КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дети среднего школьного возраста в музее
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) является переходным от детского к взрослому состоянию. Изменяются условия жизни и деятельности ребенка, происходит перестройка психики, ломаются старые, сложившиеся формы взаимоотношений с людьми. Систематическое изучение основ наук требует от них более высокого уровня сознания, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. В процессе учебной деятельности их мышление приобретает аналитический характер, развивается способность активно и самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Существенные из- менения в подростковом возрасте претерпевают память и внимание, которые становятся все более произвольными и приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. С 10—12 лет наступает так называемый «естественный кризис» в детском рисовании. Многие подростки бросают занятия рисованием, акцент перемещается с собственного изобразительного творчества в сферу художественного восприятия. Подросток начинает понимать значение мастерства и роль профессионального обучения в овладении его основами, что свидетельствует о готовности к систематическому и углубленному изучению искусства, его художественно-образного языка и этапов исторического развития. В связи с этим в экскурсионные программы, предназначенные для учащихся рассматриваемого возраста, необходимо включать тематические и исторические циклы, расширяющие знания учащихся в конкретной области. Среди особенностей формирования личности в подростковом возрасте следует выделить становление нравственного сознания, самосознания, чувство взрослости, стремление к самостоятельности в своей деятельности. Характерен поиск подростком «своего героя», который часто становится примером для подражания. Это может быть какой-либо общественный или политический деятель, представитель современной популярной музыкальной культуры или кто-то из ближайшего окружения сверстников. Им может стать и любимый художник. Увлекательный рассказ экскурсовода о судьбе и личности художника может заинтересовать подростка и послужить толчком к формированию углубленного интереса в сфере искусства.
В силу вышеизложенного, тематика и формы работы художественного музея с детьми-подростками становятся более разнообразными. Кроме экскурсий по истории и языку изобразительного искусства, им могут быть предложены циклы монографического характера под общим тематическим названием «Беседы о художниках». Наряду с дидактическими играми и упражнениями в методике экскурсионной работы художественного музея с подростками широко применяются диалог, беседа, дискуссия как формы, наиболее отвечающие психологическим особенностям этого возраста. Эти же формы, безусловно, пригодны и даже становятся ведущими в экскурсионной практике со старшеклассниками1. 1 Период от 14 до 18 лет, переходный к юношескому возрасту, с его поисками цели и смысла жизни и профессиональным самоопределением, характеризуется интересом к философским вопросам художественного творчества, к мировоззрению и мировосприятию художника, к проблемам современной художественной культуры. Старшие школьники более осознанно и заинтересованно воспринимают материал, связанный с профессиональными вопросами искусства, что позволяет добавлять в экскурсионные циклы темы, посвященные языку изобразительного искусства. И* 155 §4. Студенты в музее Для студенческого возраста в известной мере еще характерна зависимость от более раннего, школьного этапа развития. Учиты-вая некоторую неоднородность физического и социального развития юношеского периода, определяемую биологическими и психическими особенностями, а также некоторую неопределенность критериев ее социальной зрелости, его возрастные границы не являются четко очерченными. Студенчество — сложная по своему составу социальная группа, объединенная совместной учебой, обладающая общностью быта, психологии, системы ценностей, которой присущ переходный характер от школьного периода жизни — к взрослой, связанной с профессиональной деятельностью.
Стремясь глубже разобраться в окружающей действительности, студенты на многие вопросы бытия ищут ответа в искусстве, пытаясь через его образы осмыслить реальность. В экскурсии, ориентированной на студенческую аудиторию, должны учитываться три аспекта предлагаемого материала: познавательный (развитие интеллекта), чувственный (эмоциональная отзывчивость и восприятие выразительных особенностей музейного памятника, данных в единстве его содержания и формы) и аффективный (сопереживание, являющееся основой сотворческого отношения к памятнику). Их соотношение меняется в зависимости от возрастных и интеллектуальных особенностей группы. Рассматривая работу со студенческой молодежью в художественном музее как педагогический процесс, следует помнить о том, что «в личностном отношении этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые»1. Так как в условиях обучения в вузе особое значение приобретает система получения знаний, важна ее роль и в музее. Образовательная деятельность художественного музея позволяет студентам расширить кругозор, способствует обогащению общей эрудиции, дает определенные знания в области истории искусства и навыки художественного анализа произведений. Учитывая названные факторы, студенты чаще всего ориентированы на тематические экскурсии, представляющие изобразительное искусство или творчество конкретного мастера на широком историко-культурном фоне, что
отвечает потребностям этой группы зрителей к получению знаний в систематизированном виде. В подготовке экскурсий для студенческой аудитории необходимо, учитывая уровень интеллектуальной и художественной подготовки группы, создать атмосферу совместной творческой работы, которая требует взаимного интеллектуального и эмоционального напряжения, расширяет и углубляет круг знаний и эстетических представлений. Следует особо подчеркнуть, что экскурсионное занятие дает студенту возможность: — соприкоснуться с подлинником; — освоить приемы художественного анализа на примере кон — понять художественно-образную систему произведения изо Вопросы для повторения 1. Охарактеризуйте психологические особенности детей дошкольного 2. Назовите методические принципы, на основе которых строится рабо 3. Охарактеризуйте специфику зрительного восприятия детей дошколь 4. Назовите процессы, на основе которых происходит формирование
5. Охарактеризуйте специфику экскурсионного занятия с младшими 6. Назовите темы экскурсионных занятий с младшими школьниками в 7. Охарактеризуйте соотношение развивающих и образовательных за 8. Охарактеризуйте психологические особенности детей подросткового 9. Почему в изобразительной деятельности подростков наступает «ес 10. Какова специфика работы в музее со студенческой аудиторией?
156 1 Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. С. 334. Глава 8 ОТ ПРАКТИКИ И АНАЛИЗА —
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |