Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Покажите мне спектакль




 

(Домашний театр)

 

Любому непосвященному ясно, что театрализованная деятель­ность — это что-то связанное со словом «театр». Когда же начина­ется домашний театр? Уже тогда, когда вы во время бодрство­вания малыша обыгрываете, обговариваете любое свое и его дей­ствие. Здесь вы можете использовать весь свой опыт, фантазию, приемы народной педагогики, знание художественной литературы и артистические способности. Тогда даже скучная, но необходимая процедура умывания превратится в игру, дающую массу информа­ции. Можно ласково приговаривать народную потешку:

Водичка, водичка!

Умой моё личико…

Или вспомните К. И. Чуковского:

Надо, надо умываться Стыд и срам...

По утрам и вечерам. Рано, рано на рассвете

А нечистым трубочистам — Умываются котята...

Это вполне заменит скучную лекцию о пользе водных про­цедур.

В спектакль нелишне превратить даже смену пеленок, расска­зав малышу, как пеленка в клеточку и пеленка в цветочек лежат в аккуратной стопке и ждут, когда смогут обнять и погладить его. А пеленка в горошек даже попросила погреть ее, потому что боль­ше всех любит малыша и боится, чтобы он не простудился в про­хладной комнате, когда его будут пеленать.

Ни для кого не секрет, что многие дети плохо едят. Домашний театр поможет и в этом случае. Придумайте пьеску о том, как го­товилась к встрече с Машенькой или Ваней обычная ложка. Как она долго мылась горячей водой с мылом, сушилась, смотрелась в зеркало. Как в ее зеркальной поверхности отражается солнеч­ный лучик, поэтому каша теперь должна стать намного вкуснее.

Выберите для ребенка тарелку с рисунком на дне, и ему при­дется каждый раз доедать все до конца, чтобы посмотреть, не уле­тела ли сорока со дна, не сердится ли косолапый мишка, улыбает­ся ли сегодня солнышко.

Действующими лицами в таких спектаклях может стать и кро­ватка, и люстра, и горшок с цветком, и ножка малыша с крохотны­ми пальчиками-братцами, и овощи, которые вы режете, и кастрю­ля, и чайник, и погремушка... Нужно «оживить» предметы, загово­рить от их имени, чтобы обнаружить истинные, характерные для них свойства и раскрыть их ребенку. Хотя малыш еще не умеет говорить, но он умеет слушать звучание слов, а затем восприни­мать их смысл. И если вы смогли сконцентрировать его внимание на действии с предметом, сопровождаемом словами, то вы помогли своему малышу сделать огромный шаг на пути его развития. А ес­ли эти слова являются художественным текстом, то вы еще и при­общили ребенка к частице человеческой культуры.

Огромное наслаждение доставляет крохе театральное содей­ствие вместе со взрослыми, применяемое в народной педагогике. Каждый из вас с детства помнит многократно исполняемую «Соро­ку», которая кашку варила и деток кормила. Взрослый произносит слова, водит пальчик малыша по ладошке, загибает пальчики, а в финале сам малышок уже изображает, как детки полетели и на го­ловку сели. Ребенок очень горд и доволен тем, что вместе со взрослым уже что-то умеет делать. Он сам побуждает вас к обще­нию, к содействию с ним, хватая вас за палец в надежде еще и еще раз повторить историю про сороку. Кроха хлопает в ладоши и поднимает их вверх, предлагая сыграть «Ладушки», заставляя вас проговаривать соответствующие слова.

Мудры и наблюдательны были наши прапрабабушки и няни, сказывавшие сказки, певшие песни и показывавшие их без карти­нок, но с помощью действия взрослого совместно с ребенком. Уч­тем это, когда будем рассказывать первые сказки! Давайте вклю­чим малыша в содействие с их героями. Для этого побудим его изображать руками, голосом, как бабка звала внучку, как говорил зайчик с колобком и т. п. Ребенок с удовольствием играет роль де­да и бабы, которые плачут, когда разбилось яичко курочки Рябы, и радуются, когда им достается другое яичко, не золотое, а про­стое. В воображаемых обстоятельствах малыш переживает настоя­щие чувства, узнает о добре и зле, о справедливости и долге.

Идет время. Ваш ребенок растет. У него появляются все новы и новые игрушки. Он уже может сам сопровождать ваш текст движениями предметов и игрушек, понемногу вступая в диалог, а затем и возлагая на себя ту или иную роль. Дадим ему в руки эти предметы и игрушки. Вот тут и начинается настоящий театр Спектакль с использованием игрушек помогает вашему малышу полнее воспринять содержание художественного произведения, соз­дает яркие образы, обогащает впечатления, развивает внимание, мышление, память, речь... Участие в спектакле дает возможность установить связи между чувственными и словесными впечатления­ми, зависимость между способами действия с игрушками и харак­тером персонажа. Хороши для начала цикл стихов А. Барто «Иг­рушки», стихотворение З. Александровой «Мой мишка» и другие, подобные им. Вы можете использовать обычные игрушки — жи­вотных, куклы, машины и пр.

Простая кукла может стать Машенькой из сказки и заблудить­ся в густом лесу — среди цветов на подоконнике или пластмассо­вых новогодних елочек, залезть на шкаф, приговаривая: «Высоко сижу, далеко гляжу». А можно вместе с ребенком смастерить пер­сонажей для театра, необходимые декорации из любого подручно­го материала.

Театр может быть плоскостным, если вы вырежете персонажей из картона и разрисуете их, а с обратной стороны приклеите ку­сочки фланели. Такие фигурка будут отлично держаться на фа­нерке, обтянутой фланелью. Хороши для плоскостного театра сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя». Не так-то просто подобрать готовые игрушки для показа этих сказок. Если вырезанные фигурки подставить под луч фильмоскопа, на­правленный на белую поверхность, то театр будет уже теневым. А если сделать для них подставки и разыгрывать действие на сто­ле, то театр будет настольным.

Театр может быть пальчиковым, если на каждый палец надеть чехольчик-куклу из обрезанных перчаток, дополненных глазками-бусинками, гребешками из лоскутиков, усиками из лески или ко­сичками из ниток. Кукол можно сделать из бумажных пакетов, ру­кавиц, пустых пузырьков из-под шампуня, лоскутков ткани, из воздушного шарика и др.

Может быть театр с куклами бибабо, которые надевают на всю руку. Средний палец руки «отвечает» за «оживление» головы, а большой и мизинец — рук или лап персонажа. Спектакли с таки­ми куклами лучше показывать из-за ширмы, которую легко соору­дить, накинув покрывало на две-три спинки рядом стоящих стуль­ев или в дверном проеме.

Когда ребенок освоит вождение игрушек под ваш или, допус­тим, свой текст, попробуйте осуществить еще один вид театраль­ного представления — драматизацию литературных произведений или собственные инсценировки. Предложив ребенку элементы ко­стюма, маску или шапочку, изображающую голову персонажа

сказки, а также песенки или стихотворения, разыграйте неболь­шой спектакль. Ребенок, надев шапочку с ушками, может стать зайчиком, который будет прыгать по полянке, хрустеть морковкой, прятаться от лисички. Он может неуклюже ходить, как медведь, может катать колобок и печь его, как бабушка, может беспокоить­ся за внучку, семерых козлят...

Если с помощью театрализованной деятельности ваш ребенок научился внимательно слушать, понимать, запоминать, действо­вать с предметами-игрушками, узнал их свойства, характер, заго­ворил, освоил мимику и пантомимику, научился сочувствовать, любить и не любить, отличать хорошее от плохого, взял на себя и сумел сыграть роль, заменяя слова автора своими, подходя­щими по смыслу,— значит, вы отличный режиссер и актер в спек­такле под названием «Воспитание». Примите цветы и гром апло­дисментов в вашу честь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.