Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прямая и Косвенная речь § 90. Прямая речь




1. Прямая речь выделяется кавычками.

2. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставится двоеточие, а первое слово прямой ре­чи пишется с больпюй буквы: И дни ходит Марко, и ночи в лесу над рекою Дунаем, всё ищет, всё стонет: «Где фея?» Но волны смеются: «Не знаем». Но он закричал им: «Вы лжёте! Вы сами играете с нею!» (М. Г.)

3. Если прямая речь стоит перед словами автора, то после неё ставится запятая и тире; если же в прямой речи содержится вопрос или восклицание, то после неё ста­вится вопросительный, восклицательный знак или многоточие и тире. Слова автора во всех случаях начинаются с маленькой буквы: 1) «Искать друзей в бу­дущемудел одиночества», — сказал Кульков. (Ле­он.); 2) «Приехали...»вяло подумал Литовченко. (Леон.); 3) «Какое число у нас сегодня?» — воскликнул он вдруг, не обращаясь ни к кому. (Леон.); 4) «Узна­ла!»подумал он [Нехлюдов]. (Л. Т.)

Примечание. Бывают случаи (довольно редкие), когда прямая речь разрывает слова автора. Тогда перед прямой речью ставит­ся двоеточие (см. п. 2), а после неё — запятая (вопроси­тельный или восклицательный знак) и тире (см. п. 3), например: 1) Он произнёс: «Мне что-то нездоровится сего­дня»,и умолк; 2) И только когда он шептал: «Мама! Ма-


лга!»ему становилось как будто легче. (Ч.); 3) На вопрос мой: «Жив ли старый смотритель?» — никто не мог дать мне удовлетворительного ответа. (П.)

4. Когда слова автора находятся в середине прямой речи, то возможны следующие случаи.

а) Если на месте разрыва прямой речи не должно было
быть никакого знака или должна была стоять запятая, точ­
ка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора с обеих
сторон выделяются запятыми и тире. Слова автора и
первое слово второй части прямой речи пишутся с малень­
кой буквы, например: 1) «Не пой,мама улыбну­
лась,
простудишь горло». (Зайц.) (Без слов автора бы­
ло бы: «Не пой, простудишь горло».) 2) «Рад,сказал
он,
благополучном,*/ возвращению вашему из
трудного плавания».
(Пауст.) (Без слов автора было бы:
«Рад благополучному возвращению вашему из трудного
плавания».)

б) Если на месте разрыва прямой речи должна была сто­
ять точка, то после прямой речи перед словами автора ста­
вится запятая и тире, а после слов автора — точка и
тире. Вторая часть прямой речи начинается с большой бу­
квы, например: «Наше присутствие на местах в та­
кой напряжённый момент необходимо,
закончил
Барташев.
Я выезжаю завтра». (Н. О.) (Без слов ав­
тора было бы: «Наше присутствие на местах в такой на­
пряжённый момент необходимо. Я выезжаю завтра»
.)

в) Если на месте разрыва прямой речи должен был сто­
ять вопросительный или восклицательный знак, то перед
словами автора ставится этот знак и тире, а после слов
автора — точка и тире. Вторая часть прямой речи начи­
нается с большой буквы, например: 1) «Почему в шесть?
спросил Павел.Ведь сменяются в семь». (Н. О.) (Без
слов автора было бы: «Почему в шесть? Ведь сменяются в
семь».);
2) «Ах, так!нараспев сказал офицер.Вот и
отлично. Нам как раз и ну окно пустынное море».
(Пауст.) (Без слов автора было бы: «Ах, так! Вот и отлич­
но. Нам как раз и нужно пустынное море».)

Примечание. Если одна часть слов автора относится к первой половине прямой речи, а другая — ко второй, то после слов авто­ра ставится двоеточие и тире (перед словами автора знаки


ставятся в соответствии с правилами, изложенными в п. 4, «б» и «в»), например: 1) «Не сердись,повторил он и шёпотом на ухо добавил:Плакать тоже не надо». (М. Г.); 2) «Пол­тысячи?недоверчиво протянул Гаврила, но сейчас же испу­гался и быстро спросил, толкая ногой тюки в лодке:Л это что же будет за вещь?» (М. Г.)

5. При передаче диалога каждая реплика обычно (осо­бенно в печати) начинается с новой строки, перед репли­кой ставится тире, а кавычки не используются, например:

— А вы, Максим Максимыч, разве не едете?

— Нет-с.

— А что так?

— Да я ещё коменданта не видел... (Л.)

Примечание. Диалог может оформляться и по-другому: реп­лики пишутся подряд, в подбор, каждая из них берётся в ка­вычки и отделяется от другой тире, например: Бывало спро­сить её: «О чём ты вздохнула, Бэла? Ты печальна?» «Нет!»«Тебе чего-нибудь хочется?»«Нет!»«Ты тоскуешь по родным?» — «У меня нет родных». (Л.)

486. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания и за­меняя, где следует, строчные буквы прописными. Составьте схе­мы 1, 3, 8 и 10-го предложений, обозначая слова автора буквами А или а, прямую речь — буквами П и п. Границы прямой речи обозначены ||... ||.

Образец. «Завтра будет славная погода»,сказал я.

(Л.) «П», — а.

Она взглянула и воскликнула: «Это Казбич!» (Л.) А: «П!» «Я говорил вам,воскликнул он,что нынче будет

погода». (Л.) «П, — а, — п».

1) А где мой товарищ || промолвил Олег || скажите где конь мой ретивый || (П.) 2) А что же вы понимаете в этом разрешите спросить || сказал он голосом показавшимся про­тивным ему самому || что вы находите в этой мазне || (Пауст.) 3) Да... || сказал он и резко повернулся ко мне || да... ну что ж посмотрим || (Пауст.) 4) Вы знаете || перебил хозяин взвол­нованно || я из-за него сижу на полу Вот-с полюбуйтесь ну что он понимает в журналистике || хозяин ухватил Коротко-ва за пуговицу || будьте добры скажите что он понимает || (Булг.) 5) Что же, ты рад || спрашивала Наташа || Я так те-


перь спокойна счастлива || Очень рад || отвечал Николай || Он отличный человек || (Л. Т.) 6) Подожди-ка малость Сергей || окликнул он мальчика || никак там люди шевелятся вот так история || (Купр.) 7) Вы дядюшка не подумайте что мы по­мешаем кому-нибудь || сказала Наташа || Мы станем на своём месте и не пошевелимся || (Л. Т.) 8) Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубова­то || Да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу || (Купр.) 9) И говорю ей || как вы милы || но мыслю || как тебя люблю || (П.) 10) Какая крикливая книга || говорил он и морщился || в ней люди невыносимо орут спорят плачут нет сил разобраться в этом вопле || (Пауст.) 11) Ночь уже достаточно темна || сказал он || чтобы смотреть античные ста­туи || (Пауст.) 12) Пустился мой хитрец в переговоры и начал так || Друзья К чему весь этот шум Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам совсем не ради ссоры || (Кр.)

487. Спишите диалоги, расставляя недостающие знаки препи­нания.

1) Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Ма­ша не хотевшая отстать от неё Ну что сказала комендантша каково идёт баталия Где же неприятель Недалече отвечал Иван Кузьмич 2) Вдруг ямщик стал посматривать в сторо­ну и, наконец, сняв шапку оборотился ко мне и сказал Ба­рин не прикажешь ли воротиться Это зачем Время не­надёжное ветер слегка подымается вишь как он сметает по­рошу Что же за беда А видишь там что ямщик указал кнутом на восток Я ничего не вижу кроме белой степи да

ясного неба. А вон это облачко.

(А. Пушкин)

§ 91. ЗАМЕНА ПРЯМОЙ РЕЧИ КОСВЕННОЙ

1. При замене прямой речи косвенной личные и притя­жательные местоимения, а также личные формы глаголов передаются от лица автора, рассказчика, а не от лица того, чья речь передаётся.

Прямая речь Косвенная речь

1) «Давненько не брал я Чичиков говорил, что он




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.