КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация познавательной и развивающей деятельности учащихсяСтимулирование активной познавательной и развивающей деятельности. Древнеримский педагог и оратор Квинтилиан для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задавал семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? Эти вопросы ставят тогда, когда хотят изучить более глубоко какой-либо предмет, явление, событие, объект. Давайте и мы пойдем дорогой древнеримского педагога, для того чтобы лучше понять, что такое активная познавательная и развивающая деятельность, и как ее надо стимулировать. Суть слов «познавательная, познавательный» вы знаете. «Активный» и «развивающий» – эти слова вам хорошо знакомы. Тем не менее, для того чтобы работа была продуктивной, вашему вниманию предлагаются определение понятий: деятельность, активность, развитие. Деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена. (Г.А. Урунтаева «Словарь психологических понятий»). Активность – стремление человека к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или его преобразованием. (Г.А. Урунтаева «Словарь психологических понятий»). Развитие – созревание внутренних сил ребенка: внимания, воли, речи, мотивации учения. (К.Д. Ушинский) Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека (П.И. Подласый «Педагогика»). Под развитием ученика понимается процесс внутренних изменений его физических, психических, духовных сил, обеспечивающих его самореализацию (А.В. Хуторской «Современная дидактика»). Задайте себе семь эвристических вопроса и запишите ответы. Что? Что такое активная познавательная и развивающая деятельность? Зачем? Зачем стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность? Где? Где стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность? Как? Как стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность? Когда? Когда стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность? Кто? Кто будет стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность? Чем? Чем будем стимулировать активную познавательную и развивающую деятельность? Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Как вы думаете почему? Какие выводы можно сделать на основе проделанной работы? Организация познавательной и развивающей деятельности учащихся - это создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач, с учетом закономерностей каждого познавательного процесса, каждого деятельностного состояния и характера их взаимодействия. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская выделяют основы такой организации учебно-воспитательного процесса: q взаимодействие познавательных процессов и состояний; q роль установки на уроке, занятии; q организация восприятия и наблюдения; q организация внимания учащихся (направить сознание ученика на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать); q тренировка памяти с учетом ее основных процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение), с учетом правильного свертывания информации и способов действий с целью разгрузки памяти от бесполезных или второстепенных сведений, повышение готовности памяти к воспроизведению того, что необходимо и что позволит удержать в памяти более значительный материал; q развития мышления учащихся; q развитие воображения с опорой на прочные знания, умения и навыки; q интеллектуальная активность и самостоятельность: - стимулирование творческой активности учащихся (стимулы: жизненно-практическое значение знаний, интерес, доверие к учащемуся, личный пример); - учет индивидуальных способностей учащихся; - формирование у учащихся положительного отношения к учению, познавательных интересов и потребностей в знаниях; q развитие качеств ума (гибкость, пытливость, критичность, логичность, устойчивость, глубина, экономичность, широта); q наличие определенного фонда знаний как необходимого условия работы мышления и воображения; q учет этапов организации познавательной деятельности учащихся: I. обеспечение оптимальных условий для активной самостоятельной творческой работы мышления, восприятия, воображения; II. организация аналитико-синтетической мыслительной деятельности, а также воображения и формирование на этой основе новых знаний и интеллектуальных (умственных) умений учащихся; III. закрепление через упражнения, выработка и автоматизация технических компонентов познавательной деятельности учащихся. Каковы же условия становления учебно-познавательных интересов? Как учитель-мастер формирует их у учащихся? Что он делает, чтобы активизация учебной деятельности и интерес к учению постоянно развивались? Как управляет опытный педагог развитием содержательного отношения к учению. 1. Развитию познавательных интересов, любви к изучаемому предмету и к самому процессу умственного труда способствует такая организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает вопросы проблемного характера. 2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация однообразные способы действия очень быстро развивают скуку. 3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. 4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. Связь изучаемого с интересами, существующими у школьников ранее, также способствует возникновению интереса к новому материалу. 5. Не слишком легкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно трудным, но посильным. 6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. 7. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника, на его отношение к предмету1.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |