Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дети младшего школьного возраста в музее




В возрасте 6—9 лет дети приобщаются к систематическому и регулярному посещению музея и к музейным формам обучения. Им предлагаются экскурсионные циклы, в процессе реализации кото­рых решаются конкретные педагогические цели и задачи, имеющие развивающий и образовательный характер. Их содержание и мето­дика обусловлены психологическими особенностями данного воз­раста.

Формирование знаний и развитие личности младшего школьни­ка происходит на основе двух взаимосвязанных процессов:

1) непосредственного восприятия;

2) усвоения словесного описания тех или иных предметов и яв­
лений.

Познавательный процесс у младших школьников становится бо­лее глубоким и осмысленным благодаря увеличению количества сведений, представлений и понятий, полученных в школе. Дети это­го возраста постепенно приходят к усвоению причин и закономер­ностей различных явлений, знания приобретают до известной сте­пени упорядоченный характер. В связи с этим обучение младших школьников в музее должно основываться не только на памяти уче­ника, но и на осмыслении им полученных сведений и на самостоя­тельном поиске ответов на поставленные перед ним вопросы.


В то же время дети рассматриваемого возраста во многом со­храняют психологические качества старших дошкольников. Так, им свойственна острота и свежесть восприятия, созерцательная любо­знательность. Они с живым любопытством и ярко выраженной эмоциональностью реагируют на окружающее. Вместе с тем их мышление, во многом продолжая сохранять наглядно-образный ха­рактер, уже начинает приобретать вербально-логические черты.

В процессе обучения у младших школьников совершенствуется воссоздающее воображение и развивается творческое, продуктивное. Они склонны к фантазированию и сочинительству, склонны комби­нировать знакомые образы, сочиняя фантастические рассказы и сказки и создавая изображения, иллюстрирующие собственные фан­тазии. Внимание младших школьников имеет непроизвольный харак­тер и отличается неустойчивостью. Поэтому в ходе обучения следует развивать произвольное внимание, прививать навыки, способствую­щие его концентрации, однако при этом сохранять увлекательность содержания и формы проведения экскурсии, поскольку это еще ос­тается главной побудительной причиной интереса к искусству.

Знание педагогом-экскурсоводом возрастной специфики вос­приятия и изобразительного творчества поможет ему при построе­нии зрительного ряда и выборе правильной методики обучения. Де­тей 6—8 лет увлекает сюжет, следуя за которым они вместе с ге­роями «проживают» изображенное событие, стараясь вынести свою нравственную оценку. При этом однозначность оценок и деле­ние персонажей по принципу положительных и отрицательных ха­рактеристик («плохие» и «хорошие») продолжает оставаться осо­бенностью их восприятия. В то же время у них появляется способ­ность переживать не только сюжет, но и внутреннюю атмосферу изображенного события, а также состояние природы в пейзаже или настроение в портрете, о которых они готовы судить и выражать свое отношение в словесной форме.

Дети 8—9 лет, усваивая некоторый минимум художественной информации и терминологии по искусству, уже способны сопостав­лять и элементарно анализировать факты художественной жизни. Они оказываются в состоянии систематизировать материал заня­тий, что позволяет расширить тематику экскурсий.

В экскурсионной работе с детьми этого возраста, так же, как и в работе с дошкольниками, наиболее результативна диалоговая форма ведения экскурсии, широкое использование дидактических игр, раз­вивающих упражнений, творческих заданий. Можно сделать боль­ший (в сравнении с дошкольниками) акцент на словесные формы выражения впечатлений от произведения, чём на изобразительную

11—4008 153


практику (маленькие сочинения, игры в экскурсовода, в музейных| сотрудников, коллекционеров, рассказ о своей домашней коллекции и др.). Учитывая тот факт, что отношение к окружающему миру младшего школьника становится более осмысленным, необходимо в процессе экскурсии уделять внимание формированию ценностных ориентации средствами искусства и сознательному усвоению навы­ков постижения мира культуры через музейный памятник. Общей целью такого рода экскурсий можно считать формирование музейной культуры, то есть осознания ценностного потенциала музея, внутрен­ней потребности посещения музеев, бережного отношения к музей­ному предмету как к части материальной и духовной культуры. Эти задачи могут быть реализованы в темах «Первое знакомство с музе­ем», «Картина в музее», «О чем говорят вещи» (экскурсии по залам декоративно-прикладного и народного искусства) и т. д.

Особое значение в экскурсионной работе художественного му­зея с младшими школьниками имеет формирование визуальной грамотности. Последнее включает развитие таких качеств, как на­блюдательность, умение в элементарной форме анализировать и обобщать зрительные впечатления, эмоционально переживать ви­зуальный образ, а также творчески воспринимать и осмыслять увиденное. Поэтому на экскурсиях с детьми этого возраста необ­ходимо предоставить им возможность внимательного, вдумчивого рассматривания, побуждать к высказыванию своих впечатлений, а также к диалогу об особенностях элементов художественной фор­мы того или иного произведения — цвета, фактуры, ритма, ком­позиции и т. д. Сведения об искусстве общего характера должны опираться на непосредственное восприятие и подкрепляться зри­тельными и эмоциональными впечатлениями от конкретного зри­тельного образа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 631; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.