Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как я развиваюсь в первый месяц жизни




 

Итак, первый период — это период новорожденности и продол­жается он до одного месяца.

Ребенок появляется на свет с рядом безусловных рефлексов. Большинство из них оборонительного, защитного характера и по­могают ему приспособиться к внешнему миру.

В первые дни и недели жизни ребенок реагирует на сильный свет, он беспокоит его. Поэтому освещение комнаты младенца приходится делать равномерным, не чрезмерно ярким. Сильный звук также неприятен ребенку, он может расплакаться от резкого звонка, хлопанья дверью, громкого крика. Поэтому ласковый голос матери успокаивает его. Очень важен сосательный рефлекс, кото­рый выражается в сосательных движениях. У младенца хорошо развиты вкусовые ощущения. Он морщится, выплевывая соленую или горьковатую пищу, и, наоборот, с удовольствием пьет сладкий чай.

Не безразличен новорожденный к теплу, холоду, боли, так как кожная чувствительность с рождения очень высокая. Резкое при­косновение к нему вызывает напряжение, он может заплакать, а нежные и уверенные руки матери снимают тревожность ребенка, и он успокаивается.

Большим достоянием новорожденного является ориентировоч­ный рефлекс, который И. П. Павлов назвал рефлексом «что та­кое?». Этот рефлекс имеет большое значение: в дальнейшем на его основе развивается интерес к окружающему, любознательность, формируется познавательная деятельность.

Все реакции младенца носят недифференцированный характер, то есть раздражение того или иного рецептора вызывает не ло­кальную, а разлитую реакцию. Например, на болевое раздражение руки ребенок отвечает не отдергиванием ее, а общими беспокой­ными движениями. Однако наряду с широко развитыми реакциями уже в первый месяц жизни можно отметить образование в коре больших полушарий мозга сильных концентрированных очагов возбуждения (доминант), которые способны усиливаться от дейст­вия побочных раздражителей и вызывать торможение других нерв­ных центров.

Какие же это доминанты? Прежде всего, у новорожденного ярко выражена пищевая доминанта: например, во время сосания затор­маживаются все другие движения. И наоборот, плачущего, голод­ного младенца практически ничем нельзя успокоить. Есть у ново­рожденных и вестибулярная доминанта. Покачивание ребенка вы­зывает прекращение крика, беспокойных движений. Это давно было подмечено и использовано в народной педагогике: применя­лись такие приемы, как укачивание на руках, в люльке, кроватке.

Способность нервной системы концентрировать возбуждение имеет большое значение для образования условных рефлексов, то есть реакций, которые появляются у ребенка только при опреде­ленных условиях жизни. Так, на 5~ 7-й день, если мама кормит ребенка грудью через строго определенные промежутки времени, например через 3 часа, у него появляется условный рефлекс: ров­но через 3 часа ребенок начинает беспокоиться и выражать чув­ство голода. В конце второй недели образуется и другой рефлекс: возникают сосательные движения всякий раз, как он оказывается возле груди. Если ребенка кормят нерегулярно и из бутылочки, то эти условные рефлексы не возникают.

О чем говорит появление первых условных рефлексов у мла­денца? О том, что возможны и необходимы активные воспитатель­ные воздействия на ребенка. Буквально с первых дней жизни у не­го могут быть сформированы как положительные, так и отрица­тельные привычки, правильное и неправильное поведение.

В период новорожденное™ на основе имеющихся у ребенка зрительных и слуховых реакций происходит познание окружаю­щих предметов, их физических свойств (формы» цвета, величины и др.). Так, на 5—6-й день после рождения ребенок начинает бо­лее или менее устойчиво следить взглядом за предметом. Помочь ему установить зрительный контакт с предметом можно только медленно перемещая этот «объект». На неподвижных предметах малыш еще не умеет длительно фиксировать свой взор. Ему легче воспринимать предмет, если в поле зрения отсутствуют другие раздражители. Поэтому в первые 3—4 недели подвешивайте или показывайте ему одну яркую игрушку, а не гирлянды разноцвет­ных погремушек. Игрушку надо подвешивать или показывать на расстояний 60 см от уровня груди, чтобы ребенок не косил глаза­ми. Лучше всего малыш сосредоточивается на лице взрослого, ког­да тот склоняется над ним. К концу первого месяца при системати­ческих упражнениях младенец уже хорошо сосредоточивается и на лице взрослого, и на ярком предмете.

В первый месяц развиваются и слуховые реакции. С первых дней надо дать вашему ребенку возможность вслушиваться в голоса окружающих его людей, в звучание погремушки. Взрослый дол­жен чаще разговаривать с малышом. Делать это надо в спокойной обстановке, без лишних звуковых раздражителей.

Развитие зрительного и слухового сосредоточения служит основой для возникновения у ребенка положительных эмоций. К концу первого месяца малыш успокаивается, если видит близко взрослого, слышит голос. Заметив улыбку, он тоже начинает слабо улыбаться»

Постепенно нервная система малыша развивается и укрепля­ется. Если в первые дни жизни ребенок в основном спит и пробуж­дается только для кормления, то к концу первого месяца он бодр­ствует уже в течение 35—40 минут.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.