслях как индустриальная (или промышленная), психология и социология. В результате как бы в дополнение «классической» теории, а также в противовес ей возникла доктрина «человеческих отношений». Ее зарождение связывают с именем американского социолога Эл- тона Мэйо (1880-1949). Предметом его изучения стали малые неформальные группы, социально-психологические аспекты управления - чувства людей, их отношение к труду, к коллеетиву, к лидеру, социальные роли и притязания, вкусы, мотивы, настроения. Если «классики» разрабатывали организационно технологический аспект
-25- управления, то представители школы «человеческих отношении» -аспект социально-психологический. Многочисленные учебники, пособия. «рецептурные справочники» по управлению, написанные как социологами, так и психолигами дают советы как, эффективно используя достижения социологии и психологии, управлять людьми Каждое из направлений «классическое», развивающее организационно-технологические основы управления, и социально-психологическое - имели своих последователей. Однако на практике возникла необходимость синтезировать прагматические стороны обеих школ, включая в деятельное"! ь по управлению и современные достижения науки. Так появились труды, а которых соединялись выводы самых различных школ и направлений, делались полезные для практики рекомендации, все проверялось опытом Для этого направления, иногда называемого «эмпирическим», характерно, что в нем делается попытка синтезировать основные идеи школ - «классической» и «человеческих отношений);, - придается определяющая роль непосредственному опыту управления, считается, что сама по себе управленческая деятельность является в значительной мере искусством, которому учит не столько теория, сколько практика Главное, по мнению «эмпириков» — это изучение практической деятельности предприятия, менеджера, производственной группы и разработка конкретных рекомендаций, использование достижений социальной психологии. Значительное место среди исследований по психологии управления занимают работы по мотивации, под которой понимаются факторы, способствующие лучшей организации труда Современные ученые активно исследуют процессы принятия решений с применением математических методов и новейших технических средств, включая электронно-вычислительную технику, ставят перед собой задачу повышения рациональности решений, что может быть достигнуто лишь путем научных исследований, связанных с кибернетикой, исследованием операций, системным анализом Почти все школы и направления исследуют такие вопросы, как формирование целей управления, разработка формальной структуры, оптимизация организационной структуры, проблема авторитета, процесс принятия решений, делегирование ответственности, принципы децентрализации, диапазон контроля, вопросы коммуникации и органи зации. Почти все школы придают особое значение проблеме мотивации поведения людей. В этой связи растет интерес к неформальным факторам и структурам, оказывающим зьачтельное влияние на эффективность организационной деятельности
Следует отметить характерные для современного периода быстрое развитие производительных сил и появление принципиально новых средств производства, быстрый рост автоматизации производственных процессов и управленческого труда - все это стало толчком к -26- возникновению т. п. ситуационных теорий. Суть ситуационного подхода выражается в том, чтобы на основе всестороннего анализа, определять, при каких обстоятельствах и в каких ситуациях наиболее эффективна та или иная модель организации. Считается, что универсалистские концепции «классической» теории и доктрины «человеческих отношений» недостаточно хорошо обслуживают управление в современных условиях. Вместо этого провозглашается требование более скрупулезного изучения конкретных условий - ситуаций в управлении и гибкого приспособления организационно-управленческих форм и методов к специфике этих ситуаций. Многие ученые отмечают несколько направлений, по которым будет развиваться управление в будущем. Во-первых, это практическое всеобщее применение системного подхода, что в свою очередь, должно вызвать изменение в подходе применения количественных методов и моделей к информации и применению ЭВМ. В настоящее время, по мнению многих теоретиков, ЭВМ дают неполную отдачу из-за того, что они рассчитаны на старую иерархическую структуру организации и на старую систему информации (снизу - осведомительная информация, сверху - командная). Во-вторых, значительно увеличится роль моделирования и орг-проектирования. В-третьих, произойдет эволюция самих организаций, они станут более адаптированными и «временными системами», рассчитанными на определенную временную цель. Это, в свою очередь, вызовет к жизни новый тип организации - матричный. И наконец, по мнению многих теоретиков, должна полностью измениться роль управляющего (менеджера), предполагается, что менеджер будущего должен обладать гораздо большими знаниями психологии, социальных наук, международных отношений и других гуманитарных наук. Он должен быть катализатором, который интегрирует информацию и технологию. 