Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как живу я и расту в стране Акварелии




Взял я в руки карандашик...

(Изобразительная деятельность ребенка на втором году жизни)

 

Вспомните знакомые вам с детства полотна И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. Н. Крамского, М. С. Сарьяна: пейзажные картины родной природы, красота самых обыденных вещей, зримо представленная в натюрмортах, характеры и судьбы известных и неизвестных людей, раскрытые в портретах.

Память каждого из нас хранит ту или иную картину, близкую нашему мироощущению, настроению, интересам, пристрастиям. Не раз нам случалось восхищаться способностью художника не только заметить в окружающем мире то сокровенное, что волнует каждого из нас, но и ярко, проникновенно, убедительно рассказать об этом, используя выразительные краски, линии, композиции.

Ваш ребенок может оказаться будущим Левитаном. Истоки таланта до сих пор не ясны. Возможно, Божьим даром творчества, да­ром удивлять, волновать окружающих своим искусством наделен и ваш малыш?..

Конечно, великим и даже средним художником будет не каж­дый. Но значит ли это, что изобразительная деятельность ребен­ка — занятие бесполезное?

В этом параграфе мы расскажем, почему вашему малышу нуж­но заниматься изобразительной деятельностью, как она возникает и развивается, какое значение имеет для ребенка, что надо делать для своевременного ее формирования.

Что может дать изобразительная деятельность для разви­тия ребенка?

Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способ­ностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельно­сти. Не упустите ранний, а затем дошкольный возрасты, наиболее благоприятные для их развития. Позднее восполнить пробел в полной мере будет невозможно. В этой деятельности идет интен­сивное развитие эстетического мировосприятия, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занима­ющиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий человека мир, чувствовать красоту и безобразие в природе, в человеческих отношениях, в мире ве­щей, способны осознавать и выражать свои чувства. Ребенок более внимательно присматривается к окружающему. Он учится заме­чать и удивляться своеобразию, уникальности предметов и явле­ний. Как богаты, разнообразны, неповторимы краски неба в лет­ний солнечный или в пасмурный и хмурый день, на восходе и закате солнца, как причудливы формы деревьев! У детей развива­ется способность почувствовать выразительность старой согнув­шейся сосны, тонкой стройной юной березки-белоножки и могуче­го старого крепкого дуба; красоту и приволье широких просторов полей и особое богатство звучания тишины леса.

У малыша познание, начинающееся с удивления, продолжается затем в изучении, разглядывании, практическом действии, экспе­риментировании с предметом, явлением.

Возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми через рисунок. Этим ребенок «подключает» близкого человека к сопереживанию. А если малыш умеет рассказать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответ­ную эмоциональную реакцию близких людей, его зрителей,— он счастлив. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопе­реживают твоему чувству, поддерживает у ребенка стремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и вырази­тельный язык линий, красок, форм. Так стимулируется творчества

При этом открываются большие возможности для совместного со взрослыми чувствования, переживания красоты и безобразия, успехов и неудач. Как это объединяет ребенка со взрослыми! Не оттого ли, что слишком мало в детстве бывает сорадования, соогорчения, сопереживания, возникают впоследствии проблемы от­цов и детей, неоправданного отдаления, непонимания, а то и не­приятия друг друга, казалось бы, у самых близких людей?

В процессе изобразительной деятельности развивается способ­ность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных, двигательных анализаторов и т. п. Как это все приго­дится вашему ребенку и в школьном обучении!

Изобразительная деятельность в том проявлении и значении, о котором мы только что говорили, формируется постепенно. Но ее истоки — в раннем детстве. Если вовремя создать условия для ее появления и развития, вовремя заметить и поддержать, она ста­нет ярким средством самовыражения и развития вашего ребенка. Но для этого мамам и папам, всем, кто общается с малышом, надо знать, как возникает и развивается детская деятельность. С услож­нением ее растет, развивается, изменяется и сам ребенок. Надо по­мочь ему в этом, но не спешить, не форсировать развитие.

Для этого важно знать, почему малыш рисует, как он это дела­ет и что у него получается.

Как же появляется изобразительная деятельность и при каких условиях?

Ваш малыш подрос. Ему идет второй год. Мир широк, богат, разнообразен. Как много в нем интересного, непонятного, привле­кательного, зовущего, запретного... Как хочется все узнать, потро­гать. Вот на папином столе что-то белое, шуршащее. Листочек упал со стола и «приземлился» рядом с малышом. «Что же можно сделать с этим «дивом»? Пока не видит мама — попробуем на вкус... жуется, но не вкусно! Не вкусно, даже если набить полный рот. А вот и мама помогает вытащить изо рта эту «бяку». Что же с ней можно еще сделать?.. Попробуем помять... мнется и шуршит, рвется и опять шуршит, но по-другому. Это я заставляю ее шу­меть. Она слушается меня... захочу, опять буду шуметь. Это моя «шумелка»... Как интересно! Что же с ней еще можно делать? По­пробую...»

Знакомая картина, не правда ли? Так же ребенок эксперимен­тирует с карандашом, фломастером, глиной и т. д. Он делает свои открытия.

Можно ли назвать это изобразительной деятельностью? Нет, конечно. Это один из видов познавательной деятельности. Малыш задает себе вопрос: «Что же это такое? Что с этим можно сделать?» — и познает мир предметов чувственным путем, иссле­дуя их. Это истоки любой деятельности, в том числе и изобрази­тельной. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Чем ярче и привлекательнее они будут, тем лучше.

Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Ребенок быстрее их заметит, если они будут лежать отдельно от других предметов.

Желательно, чтобы материал был достаточно прочным, так как малыш из потребности к исследованию всего и вся часто исполь­зует его не по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей — цветные ша­риковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала. Это рассеивает внимание ребенка, лучше, если он со­средоточится на одном-двух фломастерах. Итак, материал должен быть ярким, прочным, обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном для ребенка месте.

Дайте возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойдите навстречу его желаниям (исключая действия, опас­ные для здоровья). Ребенок может катать, бросать карандаши, сту­чать ими, просовывать в какую-то щель, пробовать на вкус и т. п. Бумагу он будет рвать, мять... Если его интерес иссяк, можно под­ложить материал другого свойства, цвета, величины и т. п.

В чем ваша цель? Продлить, закрепить интерес малыша к ма­териалу, поддерживать его разнообразные познавательные дейст­вия (здесь и закладываются истоки будущей любознательности, инициативы, более сложной познавательной деятельности). Этот период может быть очень коротким, а может быть и довольно дли­тельным. Когда у детей несколько снизится интерес к материалу, надо создать условия для возникновения нового интереса, нового побудителя деятельности.

Лепите, рисуйте на глазах у ребенка и для него, чтобы он, об­щаясь с вами, видел предназначение этих предметов. Постепенно для него будет значимым, интересным не только сам материал, но и действия взрослых с этим материалом. Малыш начинает подра­жать маме, папе, сестре. Он говорит: «Я рисую», «Я письмо пишу».

Узнавайте, «прочитывайте» ваш рисунок вместе с ребенком. Для него образ, увиденный в рисунке (цыпленок, киска, машина),— это целое открытие. Он и не подозревал, что на бума­ге может быстро появиться яблочко, домик и т. п.

Таким образом, от интереса к материалу в ребенке зарождает­ся интерес к соответствующему действию с ним, а затем и к ре­зультату этого действия — образу предмета, воплощенному в крас-

Развитие действий с материалом и понимания его изобрази­тельных возможностей может быть и стихийным. К примеру, ма­нипулируя с фломастером, ребенок неожиданно черкнул по бумаге и увидел оставшийся яркий след. Это вызвало огромное удивление и радость. «Во какая!» — восклицает малыш. Не понимая еще, что на бумаге можно изображать что-то, он радуется яркой линии н тому, что она возникла от его воздействия. Ребенок стремится по­вторить действие: «Еще такую сделаю».

Вместе с малышом удивитесь тому, что получилось, похвалите его, поддержите в стремлении «сделать еще такую».

С этого момента появился новый мотив его действий: ребенка привлекает не только и не столько материал, сколько возмож­ность получить результат (след на бумаге). И теперь ему уже не все равно, отточен карандаш или нет.

Что же нужно делать взрослым в этот период?

Закрепляйте интерес ребенка к действиям с материалом, к получению яркого следа на бумаге. Каким образом? Для этого не­обходимо предоставить ему фломастеры или цветные восковые мелки и бумагу большого формата. Можно использовать рулон де­шевых обоев. Длинная и широкая полоса бумаги, расстеленная на полу, привлекает ребенка. Он спешит заполнить пространство ли­ста точками, штрихами, линиями. При этом его действия часто проявляются в ритмических движениях. Ритм движений привлека­ет малыша, являясь дополнительным стимулом его действий с ма­териалом.

Надо дать ему возможность «изжить» желание черкать по бу­маге, заполнять пространство листа. Движения с карандашом еще хаотичны, неорганизованны, ребенок не может контролировать их и управлять ими. Он нередко рвет бумагу, так как не способен ре­гулировать силу нажима на карандаш, черкая, выходит за пределы листа бумаги, не управляет размахом движений. Но действия эти самостоятельны и самоценны. Попробуйте вложить карандаш в руку ребенка правильно. Он пока захватывает его кулачком, ему так удобнее, так как правильное положение пальцев требует бо­лее тонкой координации движений, работы мелких мышц. Вашему малышу это пока трудно, поэтому не настаивайте на правильном удерживании карандаша.

Итак, вы ведете ребенка от манипулятивных действий с изоб­разительным материалом к использованию его по назначению.

Что же мы видим на листке бумаги? Каков результат таких действий?

На листе остаются штрихи, точки, «мотки», прямые и ломаные линии. Когда ребенок пытается замыкать линию, появляется нечто похожее на форму. Этот период в развитии изобразительной дея­тельности называется «периодом каракулей».

На таком уровне деятельностного развития поведение малыша можно наполнить иным смыслом, более близким к собственно изобразительной деятельности. Надо показать, что в штрихах, точках, линиях, «каракулях» можно видеть какое-то содержа­ние, образ. Но сначала дайте возможность ребенку самому сде­лать «открытие», увидев в штрихах и линиях то зайчика, то яблочко, то машину. Возникает так называемый ассоциатив­ный образ. Малыш радуется, увидев вдруг в «каракулях» знако­мые предметы, радуется тому, что они могут появиться на бумаге, что источник их появления — он сам, что это результат его собст­венных действий.

Если ребенок не видит образ, помогите ему. Видение образа ступенька к следующему этапу развития изобразительной деятельности. Самое главное, что требуется от взрослых,— это проявить интерес к тому, что черкает ребенок на своем листке. Надо вместе с ним «читать» его рисунок, показывая, что в штрихах, пятнах мо­жет быть образ какого-то предмета, явления. «Какая длинная дорожка получилась!» — удивленно восклицает мама. Малыш не рисовал дорожку, просто черкал по листу. Однако образ, уви­денный мамой, удивляет и радует его.

Чтобы усилить интерес ребенка к образу, вызвать ассоциатив­ную связь, то есть помочь увидеть в линии дорожку, поиграйте с ребенком, обыграйте рисунок. Поставьте на дорожку машину и по­катайте ее, можно взять маленькую игрушку, например зайчика, и показать, как он скачет по дорожке. За неимением игрушки ис­пользуйте предметы-заместители (кусочек бумаги, ткани, меха и др.), напоминающие воображаемый предмет. А иногда достаточ­но жеста, имитирующего движение того или иного персонажа. Та­кое обыгрывание рисунка развивает воображение малыша. А во­ображение — основа любого творчества, без воображения немыс­лимо развитие творческих способностей. В процессе такой игры ребенок лучше понимает смысл изобразительной деятельности, что важно для последующего ее развития.

Вы догадались, от чего зависит появление у ребенка ассоциа­тивного образа? Ну конечно, от его впечатлений, от опыта. Чем больше он видел, знает, чем ярче эти впечатления, тем больше возможностей для появления ассоциативного образа, богатого, раз­нообразного, интересного прочтения малышом своего рисунка, прочтения на уровне случайных ассоциаций. Ознакомление с окружающим миром вещей, живой и неживой природы, людей ‒ основа образного прочтения ребенком своих картин, основа рабо­ты воображения.

Итак, малыш с интересом ищет образ, содержание в своих бес­форменных линиях. Это становится главным двигателем, стиму­лом его самостоятельных действий с изобразительным материа­лом.

С того момента как ребенок понял, что на бумаге может по­явиться любой предмет, в общении с ним возможны вопросы типа: «Что ты нарисовал?» Когда ребенок отвечает на ваш вопрос, это свидетельствует о более высоком уровне воображения. Увидеть об­раз самому гораздо полезнее, чем по подсказке взрослого.

Не пытайтесь в это время найти объективное сходство «караку­лей» с изображаемым предметом. Его чаще всего нет. Но как же малыш находит это сходство? Иногда по форме (прямая линия — значит, дорожка), по цвету (красное — значит, яблочко или фла­жок, в зависимости от опыта), по массе (большое пятно — значит, слон), по ритму движения (стучит карандашом по листку, и это ему напоминает, как идет дождик, как горох сыплется и т. п.). Иногда ощущение сходства вызывается траекторией движений.

Рука с карандашом бесцельно скользит по листу. Это вызывает в памяти след от самолета или движение машины (в зависимости от того, что произвело впечатление и что запомнилось). Малыш, как правило, не осознает, на основе каких признаков возникло «узнавание» образа.

В процессе и в результате совместного «чтения» этих «караку­лей» и их обыгрывания ребенок не только увидит образ (напри­мер, дорожку), но, радуясь своим возможностям, захочет повто­рить изображение: «Еще дорожку нарисую». Наступает очень важ­ный момент в развитии деятельности. С этого периода ребенок не только понимает ее изобразительный характер — впервые появля­ется цель, поставленная им самим: «Яблочко! Яблочко! Еще на­рисую яблочко». Сказанное вслух: «Еще нарисую...» — свидетель­ствует о появлении собственно изобразительной деятельности, первоначального замысла.

Итак, мы проследили, как зарождается и развивается детская изобразительная деятельность, какое значение она имеет, опреде­лили условия успешного развития малыша в этой деятельности. Помните, что все дети разные и условия их развития неодинаковы. Поэтому нет точных сроков развития их изобразительной деятель­ности. Все ее этапы один ребенок проходит медленно, поочередно; другой — быстро, как бы одномоментно. Вам важно видеть перс­пективу ее развития и создавать для этого соответствующие условия.

Вспомним еще раз основные ступени развития изобразитель­ной деятельности и ваши педагогические действия:

1. Ярко выраженный интерес малыша к изобразительному ма­териалу и познавательные действия с ним.

Предоставляйте ребенку материал, позволяйте разнообразно действовать с ним. Поддерживайте его интерес к экспериментиро­ванию с материалом!

2. Интерес ребенка к действиям взрослых с материалом. Под­ражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалом.

Рисуйте на глазах малыша и для него. Показывайте, как мож­но пользоваться материалом. «Читайте» свои рисунки вместе с ним.

3. Интерес малыша к следу, оставленному им на бумаге, и по­явление ассоциативного образа.

Знакомьте ребенка с окружающими предметами, явлениями. Рассматривайте предметные и малосюжетные картинки. «Читай­те» и обыгрывайте детские рисунки-«каракули». Удивляйтесь и радуйтесь им.

4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоя­тельного решения что-то нарисовать.

Поддерживайте кроху в этом стремлении, хотя детский рису­нок и представляет собой «каракули». Постарайтесь увидеть в этих «каракулях» образы, задуманные ребенком, радуйтесь вме­сте с ним, хвалите его, играйте с рисунком.

 

 

(Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет)

 

К концу второго года ваш ребенок поднялся на ступеньку выше в изобразительной деятельности. Он уже не просто называет, что случайно получилось в его «каракулях», он сам определяет содер­жание будущего рисунка: «Нарисую машину», то есть ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу, впервые зарождается замысел.

Новый этап в деятельности, рисование по замыслу, появля­ется примерно к двум годам: у некоторых детей чуть раньше, у других — чуть позже. Это зависит от многих условий.

И сейчас малышу интересен материал и действия с ним; к ри­сованию его побуждает и подражание старшим, и потребность по­общаться с ними, и получить их одобрение. Но самый главный по­будительный мотив — это сделанное ребенком «открытие»: в ри­сунке, на бумаге можно изображать все что угодно. Поэтому постепенно главным движущим мотивом рисования становится стремление малыша изобразить интересные для него предметы, явления, впечатления от них. В этом проявляется потребность еще раз пережить то, что взволновало, заинтересовало.

Следует всячески поддерживать эту зарождающуюся тенден­цию в действиях малыша. Каким образом? Продолжайте выказы­вать заинтересованное отношение к результатам изображения, обыгрывайте их, поощряйте. В то же время обогащайте впечат­ления ребенка от окружающего мира. Чем ярче и эмоциональ­нее эти впечатления, тем больше оснований для появления у него новых замыслов.

Малыш склонен повторять полученное изображение. Однако если вы внимательно понаблюдаете за ребенком, за его старания­ми, то увидите, что он, как правило, не может повторить его.

В чем дело, почему он не может повторить только что выпол­ненный рисунок? Причина заключается в том, что сходство «кара­кули» с предметом, явлением получилось случайно и малыш не осознает причину этого сходства: почему он увидел «солнышко», «яблочко» или «дорожку»? Если он даже и понял причину, то не владеет способом изображения, поэтому повторить его сложно. Как себя ведет ребенок в этом случае? Он может и не замечать, что изображение не получается, и с удовольствием продолжать черкать по бумаге, находя сходство с этим же или другими предме­тами. При этом один и тот же штрих, линия нередко приобретают разное смысловое значение в его толковании.

Что в этом случае следует делать взрослым?

Радоваться и удивляться вместе с ребенком сделанным им «от­крытиям», обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изобра­жений, созданию новых. Не смущайтесь сменой названий одних и тех же «каракулей», это полезно. Ребенок утверждается в том, что на бумаге можно изобразить все, что ему угодно. Он испыты­вает радость от понимания, что на листочке может возникнуть целый мир, который его окружает, и этот мир появляется благодаря ему. Он воспроизводит его сам. Чем богаче и разнообразнее этот мир, отраженный в детском рисунке, тем лучше. Это развивает во­ображение, закрепляет у ребенка интерес к деятельности.

От чего зависит богатство содержания рисунков? От опыта ма­лыша.

Чем больше он видит, знает, тем больше возможность увидеть образы этих предметов, явлений в рисунках, тем больше замыслов возникает у него. Мы уже говорили о том, что надо поддерживать маленького художника в его смелости и уверенности, понимать и принимать его замыслы, радоваться результатам и обыгрывать эти первые художественные образы. Позднее наступит время, когда ваш малыш заметит, что яблоко на рисунке мамы, а тем более на картинке в книжке — более красивое, более похожее на настоя­щее, чем у него. Еще позднее он, тяжело вздохнув, скажет: «Я не умею» — и откажется рисовать. А значит, он откажется узнавать, понимать окружающий мир глазами и разумом художника и мно­гое может потерять в своем развитии.

Поэтому, когда вашему ребенку исполнилось 2,5 года, програм­ма приобщения его к изобразительному искусству может быть бо­лее сложной.

Перед вами стоят следующие задачи:

1. Продолжайте обогащать малыша яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.

Только в том случае, если восприятие предметов, людей, жи­вотных было эмоциональным, они становятся интересны детям, за­поминаются, а значит, ребенок захочет заново пережить эти яркие впечатления в изобразительной деятельности, играх.

Маленький художник всегда рисует только то, что его волнует, интересует, что оставило в памяти яркий след. Чем больше малыш видел, чем более эмоционально он это воспринимал, тем более разнообразной будет тематика его рисунков.

Итак, если жизнь вашего ребенка интересна, насыщена ярки­ми впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, лепке, и темы изображения в таком случае раз­нообразны.

2. Воспитывайте у малыша интерес к предметам изобразитель­ного искусства (первые из них — иллюстрации в книжках, скульп­тура малых форм — статуэтки, художественно выполненная иг­рушка).

Развивайте у него способность замечать, понимать изображе­ние знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откли­каться не только на содержание образа (малыш радуется: «узнал» птичку, мишку и др.), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня и т. п. (надо, что­бы он любовался, гладил ладошкой, выражал отношение в улыбке, слове).

Приобщая кроху к восприятию доступного изобразительно искусства, вы помогаете ему не только лучше понимать и чувствовать мир, но тем самым лучше понять и смысл его собственной изобразительной деятельности. Он осознает, что окружающий его мир существует еще и в образах. Это одновре­менно сложная и важная задача умственного развития детей. Ведь малыш далеко не сразу понимает, что предметный мир может су­ществовать в изображении. Повторное открытие знакомых и инте­ресных ему вещей в художественных образах радует ребенка. Показывайте ему образы (в рисунке и скульптуре), яркие по цве­ту, динамичные, изображенные достаточно крупно. Если это рису­нок, то он не должен теряться среди других изображений (компо­зиция простая, изображение предметное или малосюжетное).

3. Воспитывайте у ребенка интерес к собственной изобрази­тельной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатления­ ми, чувствами с близкими людьми.

Помните, что детский рисунокэто не только отражение того, что удивило, обрадовало ребенка, но и призыв к общению с ним. Поддерживайте и развивайте это стремление.

4. Помогайте малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке; знакомьте со свойствами мате­риалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования.

Это важная задача, и решать ее надо сейчас. Пока ваш малыш раскован и смел, он рисует все, что хочет и как хочет. Он не боит­ся рисовать машину, море, вас. «Море нарисую, еще море. Ух! А это акула-каракула подскочила... Видишь, какая?! (обращаясь к маме). Сейчас съест!»

Итак, чтобы малыш впоследствии не потерял интерес к ри­сунку, уже сейчас, в игре, незаметно, не скучно, а весело, легко познакомьте его с простейшими и доступными ему способами изображения, научите его, как пользоваться изобразительным материалом.

Какие способы изображения доступны малышу?

Педагогами установлено (Е. А. Флерина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова), что в рисовании ребенку этого возраста доступ­но изображение отдельных предметов, явлений с помощью рит­мичных мазков — цветовых пятен («листочки»), штрихов каранда­шом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, гори­зонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки» и т. п.). Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цве­та окружающих предметов (цветочки, шарики). Таким образом, линия, ритм штрихов и цветовых пятенте изобразительно-выразительные средства, которые доступны вашему ребенку. Он их может легко освоить, если вы ему поможете.

Одновременно малыша надо приучать к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашь). Техника рисования карандашом (Т. С. Комарова) такова: надо научиться брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать с ним. Кисть не бросать, а ставить на подставку, держать в паль­цах, а не в кулачке, выше железного наконечника; набирать крас­ку только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю; про­мывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке.

Малыши этого возраста любят лепить. Вместе с вами они лепят пирожки из теста, из снега — снежную бабу, из мокрого песка и глины строят дома, дороги, лепят зверюшек и т. п. Этот материал послушный, податливый, и потому малыш его любит (за редким исключением, когда-боится измазать руки). В комочке глины он быстрее видит образ: зайку, мишку, человечка, конфету. Лучше всего лепить из влажной, хорошо промешанной глины. Этот мате­риал более пластичен, послушен и более гигиеничен, чем плас­тилин.

Каким изобразительным действиям можно учить малыша в лепке? Прежде всего отщипывать комочки глины разной величи­ны, затем раскатывать их между ладошками и расплющивать.

Следует приучать малыша вместе с мамой, а потом и самостоя­тельно убирать материал со стола, мыть руки после лепки.

Как же можно решать все эти задачи?

Важно помнить, что изобразительная деятельность не является каким-то «довеском» к жизни вашей и вашего ребенка. Она долж­на органично войти в процесс общения с малышом, быть естест­венной и желанной.

Каждый день вы с ним гуляете; ребенок, особенно мальчик, внимательно наблюдает за машинами. А вот вы весело играете с ним мячом. У папы на столе зажглась и заспала светом настольная лампа, малыш сам включил ее. Вдруг рассыпались у мамы люби­мые им витамины. Как интересно было помогать маме искать их и собирать! А у бабушки в саду сливы поспели: одна, еще одна, много слив! Все это можно рисовать, лепить: «Мы гуляем по до­рожке», «Мячик скачет», «Зажжем огоньки», «Вот рассыпался го­рох», «Какие сливы поспели в саду» и т. д. Основа для возникнове­ния образов, желания изображать конкретные предметы и явле­ния — это яркие детские впечатления: от игрушек, от природы, живой и неживой (ветер, солнце, снегопад), от животных, птиц, людей, машин и т. п. Мир богат и разнообразен! Малыш рисует его по собственной инициативе. Не спешите предлагать ему свою тему. Сначала присмотритесь к тому, что ребенок рисует, и «под­ключитесь» к его рисунку. Вот у него на листке появилась птичка, а вы «послушайте», о чем она поет. Грустная у нее песенка. Рас­сказала птичка, что прилетела она зернышек поклевать, а зерны­шек нет. Предложите покормить птицу. Может быть, ваш малыш догадается, как их «насыпать» карандашом или фломастером. Ес­ли он не сообразит, покажите, как можно ритмично нанести зер­нышки-точки на лист бумаги. Не забудьте при этом вложить карандаш в руку ребенка правильно, между тремя пальцами зательный — сверху. Вот и посыпались зернышки. Спросите м^ а~ ша, где птичка, что делает, видит ли она корм и т. п. Побуждай^! его фантазировать, играть в рисунке, придумывать новое содержа ние и рисовать то, что придумал. Оказывается, прилетели ещё птички и все зернышки склевали (дайте еще бумаги, если лист уже весь зарисован). И опять посыплются зернышки, прилетят птицы — в рисунке будет все, что знает малыш о птицах, что его интересует, что он видел на прогулке.

Но вот пришел папа (сестренка, бабушка). Пригласите их по­смотреть (предложите малышу показать), какое чудо произошло: прилетели птицы... Вместе с бабушкой спели песенку про птичек, полетали по комнате, поклевали зернышки, попищали, как птич­ки, и улетели в гнездо. Можно примоститься у окошка и понаблю­дать еще раз за жизнью птиц.

Вы рисовали, играли, пели, двигались, наблюдали вместе с ма­лышом — и все зто была изобразительная деятельность, живая, интересная, игровая, неназойливая.

Итак, знакомьте детей с миром, смотрите, что малыш изображает, играйте с ним при рисовании, побуждайте игровы­ми вопросами, советами развертывать содержание, сюжет ри­сунка (не спешите придумывать за него), покажите ему доступ­ные способы изображения (если он не находит их сам). В игровой форме стимулируйте их повторение. Следите при этом, чтобы материалом ребенок пользовался разумно. Контроль и упражне­ние помогают вырабатывать правильный навык, освоение элемен­тарной техники рисования может быть веселым, радостным.

Однако овладение карандашом, кистью происходит медленно. Малыш пытается взять карандаш кулачком, сильно нажимает, на­бирает на кисточку слишком много краски, рисуя, выходит за пре­делы контура и т. п. Не отчаивайтесь, не огорчайтесь и не огор­чайте «художника» недовольными замечаниями, оценками. Возь­мите карандаш, кисть и правильно вложите в руку малыша, не выпуская ее, нарисуйте вместе, чтобы он почувствовал движение, его силу, направление, ритм.

В процессе рисования поправляйте ребенка по мере надобно­сти. Покажите еще раз, как карандаш (кисть) лежит на среднем пальчике, как большой палец сбоку держит карандаш и не дает ему падать, а указательный «забрался» наверх и помогает большому пальчику.

Ребенок легче, быстрее овладевает карандашом, фломастером, а потом уже кистью, так как кисть мягкая и ребенок слабее чувст­вует и осваивает рисовальные движения.

Важно, чтобы у малыша с самого начала формировались пра­вильные технические навыки. Поэтому необходимы ваше внима­ние к его действиям, терпеливый и настойчивый показ, повторе­ние способов действия, упражнения и контроль за действиями. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша.

