Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности и освоение территорий




КЛАССИФИКАЦИЯ РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В научной литературе встречаются разнообразные классификации и группировки рекреационной деятельности. Чаще всего в их основе лежат: цель путешествия; характер организации; правовой статус; продолжительность путешествия и пребывания рекреанта в определенном месте; сезонность; характер передвижения рекреанта; его возраст; активность занятий и т. д. (Приложение, таблица 9).

По общественной функции и технологии выделяются лечебная, оздоровительная, спортивная и познавательная рекреационная деятельность.

Лечебно-курортная рекреация различается по основным природным лечебным факторам: климат, грязи, минеральные воды. Условия лечебно-курортной рекреации должны соответствовать медико-биологическим нормам.

Оздоровительная и спортивная рекреация наиболее разнообразна. Большой популярностью во всем мире пользуется пляжно-купальный отдых. Кроме того, сам отдых у воды и на воде включает разнообразные рекреационные занятия. Прогулочный и промыслово-прогулочный отдых включает: прогулки на воздухе, осмотр пейзажей, сбор грибов и ягод, морских даров, и т. д.

Маршрутный туризм может быть спортивным, может оздоровительным. По характеру преодолеваемых препятствий он подразделяется на равнинный и горный. Он тесно связан с познавательным краеведческим туризмом. По характеру используемых способов передвижения он может быть пешеходным, моторизованным и т. д. Различен и радиус его действий: местный, региональный, государственный.

Большое развитие получил водный туризм, как прогулочный, так и спортивный. Эти виды туризма сочетаются с пляжно-купальным туризмом. Все более популярным становится подводный спортивный туризм с целью фотоохоты и подводной охоты на морских животных. Сюда включены и элементы познавательного туризма (например, археологический подводный туризм). Известна также популярность рыболовного и охотничьего туризма. Особенно широкое распространение получают фото- и киноохота, преследующие своей целью не материальное обогащение, а отдых на природе и реализующие познавательные формы туризма. Охотничий туризм – один и самых дорогостоящих видов иностранного туризма (например, африканское сафари). Получили широкое развитие также горно-лыжный туризм и альпинизм.

Познавательная рекреация. Познавательные аспекты присущи значительной части рекреационных занятий. Однако выделяются сугубо познавательные рекреационные занятия, связанные с информационным потреблением культурных ценностей: осмотр культурно-исторических памятников, достопримечательностей, ознакомление с новыми районами, городами, странами, с их этнографией, экономикой, культурой, природой.

Своеобразное место в международном и внутреннем туризме занимают конгрессный туризм, выставки, ярмарки, спортивные соревнования, фестивали и паломничество к святым местам. Эти мероприятия вызывают довольно значительные туристские потоки.

Деление свободного времени в зависимости от характера его использования на ежедневное, еженедельное и ежегодное является важным в методическом отношении, так как служит основой при изучении структуры отдыха и использования свободного времени для рекреационных целей. Дифференцированное таким образом свободное время позволяет рассмотреть рекреационную деятельность по периодичности и территориальному признаку. Использование ежедневного свободного времени непосредственно связано с жилищем и городской средой. Еженедельная рекреация зависит от размещения пригородных рекреационных объектов и дач. Использование ежегодного свободного времени связано с размещением рекреационных объектов курортного типа. Соответственно выделяют рекреацию внутри населенного пункта; местную еженедельную (пригородную – уик-энд); ежегодную региональную, государственную или международную.

По характеру организации рекреация делится на регламентированную (спланированную по путевке) и самодеятельную (дикий отдых).

По числу участников различают индивидуальный (включая семейный) и групповой туризм. Большое значение имеет такой показатель как плотность социальных контактов, выражаемая числом рекреантов на единицу площади. Стремление к максимальному уединению может быть названо центробежностью, а к максимальным контактам – центростремительностью.

По признаку подвижности туризм делится на стационарный и кочевой. Это довольно условное деление. При выделении стационарного туризма подчеркивается, что в данном случае путешествие осуществляется ради пребывания на каком-то курорте. К стационарным формам туризма относятся лечебный туризм и отдельные виды оздоровительно-спортивного туризма. Кочевой туризм предполагает постоянное передвижение, изменение места пребывания. В связи с этим материально-техническая база туризма все больше тяготеет к дорогам. Происходит развитие рекреационного хозяйства вширь наряду с одновременным углублением территориального разделения труда в рекреационной отрасли.

Многие виды рекреации имеют сезонный характер. Сезонность порождает много социально-экономических проблем (пики и провалы). Климат и погода выступают самыми существенными и объективными факторами сезонности. Сезонность еще зависит от стереотипов людей. Отпуска предприятия дают в основном летом, каникулы в образовательных учреждениях тоже летом, люди стремятся поехать отдыхать в период с июня по сентябрь. Лишь санаторно-курортные учреждения имеют круглогодичный характер обслуживания, но и здесь сезонность (хотя и в меньшей степени) тоже имеет место.

По характеру используемых транспортных услуг туризм делится на автомобильный, автобусный, авиационный, железнодорожный, теплоходный (морской, речной и озерный).

По правовому статусу туризм делится на национальный (внутренний) и международный (иностранный). Международный туризм подразделяется на активный и пассивный в зависимости от его влияния на платежный баланс страны. Для каждой страны путешествие ее граждан в другие государства называется пассивным туризмом, а приезд иностранцев – активным туризмом.

По продолжительности пребывания международный туризм делится на краткосрочный и длительный. Если продолжительность туристского путешествия составляет не более 3 суток, то его относят к краткосрочному туризму, а более 3 суток – к длительному.

 

& О П Ы Т

 

Экологические проблемы рекреационной

(по Д.В. Николаенко)

Одна из очень важных, постоянных проблем и исследовательских тем в рекреационной географии связана с экологией наиболее популярных рекреационных районов. Существует сильное противоречие в том, что некоторые, как правило, небольшие, районы должны принимать аномально большое количество людей. Люди останавливаются в них на короткое время и ведут, как правило, очень активный и затратный образ жизни, что во многом противоречит задаче поддержания именно этих районов в экологически приемлемом состоянии. Часто такого рода районы уникальны в природном отношении.

Задача противоречива по своей сути. С одной стороны, делается все, чтобы реально изменить природу и привести ее в соответствие с текущими стандартами рекреационного сервиса. С другой стороны, параллельным курсом природа охраняется от рекреантов. Не обслуживая значительного числа рекреантов, район становится неэффективным с точки зрения своей основной функции, инвестиции в него не дают отдачи, и в результате – экономические потери. Однако большое количество отдыхающих ухудшает экологию и тем самым подрывает основы существования самой рекреационной сферы в данном регионе.

Суть этого странного противоречия видится нам в том, что развитие рекреации в том или ином регионе – только один из путей освоения территории, то есть, по сути, преобразования природы. При этом рекреационный район всегда вписан в более широкий пространственный контекст. Рекреационное освоение – это во многом альтернатива промышленному или сельскохозяйственному освоению, но оно также несет строго определенную социокультурную нагрузку и ведет к изменению природы.

Освоение территорий происходит через их преобразование, и экологические кризисы большего или меньшего масштаба – это естественный результат освоения, что в полной мере касается и рекреации. Коль скоро рекреационное освоение территории достигает высокого уровня и регион стабильно посещается большим количеством туристов, нарастает угроза рекреационного экологического кризиса. Рекреация в развитой форме губит самое себя, после чего освоение перемещается в новые районы.

Пределом, за которым начинается деградация рекреации в результате ее собственного развития, является определенный уровень освоенности территории. Рекреационные районы, достигшие высокого уровня освоенности, часто перерастают узкие рекреационные функции и становятся полифункциональными. В таком варианте они оказываются менее привлекательными именно для рекреации, и начинается поиск новых мест для ее развития: освоение передвигается на другие территории.

Нет оснований считать исключением из описанного общего процесса освоения территорий современное состояние человечества и его текущие экологические проблемы: они органично вытекают из общих социокультурных проблем и имеют четкую социокультурную привязанность к определенным территориям. В этой связи теоретически и методологически корректно рассмотрение даже самых общих экологических проблем рекреационных районов через призму социокультурной динамики.

Тем более это касается региональных экологических ситуаций в отдельных рекреационных регионах. При рассмотрении конкретных экологических ситуаций разумно учитывать целостный процесс формирования пространства СКС, на территории которых анализируется экологическая проблематика. Это позволяет выделить основные этапы в длительном историческом развитии территории, типы экологических ситуаций и кризисов, связанных с ее преобразованием. Каждому этапу эволюции социокультурной системы соответствует специфическая экологическая ситуация, в том числе и определенного рода экологические кризисы. СКС реализует свой потенциал во многом через генерирование конкретной системы природопользования. Смысл экологических кризисов – не в самоуничтожении, а в преобразовании пространства и закреплении его за своим социокультурным образованием. Рекреационное освоение территорий и формирование на них рекреационных экологических кризисов – только часть общего процесса.

Когда достигнут определенный уровень в преобразовании территории и создан крупный рекреационный регион, нагрузка на него может начать снижаться, вследствие чего он все больше теряет привлекательность именно как рекреационный район. Количество отдыхающих в нем драматически сокращается, экономика входит в депрессивное состояние. Однако все это никогда не приводит к полной деградации освоенного района в рекреационном отношении. Со временем и в новой ситуации он достигает некого устойчивого уровня рекреационной привлекательности, который, однако, уже никогда не вызывает прежних нагрузок. Так частная, хотя и очень важная проблема предельно допустимых рекреационных нагрузок на территорию решается сама собой за счет драматического сокращения количества рекреантов.

Описанные процессы обусловлены фактором социокультурного освоения территорий. Генерирование потенциального или реального экологического кризиса в рекреационном районе, а также драматическое изменение в нем дальнейшей экологической ситуации вызвано именно динамикой освоения социокультурного пространства. Рекреация и рекреационные районы – только частные проявления этого процесса.

 

Ключевые понятия и термины: рекреационные потребности, рекреационные потребности человека, рекреационные потребности общества, рекреационные потребности социальной группы, рекреационное занятие, цикл рекреационной деятельности, рекреалогия, рекреационное проектирование, принцип В.С. Преображенского, рекреационная деятельность, элементарное рекреационное занятие, тип рекреационной деятельности, целевые, дополнительные и сопутствующие элементарные рекреационные занятия, аттрактивность рекреационной деятельности, рекреационный режим, интенсивность рекреационной деятельности, классификация рекреационной деятельности.

 

Контрольные вопросы

 

s Чем объясняется важность изучения рекреационных потребностей?

s Каковы особенности целевой ориентации рекреационных потребностей на всех уровнях их проявления?

s Сущность и значение рекреационных потребностей?

s Перечислите факторы, влияющие на формирование рекреационных потребностей. Рекреационные потребности и туристский спрос.

s Каковы особенности оценки рекреационных потребностей?

s Рекреационная деятельность и ее структурные особенности.

s Рекреационные занятия и особенности их типологии.

s Что понимают под циклами рекреационной деятельности?

s Как различаются циклы рекреационной деятельности по их временной и общественной функциям?

s Каковы основные тенденции в эволюции рекреационной деятельности?

s Понятие об элементарных рекреационных занятиях.

s Какова сущность рекреационного проектирования?

s Раскройте содержание принципа В.С. Преображенского.

s Перечислите основные свойства и характеристики элементарных рекреационных занятий.

s Особенности конструирования (моделирования) циклов рекреационных занятий.

s Какие требования предъявляются к циклам рекреационных занятий?

s Почему неорганизованный («дикий») отдых зачастую слабо отвечает рекреационным потребностям населения?

s По каким основаниям осуществляется классификация рекреационной деятельности?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 532; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.