2.3. Предмет, задачи и система курса «Основы управления в органах внутренних дел» Учебный курс «Основы управления в органах внутренних дел» базируется на общих положениях науки управления и теоретико-прикладных выводах теории управления в сфере правоохранительной деятельности. В его рамках изучается управленческая деятельность в самой крупной подсистеме правоохранительной системы страны -в органах внутренних дел. Предметом настоящего учебного курса являются закономерности, принципы, правила управления системой «органы внутренних дел», познание и использование которых обеспечивает упорядочение ее функциональной и организационной структур, оптимизацию ее -27- деятельности и развития в целях повышения эффективности борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Приведенное определение предмета учебной дисциплины обусловливает принципиальный подход к уяснению ее содержания. Прежде всего необходимо отметить, что осуществление основных функций органов внутренних дел по охране общественного порядка и борьбе с преступностью рассматривается в учебном курсе лишь в той степени, которая требуется для раскрытия управленческой деятельности. С учетом этого названный учебный курс концентрирует внимание слушателей на организационных вопросах, связанных с формированием систем управления и технологией его процессов. Известно, что в учебных дисциплинах фиксируется лишь наиболее достоверные, на данном этапе неоспоримые конечные выводы исследований. Поэтому любой учебный курс не может охватить весь научный материал, всю систему доказательств и гипотез, а также точки зрения по вопросам, пока еще не решенным в науке; он дает своего рода основные понятия из науки, то есть то, что общепризнано и доступно усвоению всеми изучающими этот курс. Содержание рассматриваемого учебного курса включает в себя, таким образом, устоявшиеся положения науки управления применительно к конкретной системе - органам внутренних дел. При этом изучаются: цели, задачи, функциональная и организационная структуры органов внутренних дел; система и компетенция органов и должностных лиц, образующих аппарат управления; информационное и документационное обеспечение их деятельности (организация системы управления); особенности подготовки, принятия и исполнения планов и иных управленческих решений; специфика осуществления внутреннего и внешнего взаимодействия, контроля, организации личной работы руководителей, а также управления органами внутренних дел, функционирующими в различных условиях и ситуациях. Изучение содержания курса направлено на решение (путем совершенствования управления) главной задачи органов внутренних дел - повышение эффективности их практической деятельности по борьбе с преступностью и охране общественного порядка. В частности, принципиальное методологическое значение для учебного курса «Основы управления в органах внутренних дел» име-юг разработанные научной философией положения о диалектической связи объективных условий и субъективного фактора в управлении. о соотношении функций и структуры, о возможностях и методах научного предвидения социально-экономических изменений. -28- Обеспечение эффективной борьбы с преступностью (и правонарушениями в целом) требует глубокой оценки степени влияния на это социальное явление объективных условий, с одной стороны, и субъективных усилий - с другой. Совершенно очевидно, что данная оценка должна влиять: на управленческие решения, связанные с организацией и функционированием органов внутренних дел; на критерии, используемые для определения эффективности их деятельности; на методы, последовательность и темпы работы. Столь же важно при определении перспективных и текущих задач органов внутренних дел основываться на научном предвидении социального развития общества. Основываясь на положениях различных научных теорий, учебный курс предусматривает использование многих общих и частных методов естественных, общественных и технических наук. Это закономерно. Во-первых, современный процесс интеграции научных знаний обусловливает взаимопроникновение научных методов. Во-вторых, все управленческие теории и изучающие их учебные курсы находятся еще в периоде становления и не могут не использовать уже сформировавшиеся в иных науках методы. Наиболее значим для настоящего учебного курса такой общенаучный метод, как системный подход. Он предполагает рассмотрение органов внутренних дел как целостной системы, функционирующей в определенной среде и состоящей из взаимообусловленных и взаимосвязанных элементов. Системный подход позволяет учитывать, наиболее объективно оценивать все важные связи и взаимоотношения в системе органов внутренних дел, точно определять и ранжировать цели, направлять механизм управления на их достижение. Управление органами внутренних дел имеет конечной целью эффективное воздействие на социальный процесс (правонарушения). Поэтому в соответствующем учебном курсе предусматривается знакомство слушателей с методами теории социологии. Так, изучение вопросов, связанных с организацией аналитической работы, подготовкой и принятием управленческих решений, определением эффективности деятельности органов внутренних дел, требует применения методов статистического анализа, группировки, выборки, наблюдения, опроса. Поскольку в изучаемом курсе речь идет об управлении правоохранительными органами, то в нем используются правовые понятия и категории. Без опоры на выводы государственно-правовых наук невозможно решать вопросы, связанные: с нормативным закреплением целей, задач, функций структурных подразделений и обязанностей сотрудников органов внутренних дел; с правовым обеспечением организационной структуры последних и структуры аппаратов управления; с нормативным регламентированием процедуры управленческой деятельности. -29- В то же время правовые дисциплины, из которых ближе всего к настоящему курсу стоят государственное и административное право, ограничиваются изучением лишь тех отношений в области управления, которые регулируются или нуждаются в регулировании соответствующими правовыми нормами Учебный же курс «Основы управления в органах внутренних дел» изучает реальную управленческую практику в комплексе, т е предусматривает исследование вопросов применения норм права лишь как частность Здесь основное внимание уделяется рассмотрению роли управленческих органов в осуществлении государственных властных функций, а также проблемам построения систем управления, его технологии, методам, стилю, техническому обеспечению Учебный курс с учетом достижений кибернетики знакомит слушателей с количественными методами' математической логикой, сетевым планированием, математической статистикой и т п При этом принимается во внимание необходимость формирования у слушателей понимания постоянного возрастания значения количественных методов. Например, в управленческую деятельность органов внутренних дел уже внедряются технические достижения кибернетики -электронные средства обработки информации, требуемой для принятия обоснованных решений и реальной организации управления1. Таким образом, настоящий учебный курс формируется в значительной мере на основе тех знаний, которые предоставляют дисциплины более высокого уровня научной иерархии Это - один из путей формирования рассматриваемой учебной дисциплины. Другой путь состоит в исследовании и изучении самой практики органов внутренних дел, и прежде всего управления ими Он особенно важен, поскольку и сама теория, и учебный курс находятся в стадии формирования. Здесь большое значение приобретает метод накопления информации, отражающей передовую практику управления органами внутренних дел. Накопление ее осуществляется посредством изучения нормативных актов и соответствующих документов, опроса руководителей, наблюдения за их работой и т. п. Опыт разработки учебного курса свидетельствует о том, что общий путь совершенствования управления может быть определен в результате развития соответствующих положений научных дисциплин. Конкретные же формы, методы, правила улучшения управления органами внутренних дел, соответствующей деятельности их руководителей могут быть найдены в процессе изучения, обобщения и научного осмысления практики. Все это обусловливает следующие задачи учебного курса: Четвериков В С Количественные методы в управленческой деятельности органов внутренних дел -М 1986 С 4—16 -30- всестороннее изучение и обобщение опыта организации систем и процессов управления в органах внутренних дел, управленческой деятельности их руководителей; формирование теоретических, организационных и правовых основ управления органами внутренних дел; управленческая подготовка кадров органов внутренних дел В результате изучения курса слушатели должны овладеть знаниями о закономерностях, принципах, функциях и методах управления, целях, задачах, функциональной и организм.i.^- 'i-ой ьтоук-турах органов внутренних дел, компетенции руководителей об информационном обеспечении управленческой деятельно«ги основах научной организации управленческого тр/да, умениями анализировать оперативную обстановка оценивать эффективность оперативно-служебной деятельности сг^ ж5»1 '"одпазде лений, планировать работу органа вну1рсяних дел, принимать обоснованные управленческие оешения и организовыват! их лспилнение в обычных и экстремальных условиях, сбеспечиьспь комплексное использование сил и средств органа внутренних дьл в охране общественною порядка и борьбе с преступностью организовывав взаимодействие ь государственными органами и обществепнь1'/и эрга-низациями, осуществлять эффективный кошргль га.^^ы че?мем решений, навыками работы с информацией, подготовки у^равл^чески. документов, расчета сил и средств в соответствии со с^гадый,-юо,ейся оперативной обстановкой, решения актуальных проблем -овс.,. че1 ствования оперативно-служебной деятельности орсанп i-'->viuehn»ix дел, проведения служебных совещаний, инструкга-жей, оглачи и оас-поряжений, планирования и организации личной работы Содержание курса раскрывается в его структуре, отра^аюЕиь./', рзз-ноаспектный характер управления, наличие в нем статики v динамики Курс состоит из четырех разделов Во введении в курс рассмагри-ваются сущность и содержание социального управления 1емы раздела обеспечивают определенную преемственность в преподавании общественных и управленческих дисциплин Изучение этого раздела должно дать слушателям знания об основах социального управления. науке управления, предмете и задачах курса, функциях и методах управления, организации системы управления органами в^уфеини<дел Последующие разделы посвящены динамике упраале ия, т <-. процессу управленческой деятельности, в ходе "оторого iOH<pe'inO реализуются все общие функции управления Одноврсгмспро в эти/. разделах рассматриваются мегоды оперирования инфоо.мдциел обоснования и оптимизации управленческих реше-м»* оргамизаци"! их исполнения, работа с кадрами, основы делопрс ^^oacrB-i и научной организации управленческого труда -31 - Таким образом, учебный курс обеспечивает рассмотрение наиболее актуальных проблем научной организации управления органами внутренних дел. -32-
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |