КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 10. Социально-психологические аспекты работы с кадрами органов внутренних делСоциально-психологические аспекты управления в целях обеспечения эффективного руководства должны рассматривать и учитывать психологические закономерности групповой деятельности людей Массовидные объединения - коллектив, группа, масса являются социально-психологическими образованиями, которым присущи свои психические процессы и состояния Существуют такие определенные закономерности поведения людей в группах И то и другое необходимо учитывать, организуя и осуществляя управление социальными системами на научной основе Для коллектива сотрудников вполне естественны взаимоотношения, сближающие людей и усиливающие единство их действий или наоборот, могут проявляться тенденции, ведущие к ухудшению взаимоотношений Процесс этого строится на селективных закономерностях человеческой психики, однако эти особые отношения ни в коей мере не должны наносить ущерб работе Эти отношения могут базироваться на основе симпатий и антипатий, общих интересов, вкусов, наклонностей, а такие возрастных признаков и как бы жестоко не были регламентированы служебные отношения, личностные мотивы так или иначе дают о себе знать Положительные взаимоотношения свидетельствуют о беспрепятственном функционировании информации между людьми взаимном доверии и признании, взаимной готовности активно сотрудничать во имя достижения общих целей Неприязненные взаимоотношения являются показателем резкого расхождения в оценках и мнениях, взаимного недоверия, столкновения интересов и целей Типы взаимоотношений можно квалифицировать по ряду признаков1 1 По социальной роли, которую выполняю г люди в системе управления начальники и подчиненные, старшие по служебному положению и младшие, равные по служебному положению 2 По социометрическому статусу (престижу) неформальные лидеры друг с другом, формальные и неформальные лидеры среди сотрудников, пользующихся наибольшим уважением и членов коллектива, пользующихся наименьшим престижем 3 По половозрастным признакам (среди сверстников, разновозрастных людей, представителей одного пола и разных полов) 4 По взаимности отношений друг к другу взаимовыбирающие (когда люди идут навстречу друг другу), взаимоотвергающие не- Китов А И Психология управления М 1979 С 164-168 -78- адекватные (когда один из партнеров не отвечает взаимностью), безразличные 5 По мотивам, побуждающим установить такие отношения политические (проистекающие из глубокого понимания заслуг данного человека), деловые, по общности интересов и т д В рамках любого органа внутренних дел всегда имеется несколько групп сотрудников, которые связаны не только формальным (служебным), но и неформальными (частными, личными) отношениями Такие неофициальные (неформальные группы) в социальной психологии именуются микрогруппами^ Эти группы сослуживцев, как правило, не превышают 10 человек, а наиболее близкие отношения устанавливаются между двумя-тремя членами коллектива Доверительные отношения, устанавливающиеся в группах, способствуют повышению работоспособности коллектива, служат оптимальным моральным фоном его развития и укрепления Чем полнее совпадают формальные и неформальные структуры в социальной системе, тем эффективнее она функционирует, тем более она управляема Неофициальная группа имеет своего лидера, который пользуется у своих друзей авторитетом, нередко превышающим в их глазах авторитет официального лидера - руководителя, начальника С точки зрения создания в социальной системе оптимального психологического климата идеальным был бы вариант совмещения в одном лице официального и не официального лидера Но это, понятно, возможно не всегда Коллектив - это всегда формальная группа в том смысле, что взаимодействие людей происходит в рамках определенных организационных форм на основе установленных норм поведения Для коллектива всегда характерны взаимоотношения руководства и подчинения Между организационными и личностными отношениями всегда существует диалектическая связь Отсутствие стремления к совместной работе разрушает любую организацию Формальные структурные связи становится высокоэффективными только при условии, если они дополняются соответствующими личностными взаимоотношениями Тогда формальная и неформальная организационные структуры не противоречат, а дополняют и усиливают друг друга, формальный и неформальный лидеры зачастую совпадают Так рождается коллектив Все отношения формальных и неформальных лидеров базируются на основе общности служебных интересов, выполнения сотрудниками правил социалистического общежития В нашей стране нет и не может быть антагонистических противоречий между руководителем и подчиненным, а возникающие конфликты не носят социального характера Туманов Г А О психологии управления в органах внутренних дел М 1970 С 27 -79- Возможны три вида отношений между официальной организацией и ее руководителем и неофициальными группами и их лидерами 1 Неофициальная группа и ее лидер активно поддерживают официальную организацию и ее руководителя, работают с полной отдачей творческих сил и мотивы ревностного отношения к службе реализуются опосредованно через чувство личной преданности официальному руководителю Такую неофициальную группу можно назвать активной и, если в структуре системы преобладают активные группы, данная система будет функционировать наиболее эффективно 2 Неофициальная группа и ее лидер не испытывают к официальному лидеру отчетливо выраженных положительных или отрицатель ных эмоций Они полагают, что система функционирует так, как это нужно, и не предпринимают усилий к изменению ее деятельности Личностные качества руководителя членов группы не волнуют Данная неофициальная группа добросовестно выполняет свои служебные обязанности и поддерживает внутри себя доверительные товарищеские отношения Такая группа монет быть охарактеризована как нейтральная 3 Неофициальная группа неприязненно относится к официальной структуре-организации и ее руководителю Члены группы и ее лидер с трудом переносят официальное руководство со стороны определенного лица, стремятся различными способами противодействовать ему и все недостатки в деятельности социальной системы связывают лично с ним Это противодействующая неофициальная группа Данная конфликтная ситуация предполагает глубокое ее изучение Наиболее легким, а иногда и единственно верным решением является удаление неофициального лидера из организации, но это решение не всегда является наилучшим и верным, так как сама противодействующая группа, их интересы и связывающие их отношения могут остаться неизменными Возможно, что в этих условиях группа выдвинет из своих рядов нового лидера и займет свою прежнюю негативную позицию в отношении официального лидера Поэтому более предпочтительным является переориентация противодействующего лидера и группы в сторону официальной структуры и ее лидера И, наконец, если претензии, выдвигаемые неофициальной группой, объективны, то следует сменить официального руководителя В любом случае такие противоречия должны быть разрешены в кратчайшие сроки Что касается нейтральной группы, то нередко ее нейтральность может вылиться в формальное, незаинтересованное отношение к служебным обязанностям, тогда как противодействующая неофициальная группа может быть искренне заинтересована в искоренении недостатков и улучшении деятельности официальной системы в целом -80- Важное значение для повышения эффективности деятельности управляемой системы имеет благоприятный психологический климат в коллективе Из всего многообразия определений «климат» коллектива в последнее время закрепляется понятие «социально-психологический климат», как наиболее полно отражающее суть дела Это понятие характеризует коллектив как объект исследования в политическом, правовом, нравственном и т п отношениях На формирование социально-психологического климата коллектива оказывают влияние как объективные условия так и субъективные факторы Объективная основа духовного мира - это способ производства материальных благ социальные условия существования Наряду с экономическими и социальными факторами на формирование социально-психологического климата оказывает большое влияние сознательная целенагюэвленная организационно-воспитательная работа органов управления, различных организаций, средств массовой информации (т е субъективный фактор) Рассматривая психологический климат трудового коллектива, необходимо коснуться и такого важного момента, как коллективное мнение работников Коллективное мнение - это сложившееся на основе общности интересов, целей и зада" совокупность представлений о всех сторонах жизни и деятельности данного коллектива Мнение коллектива с психологической точки зрения являются гласность, оперативность, правдивость Чем своевременнее и объективнее информированы члены коллектива о задачах, ходе их выполнения, успехе и недостатках в работе, практическом опыте передовиков, тем здоровее психологический климат в коллективе, тем лучше в конечном счете и показатели работы Создание нормального психологического климата в коллективе во многом зависит от стиля руководства Человек, как известно, сам управляет своим поведением и деятельностью в соответствии со своими потребностями, мыслями и чувствами, мировоззрением, поэтому проблема управления человеком - проблема актуальная «Общество, ~ отмечает известный В Г Афанасьев, - самоуправ-ляемая система, но поскольку главным его компонентом является человек, образующий различные группы людей главным в управлении обществом являегся именно утавлечие человеком, группами людей Управлять человеком - это ^начит ьоздейпвовать на него таким образом, чтобы его поведение, дела и поступки отвечали требованиям общества, коллектива чтобь" они были полезны и обществу и человеку, способствовала npoipeci у и '''б.шества и личности»1 уфзчз! ьеч ft i ' е "Lf^.', v r " > ич) ц" i.w M "97/' С /04 214 -81 - Известно, что система рассматривается как управляемая, если она обладае1 рядом свойств детерминированностью, динамичностью, наличием управляемых параметров, свойствами усиления, обратной связью1 Человек, обладая основными свойствами управляемой системы, и рассмагривается как объект управления Исключительная сложность и диалектическая противоречивость закономерностей, обусловливающий жизнедеятельность человека, делают его объектом, управление которым требует от руководителя глубоко-ео понимания природы и движущих сил личности Личпллъ и коллектив, будучи самоуправляемыми системами одновременно рассматриваются и как управляемые системы В практическом плане это значит, что, если руководитель глубоко знает возглавляемый коллектив и каждого его члена, умеет найти обоснованные формы и методы управления он получает возможность добиваться от подчиненных такой деятельное! и, которая успешно реализует принятые им решения Важное значение для эффективной работы коллектива имеет своевременное разрешение возникших конфликтных ситуаций Конфликты - явление социальное и их значение предупреждение и преодоление - проблема не только психологическая Анализируя конфпикгы мы наблюдаем важное значение объективных противоречий общественного развития отражением которых в конечном счете является столкновение мнений и взглядов людей Психологический конфликт представляет собой сложное психическое состояние, в котором осознается противоречие внутренних и внешний условий Конфликты можно классифицировать по следующим признакам по содержанию (характеру), по остроте и глубине переживаний, связанных о осознанием противоречий, по длительности времени, в течение которого актуально конфликтное состояние, по социальной значимо! ти поведений, в котором разрешается конфликт (поступком или проступком) по последствиям для личное ги и коллектива и т п Общество развивается, каи правило, на отношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи людей в коллективе и такие свойства людей как коллективизм проявляющийся в способности жить и работать в коллективе, в идеале исключает конфликтность Но, как известно, идеальное и реальное не тождественно, так как люди не одинаковы по их морачьной воспитанности культурному уровню, особенностям характеоа Значительными причинами конфликта являются эмоциональный и смысловой барьеры а также психоло1ические особенности лшчогс состава коллртивр ^психологическая несовместимость, разный уровень чравстврииой v просЬ°сгиональной подготовки кад- 003 И Т Д) f-я 1 ь г у' ^гз рэб (Pi Даже тогда, когда конфликтуют два человека, на выяснение причин и преодоление противоречий отвлекаются многие сотрудники Крупные конфликты потрясают всю группу и могут привести к ее распаду, так как коллектив как система может существовать и развиваться только тогда когда она стабильна, нарушение же стабильности может привести к разрушению системы Конфликты неизбежны, их можно предупредить, если знать их источники, причины и пути профилактики Одним из важных путей предупреждения конфликтов является подбор качественного личного состава и правильная расстановка кадров при учете совместимости характеров Конфликты предупреждаются систематической воспитательной работой с коллективом и личностью, которую проводит руководитель Ему, как и всему коллективу приходится не только воспитывать но и перевоспитывать отдельных людей, перестраивать их сознание, искоренять отрицательные привычки предрассудки К профилактическим мерам предупреждения конфликтов относится знание членов коллектива, их индивидуальных особенностей При соблюдении этого условия руководители могут предвидеть реакции членов коллектива на их действия и тем самым принять необходимые меры для предупреждения возможного конфликта Особенно важно быть объективным и справедливым в распределении средств поощрения, в оценках деятельности сотрудников Возникающие конфликты необходимо как можно быстрее и разумнее разрешить, для этого существует два основных пути педагогический и административный Педагогический путь обеспечивает сохранность коллектива, а вместе о тем его нравственно-психологическое развитие Основным средством педагогического влияния на конфликтующих является метод убеждения, применяемый как индивидуально, так и коллективно Административный путь необходим только в крайних случаях, когда при затянувшемся и крайне обострившемся конфликте применяется крайние меры, к которым относится удаление конфликтующего 1^з коллектива или его перевод в состав другого первичного колле^ива Конфликт должен быть преодолен только на принципи-альнойфснове о учетом особенностей психического склада личности, объективных данных о сложившейся обстановке
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |