Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический анализ теорий управления




Возникновение науки управления относится к началу нашего века и единодушно связывается с именем американского инженера Фре- дерика У. Тейлора (1856-1915). Концепции Ф Тейлора лежат в ос­нове так называемой «классической» теории управления, элементы

См Веселый В 3 Формирование теории управления в сфере правоохранительной деятельности -М,1988 С 86-94

-23-


которой, несмотря на различное отношение к ней, до сих пор исполь­зуются в современных теориях управления.

Определяя средства управления, Тейлор исходил из принципа технологического детерминизма, согласно которому человек подчи­няется технической системе В соответствии с этим функции умст­венного труда и руководства производственным процессом отделя­ются от непосредственных производителей, рабочий подвергается своеобразной «манипуляции», становится «винтиком» производст­венного механизма

Это достигается, во-первых, при помощи технических средств, ко­торые диктуют ритм труда, во-вторых, путем нормирования труда, специальных форм заработной платы, использования мастеров, кото­рые подгоняют рабочих Система Тейлора наиболее успешно функци­онирует там, где преобладает простой труд и существует резервная армия безработных. Организация рабочего места, учет факторов вре­мени в процессе труда, выработка рациональных приемов работы, разработка системы четких и твердых заданий, хронометраж работы, введение рационального порядка в организации распределения ра­бот; подбор и расстановка людей - вот главное в работах Тейлора.

Важным элементом системы Тейлора являлось внедрение функ­ционального начала в руководство рабочими. Там. где раньше дейст­вовал один мастер, Тейлор ввел четырех, которые непосредственно в цехе должны были контролировать рабочих и оказывать им помощь по четырем узким направлениям (качество работы, транспортные по­токи, ремонт, режим труда). Кроме того. в бюро цеха действовали еще четыре мастера: распределяющий место, время и сроки выполнения работ; разрабатывающий инструкционные карты; устанавливающий расценки, размеры премий и штрафов; заведующий общим порядком.

Функциональная система, нашедшая выражение в институте мас­теров, представляла собой попытку разложить на составные части не только физический труд рабочего, но и деятельность по управлению.

В то же время многие ученые отметили и ее прогрессивные чер­ты, касающиеся организации труда.

В 20-30-е годы система Тейлора распространилась на промыш­ленных предприятиях США и Западной Европы. В обиход был введен термин «научное управление», имеющий отношение преимуществен­но к управлению людьми в процессе производства. В это время ос­новные положения «научного управления» активно разрабатывали видные ученые, которые вывели ояд принципов организации и управ­ления, действующие, по их мнению, безотносительно к цели органи­зации, ее социальное основе' распределение ответственности, ба­ланс власти и ответственное"! и, специализация, координация, четкое фиксирование функции, иерархический принцип, диапазон кот роля, делешрованин оперативных полномочий, дифференцировании функций и др.

-24-


Если Ф. Тейлор создавал свою систему применительно к промыш­ленным предприятиям, то французский исследователь Анри Файоль (1841-1925) сделал попытку разработать принципы организации ад­министративной деятельности.

Файоль поставил вопрос о необходимости выделения собственно управленческой деятельности в особый объект исследования. Он одним из первых выделил пять основных функций управления: пред­видение, планирование, организация, координирование, контроль При этом Файоль не рассматривал управление как «исключительную привилегию» только высшего руководства. Он дискутировал с Ф. Тейлором, доказывал, «что административные функции сущест­вуют на любом уровне организации и их выполняют в известной ме­ре даже рабочие.

Особое месю среди «классиков» научного менеджмента занимает немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Он является основопо­ложником учения об «идеальной» или «рациональной» бюрократии. Вебер считал, что идеальный руководитель должен управлять своим аппаратом «без гнева и пристрастия», а следовательно, не проявляя никаких эмоций или энтузиазма, вся его деятельность должна быть регламентирована инструкциями, уставами, правилами. По его кон­цепции это делает руководителя непопулярным, но полностью отве­чает интересам подчиненных, а в конечном счете, и граждан.

Вебер определил четкие нормы для организации Конспективно они могут быть выражены следующим образом: жестко установлен­ные иерархия учреждения и сфера его компетенции, подбор кадров на основе квалификационных требований; фиксированная заработ­ная плата; работа в учреждении - единственное занятие служащего;

независимость служебной карьеры — как системы продвижения -лишь от оценки начальника; отделение службы от какого-либо права собственности.

Большинство представителей «классической» теории исходили из представлений о человеке в системе управления как о простом и тех­нологически заменимом элементе любой производственной или ад­министративной организации. Ограниченность «инженерного» подхо­да «классической» теории привела к расширению исследований в таких отраслях как индустриальная (или промышленная), психоло­гия и социология. В результате как бы в дополнение «классической» теории, а также в противовес ей возникла доктрина «человеческих отношений».

Ее зарождение связывают с именем американского социолога Эл- тона Мэйо (1880-1949). Предметом его изучения стали малые не­формальные группы, социально-психологические аспекты управле­ния - чувства людей, их отношение к труду, к коллеетиву, к лидеру, социальные роли и притязания, вкусы, мотивы, настроения. Если «классики» разрабатывали организационно технологический аспект

-25-


управления, то представители школы «человеческих отношении» -аспект социально-психологический. Многочисленные учебники, посо­бия. «рецептурные справочники» по управлению, написанные как со­циологами, так и психолигами дают советы как, эффективно исполь­зуя достижения социологии и психологии, управлять людьми

Каждое из направлений «классическое», развивающее организа­ционно-технологические основы управления, и социально-психологи­ческое - имели своих последователей. Однако на практике возникла необходимость синтезировать прагматические стороны обеих школ, включая в деятельное"! ь по управлению и современные достижения науки. Так появились труды, а которых соединялись выводы самых различных школ и направлений, делались полезные для практики ре­комендации, все проверялось опытом

Для этого направления, иногда называемого «эмпирическим», характерно, что в нем делается попытка синтезировать основные идеи школ - «классической» и «человеческих отношений);, - прида­ется определяющая роль непосредственному опыту управления, счи­тается, что сама по себе управленческая деятельность является в значительной мере искусством, которому учит не столько теория, сколько практика

Главное, по мнению «эмпириков» — это изучение практической де­ятельности предприятия, менеджера, производственной группы и разработка конкретных рекомендаций, использование достижений социальной психологии. Значительное место среди исследований по психологии управления занимают работы по мотивации, под которой понимаются факторы, способствующие лучшей организации труда

Современные ученые активно исследуют процессы принятия ре­шений с применением математических методов и новейших техниче­ских средств, включая электронно-вычислительную технику, ставят перед собой задачу повышения рациональности решений, что может быть достигнуто лишь путем научных исследований, связанных с ки­бернетикой, исследованием операций, системным анализом Почти все школы и направления исследуют такие вопросы, как формирова­ние целей управления, разработка формальной структуры, оптими­зация организационной структуры, проблема авторитета, процесс принятия решений, делегирование ответственности, принципы де­централизации, диапазон контроля, вопросы коммуникации и органи зации. Почти все школы придают особое значение проблеме мотива­ции поведения людей. В этой связи растет интерес к неформальным факторам и структурам, оказывающим зьачтельное влияние на эф­фективность организационной деятельности

Следует отметить характерные для современного периода быст­рое развитие производительных сил и появление принципиально но­вых средств производства, быстрый рост автоматизации производст­венных процессов и управленческого труда - все это стало толчком к

-26-


возникновению т. п. ситуационных теорий. Суть ситуационного подхо­да выражается в том, чтобы на основе всестороннего анализа, опре­делять, при каких обстоятельствах и в каких ситуациях наиболее эф­фективна та или иная модель организации.

Считается, что универсалистские концепции «классической» тео­рии и доктрины «человеческих отношений» недостаточно хорошо об­служивают управление в современных условиях. Вместо этого про­возглашается требование более скрупулезного изучения конкретных условий - ситуаций в управлении и гибкого приспособления организа­ционно-управленческих форм и методов к специфике этих ситуаций.

Многие ученые отмечают несколько направлений, по которым бу­дет развиваться управление в будущем.

Во-первых, это практическое всеобщее применение системно­го подхода, что в свою очередь, должно вызвать изменение в подхо­де применения количественных методов и моделей к информации и применению ЭВМ. В настоящее время, по мнению многих теоретиков, ЭВМ дают неполную отдачу из-за того, что они рассчитаны на старую иерархическую структуру организации и на старую систему информа­ции (снизу - осведомительная информация, сверху - командная).

Во-вторых, значительно увеличится роль моделирования и орг-проектирования.

В-третьих, произойдет эволюция самих организаций, они ста­нут более адаптированными и «временными системами», рассчитан­ными на определенную временную цель. Это, в свою очередь, вызо­вет к жизни новый тип организации - матричный.

И наконец, по мнению многих теоретиков, должна полностью измениться роль управляющего (менеджера), предполагается, что менеджер будущего должен обладать гораздо большими знания­ми психологии, социальных наук, международных отношений и дру­гих гуманитарных наук. Он должен быть катализатором, который ин­тегрирует информацию и технологию.

2.3. Предмет, задачи и система курса «Основы управления в органах внутренних дел»

Учебный курс «Основы управления в органах внутренних дел» ба­зируется на общих положениях науки управления и теоретико-при­кладных выводах теории управления в сфере правоохранительной деятельности. В его рамках изучается управленческая деятельность в самой крупной подсистеме правоохранительной системы страны -в органах внутренних дел.

Предметом настоящего учебного курса являются закономер­ности, принципы, правила управления системой «органы внутренних дел», познание и использование которых обеспечивает упорядоче­ние ее функциональной и организационной структур, оптимизацию ее

-27-


деятельности и развития в целях повышения эффективности борьбы с преступностью и охраны общественного порядка.

Приведенное определение предмета учебной дисциплины обус­ловливает принципиальный подход к уяснению ее содержания. Прежде всего необходимо отметить, что осуществление основных функций органов внутренних дел по охране общественного порядка и борьбе с преступностью рассматривается в учебном курсе лишь в той степени, которая требуется для раскрытия управленческой дея­тельности. С учетом этого названный учебный курс концентрирует внимание слушателей на организационных вопросах, связанных с формированием систем управления и технологией его процессов.

Известно, что в учебных дисциплинах фиксируется лишь наибо­лее достоверные, на данном этапе неоспоримые конечные выводы исследований. Поэтому любой учебный курс не может охватить весь научный материал, всю систему доказательств и гипотез, а также точ­ки зрения по вопросам, пока еще не решенным в науке; он дает сво­его рода основные понятия из науки, то есть то, что общепризнано и доступно усвоению всеми изучающими этот курс.

Содержание рассматриваемого учебного курса включает в себя, таким образом, устоявшиеся положения науки управления примени­тельно к конкретной системе - органам внутренних дел. При этом изучаются:

цели, задачи, функциональная и организационная структуры орга­нов внутренних дел;

система и компетенция органов и должностных лиц, образующих аппарат управления;

информационное и документационное обеспечение их деятельно­сти (организация системы управления);

особенности подготовки, принятия и исполнения планов и иных управленческих решений;

специфика осуществления внутреннего и внешнего взаимодейст­вия, контроля, организации личной работы руководителей, а также управления органами внутренних дел, функционирующими в различ­ных условиях и ситуациях.

Изучение содержания курса направлено на решение (путем со­вершенствования управления) главной задачи органов внутренних дел - повышение эффективности их практической деятельности по борьбе с преступностью и охране общественного порядка.

В частности, принципиальное методологическое значение для учебного курса «Основы управления в органах внутренних дел» име-юг разработанные научной философией положения о диалектичес­кой связи объективных условий и субъективного фактора в управле­нии. о соотношении функций и структуры, о возможностях и методах научного предвидения социально-экономических изменений.

-28-


Обеспечение эффективной борьбы с преступностью (и правонару­шениями в целом) требует глубокой оценки степени влияния на это со­циальное явление объективных условий, с одной стороны, и субъектив­ных усилий - с другой. Совершенно очевидно, что данная оценка должна влиять: на управленческие решения, связанные с организаци­ей и функционированием органов внутренних дел; на критерии, исполь­зуемые для определения эффективности их деятельности; на методы, последовательность и темпы работы. Столь же важно при определе­нии перспективных и текущих задач органов внутренних дел основы­ваться на научном предвидении социального развития общества.

Основываясь на положениях различных научных теорий, учебный курс предусматривает использование многих общих и частных методов естественных, общественных и технических наук. Это зако­номерно. Во-первых, современный процесс интеграции научных зна­ний обусловливает взаимопроникновение научных методов. Во-вто­рых, все управленческие теории и изучающие их учебные курсы находятся еще в периоде становления и не могут не использовать уже сформировавшиеся в иных науках методы.

Наиболее значим для настоящего учебного курса такой общенауч­ный метод, как системный подход. Он предполагает рассмотрение органов внутренних дел как целостной системы, функционирующей в определенной среде и состоящей из взаимообусловленных и взаимо­связанных элементов. Системный подход позволяет учитывать, наи­более объективно оценивать все важные связи и взаимоотношения в системе органов внутренних дел, точно определять и ранжировать цели, направлять механизм управления на их достижение.

Управление органами внутренних дел имеет конечной целью эф­фективное воздействие на социальный процесс (правонарушения). Поэтому в соответствующем учебном курсе предусматривается зна­комство слушателей с методами теории социологии. Так, изуче­ние вопросов, связанных с организацией аналитической работы, под­готовкой и принятием управленческих решений, определением эффективности деятельности органов внутренних дел, требует при­менения методов статистического анализа, группировки, выборки, наблюдения, опроса.

Поскольку в изучаемом курсе речь идет об управлении правоо­хранительными органами, то в нем используются правовые понятия и категории. Без опоры на выводы государственно-правовых наук невозможно решать вопросы, связанные: с нормативным закрепле­нием целей, задач, функций структурных подразделений и обязанно­стей сотрудников органов внутренних дел; с правовым обеспечени­ем организационной структуры последних и структуры аппаратов управления; с нормативным регламентированием процедуры управ­ленческой деятельности.

-29-


В то же время правовые дисциплины, из которых ближе всего к на­стоящему курсу стоят государственное и административное право, ограничиваются изучением лишь тех отношений в области управле­ния, которые регулируются или нуждаются в регулировании соответ­ствующими правовыми нормами Учебный же курс «Основы управле­ния в органах внутренних дел» изучает реальную управленческую практику в комплексе, т е предусматривает исследование вопросов применения норм права лишь как частность Здесь основное внима­ние уделяется рассмотрению роли управленческих органов в осуще­ствлении государственных властных функций, а также проблемам по­строения систем управления, его технологии, методам, стилю, техническому обеспечению

Учебный курс с учетом достижений кибернетики знакомит слуша­телей с количественными методами' математической логикой, сете­вым планированием, математической статистикой и т п При этом принимается во внимание необходимость формирования у слушате­лей понимания постоянного возрастания значения количественных методов. Например, в управленческую деятельность органов внут­ренних дел уже внедряются технические достижения кибернетики -электронные средства обработки информации, требуемой для приня­тия обоснованных решений и реальной организации управления1.

Таким образом, настоящий учебный курс формируется в значи­тельной мере на основе тех знаний, которые предоставляют дисцип­лины более высокого уровня научной иерархии Это - один из путей формирования рассматриваемой учебной дисциплины.

Другой путь состоит в исследовании и изучении самой практики органов внутренних дел, и прежде всего управления ими Он особен­но важен, поскольку и сама теория, и учебный курс находятся в ста­дии формирования. Здесь большое значение приобретает метод на­копления информации, отражающей передовую практику управления органами внутренних дел. Накопление ее осуществляется посредст­вом изучения нормативных актов и соответствующих документов, оп­роса руководителей, наблюдения за их работой и т. п.

Опыт разработки учебного курса свидетельствует о том, что об­щий путь совершенствования управления может быть определен в результате развития соответствующих положений научных дисцип­лин. Конкретные же формы, методы, правила улучшения управления органами внутренних дел, соответствующей деятельности их руково­дителей могут быть найдены в процессе изучения, обобщения и на­учного осмысления практики.

Все это обусловливает следующие задачи учебного курса:

Четвериков В С Количественные методы в управленческой деятельности органов внутренних дел -М 1986 С 4—16

-30-


всестороннее изучение и обобщение опыта организации систем и процессов управления в органах внутренних дел, управленческой деятельности их руководителей;

формирование теоретических, организационных и правовых ос­нов управления органами внутренних дел;

управленческая подготовка кадров органов внутренних дел

В результате изучения курса слушатели должны овладеть

знаниями о закономерностях, принципах, функциях и методах уп­равления, целях, задачах, функциональной и организм.i.^- 'i-ой ьтоук-турах органов внутренних дел, компетенции руководителей об ин­формационном обеспечении управленческой деятельно«ги основах научной организации управленческого тр/да,

умениями анализировать оперативную обстановка оценивать эф­фективность оперативно-служебной деятельности сг^ ж5»1 '"одпазде лений, планировать работу органа вну1рсяних дел, принимать обос­нованные управленческие оешения и организовыват! их лспилнение в обычных и экстремальных условиях, сбеспечиьспь комплексное использование сил и средств органа внутренних дьл в охране обще­ственною порядка и борьбе с преступностью организовывав вза­имодействие ь государственными органами и обществепнь1'/и эрга-низациями, осуществлять эффективный кошргль га.^^ы че?мем решений,

навыками работы с информацией, подготовки у^равл^чески. до­кументов, расчета сил и средств в соответствии со с^гадый,-юо,ейся оперативной обстановкой, решения актуальных проблем -овс.,. че1 ствования оперативно-служебной деятельности орсанп i-'->viuehn»ix дел, проведения служебных совещаний, инструкга-жей, оглачи и оас-поряжений, планирования и организации личной работы

Содержание курса раскрывается в его структуре, отра^аюЕиь./', рзз-ноаспектный характер управления, наличие в нем статики v динамики

Курс состоит из четырех разделов Во введении в курс рассмагри-ваются сущность и содержание социального управления 1емы разде­ла обеспечивают определенную преемственность в преподавании об­щественных и управленческих дисциплин Изучение этого раздела должно дать слушателям знания об основах социального управления. науке управления, предмете и задачах курса, функциях и методах уп­равления, организации системы управления органами в^уфеини<дел

Последующие разделы посвящены динамике упраале ия, т <-. процессу управленческой деятельности, в ходе "оторого iOH<pe'inO реализуются все общие функции управления Одноврсгмспро в эти/. разделах рассматриваются мегоды оперирования инфоо.мдциел обоснования и оптимизации управленческих реше-м»* оргамизаци"! их исполнения, работа с кадрами, основы делопрс ^^oacrB-i и науч­ной организации управленческого труда

-31 -


Таким образом, учебный курс обеспечивает рассмотрение наибо­лее актуальных проблем научной организации управления органами внутренних дел.

-32-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.