КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Как живу я и расту в стране Акварелии
Взял я в руки карандашик... (Изобразительная деятельность ребенка на втором году жизни)
Вспомните знакомые вам с детства полотна И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. Н. Крамского, М. С. Сарьяна: пейзажные картины родной природы, красота самых обыденных вещей, зримо представленная в натюрмортах, характеры и судьбы известных и неизвестных людей, раскрытые в портретах. Память каждого из нас хранит ту или иную картину, близкую нашему мироощущению, настроению, интересам, пристрастиям. Не раз нам случалось восхищаться способностью художника не только заметить в окружающем мире то сокровенное, что волнует каждого из нас, но и ярко, проникновенно, убедительно рассказать об этом, используя выразительные краски, линии, композиции. Ваш ребенок может оказаться будущим Левитаном. Истоки таланта до сих пор не ясны. Возможно, Божьим даром творчества, даром удивлять, волновать окружающих своим искусством наделен и ваш малыш?.. Конечно, великим и даже средним художником будет не каждый. Но значит ли это, что изобразительная деятельность ребенка — занятие бесполезное? В этом параграфе мы расскажем, почему вашему малышу нужно заниматься изобразительной деятельностью, как она возникает и развивается, какое значение имеет для ребенка, что надо делать для своевременного ее формирования. Что может дать изобразительная деятельность для развития ребенка? Изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявятся в будущем в любых видах деятельности. Не упустите ранний, а затем дошкольный возрасты, наиболее благоприятные для их развития. Позднее восполнить пробел в полной мере будет невозможно. В этой деятельности идет интенсивное развитие эстетического мировосприятия, способности к творчеству, развитие интеллекта, нравственности. Дети, занимающиеся художественной деятельностью, способны эмоционально откликаться на окружающий человека мир, чувствовать красоту и безобразие в природе, в человеческих отношениях, в мире вещей, способны осознавать и выражать свои чувства. Ребенок более внимательно присматривается к окружающему. Он учится замечать и удивляться своеобразию, уникальности предметов и явлений. Как богаты, разнообразны, неповторимы краски неба в летний солнечный или в пасмурный и хмурый день, на восходе и закате солнца, как причудливы формы деревьев! У детей развивается способность почувствовать выразительность старой согнувшейся сосны, тонкой стройной юной березки-белоножки и могучего старого крепкого дуба; красоту и приволье широких просторов полей и особое богатство звучания тишины леса.
У малыша познание, начинающееся с удивления, продолжается затем в изучении, разглядывании, практическом действии, экспериментировании с предметом, явлением. Возникает желание поделиться узнанным с близкими людьми через рисунок. Этим ребенок «подключает» близкого человека к сопереживанию. А если малыш умеет рассказать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий и чувствует ответную эмоциональную реакцию близких людей, его зрителей,— он счастлив. Ощущение того, что тебя понимают и принимают, сопереживают твоему чувству, поддерживает у ребенка стремление больше видеть, узнавать, искать еще более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется творчества При этом открываются большие возможности для совместного со взрослыми чувствования, переживания красоты и безобразия, успехов и неудач. Как это объединяет ребенка со взрослыми! Не оттого ли, что слишком мало в детстве бывает сорадования, соогорчения, сопереживания, возникают впоследствии проблемы отцов и детей, неоправданного отдаления, непонимания, а то и неприятия друг друга, казалось бы, у самых близких людей?
В процессе изобразительной деятельности развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и различное, быть внимательным, усидчивым, тренировать руку и глаз, упражняться в координации зрительных, двигательных анализаторов и т. п. Как это все пригодится вашему ребенку и в школьном обучении! Изобразительная деятельность в том проявлении и значении, о котором мы только что говорили, формируется постепенно. Но ее истоки — в раннем детстве. Если вовремя создать условия для ее появления и развития, вовремя заметить и поддержать, она станет ярким средством самовыражения и развития вашего ребенка. Но для этого мамам и папам, всем, кто общается с малышом, надо знать, как возникает и развивается детская деятельность. С усложнением ее растет, развивается, изменяется и сам ребенок. Надо помочь ему в этом, но не спешить, не форсировать развитие. Для этого важно знать, почему малыш рисует, как он это делает и что у него получается. Как же появляется изобразительная деятельность и при каких условиях? Ваш малыш подрос. Ему идет второй год. Мир широк, богат, разнообразен. Как много в нем интересного, непонятного, привлекательного, зовущего, запретного... Как хочется все узнать, потрогать. Вот на папином столе что-то белое, шуршащее. Листочек упал со стола и «приземлился» рядом с малышом. «Что же можно сделать с этим «дивом»? Пока не видит мама — попробуем на вкус... жуется, но не вкусно! Не вкусно, даже если набить полный рот. А вот и мама помогает вытащить изо рта эту «бяку». Что же с ней можно еще сделать?.. Попробуем помять... мнется и шуршит, рвется и опять шуршит, но по-другому. Это я заставляю ее шуметь. Она слушается меня... захочу, опять буду шуметь. Это моя «шумелка»... Как интересно! Что же с ней еще можно делать? Попробую...» Знакомая картина, не правда ли? Так же ребенок экспериментирует с карандашом, фломастером, глиной и т. д. Он делает свои открытия.
Можно ли назвать это изобразительной деятельностью? Нет, конечно. Это один из видов познавательной деятельности. Малыш задает себе вопрос: «Что же это такое? Что с этим можно сделать?» — и познает мир предметов чувственным путем, исследуя их. Это истоки любой деятельности, в том числе и изобразительной. Поэтому надо позаботиться о том, чтобы в поле зрения малыша оказались изобразительные материалы. Чем ярче и привлекательнее они будут, тем лучше. Это могут быть цветные карандаши, фломастеры, бумага. Ребенок быстрее их заметит, если они будут лежать отдельно от других предметов. Желательно, чтобы материал был достаточно прочным, так как малыш из потребности к исследованию всего и вся часто использует его не по назначению. Например, лучше дать фломастер с толстым стержнем, а вместо хрупких карандашей — цветные шариковые ручки. Не следует одновременно давать слишком много материала. Это рассеивает внимание ребенка, лучше, если он сосредоточится на одном-двух фломастерах. Итак, материал должен быть ярким, прочным, обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном для ребенка месте. Дайте возможность малышу опробовать материал так, как он хочет, пойдите навстречу его желаниям (исключая действия, опасные для здоровья). Ребенок может катать, бросать карандаши, стучать ими, просовывать в какую-то щель, пробовать на вкус и т. п. Бумагу он будет рвать, мять... Если его интерес иссяк, можно подложить материал другого свойства, цвета, величины и т. п. В чем ваша цель? Продлить, закрепить интерес малыша к материалу, поддерживать его разнообразные познавательные действия (здесь и закладываются истоки будущей любознательности, инициативы, более сложной познавательной деятельности). Этот период может быть очень коротким, а может быть и довольно длительным. Когда у детей несколько снизится интерес к материалу, надо создать условия для возникновения нового интереса, нового побудителя деятельности. Лепите, рисуйте на глазах у ребенка и для него, чтобы он, общаясь с вами, видел предназначение этих предметов. Постепенно для него будет значимым, интересным не только сам материал, но и действия взрослых с этим материалом. Малыш начинает подражать маме, папе, сестре. Он говорит: «Я рисую», «Я письмо пишу».
Узнавайте, «прочитывайте» ваш рисунок вместе с ребенком. Для него образ, увиденный в рисунке (цыпленок, киска, машина),— это целое открытие. Он и не подозревал, что на бумаге может быстро появиться яблочко, домик и т. п. Таким образом, от интереса к материалу в ребенке зарождается интерес к соответствующему действию с ним, а затем и к результату этого действия — образу предмета, воплощенному в крас- Развитие действий с материалом и понимания его изобразительных возможностей может быть и стихийным. К примеру, манипулируя с фломастером, ребенок неожиданно черкнул по бумаге и увидел оставшийся яркий след. Это вызвало огромное удивление и радость. «Во какая!» — восклицает малыш. Не понимая еще, что на бумаге можно изображать что-то, он радуется яркой линии н тому, что она возникла от его воздействия. Ребенок стремится повторить действие: «Еще такую сделаю». Вместе с малышом удивитесь тому, что получилось, похвалите его, поддержите в стремлении «сделать еще такую». С этого момента появился новый мотив его действий: ребенка привлекает не только и не столько материал, сколько возможность получить результат (след на бумаге). И теперь ему уже не все равно, отточен карандаш или нет. Что же нужно делать взрослым в этот период? Закрепляйте интерес ребенка к действиям с материалом, к получению яркого следа на бумаге. Каким образом? Для этого необходимо предоставить ему фломастеры или цветные восковые мелки и бумагу большого формата. Можно использовать рулон дешевых обоев. Длинная и широкая полоса бумаги, расстеленная на полу, привлекает ребенка. Он спешит заполнить пространство листа точками, штрихами, линиями. При этом его действия часто проявляются в ритмических движениях. Ритм движений привлекает малыша, являясь дополнительным стимулом его действий с материалом. Надо дать ему возможность «изжить» желание черкать по бумаге, заполнять пространство листа. Движения с карандашом еще хаотичны, неорганизованны, ребенок не может контролировать их и управлять ими. Он нередко рвет бумагу, так как не способен регулировать силу нажима на карандаш, черкая, выходит за пределы листа бумаги, не управляет размахом движений. Но действия эти самостоятельны и самоценны. Попробуйте вложить карандаш в руку ребенка правильно. Он пока захватывает его кулачком, ему так удобнее, так как правильное положение пальцев требует более тонкой координации движений, работы мелких мышц. Вашему малышу это пока трудно, поэтому не настаивайте на правильном удерживании карандаша. Итак, вы ведете ребенка от манипулятивных действий с изобразительным материалом к использованию его по назначению. Что же мы видим на листке бумаги? Каков результат таких действий? На листе остаются штрихи, точки, «мотки», прямые и ломаные линии. Когда ребенок пытается замыкать линию, появляется нечто похожее на форму. Этот период в развитии изобразительной деятельности называется «периодом каракулей». На таком уровне деятельностного развития поведение малыша можно наполнить иным смыслом, более близким к собственно изобразительной деятельности. Надо показать, что в штрихах, точках, линиях, «каракулях» можно видеть какое-то содержание, образ. Но сначала дайте возможность ребенку самому сделать «открытие», увидев в штрихах и линиях то зайчика, то яблочко, то машину. Возникает так называемый ассоциативный образ. Малыш радуется, увидев вдруг в «каракулях» знакомые предметы, радуется тому, что они могут появиться на бумаге, что источник их появления — он сам, что это результат его собственных действий. Если ребенок не видит образ, помогите ему. Видение образа ступенька к следующему этапу развития изобразительной деятельности. Самое главное, что требуется от взрослых,— это проявить интерес к тому, что черкает ребенок на своем листке. Надо вместе с ним «читать» его рисунок, показывая, что в штрихах, пятнах может быть образ какого-то предмета, явления. «Какая длинная дорожка получилась!» — удивленно восклицает мама. Малыш не рисовал дорожку, просто черкал по листу. Однако образ, увиденный мамой, удивляет и радует его. Чтобы усилить интерес ребенка к образу, вызвать ассоциативную связь, то есть помочь увидеть в линии дорожку, поиграйте с ребенком, обыграйте рисунок. Поставьте на дорожку машину и покатайте ее, можно взять маленькую игрушку, например зайчика, и показать, как он скачет по дорожке. За неимением игрушки используйте предметы-заместители (кусочек бумаги, ткани, меха и др.), напоминающие воображаемый предмет. А иногда достаточно жеста, имитирующего движение того или иного персонажа. Такое обыгрывание рисунка развивает воображение малыша. А воображение — основа любого творчества, без воображения немыслимо развитие творческих способностей. В процессе такой игры ребенок лучше понимает смысл изобразительной деятельности, что важно для последующего ее развития. Вы догадались, от чего зависит появление у ребенка ассоциативного образа? Ну конечно, от его впечатлений, от опыта. Чем больше он видел, знает, чем ярче эти впечатления, тем больше возможностей для появления ассоциативного образа, богатого, разнообразного, интересного прочтения малышом своего рисунка, прочтения на уровне случайных ассоциаций. Ознакомление с окружающим миром вещей, живой и неживой природы, людей ‒ основа образного прочтения ребенком своих картин, основа работы воображения. Итак, малыш с интересом ищет образ, содержание в своих бесформенных линиях. Это становится главным двигателем, стимулом его самостоятельных действий с изобразительным материалом. С того момента как ребенок понял, что на бумаге может появиться любой предмет, в общении с ним возможны вопросы типа: «Что ты нарисовал?» Когда ребенок отвечает на ваш вопрос, это свидетельствует о более высоком уровне воображения. Увидеть образ самому гораздо полезнее, чем по подсказке взрослого. Не пытайтесь в это время найти объективное сходство «каракулей» с изображаемым предметом. Его чаще всего нет. Но как же малыш находит это сходство? Иногда по форме (прямая линия — значит, дорожка), по цвету (красное — значит, яблочко или флажок, в зависимости от опыта), по массе (большое пятно — значит, слон), по ритму движения (стучит карандашом по листку, и это ему напоминает, как идет дождик, как горох сыплется и т. п.). Иногда ощущение сходства вызывается траекторией движений. Рука с карандашом бесцельно скользит по листу. Это вызывает в памяти след от самолета или движение машины (в зависимости от того, что произвело впечатление и что запомнилось). Малыш, как правило, не осознает, на основе каких признаков возникло «узнавание» образа. В процессе и в результате совместного «чтения» этих «каракулей» и их обыгрывания ребенок не только увидит образ (например, дорожку), но, радуясь своим возможностям, захочет повторить изображение: «Еще дорожку нарисую». Наступает очень важный момент в развитии деятельности. С этого периода ребенок не только понимает ее изобразительный характер — впервые появляется цель, поставленная им самим: «Яблочко! Яблочко! Еще нарисую яблочко». Сказанное вслух: «Еще нарисую...» — свидетельствует о появлении собственно изобразительной деятельности, первоначального замысла. Итак, мы проследили, как зарождается и развивается детская изобразительная деятельность, какое значение она имеет, определили условия успешного развития малыша в этой деятельности. Помните, что все дети разные и условия их развития неодинаковы. Поэтому нет точных сроков развития их изобразительной деятельности. Все ее этапы один ребенок проходит медленно, поочередно; другой — быстро, как бы одномоментно. Вам важно видеть перспективу ее развития и создавать для этого соответствующие условия. Вспомним еще раз основные ступени развития изобразительной деятельности и ваши педагогические действия: 1. Ярко выраженный интерес малыша к изобразительному материалу и познавательные действия с ним. Предоставляйте ребенку материал, позволяйте разнообразно действовать с ним. Поддерживайте его интерес к экспериментированию с материалом! 2. Интерес ребенка к действиям взрослых с материалом. Подражание взрослым, основанное на потребности в общении с ними, на интересе к действиям с материалом. Рисуйте на глазах малыша и для него. Показывайте, как можно пользоваться материалом. «Читайте» свои рисунки вместе с ним. 3. Интерес малыша к следу, оставленному им на бумаге, и появление ассоциативного образа. Знакомьте ребенка с окружающими предметами, явлениями. Рассматривайте предметные и малосюжетные картинки. «Читайте» и обыгрывайте детские рисунки-«каракули». Удивляйтесь и радуйтесь им. 4. Появление первых замыслов, принятие малышом самостоятельного решения что-то нарисовать. Поддерживайте кроху в этом стремлении, хотя детский рисунок и представляет собой «каракули». Постарайтесь увидеть в этих «каракулях» образы, задуманные ребенком, радуйтесь вместе с ним, хвалите его, играйте с рисунком.
(Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет)
К концу второго года ваш ребенок поднялся на ступеньку выше в изобразительной деятельности. Он уже не просто называет, что случайно получилось в его «каракулях», он сам определяет содержание будущего рисунка: «Нарисую машину», то есть ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу, впервые зарождается замысел. Новый этап в деятельности, рисование по замыслу, появляется примерно к двум годам: у некоторых детей чуть раньше, у других — чуть позже. Это зависит от многих условий. И сейчас малышу интересен материал и действия с ним; к рисованию его побуждает и подражание старшим, и потребность пообщаться с ними, и получить их одобрение. Но самый главный побудительный мотив — это сделанное ребенком «открытие»: в рисунке, на бумаге можно изображать все что угодно. Поэтому постепенно главным движущим мотивом рисования становится стремление малыша изобразить интересные для него предметы, явления, впечатления от них. В этом проявляется потребность еще раз пережить то, что взволновало, заинтересовало. Следует всячески поддерживать эту зарождающуюся тенденцию в действиях малыша. Каким образом? Продолжайте выказывать заинтересованное отношение к результатам изображения, обыгрывайте их, поощряйте. В то же время обогащайте впечатления ребенка от окружающего мира. Чем ярче и эмоциональнее эти впечатления, тем больше оснований для появления у него новых замыслов. Малыш склонен повторять полученное изображение. Однако если вы внимательно понаблюдаете за ребенком, за его стараниями, то увидите, что он, как правило, не может повторить его. В чем дело, почему он не может повторить только что выполненный рисунок? Причина заключается в том, что сходство «каракули» с предметом, явлением получилось случайно и малыш не осознает причину этого сходства: почему он увидел «солнышко», «яблочко» или «дорожку»? Если он даже и понял причину, то не владеет способом изображения, поэтому повторить его сложно. Как себя ведет ребенок в этом случае? Он может и не замечать, что изображение не получается, и с удовольствием продолжать черкать по бумаге, находя сходство с этим же или другими предметами. При этом один и тот же штрих, линия нередко приобретают разное смысловое значение в его толковании. Что в этом случае следует делать взрослым? Радоваться и удивляться вместе с ребенком сделанным им «открытиям», обыгрывая его рисунок, поощрять к повторению изображений, созданию новых. Не смущайтесь сменой названий одних и тех же «каракулей», это полезно. Ребенок утверждается в том, что на бумаге можно изобразить все, что ему угодно. Он испытывает радость от понимания, что на листочке может возникнуть целый мир, который его окружает, и этот мир появляется благодаря ему. Он воспроизводит его сам. Чем богаче и разнообразнее этот мир, отраженный в детском рисунке, тем лучше. Это развивает воображение, закрепляет у ребенка интерес к деятельности. От чего зависит богатство содержания рисунков? От опыта малыша. Чем больше он видит, знает, тем больше возможность увидеть образы этих предметов, явлений в рисунках, тем больше замыслов возникает у него. Мы уже говорили о том, что надо поддерживать маленького художника в его смелости и уверенности, понимать и принимать его замыслы, радоваться результатам и обыгрывать эти первые художественные образы. Позднее наступит время, когда ваш малыш заметит, что яблоко на рисунке мамы, а тем более на картинке в книжке — более красивое, более похожее на настоящее, чем у него. Еще позднее он, тяжело вздохнув, скажет: «Я не умею» — и откажется рисовать. А значит, он откажется узнавать, понимать окружающий мир глазами и разумом художника и многое может потерять в своем развитии. Поэтому, когда вашему ребенку исполнилось 2,5 года, программа приобщения его к изобразительному искусству может быть более сложной. Перед вами стоят следующие задачи: 1. Продолжайте обогащать малыша яркими впечатлениями при ознакомлении его с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями. Только в том случае, если восприятие предметов, людей, животных было эмоциональным, они становятся интересны детям, запоминаются, а значит, ребенок захочет заново пережить эти яркие впечатления в изобразительной деятельности, играх. Маленький художник всегда рисует только то, что его волнует, интересует, что оставило в памяти яркий след. Чем больше малыш видел, чем более эмоционально он это воспринимал, тем более разнообразной будет тематика его рисунков. Итак, если жизнь вашего ребенка интересна, насыщена яркими впечатлениями, у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, лепке, и темы изображения в таком случае разнообразны. 2. Воспитывайте у малыша интерес к предметам изобразительного искусства (первые из них — иллюстрации в книжках, скульптура малых форм — статуэтки, художественно выполненная игрушка). Развивайте у него способность замечать, понимать изображение знакомых предметов, явлений; умение эмоционально откликаться не только на содержание образа (малыш радуется: «узнал» птичку, мишку и др.), но и на художественную форму: яркий цвет, блестящую, гладкую поверхность глины, камня и т. п. (надо, чтобы он любовался, гладил ладошкой, выражал отношение в улыбке, слове). Приобщая кроху к восприятию доступного изобразительно искусства, вы помогаете ему не только лучше понимать и чувствовать мир, но тем самым лучше понять и смысл его собственной изобразительной деятельности. Он осознает, что окружающий его мир существует еще и в образах. Это одновременно сложная и важная задача умственного развития детей. Ведь малыш далеко не сразу понимает, что предметный мир может существовать в изображении. Повторное открытие знакомых и интересных ему вещей в художественных образах радует ребенка. Показывайте ему образы (в рисунке и скульптуре), яркие по цвету, динамичные, изображенные достаточно крупно. Если это рисунок, то он не должен теряться среди других изображений (композиция простая, изображение предметное или малосюжетное). 3. Воспитывайте у ребенка интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатления ми, чувствами с близкими людьми. Помните, что детский рисунок — это не только отражение того, что удивило, обрадовало ребенка, но и призыв к общению с ним. Поддерживайте и развивайте это стремление. 4. Помогайте малышу осваивать доступные для него способы изображения в рисовании и лепке; знакомьте со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования. Это важная задача, и решать ее надо сейчас. Пока ваш малыш раскован и смел, он рисует все, что хочет и как хочет. Он не боится рисовать машину, море, вас. «Море нарисую, еще море. Ух! А это акула-каракула подскочила... Видишь, какая?! (обращаясь к маме). Сейчас съест!» Итак, чтобы малыш впоследствии не потерял интерес к рисунку, уже сейчас, в игре, незаметно, не скучно, а весело, легко познакомьте его с простейшими и доступными ему способами изображения, научите его, как пользоваться изобразительным материалом. Какие способы изображения доступны малышу? Педагогами установлено (Е. А. Флерина, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова), что в рисовании ребенку этого возраста доступно изображение отдельных предметов, явлений с помощью ритмичных мазков — цветовых пятен («листочки»), штрихов карандашом, фломастером («дождь»), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных («дорожки», «ленточки» и т. п.). Малыш может воспринимать, чувствовать и передавать яркие цвета окружающих предметов (цветочки, шарики). Таким образом, линия, ритм штрихов и цветовых пятен — те изобразительно-выразительные средства, которые доступны вашему ребенку. Он их может легко освоить, если вы ему поможете. Одновременно малыша надо приучать к правильным приемам работы с карандашом, с кистью и красками (гуашь). Техника рисования карандашом (Т. С. Комарова) такова: надо научиться брать карандаш тремя пальцами, держать его большим и средним, придерживая сверху указательным, и правильно действовать с ним. Кисть не бросать, а ставить на подставку, держать в пальцах, а не в кулачке, выше железного наконечника; набирать краску только ворсом кисти, снимая о край баночки лишнюю; промывать кисть после рисования и осушать, легко прижимая к салфетке. Малыши этого возраста любят лепить. Вместе с вами они лепят пирожки из теста, из снега — снежную бабу, из мокрого песка и глины строят дома, дороги, лепят зверюшек и т. п. Этот материал послушный, податливый, и потому малыш его любит (за редким исключением, когда-боится измазать руки). В комочке глины он быстрее видит образ: зайку, мишку, человечка, конфету. Лучше всего лепить из влажной, хорошо промешанной глины. Этот материал более пластичен, послушен и более гигиеничен, чем пластилин. Каким изобразительным действиям можно учить малыша в лепке? Прежде всего отщипывать комочки глины разной величины, затем раскатывать их между ладошками и расплющивать. Следует приучать малыша вместе с мамой, а потом и самостоятельно убирать материал со стола, мыть руки после лепки. Как же можно решать все эти задачи? Важно помнить, что изобразительная деятельность не является каким-то «довеском» к жизни вашей и вашего ребенка. Она должна органично войти в процесс общения с малышом, быть естественной и желанной. Каждый день вы с ним гуляете; ребенок, особенно мальчик, внимательно наблюдает за машинами. А вот вы весело играете с ним мячом. У папы на столе зажглась и заспала светом настольная лампа, малыш сам включил ее. Вдруг рассыпались у мамы любимые им витамины. Как интересно было помогать маме искать их и собирать! А у бабушки в саду сливы поспели: одна, еще одна, много слив! Все это можно рисовать, лепить: «Мы гуляем по дорожке», «Мячик скачет», «Зажжем огоньки», «Вот рассыпался горох», «Какие сливы поспели в саду» и т. д. Основа для возникновения образов, желания изображать конкретные предметы и явления — это яркие детские впечатления: от игрушек, от природы, живой и неживой (ветер, солнце, снегопад), от животных, птиц, людей, машин и т. п. Мир богат и разнообразен! Малыш рисует его по собственной инициативе. Не спешите предлагать ему свою тему. Сначала присмотритесь к тому, что ребенок рисует, и «подключитесь» к его рисунку. Вот у него на листке появилась птичка, а вы «послушайте», о чем она поет. Грустная у нее песенка. Рассказала птичка, что прилетела она зернышек поклевать, а зернышек нет. Предложите покормить птицу. Может быть, ваш малыш догадается, как их «насыпать» карандашом или фломастером. Если он не сообразит, покажите, как можно ритмично нанести зернышки-точки на лист бумаги. Не забудьте при этом вложить карандаш в руку ребенка правильно, между тремя пальцами зательный — сверху. Вот и посыпались зернышки. Спросите м^ а~ ша, где птичка, что делает, видит ли она корм и т. п. Побуждай^! его фантазировать, играть в рисунке, придумывать новое содержа ние и рисовать то, что придумал. Оказывается, прилетели ещё птички и все зернышки склевали (дайте еще бумаги, если лист уже весь зарисован). И опять посыплются зернышки, прилетят птицы — в рисунке будет все, что знает малыш о птицах, что его интересует, что он видел на прогулке. Но вот пришел папа (сестренка, бабушка). Пригласите их посмотреть (предложите малышу показать), какое чудо произошло: прилетели птицы... Вместе с бабушкой спели песенку про птичек, полетали по комнате, поклевали зернышки, попищали, как птички, и улетели в гнездо. Можно примоститься у окошка и понаблюдать еще раз за жизнью птиц. Вы рисовали, играли, пели, двигались, наблюдали вместе с малышом — и все зто была изобразительная деятельность, живая, интересная, игровая, неназойливая. Итак, знакомьте детей с миром, смотрите, что малыш изображает, играйте с ним при рисовании, побуждайте игровыми вопросами, советами развертывать содержание, сюжет рисунка (не спешите придумывать за него), покажите ему доступные способы изображения (если он не находит их сам). В игровой форме стимулируйте их повторение. Следите при этом, чтобы материалом ребенок пользовался разумно. Контроль и упражнение помогают вырабатывать правильный навык, освоение элементарной техники рисования может быть веселым, радостным. Однако овладение карандашом, кистью происходит медленно. Малыш пытается взять карандаш кулачком, сильно нажимает, набирает на кисточку слишком много краски, рисуя, выходит за пределы контура и т. п. Не отчаивайтесь, не огорчайтесь и не огорчайте «художника» недовольными замечаниями, оценками. Возьмите карандаш, кисть и правильно вложите в руку малыша, не выпуская ее, нарисуйте вместе, чтобы он почувствовал движение, его силу, направление, ритм. В процессе рисования поправляйте ребенка по мере надобности. Покажите еще раз, как карандаш (кисть) лежит на среднем пальчике, как большой палец сбоку держит карандаш и не дает ему падать, а указательный «забрался» наверх и помогает большому пальчику. Ребенок легче, быстрее овладевает карандашом, фломастером, а потом уже кистью, так как кисть мягкая и ребенок слабее чувствует и осваивает рисовальные движения. Важно, чтобы у малыша с самого начала формировались правильные технические навыки. Поэтому необходимы ваше внимание к его действиям, терпеливый и настойчивый показ, повторение способов действия, упражнения и контроль за действиями. Поощрение очень важно и в этот период развития малыша. Чем чаще вы будете давать ему изобразительный материал, присутствовать и общаться с ним при этом, тем быстрее малыш освоит его, тем смелее, увереннее, свободнее и разнообразнее будут его действия. Одни и те же изобразительные действия усваиваются на разном материале. Поэтому тематика детских рисунков, подсказанная вами, но охотно принимаемая детьми, выбирается с учетом двух моментов: – впечатлений ребенка (что он знает, что его интересует, что вы с ним недавно видели, делали и т. п.); – способов изображения, с которыми можно познакомить малыша. Подумайте, можно ли эти впечатления (темы) передать ритмичными штрихами, мазками, линиями разной направленности. При соблюдении этих условий выбор тем неограничен. Так, чтобы научиться нанесению ритмичных штрихов, пятен, можно рисовать с детьми, как идет дождь (повторяя при этом звуки: «кап-кап-кап»); снег, как рассыпался горох, как сыплется песочек и т. п. Есть такие явления, которые лучше рисовать красками (так будет выразительнее): снежинки, звездочки на небе, огоньки на елке и в окнах, листочки на дереве, одуванчики, ромашки на лугу, вишни на тарелке; как жуки летают, как падает град на землю; мы сажаем с бабушкой бобы на грядку, расцвели в саду розы и т. п. Тематика для изображения явлений (предметов) линией может быть самой разнообразной: дорожки, ручейки, палочки, ленты, карандаши, ниточки к шарикам, веревочки к машине, пояс к платью и т. п. Вы легко придумаете, что рисовать, если внимательно оглядитесь вокруг, посмотрите, чем занят ребенок, какие у него игрушки, что он замечает в окружающей обстановке, что вы делаете при Тематика рисунков может быть существенно расширена при совместном с ребенком рисовании, «сотворчестве» (Т. Г. Казакова). Например, вы рисуете машину, а малыш — дорожку, по которой она едет. Вы рисуете дерево, а малыш — яблочки на нем; вы — домик, а малыш—окна, огоньки, которые в них зажглись; вы — елочку (силуэт), а малыш — игрушки на ней и т. п. Ваши рисунки должны быть очень простыми, иначе ребенок, понимая несовершенство собственных «каракулей», может отказаться рисовать. Тематика лепки так же проста, понятна, доступна и основана на опыте ребенка: конфеты, орехи, колбаски, картошка, вишня, зайчики (мама скрепила два шарика и сделала ушки). Совместная со взрослыми лепка особенно увлекает детей. Тут же можно обыграть самодельные лепные игрушки, развернуть своеобразный настольный театр. Песенки и танцы взрослого и малыша с новыми игрушками будут интересны и полезны. Лепка вместе с детьми и для детей (из глины, песка) различных фигурок с последующим их обыгрыванием ускоряет появление ассоциативных образов. Какой изобразительный материал можно предложить малышам? Ребенку нужно много бумаги. Он быстро заполняет пространство листа. Поэтому рекомендуем иметь запас бумаги. Она может быть самой дешевой. Хорошо иметь недорогие обои. Большой лист расстелите на столе, прикрепите на свободной стене, а можно и на полу. Малыш с удовольствием двигается, черкает по бумаге. Большое количество бумаги при некотором контроле предупредит рисование ребенка на мебели и стенах. С детьми этого возраста можно заниматься совместным рисованием не только на бумаге, но и на песке — палочкой, на линолеуме — мелом. Чем еще можно рисовать малышу? Цветные карандаши красивы, но если вы не рисовали с малышом, когда ему шел второй год, то он не умеет нажимать на карандаш. Поэтому карандаш ломается и рвет бумагу или линия (из-за слабого нажима) очень тонкая, незаметная, и это огорчает ребенка. Предложите ему сначала цветные фломастеры с толстым стержнем, они достаточно прочные и дают яркую линию. Следует рисовать одним фломастером, а затем двумя-тремя, чтобы привлечь внимание ребенка к цвету; затем можно предложить и карандаши. Возможно использование цветных восковых мелков. Изготовленные на восковой основе, они не крошатся, не пачкают руки, оставляют на бумаге яркий след. В этом возрасте можно и нужно предложить детям краски (гуашь). Краски — яркие, сочные по цвету, легко наносятся, и потому этот материал удивляет и радует малышей. У детей довольно рано возникает эстетическое отношение к цвету, что проявляется в тяге ко всему яркому и красочному. В изобразительной деятельности это выражено в их увлечении разноцветными карандашами, фломастерами, красками. Ребенок «пробует» цвет, особенно в первые дни знакомства с материалом. Некоторые цвета так привлекают его, что он пробует их в прямом смысле — язычком^ Некоторые — становятся для него любимыми. У таких маленьких детей цвет длительное время самоценен, то есть не используется для обозначения признака изображаемого предмета, а радует сам по себе. Поэтому цыплята могут быть голубыми, а кошка—зеленой. Соглашайтесь с малышом. Для него сейчас важен сам цвет. Однако, если вы вместо красочного материала «отделаетесь» от ребенка ручкой с синим или черным стержнем, если вы сами не будете обращать внимания на цвет окружающих ребенка предметов, малыш может надолго задержаться на уровне «сине-черного» восприятия мира, равнодушия к цвету. То есть он не почувствует, не переживет одну из радостей этого мира — красоту цвета, не обретет способность видеть мир в красках и рассказывать о своем мировосприятии. Итак, ребенку третьего года жизни материал интересен. Помните об этом. Пробуя материал, он нередко пытается залезть в краски пальчиком и, более того, нарисовать пальцем на листе. Позвольте ему сделать это. Малыш лучше чувствует предмет, исследуя его руками, лучше чувствует движение и свободнее, чем с инструментом (кистью), действует. В настоящее время в детском саду практикуется способ рисования пальчиками, ладошками. На листе бумаги легко создаются изображения падающих листьев, «следы» зверей. Изобразительно-игровым способом ребенок не просто показывает, как шагает маленькая кошка (пальчиком), как топает большой медведь (ладошкой), но и воображает себя этой кошкой и медведем. Образы воображения возникают легко, и это полезно. Но не задерживайте ребенка долго на таком способе рисования. Во-первых, далеко не все, а лишь отдельные предметы и явления можно изображать таким образом. Да к тому же краски расходуется больше, чем при рисовании кистью или тампоном, и малыша приводить в порядок приходится чаще. Но главное в том, что кисть более универсальна и несет в себе большие изобразительные возможности, иначе человечество давно отказалось бы от этого инструмента и рисовало руками. Какую кисточку приобрести для ребенка? Большую, с натуральным ворсом (№ 10, 12). Эта кисть пластична, послушна, позволяет выполнять различные изображения. Если такой кисточки у вас нет, можно дать клеевую кисть, но она жесткая, и не всякое изображение может быть выполнено ею выразительно (ленточки будут явно неровными, как бы плохо выглаженными, мячик — похожим больше на ежа). Лучше сделать тампон из поролона, прикрепить его к палочке — и самодельная кисть готова. Но рисовать ею также можно не все. Такой «кистью» удобно наносить пятна — «следы», «облака» «листопад» и др. Итак, задачи взрослых: обеспечить детей материалом; рассматривать с ними иллюстрации в книгах, предметные картинки; непосредственно через наблюдение знакомить с окружающими предметами и явлениями; рисовать на глазах у детей простейшие изображения; интересоваться их действиями с материалом; «читать» и обыгрывать первые рисунки; почаще хвалить малыша, радоваться и удивляться тому, что у него получилось, внушать и поддерживать веру ребенка в свои силы; учить простейшим способам изображения, способам действия с материалом. Каких же успехов можно ждать от вашего малыша к трем годам? 1. Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать вам о своих интересах в рисунке. 2. Видит образ в своих рисунках и лепке; рассказывает, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки; радуется тому, что у него получается; делится с вами своей радостью. 3. Знает, где лежит материал. 4. Умеет пользоваться изобразительным материалом: держать карандаш, кисть и действовать ими (набирать краску, промывать кисть, обсушивать). 5. Достаточно смело и уверенно выполняет изобразительные действия: рисует линии (прямые, замкнутые), штрихи, пятна; охотно и смело лепит: отрывает кусочки, скатывает. 6. Начинает выполнять изображение, узнаваемое другим Но эти успехи будут достигнуты только в том случае, если вы создали все условия для возникновения и развития изобразительной деятельности ребенка. Бывает так, что при всех ваших стараниях успехи малыша не столь очевидны. Не печальтесь — все дети разные, темпы их развития тоже. Ваш малыш достигнет необходимого уровня несколько позднее. Продолжайте заниматься с ним рисованием и больше разговаривайте по поводу его рисунка. Поддержите его стремление рисовать, отнеситесь к нему бережно,— малыш фактически рассказывает вам о себе, о том, что его волнует, радует, огорчает. Сохраните это желание общаться с вами через рисунок. Это начало более длительного, регулярного, содержательного общения и взаимопонимания. Как важно, чтобы ребенок не захлопнул перед вами свою душу, обиженный невниманием или неосторожной оценкой. Помните: он ждет поддержки и поощрения. Насмешки, даже самые безобидные, недопустимы. Всякая насмешка навсегда лишает взрослого духовной близости со своим ребенком, а следовательно, лишает возможности направлять его развитие.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |