Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Я с удовольствием играю




 

На вопрос, что больше всего любят дети, каждый ответит не сомневаясь — играть. А вот почему ребенок играет и почему это нужно делать, сможет объяснить не каждый. По мнению ученых, игра — это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. И чем выше ступень развития человече­ства, тем роль игры объемнее и важнее. Почему? А вот подумайте сами. К моменту рождения вашего малыша человечество придума­ло столько слов на разных языках, столько всевозможных вещей, машин, агрегатов, люди столько всего узнали и открыли, а отно­шения между ними так усложнились, что осваивать это становится все сложнее и сложнее, и каждому новому поколению требуется все больше времени на присвоение опыта человечества. Представ­ляете, как трудно взрослеть нынешнему малышу!

Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребенок хочет стать ее участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он мо­жет все. Может слетать к звездам, опуститься на дно океана, сде­лать операцию, подоить корову... «Только понарошку», — возрази­те вы. Да, понарошку. Но в игре по-настоящему работают вообра­жение, память, мышление, речь, по-настоящему надо строить отно­шения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки).

И не «понарошку», а по-настоящему малыш переживает собы­тия, которые лежат в основе его игры. Это формирует отношение ребенка к окружающему миру, к людям. Поэтому взрослым важно увидеть в игре личность малыша: заботливая ли «мама», внима­тельный ли «врач», вежливый ли «продавец».

Своеобразным языком, говорящим об этом, и является игра. Для ребенка она наиболее доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором ему предстоит жить.

Для взрослого же игра ребенка еще и своеобразный экран, который высвечивает все, что усвоил малыш на очередном этапе своего развития.

А развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет.

Чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется ему со стороны взрослого.

Дети раннего возраста чутко реагируют на отношение взросло­го: они не будут играть с ним, если почувствуют равнодушие взрослого, фальшь в его поведении. Взрослый должен уметь на время стать ребенком и играть увлеченно, с интересом. Понимая и чувствуя игру ребенка, он вовремя может подсказать, приду­мать что-то интересное, помочь в трудных случаях, но не де­лать за него того, с чем малыш справляется сам. Вредны постоянные подсказки, усыпляющие инициативу ребенка, ограни­чивающие его активность. Взрослому не следует злоупотреблять готовыми образцами решения, полезнее вызвать ребенка на само­стоятельное придумывание содержания игры и способов выполне­ния роли. Ведь хозяином положения в игре всегда должен быть ваш малыш.

Но прежде чем в игре появятся роли (мамы, врача и т. д.), она должна пройти достаточно сложный путь развития.

Первые этапы — это ознакомительная и отобразительная игра.

На первом, ознакомительном этапе действия с игрушками носят манипулятивный характер: ребенок действует с ними так, как позволяют ему его неумелые ручки.

Затем малыш сам или с помощью взрослого обнаруживает в иг­рушке отдельные свойства (погремушка звучит, двигается, изме­няется ее окраска и др.). Так начинается этап отобразительной иг­ры. В ней дети усваивают способы действия с разными предмета­ми, игрушками, связанные с их физическими свойствами: стучат, бросают, двигают, катают, в большой предмет вкладывают маленький и т. п.

Постепенно дети начинают отображать в игре не только физи­ческие свойства, но и социальное назначение отдельных предме­тов (катают машину, коляску, везут груз).

Отобразительные предметно-игровые действия свойственны де­тям от 5—6 месяцев до 1 года — 1 года 6 месяцев. О них мы гово­рили подробнее в главе «Гуленька».

На втором и третьем году жизни ребенка перед взрослыми встают новые задачи в развитии игры малыша. При правильной поддержке взрослых дети уже в первой половине второго года на­чинают переходить от действий, основанных на свойствах пред­метов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ре­бенка сюжетов из жизни. Теперь ему интересно не просто катать машину или коляску, а сажать куклу или зайчика и катать их, кормить мишку, готовить обед, как это делает мама, укладывать игрушки в постель, баюкать, причесываться самому и причесывать игрушки расческой, есть самому и кормить ложкой куклу и т. п.