Чем чаще вы будете давать ему изобразительный материал, присутствовать и общаться с ним при этом, тем быстрее ма­лыш освоит его, тем смелее, увереннее, свободнее и разнообраз­нее будут его действия.

Одни и те же изобразительные действия усваиваются на раз­ном материале. Поэтому тематика детских рисунков, подсказанная вами, но охотно принимаемая детьми, выбирается с учетом двух моментов:

– впечатлений ребенка (что он знает, что его интересует, что вы с ним недавно видели, делали и т. п.);

– способов изображения, с которыми можно познакомить ма­лыша. Подумайте, можно ли эти впечатления (темы) передать ритмичными штрихами, мазками, линиями разной направлен­ности.

При соблюдении этих условий выбор тем неограничен.

Так, чтобы научиться нанесению ритмичных штрихов, пятен, можно рисовать с детьми, как идет дождь (повторяя при этом зву­ки: «кап-кап-кап»); снег, как рассыпался горох, как сыплется песо­чек и т. п. Есть такие явления, которые лучше рисовать красками (так будет выразительнее): снежинки, звездочки на небе, огоньки на елке и в окнах, листочки на дереве, одуванчики, ромашки на лугу, вишни на тарелке; как жуки летают, как падает град на зем­лю; мы сажаем с бабушкой бобы на грядку, расцвели в саду розы и т. п.

Тематика для изображения явлений (предметов) линией может быть самой разнообразной: дорожки, ручейки, палочки, ленты, ка­рандаши, ниточки к шарикам, веревочки к машине, пояс к платью и т. п. Вы легко придумаете, что рисовать, если внимательно огля­дитесь вокруг, посмотрите, чем занят ребенок, какие у него игруш­ки, что он замечает в окружающей обстановке, что вы делаете при

Тематика рисунков может быть существенно расширена при совместном с ребенком рисовании, «сотворчестве» (Т. Г. Казако­ва). Например, вы рисуете машину, а малыш — дорожку, по кото­рой она едет. Вы рисуете дерево, а малыш — яблочки на нем; вы — домик, а малыш—окна, огоньки, которые в них зажглись; вы — елочку (силуэт), а малыш — игрушки на ней и т. п. Ваши рисунки должны быть очень простыми, иначе ребенок, понимая не­совершенство собственных «каракулей», может отказаться рисо­вать.

Тематика лепки так же проста, понятна, доступна и основана на опыте ребенка: конфеты, орехи, колбаски, картошка, вишня, зайчики (мама скрепила два шарика и сделала ушки). Совместная со взрослыми лепка особенно увлекает детей. Тут же можно обыг­рать самодельные лепные игрушки, развернуть своеобразный на­стольный театр. Песенки и танцы взрослого и малыша с новыми игрушками будут интересны и полезны. Лепка вместе с детьми и для детей (из глины, песка) различных фигурок с последующим их обыгрыванием ускоряет появление ассоциативных образов.

Какой изобразительный материал можно предложить малышам?

Ребенку нужно много бумаги. Он быстро заполняет пространство листа. Поэтому рекомендуем иметь запас бумаги. Она может быть самой дешевой. Хорошо иметь недорогие обои. Большой лист расстелите на столе, прикрепите на свободной стене, а можно и на полу. Малыш с удовольствием двигается, черкает по бумаге. Боль­шое количество бумаги при некотором контроле предупредит ри­сование ребенка на мебели и стенах.

С детьми этого возраста можно заниматься совместным рисова­нием не только на бумаге, но и на песке — палочкой, на линолеу­ме — мелом.

Чем еще можно рисовать малышу? Цветные карандаши краси­вы, но если вы не рисовали с малышом, когда ему шел второй год, то он не умеет нажимать на карандаш. Поэтому карандаш лома­ется и рвет бумагу или линия (из-за слабого нажима) очень тон­кая, незаметная, и это огорчает ребенка. Предложите ему сначала цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию. Следует рисовать одним фломастером, а за­тем двумя-тремя, чтобы привлечь внимание ребенка к цвету; за­тем можно предложить и карандаши.

Возможно использование цветных восковых мелков. Изготов­ленные на восковой основе, они не крошатся, не пачкают руки, оставляют на бумаге яркий след. В этом возрасте можно и нужно предложить детям краски (гуашь). Краски — яркие, сочные по цве­ту, легко наносятся, и потому этот материал удивляет и радует ма­лышей.

У детей довольно рано возникает эстетическое отношение к цвету, что проявляется в тяге ко всему яркому и красочному. В изобразительной деятельности это выражено в их увлечении разноцветными карандашами, фломастерами, красками. Ребенок «пробует» цвет, особенно в первые дни знакомства с материалом. Некоторые цвета так привлекают его, что он пробует их в прямом смысле — язычком^ Некоторые — становятся для него любимыми. У таких маленьких детей цвет длительное время самоценен, то есть не используется для обозначения признака изображаемого предмета, а радует сам по себе. Поэтому цыплята могут быть голу­быми, а кошка—зеленой. Соглашайтесь с малышом. Для него сейчас важен сам цвет.

Однако, если вы вместо красочного материала «отделаетесь» от ребенка ручкой с синим или черным стержнем, если вы сами не будете обращать внимания на цвет окружающих ребенка предме­тов, малыш может надолго задержаться на уровне «сине-черного» восприятия мира, равнодушия к цвету. То есть он не почувствует, не переживет одну из радостей этого мира — красоту цвета, не об­ретет способность видеть мир в красках и рассказывать о своем мировосприятии.

Итак, ребенку третьего года жизни материал интересен. Пом­ните об этом. Пробуя материал, он нередко пытается залезть в краски пальчиком и, более того, нарисовать пальцем на листе. Позвольте ему сделать это. Малыш лучше чувствует предмет, ис­следуя его руками, лучше чувствует движение и свободнее, чем с инструментом (кистью), действует.

В настоящее время в детском саду практикуется способ рисова­ния пальчиками, ладошками. На листе бумаги легко создаются изображения падающих листьев, «следы» зверей. Изобразительно-игровым способом ребенок не просто показывает, как шагает ма­ленькая кошка (пальчиком), как топает большой медведь (ладош­кой), но и воображает себя этой кошкой и медведем. Образы воображения возникают легко, и это полезно. Но не задерживайте ребенка долго на таком способе рисования. Во-первых, далеко не все, а лишь отдельные предметы и явления можно изображать та­ким образом. Да к тому же краски расходуется больше, чем при рисовании кистью или тампоном, и малыша приводить в порядок приходится чаще. Но главное в том, что кисть более универсальна и несет в себе большие изобразительные возможности, иначе челове­чество давно отказалось бы от этого инструмента и рисовало руками.

Какую кисточку приобрести для ребенка? Большую, с нату­ральным ворсом (№ 10, 12). Эта кисть пластична, послушна, по­зволяет выполнять различные изображения. Если такой кисточки у вас нет, можно дать клеевую кисть, но она жесткая, и не всякое изображение может быть выполнено ею выразительно (ленточки будут явно неровными, как бы плохо выглаженными, мячик — похожим больше на ежа). Лучше сделать тампон из поролона, прикрепить его к палочке — и самодельная кисть готова. Но рисо­вать ею также можно не все. Такой «кистью» удобно наносить пят­на — «следы», «облака» «листопад» и др.

Итак, задачи взрослых: обеспечить детей материалом; рассмат­ривать с ними иллюстрации в книгах, предметные картинки; непо­средственно через наблюдение знакомить с окружающими предме­тами и явлениями; рисовать на глазах у детей простейшие изобра­жения; интересоваться их действиями с материалом; «читать» и обыгрывать первые рисунки; почаще хвалить малыша, радовать­ся и удивляться тому, что у него получилось, внушать и поддержи­вать веру ребенка в свои силы; учить простейшим способам изоб­ражения, способам действия с материалом.

Каких же успехов можно ждать от вашего малыша к трем годам?

1. Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельно­сти, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать вам о своих интересах в рисунке.

2. Видит образ в своих рисунках и лепке; рассказывает, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается; делится с вами своей радостью.

3. Знает, где лежит материал.

4. Умеет пользоваться изобразительным материалом: дер­жать карандаш, кисть и действовать ими (набирать краску, промывать кисть, обсушивать).

5. Достаточно смело и уверенно выполняет изобразительные действия: рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна; охотно и смело лепит: отрывает кусочки, скатывает.

6. Начинает выполнять изображение, узнаваемое другим

Но эти успехи будут достигнуты только в том случае, если вы создали все условия для возникновения и развития изобразитель­ной деятельности ребенка.

Бывает так, что при всех ваших стараниях успехи малыша не столь очевидны. Не печальтесь — все дети разные, темпы их раз­вития тоже. Ваш малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Продолжайте заниматься с ним рисованием и больше раз­говаривайте по поводу его рисунка. Поддержите его стремление рисовать, отнеситесь к нему бережно,— малыш фактически рас­сказывает вам о себе, о том, что его волнует, радует, огорчает. Со­храните это желание общаться с вами через рисунок. Это начало более длительного, регулярного, содержательного общения и взаимо­понимания. Как важно, чтобы ребенок не захлопнул перед вами свою душу, обиженный невниманием или неосторожной оценкой. Помните: он ждет поддержки и поощрения. Насмешки, даже самые безобидные, недопустимы. Всякая насмешка навсегда лишает взрослого духовной близости со своим ребенком, а следовательно, лишает возможности направлять его развитие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.1 сек.