Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хочешь, я построю дом.




 

В два года дети начинают строить простые сооружения -из пе­ска, снега, небольших прутьев, брусков, камешков. Однако родите­ля часто категорически требуют, чтобы ребенок не поднимал пал­ку, не возился с камешками. В одних случаях они предлагают при этом малышу игрушки, купленные в магазине, в других — просто настаивают, чтобы он не собирал всякий «мусор», ничего не пред­лагая взамен. Но ведь для малыша палка может быть и ружьем, и морковкой, и даже рыбкой или крокодилом; разные камешки — это дети, машины, поезд; ветки, бруски — замечательный матери­ал для постройки зоопарка, дороги. Какой простор для развития фантазии, мышления, речи! Дети учатся видеть необычное в обыч­ном, исследуют природный материал, выделяя предметы по их форме, цвету, звучанию, запаху, величине и др. Не следует запре­щать игры с безопасным бросовым и природным материалом, ина­че развитие творческих способностей надолго задержится.

При сооружении разных построек из природного материала и готовых специальных строительных наборов, конструкторов ребе­нок ищет способы, как поставить и соединить детали, подбирает лучшие варианты. Здесь необходимы наблюдательность, трудолю­бие, критичность — качества, без которых невозможен ни один вид творческой деятельности.

Работа над постройкой побуждает детей к общению со сверст­никами, что очень важно для дальнейшего развития ребенка, для его эмоционального благополучия в детском коллективе.

Специальные строительные наборы для детей этого возраста могут включать самые разнообразные объемные формы: кубы, ци­линдры, бруски, диски и др. Интересны и доступны детям третьего года жизни пластмассовые конструкторы из разных строительных деталей с шипами, которые делают постройку прочной, удобной для использования в разных играх с машинами, куклами, фигурка­ми животных.

Можно предложить детям для игры и строительства крупные легкие прочные коробки разной формы и величины из-под обуви и других покупок. Для прочности и долговечности коробки можно обклеить плотной цветной бумагой. Ценность крупных легких строительных деталей в том, что малыши, действуя с ними, разно­образно двигаются по всей комнате. Они с огромным удовольстви­ем сооружают из больших коробок поезд, пароход, «путешест­вуют» на них. Коробка может быть кухонной плитой для юной хозяйки, барабаном для начинающего музыканта. Приготовьте строительные детали одной и той же формы и цвета в нескольких экземплярах (по 8—10 штук). Это можно сделать еще до рожде­ния ребенка (папы, вам работа!), а можно и вместе с ним.

Что дадут ребенку игры со строительным материалом?

Ваш малыш познакомится с разными деталями и запомнит их название; узнает, что различные формы имеют свои особенности: например, у куба все стороны одинаковые, а у кирпичика раз­ные — две грани узкие и длинные, две узкие и короткие, две ши­рокие и длинные; детали могут по-разному располагаться на плос­кости (кирпичик, например, лежит или стоит), а также в про­странстве: кубики можно поставить один на другой, положить один за другим, выше или ниже, рядом.

Ребенок учится соотносить форму детали с ее конструктивны­ми свойствами: у кубика все стороны равны, поэтому не стоит и беспокоиться, на какую сторону его положить, когда строишь мост и сооружаешь опоры для него, а вот для того чтобы построить устойчивый мост из кирпичиков, надо подумать, поставить ли их на узкую сторону или положить на широкую. Все это важно для умственного развития малыша.

Прежде чем он сможет задумать конкретную постройку, подо­брать для нее необходимые детали и осуществить свой план, он просто нагромождает кубик на кубик, кирпичик на кирпичик. Ку­бики падают, это вызывает у него восторг, удивление.

Однако объемная форма подсказывает ребенку образ предмета: кубик — табуретка, на нее можно посадить куклу; брусок, постав­ленный торцом и украшенный сверху флажком,— башенка. Кир­пичик, положенный на широкую сторону,— дорожка, по ней по­ехала машина. Хвалите ребенка за такие действия. Помогите, ког­да он сам не справляется: например, на кубик-табуретку пытается посадить куклу, она падает, малыш сажает ее снова и снова, но безуспешно. К кубику пристройте кирпичик — получится стул, и кукла с него не упадет.

Малыш будет многократно повторять знакомую игру: сам стро­ить стульчик и усаживать на него разные игрушки. Кубики, кир­пичики, бруски становятся строительным материалом, из которого можно что-то создать, сконструировать, соорудить.

Надо помочь ребенку задумать постройку и подобрать детали для выполнения задуманного с учетом их свойств. Для этого рас­сматривайте с детьми различные предметы. Например, на про­гулке обратите внимание на скамейку во дворе: у нее есть сиденье и спинка. У лестницы, по которой вы спускаетесь во двор, есть ступеньки, ведущие вниз-вверх; у горки, с которой малыш катает­ся, с одной стороны — ступеньки, а с другой — скат. Такое целена­правленное рассматривание предметов помогает ребенку воспро­изводить их в постройках.

Вы можете сами построить что-то и предложить ребенку рассмотреть (исследовать): что это такое, из каких деталей по­строено, какой они формы, как расположены по отношению друг к другу. Порядок такого изучения предмета должен соответствовать последовательности его сооружения. Это облегчит детям кон­струирование.

Обыгрывайте постройки, чтобы вызвать у ребенка желание строить.

Для этого можно разыграть сценку с любой игрушкой. Например, мама«разго­варивает» с матрешкой, которая просит построить широкую дорожку для неё, а уз­кую — для ее маленькой дочки. Домики, к которым идут дорожки, постройте сами. Из каких деталей построить дорожку? На какую сторону положить кирпичик? Ка­кими сторонами приложить кирпичики друг к другу, чтобы получилась широкая до­рожка? А узкая? Вот сколько задач решает малыш. Рассмотрите детали вместе с ним, проведите по сторонам кирпичика его ладошкой, прослеживая протяженность стороны.

В следующий раз матрешкам потребуются другие дорожки: длинная (маме — в магазин) и короткая (дочке — к бабушке).

Для обыгрывания построек дайте ребенку куклу, зверюшек, по­суду, лоскутки (куклы спят, едят, ходят по дорожкам, по лесенкам, прячутся за заборчиком, живут в домиках и т. п.). Вот тут и приго­дятся поделки из различных материалов. Малыш будет с большим удовольствием использовать их в своих постройках наряду с иг­рушками, купленными в магазине.

Нужно постепенно усложнять постройки: сначала строим из одного вида деталей (только кубиков или только кирпичиков), по­том используем два, три, четыре их вида (кирпичики, кубики, бру­ски, призмы) и комбинации из них (кубик с кирпичиком, брусок с призмой, несколько кубиков с несколькими кирпичиками). С ва­шей помощью малыш придет к такому выводу: из разных деталей можно создать постройки одного вида. Например, лесенку можно сделать только из кубиков, только из кирпичиков, а можно вос­пользоваться их комбинацией. Это подготовит его к более сложно­му конструированию в дальнейшем.

На третьем году жизни дети могут сооружать следующие эле­ментарные постройки: дорожки (узкие, широкие, длинные, корот­кие), башенки (два, три, четыре кубика, поставленные один на другой), лесенки (с двумя, тремя ступеньками), стульчики, диван, кроватку, стол, скамейку, машину, мост, горку, домик, ворота.

Вы можете сказать, что у вашего малыша появились первые конструктивные умения, если к трем годам он:

– проявляет интерес к играм со строительным материалом и сооружает несложные постройки;

– находит сходство между постройкой из строительного мате­риала и знакомыми предметами окружающей жизни;

– называет постройки, сделанные вами, и может построить такую же сам, сознательно выбирая соответствующие детали;

– успешно применяет технические приемы работы со строи­тельным материалом: накладывает детали друг на друга, уклады­вает в ряд, ставит вертикально на меньшую плоскость, делает пе­рекрытия;

– различает и называет детали: кубик, кирпичик;

– понимает слова: большой — маленький, широкий — узкий одинаковые — разные;

– действует соответственно указаниям: положи, поставь, при­неси, сними, разбери, убери и т. д.

На этой основе обогащаются сюжетные игры. Овладение этими умениями рождает у ребенка чувство уверенности в себе, гордости своими успехами, создает основу для самостоятельности и проявления личностной позиции «Я сам».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.