Игра вашего малыша становится разнообразнее, значит, позна­ние окружающих его предметов проходит успешно. Помогите свое­му малышу перенести жизненный опыт в игру. Покажите, как и во что можно играть.

Это может быть короткая инсценировка: как кукла гуляет с со­бачкой, как зайчик угощает петушка морковкой, а он любит зер­нышки, как прошел день рождения у мышки и т. п. Все это не­сложно. Если внимательно наблюдать за ребенком, легко увидеть, как можно в той или иной ситуации затронуть его мысли и чув­ства.

Например, мама подхватывает куклу, которую годовалый ма­лыш пронес по комнате, держа за ноги вниз головой, а потом бро­сил на пол. Ласково обращаясь к кукле, мама говорит: «Танечка идет ножками: топ-топ-топ. Наша Танечка идет к Сашеньке». Подводит куклу к малышу. Теперь он уже берет куклу за руку, ведет ее, приговаривая «Таня топ». В другой раз он танцует вме­сте с куклой под веселую песенку. Кукла становится его любимой игрушкой. Малыш бережно к ней относится, не бросает, не носит вниз головой. Действия с игрушкой, которые ему показала мама, он переносит в свою игру, постоянно дополняя ее новым содержа­нием.

Ребенок подражает действиям взрослых. К концу второго — началу третьего года жизни он уже берет на себя определенную роль в игре, но не заявляет о ней. Отдельные бытовые сценки пе­реплетаются с ситуациями вымышленными, иногда сказочными, но в основе нх всегда лежит собственный детский опыт. Вы без труда узнаете, как мальчик копирует в игре отца, как девочка вы­разительно передает типичные жесты и интонацию мамы, старшей сестры.

Все это свидетельствует о новом витке развития, о начале ста­новления сюжетно-отобразительной игры. Ребенок на верном пути познания, ведущем от мира вещей к миру людей.

Сначала сюжетно-отобразительная игра состоит из одного действия (например, ребенок кормит куклу), а затем из несколь­ких взаимосвязанных действий, отражающих целое событие (кормит, моет посуду, одевает куклу на прогулку и т. д.). Одна­ко развитие игры не сводится только к этому. Очень важно, чтобы ребенок сам ставил игровую задачу, определял содержание предстоящего игрового действия: накормлю куклу кашей, уложу спать и т. п. Полезно, когда малыш самостоятельно находит необходи­мые для этих действий игрушки или предметы, заменяющие их (палочка — термометр, кубик — мыло и т. п.). Тогда ребенок смо­жет сам занять себя в игре. Самодеятельный характер игры слу­жит основой для ее дальнейшего развития.

Что же должны делать взрослые, чтобы сюжетно-отобрази­тельная игра развивалась в таком направлении?

Необходимо создавать условия для наглядного познания ма­лышом окружающего мира: через наблюдение действий взрослых, явлений природы, повадок животных. Всячески поддерживайте такие наблюдения, поощряйте высказывания ребенка по поводу увиденного. Не спешите, не торопите его, не тяните за руку... По­стойте тихо, не мешайте его созерцанию. Уважайте интерес ребен­ка. Привлекайте внимание малыша к действиям взрослых, кото­рые могут быть интересны ему, предложите принять посильное участие в этих действиях (разложить ложки на столе вместе с ма­мой и др.). Это повлечет за собой и появление соответствующих по содержанию игр.

Вообще следует привлекать малыша в доступной форме к рав­ноправному участию в повседневных делах, которыми занимаются взрослые. Например, бабушка стирает платье внучке, а рядом в маленьком тазике внучка стирает платье своей кукле. Обе увлече­ны, довольны, улыбаются, разговаривают со знанием дела: не остыла ли вода, достаточно ли мыла, чисто ли выстирано платье и др.

В такой семье детям спокойно и уютно. Активно действуя, они узнают многие свойства предметов, их назначение, упражняются в простых трудовых действиях, испытывают огромное удовольст­вие от полученных результатов, становятся более ловкими и уме­лыми. Все, с чем малыши познакомились в жизни, они отображают в игре, дополняя ее содержание новыми сведениями, полученными из книг, телепередач, разговоров со взрослыми, наблюдений. В иг­ре заложены большие возможности для творческого воспроизведе­ния разных событий.

Важно, чтобы в поле зрения ребенка были подходящие сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, бытовые игрушки). Они оживляют впечатления детей от наблюдаемого и побуждают к отображению увиденного.

Если сюжетно-отобразительная игра все же не появляется, можно действовать по-другому: попробуйте поставить перед ре­бенком задачу-вопрос: «Твоя Маша, наверное, проголодалась?» Ес­ли ребенок не решает этой задачи (не кормит куклу), предложите ему соответствующие игрушки. Если и это не помогает, попробуй­те на глазах у малыша поиграть, неназойливо демонстрируя при­мер игрового поведения (например, мама берет в руки куклу, са­дится за стол, ставит тарелку, имитирует кормление и ласково го­ворит: «Кушай кашку, Маша, вкусная каша»). Если малыш не играет и после этого, поиграйте вместе с ним.

Полезно, чтобы ребенок переносил игровые действия с одними игрушками на другие (пусть покормит не только куклу, но и миш­ку, зайку и т. п.). Продолжение этого игрового умения — перенос знакомых действий с игрушками в разнообразные игровые ситуа­ции (одевает куклу на прогулку, одевает куклу после купания, примеряет ей разные наряды и т. п.).

На третьем году жизни малыш заявляет о выбранной для се­бя игровой роли вслух. Он уже не только связывает с названием роли ряд действий и подбирает необходимые атрибуты для этого (например, берет кастрюли: мама готовит обед), но и использует в качестве партнера по игре куклу или другую игрушку. При этом ребенок действует не только за себя, но и за этот персонаж (изоб­ражает, как плачет кукла-дочка, как кукарекает петушок и т. п.).

Постарайтесь обогащать малыша новыми впечатлениями. Под­берите нужные предметы и игрушки, подчеркивайте, кто и что де­лает: шофер везет пассажиров в автобусе, грузы в машине; папа чинит стул, утюг; мама готовит обед, шьет платье, штанишки; строитель строит дом; доктор лечит больных.

Создайте для малыша такие условия, чтобы он мог использо­вать различные по образному содержанию игрушки, предметы, подбирать их заместители, обозначать словами замысел игры и по­нимать ее условность.

От вас малыш переймет опыт, научится действовать, используя вместо необходимых для игры предметов игрушки-заместители — палочки, листья, шишки, желуди, ракушки и т. п.

Многие родители ошибочно считают никчемными и даже вред­ными для своего малыша различные палочки, камешки, пробки.

Зачем нужен весь этот «мусор», если есть настоящие игрушки или вещи? А необходим он для развития фантазии, творчества вашего ребенка, для того, чтобы найти выход из любой ситуации, нестан­дартное, непривычное решение проблемы. Чем больше «игрушеч­ных» трудностей малыш преодолеет, испытав при этом настоящее удовольствие, тем богаче будет его опыт творчества, которым он уверенно, находчиво и в различных ситуациях, сможет воспользо­ваться во взрослой жизни.

Допустим, кукла на прогулке захотела есть, а посуды нет. Если, малыш не подозревает о возможности использования заместителей игрушек, то он будет требовать, не сходя с этого места, посуду. Многие сердобольные мамы и бабушки постараются тут же удов­летворить требование ребенка. Однако гораздо полезнее поискать вместе с ним «посуду» из подсобного, бросового материала.

Если ваш малыш понимает условность игры, то выход будет тут же найден: кастрюлей может стать чурочка, тарелкой — лис­тик с дерева, из травки будут приготовлены макароны, а аппетит­ный гуляш — из камешков с «соусом» из обычной лужи. Польза от этого большая — развитие воображения.

Будьте уверены: такая хозяйка (или хозяин) и во взрослой жизни не растеряется, выйдет из положения в любой ситуации.

Предметы-заместители и фантазия позволяют развернуть игру в любом, даже не подходящем для этого месте. Вот какую картину пришлось однажды наблюдать в метро. Папа ехал с трехлетним сыном. У малыша был всего один оловянный солдатик, но играл он вдохновенно. Папа лишь изредка подавал реплики, направляя игру сына. Солдатик то катался с горки, преодолевая трамплин, то шел по дорожке, то отдыхал, то вдруг захотел перекусить. Видимо, это желание навеял аромат, разносившийся по вагону метро из сумки пожилой женщины. Малыш нашел выход: он «захватил» со своей рубашки крупный горошек и угостил солдатика «сдобной бу­лочкой». Так он не вышел за границы приличия и накормил свое­го любимца, а заодно приобрел уверенность, что безвыходных си­туаций не бывает.

Как знать, возможно, беспомощные взрослые, которые брюз­жат по любому поводу и считают себя неудачниками, просто недо­играли в детстве. Или их игру безжалостно прерывали, считая ее несерьезным времяпрепровождением, не давая решить до конца ни одну игровую задачу и подавляя инициативу ребенка своим авто­ритетом и тоном, не терпящим возражений. Выросший в такой об­становке ребенок во взрослой жизни уже не сможет и не захочет принимать решения и делать что-то самостоятельно.

Взрослому следует очень бережно относиться к игре ребенка, помня, какой это важный процесс для становления будущего чело­века. Ведь никому не придет в голову прервать выступление скри­пача насильно предлагаемой тарелкой борща, в которой он, воз­можно, и нуждается. А игру детей прерывают не задумываясь. А ведь можно накормить ребенка и не прерывая игры, а наоборот, разнообразив ее.

Внимание заигравшегося «водителя» попробуйте привлечь до­рожным знаком, который указывает, что недалеко по трассе распо­ложена столовая, в которой любят обедать все шоферы. «Летчика» попросите захватить из теплых стран, откуда он возвращается, ап­петитной свежей зелени для супа, который сразу станет намного вкуснее. Маленькую «хозяйку», у которой еще не приготовлен обед, можно пригласить на кухню, где уже все готово, вместе с ее голодной кукольной семьей, чтобы пообедать вместе и поделиться рецептами различных вкусных блюд.

Таким образом, игра не прервется, а продлится и станет инте­реснее. Взрослый без труда сможет при желании придумать что-то интересное и неожиданное, не забывая при этом о развитии своего ребенка.

Когда малыш играет самостоятельно, нет необходимости сле­дить за каждым его шагом. Но, заметив какие-либо затрудне­ния ребенка, взрослые могут продлить и разнообразить игру, предложив вовремя дополнительную игрушку или поставив но­вую игровую задачу, которую малыш с удовольствием выпол­нит сам.

Допустим, мальчик уже перевез все кубики и, скучая, бесцель­но возит за собой машину. Взрослый может вскользь заметить: «Как же ты поедешь на машине, если разлилась река?» Наверняка ребенок с радостью подхватит идею и построит мост, дорогу, чтобы можно было перевезти на другой берег груз и пассажиров. Это, кстати, познакомит малыша еще и с водным и воздушным транспортом. А толчком к столь интересному познавательному процессу стала всего лишь одна фраза умного и заботливого взрослого.

Девочки любят играть в куклы. Они постоянно готовят, кор­мят, стирают, гладят. Но как помочь дочери, если играть хочется, а готовить уже что-то надоело, да и настроение начинает портить­ся? Умная мама нашла такой выход. Она спросила: «Что это у те­бя дочка (кукла) невеселая, не заболела ли?» Так очень тонко ма­ма повернула игру в новое русло, не делая акцент на плохом на­строении дочери. И началась новая игра, в которой нетрудно узнать ласковую заботливую маму, ухаживающую за больной дочкой, и внимательного доктора. Игра в «дочки-матери» весьма полезна, интересна и неисчерпаема, как тема семьи в нашей жизни.

Чем меньше малыш, тем большая помощь от взрослых ему тре­буется в игре. Становясь старше, ребенок нуждается в более тон­ком вмешательстве в его игру. Малыш, овладевший самостоятель­ной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым.

Результатом развития игры к концу третьего года жизни должна стать способность ребенка самостоятельно ото­бражать заинтересовавшие его действия взрослого, объединяя их в простейший сюжет и беря на себя соответствующую роль.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 623; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.