Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В какой семье я расту и как меня воспитывают




Режим для детей от 2 до 3 дет в детском саду

Режим для детей от 1 года до 2 лет в детском саду

Режимные процессы 6 мес 1 г. 6 мес. -2 г.
Прием детей, игра 7.00 — 8.00 7.00 — 8.00
Туалет, завтрак 7.30 — 8.30 7.30 — 8.30
Игра 8.30 — 8.45 8.30 — 8.45
Занятие 8.45 — 9.05 9.05 - 9.25
Игра, постепенное укладывание 9.05 — 9.30
Сон (младшая подгруппа) 9.05 - 12.00
Сборы на прогулку, прогулка 9.25 — 11.00
Возвращение с прогулки 11.00—11.30
Постепенный подъем по мере пробуждения 11.30— 12.00
Туалет, подготовка к обеду, обед 12.00— 12.30 11.30— 12.00
Сон (старшая подгруппа) 12.00— 15.00
Игры, занятия 12.30— 15.00
Постепенное укладывание, сон 15.00—16.30
Подъем, туалет, полдник 16.30— 17.30 15.00— 16.30
Игры, уход домой 17.00 — 19.30 16.30—19.15
Ужин дома 19.20 19.15
Ночной сон 20.00 — 6.00 20.00 — 6.30

 

Таблица 4.

Режимные процессы Время проведения
Прием детей, игры 7.00 — 8.00
Подготовка к завтраку, завтрак 8.00 — 8.30
Игры, занятна (по подгруппам) 8.30 — 9.15
Подготовка к прогулке, прогулка 8.50 — 11.30
Подготовка к обеду, обед 11.15-12.30
Подготовка ко сну, сон 12.30 - 15.30
Подъем, подготовка к полднику, полдник 15.30 — 16.30
Игры, занятия (по подгруппам) 16.30—17.00
Подготовка к прогулке, прогулка 17.00 — 19.00
Уход детей домой 19.00
Прогулка дома 19.00 — 19.30
Ужин дома 19.30
Подготовка ко сну, ночной сон 20.30

 

Познакомьтесь с типовым режимом детского сада.

Выше даны примерные режимы для осенне-зимнего периода. В летнее время режим в детском саду и семье несколько меняется. Увеличивается время пребывания на свежем воздухе. Занятия с детьми, их игры переносятся на участок. Дети укладываются на ночной сон позже на 30—60 минут.

 

 

(Типы семейного воспитания)

 

Мы рассказывали вам о том, как развивается кроха, как его воспитывать. Пытались найти вместе с вами ключик к пониманию малыша. Надеемся, что убедили вас: ключик этот — в семье, в каждодневном общении малыша с вами, в совместной деятель­ности.

Как же складывается каждодневное общение с ребенком в семье? Готового рецепта воспитания нет. В каждой семье свои осо­бые, неповторимые взаимоотношения с малышом. Семьи бывают разные: полные и неполные; многодетные и с одним ребенком; конфликтные и благополучные и т. д. В каждой семье может быть свой тип воспитания. Психологи выделяют несколько типов вос­питания, которые существуют в семье и по-разному влияют на развитие личности. Рассмотрим, как влияет тот или иной тип вос­питания на развитие личности ребенка. Возможно, это даст толчок вашим размышлениям о собственной семье, о воспитании малыша в ней: какой я родитель? Что я делаю? Что требую от своего ре­бенка?

Итак, какие же типы воспитания существуют в семье? Заме­тим, что «чистых» типов не бывает. Они выделены по преобладаю­щему характеру отношений родителей и детей.

Весьма распространен авторитарный тип воспитания, в ко­тором ярко проявляется диктат в отношении к ребенку, требова­ние беспрекословного подчинения, неприятие индивидуальности малыша. Подобное отношение к ребенку строится на незыблемо­сти собственного авторитета родителей, иногда ложного. Такие ро­дители часто используют наказания, жесткий контроль («ты бу­дешь делать так, как скажу я»). Варианты разрешения разногла­сий родителем не принимаются и не обсуждаются. Для ребенка в этом случае характерны низкая самооценка («я плохой, никому не нужен»), сниженная активность, безынициативность, склон­ность к ссорам, трудности в общении со сверстниками. Замечено, что если в семье авторитарна мать по отношению и к ребенку и к отцу, то это влияет на отношение малыша к отцу: он игнорирует его, не считается с ним. Авторитарность отца мешает ребенку, осо­бенно девочке, хорошо к нему относиться. Такая позиция членов семьи приводит к постоянным конфликтам.

Опекающий тип воспитания. Родители в этом случае чрез­мерно заботливы. Гиперопека проявляется в двух вариантах: по­творствующая и доминирующая.

При потворствующей гиперопеке ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Малыш вызывает всеобщее восхищение, при этом неважно, как он себя ведет. В обращениях родителей к ребенку преобладает умиленный тон. Почти любая его прихоть немедлен­но исполняется. А если мама, папа не делают этого, то вызывают неодобрение других членов семьи. При подобном воспитании ма­лыш привыкает быть в центре внимания. У него развивается бо­лезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и даже аг­рессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников, а значит, отвергаемым и одиноким.

При доминирующем типе гиперопеки из-за желания оградить ребенка от трудностей родители ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения, злоупотребляют контролем. Последствиями этого воспитания является формирование у малыша таких качеств личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, излишняя уступчивость. Он скрупулезно выполняет все, что предлагает взрослый, независимо от целесообразности. По мнению психологов, этот вид опеки более характерен для матери, чем для отца.

Пренебрегающий тип воспитания. При таком воспитании ма­лыш предоставлен сам себе. Родители им не интересуются, не кон­тролируют его и даже избегают контактов. В этом случае у ребен­ка наблюдается в поведении недоразвитие эмоционально-волевой сферы, замкнутость, агрессивность. Он малоактивен, часто делает вид, что не может выполнить поручение, хотя оно ему по силам (феномен выученной беспомощности), возможен и неустойчивый тип поведения (ребенок может быть импульсивным, упрямым и т. п.).

Благоприятный тип воспитания основывается на доверии, уважении друг к другу, сотрудничестве. Родители одобряют малы­ша, его интересы. Они пытаются помочь ему в решении проблем, при этом совместно с ребенком обсуждаются варианты разреше­ния. Контроль носит помогающий характер. Ограничения в пове­дении также обговариваются, и малыш принимает их как справед­ливые. При подобном воспитании ребенок проявляет активность, инициативность, самостоятельность. Он доброжелателен, что по­могает ему легко вступать в контакты со сверстниками, взрос­лыми.

Следует отметить, что негибкий доминирующий тип воспита­ния формирует, навязывает малышу определенный тип поведения (в психологии это называется психологической ролью).

Рассмотрим некоторые из этих ролей. (При описании ролей ис­пользованы материалы А. Б. Добрович.)

«Кумир семьи» — малыш, чувствуя такое отношение, стремит­ся быть всегда в центре внимания и требует этого. Для привлече­ния внимания к себе он использует шалости, неуемные слезы, кап­ризы и т. п.

Ребенок любит читать стихи, петь песенки перед взрослыми, детьми, любит аплодисменты. Такой малыш вырастает эгоистич­ным. Он трудно переживает свои неуспехи, болезненно реагирует на отрицательные оценки чужих людей, ревнив к успехам других детей, нередко поэтому агрессивен. Здесь кроются истоки завис­ти — чувства, с которым человеку тяжело жить. А самое глав­ное — зависть тормозит развитие.

«Паинька» — как правило, это воспитанный, послушный, при­мерный ребенок. Его родители пытаются сделать из малыша пред­мет гордости. Почти в любой ситуации от него требуют в первую очередь соблюдения приличий. Неважно, что он при этом чувству­ет, каково его мнение. Когда ему не удается быть примерным и он встречает неодобрение, то начинает заискивать перед родителями. Так может сформироваться неискренность, двуличие и желание ка­заться всегда хорошим. Такой ребенок в погоне за одобрением легко подвергается любому влиянию, как хорошему, так и плохому.

«Болезненный ребенок» — это еще одна роль малыша. Долго болевший ребенок выздоравливает, а в семье по-прежнему счита­ют его больным. Родители продолжают его опекать, потворство-вать всем прихотям. Они требуют такого же отношения от другик. Малыш привыкает все получать легко, без усилий. В случае отка­за выполнения его требований проявляет неуверенность, тревож­ность, обидчивость. Испытывает трудности в общении и со взрос­лыми и с детьми.

В семье бывает и так называемый «ужасный ребенок». В этих случаях ребенок воспринимается взрослыми как источник посто­янных хлопот, напряженности. Эта роль имеет много разновидно­стей.

Если малыш непослушен, своеволен, действует взрослым (по их мнению) назло, то в семье его воспринимают как «мучителя». Малыш становится непредсказуемо упрямым, обидчивым. Но иног­да «ужасный ребенок» превращается в «забитого».

Он постоянно испытывает страх наказания за любое высказы­вание, любой поступок. Этот же ребенок может оказаться в роли «путающегося под ногами». Он чувствует, что всем мешает, вызы­вает у домашних одно раздражение и массу всевозможных замеча­ний. Это формирует у малыша неверие в свои собственные силы, замкнутость.

Важно, чтобы родители помнили, что малыш может быть и «ку­миром», и чьим-то «сокровищем», а через некоторое время и «ужасным ребенком». Но все это мимолетно. Главное, что его лю­бят и он может быть помощником, участником беседы, советчиком. Важно не то, какие роли приготовлены для малыша взрослыми, а образец для подражания. Образцом для подражания являе­тесь вы.

Быть родителем — тяжелый труд. Родительские способности проявляются не сразу. Помните, что воспитание нельзя свести к схеме, в которой «мы только воздействуем, а ребенок получает­ся — и ребенок на нас воздействует, и мы получаемся» (В. Леви). Воспитание — это как лесенка, по которой поднимаются двое: взрослый и ребенок. Преимущество взрослого лишь в опыте. А секрет лесенки состоит в том, что взрослый и ребенок вместе, но каждый самостоятельно преодолевает ступеньку за ступенькой. На каждой ступеньке у вас как родителя будут успехи и неудачи. Вы почувствуете, что на какой-то из них вам легко быть родителем, на какой-то трудно, а на какой-то, может быть, и трудно и легко. Учитесь на трудностях, когда чувствуете, что поступили как роди­тель не лучшим образом. А для этого иногда полезно останавли­ваться и смотреть, чего же достигли вы и ваш малыш. Тогда вос­питание становится не набором хаотичных действий, а осознанным процессом познания себя и своего ребенка.

 

 

Приложение




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.