КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Банкротство и санация реорганизуемых предприятий
Рассмотрим основные внешние и внутренние факторы, обуславливающие возникновение кризисных ситуаций в организациях, предприятиях, фирмах приводящие к банкротству. Внешние факторы, к ним относят: * Уровень инфляции; * Уровень безработицы; * Покупательную способность населения; * Политику государства по отношению к товаропроизводителю; * Образовательный уровень населения; * Психологические установки; * Политическую стабильность; * Деятельность иностранных компаний; * Уровень развития науки, техники и технологии; * Уровень задолженности перед государством; * Отсутствие инвестиций; * Недостаточность оборотного капитала; * Падение жизненного уровня; * Снижение покупательского спроса. Внутренние факторы на уровне предприятия, к ним относят: * Отсутствие стратегии развития; * Недостаток или отсутствие качественного маркетинга; * Недостаточный организационно-управленческий и производственный потенциал; * Слабая организационная и производственная культура; * Слабая научно-техническая политика и недостаточный научно-технический потенциал; * Слабая мотивация инноваций; * Отрицательная реакция партнеров по бизнесу (поставщики, кредиторы, банки, потребители и т.д.); * Неблагополучное состояние баланса; * Структурный сдвиг в капитале (основные фонды, оборотный капитал, активы баланса - ЦБ и д.р.); * Увеличение убытков и задолженностей всех видов; * Уменьшение доходов; * Невыплата дивидендов; * Слабая мотивация труда, задержки по ЗП. Таким образом, множество факторов, действующих в разных направлениях, приводят к дестабилизации и разрушению производственно-экономического механизма, его организационной основы функционирования предприятия.
В зарубежной практике считается, что 1/3 вины за банкротство ложится на внешние факторы, а остальные 2/3 на внутренние. Многие авторы сходятся на том, что в РФ все на оборот, видимо, это порождено затянувшимся общесистемным кризисом, (после развала СССР) связанным с реформированием государственной системы РФ. Критериями признания банкротства, с целью проведения санации (оздоровления) экономики предприятия являются: 1. Коэффициент текущей ликвидности (Ктл) равен: Ктл = Ссо / Зк; где: * Ссо- стоимость оборотных средств по факту их наличия; * Зк – Кредиторская задолжность средняя за расчетный период; При Ктл < 2 предприятие считается не платежеспособным. 2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами: Кос = Сс / Сфс; где: * Сс- стоимость оборотных средств; * Сфс – Фактические наличные оборотные средства; При, Кос < 0,1 предприятие считается не платежеспособным. При этих значениях двух коэффициентов, структура баланса считается неудовлетворительной, а предприятие признается неплатежеспособным. Признание предприятия неплатежеспособным, совершенно не означает признание его несостоятельности. Это не влечет за собой гражданско-правовой ответственности собственника. Но эта фиксация неустойчивого состояния предприятия, как индикатор для Федерального управления по долгам и несостоятельности для принятия профилактических мер и санации. Это возможность стимулировать предприятие к самостоятельному выходу из кризиса. Какая же должна быть стратегия поведения самого предприятия в кризисных условиях его функционирования. Формирование стратегии антикризисного управления предприятием основывается на государственной политике, закрепленной в Постановлении Правительства РФ от 17.04.1995, №360, “О государственной поддержке развития науки, научно-технических разработок” и Указом Президента от 13.06.1994, №884 “О доктрине развития российской науки”, где утверждены следующие приоритетные направления:
* Фундаментальные исследования; * Информационные технологии и информатика; * Производственные технологии; * Новые материалы и химические продукты; * Технологии живых систем; * Транспорт; * Топливо и энергетика; * Экология и рациональное природопользование. В указанном правительственном документе приоритетные направления конкретизированы на уровне технологий, к ним отнесено около 70 приоритетных технологий, в частности отнесены такие критические технологии как: - лазерные, - радиотехнические системы и микромашины, - электронно-ионно-плазменные системы, - гибкие производственные системы, - интеллектуальные системы автоматизации производства и управления, - модульные технологии производства массовой металлопродукции. Стратегия антикризисного развития предприятия заключается в выборе конкретного направления вида деятельности, в разработке стратегических альтернатив. Всё это основано на системе стратегических планов, бизнес-планов, инновационных программ, сценариев развития производства. Попадание в число предприятий, которые могут получить государственную поддержку, зависит от выбора предприятием из числа приоритетных направлений деятельности, которые поддерживаются государством. Выделяют четыре типа предприятий, и области их деятельности, которые могут получить государственную поддержку: 1. Предприятия, обеспечивающие обороноспособность и безопасность государства; 2.Предприятия, с высоким уровнем технологий и работающие по приоритетным направлениям (высокие технологии, информационные системы, электронизации, современных транспортных систем); 3.Предприятия, выпускающие конкурентоспособную инновационную научно-техническую продукцию; 4.Предприятия, выпускающие энерго- и ресурсосберегающую продукцию, прогрессивную технологию и т д. При отборе предприятий, претендующих на государственную поддержку, необходима оценка социальных последствий прекращения их деятельности, формирования рынка труда и регулирования занятости населения. Перечень неплатежеспособных предприятий, рассчитывающих на государственную поддержку, представляются в органы исполнительной власти и государственный орган по делам банкротства и финансовому оздоровлению. В этот же орган, предприятие совместно с местными органами власти, готовит финансовый план (бизнес-план), который содержит следующие разделы:
1. Общая характеристика предприятия; 2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления; 3. Анализ финансового состояния; 4.Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной деятельности; 5. Рынок и конкуренции; 6. Деятельность в сфере маркетинга; 7. Планирование инновационных процессов; 8. Финансовый план; 9. Приложения, поясняющие отдельные аспекты оздоровления предприятия. Таким образом, банкротство и санация – это способы привитивных мер улучшения деятельности предприятий и в тоже время поддержка собственных товаропроизводителей. Эти меры применяются к плохо работающим предприятиям на основании следующих законодательных актов: * Федеральный закон РФ от 10.12.97 г. «О несостоятельности (банкротстве); * Указ Президента РФ от2.06.94 г. за №1114 «О продаже государственных предприятий - должников»; * Постановление Правительства РФ от 29.08.94 г. за № 1001 «О порядке отнесения предприятий к градообразующим и особенности продажи предприятий-должников, являющимися градообразующими». * Арбитражный процессуальный кодекс РФ, в части процессуальных вопросов неурегулированных Законом «О несостоятельности (банкротстве)». Для предприятий, имеющих долю государственной собственности более 25%, на основании расчетных коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами, государственные органы власти могут принять следующие решения: * Признать предприятие неплатежеспособным; * Считать принципиально возможным восстановление платежеспособности предприятия; * Признать реальной возможность утраты платежеспособности. При принятии, из выше приведенных, двух последних решений применяются меры по проведению санации предприятия.
Санация – это система мер по финансовому оздоровлению предприятия, которая реализуется сторонними юридическими и физическими лицами. Она направлена на предотвращение банкротства и ликвидации предприятия. На практике применяют следующие формы санации: 1. Дотации и субсидии за счет средств бюджета; 2. Государственное льготное кредитование; 3.Государственная гарантия коммерческим банкам по кредитам, выдаваемым санируемому предприятию; 4. Целевой банковский кредит; 5. Перевод долга на другое юридическое лицо; 6. Реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные; 7. Выпуск облигаций и других, долговых ЦБ под стратегию санатора; 8. Отсрочка погашения облигаций предприятия; 9. Списание санаторам - кредиторам части долга. За выбором формы санации следуют процедуры, зафиксированные в вышеперечисленных законах, регулирующих эту проблему. (Подробно смотри выше перечисленные законы РФ). Ответьте на контрольные вопросы к теме №15 1. Что такое кризис и зачем нужно антикризисное управление в СЭО? 2. Как осуществляется банкротство предприятий, (законодательная база, процедура банкротства)? 3. Какова экономическая необходимость и последствия банкротства. 4. Что такое реструктуризация и реорганизация предприятий, организаций, фирм? 5. Какие способы и методы вы знаете антикризисного управления? 6. Как осуществляется управление СЭО в кризисных условиях? 8. Зачем применяют санацию и банкротство в антикризисном управлении? Библиографический список литературы (дополнительный) 1. Кошкин В.И., Белых Л.П., Беляев С.Г. идр Антикризисное управление/.; Гос. ун-т упр., Национ. фонд подгот. кадров.-М.:Инфра-М,1999.-560 с.-(Модул. прогр. для менеджеров: В 17 модулях; Модуль 11). 2. Иванова Г.П., Антикризисное управление., М.:Закон и право, ЮНИТИ,1995.-320 с. 3. Бовыкин В. Новый менеджмент., Теория и практика эффективного упр.-М.:Экономика,1997.. 4. Мальцев В.А.,Толкачев Н.М. Системное управление капиталом/СибАГС.-Новосибирск,1999. 5. Бондарь Н.П. и др., Эффективное управление фирмой., Бизнес-Пресса., Санкт –Петербург 1999.
ГЛАВА № 17 ПРАКТИКУМ ОПИСАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОБЬЕКТОВ Ниже приведен полный анализ работы по теме: «Управление социально-экономическим объектом». Объект управления: «Вагонное депо станция Болотное». Содержание 1. Введение...................................................................................................................... 3 2.Краткая характеристика вагонного депо.................................................................. 5 3.Технико-экономичнские показатели......................................................................... 8 3.1 Оценка финансовой устойчивости....................................................................... 9 3.2 Анализ рентабельности.......................................................................................... 9 3.3 Анализ ликвидности.............................................................................................. 11 4.Структура управления вагонного депо..................................................................... 13 4.1 Должностные обязанности начальника депо....................................................... 14 4.2 Должностные обязанности главного бухгалтера................................................ 16 4.3 Обязанности администрации и профкома........................................................... 17 5.План производства и реализации вагонного депо19 6. Оценка финансовой деятельности депо................................................................... 22 6.1 Анализ актива, пассива......................................................................................... 22 6.2 Характеристика источников средств предприятия............................................ 23 6.3 Анализ собственных оборотных средств предприятия...................................... 23 6.4 Анализ заемных средств предприятия................................................................. 23 6.5 Анализ прибыли предприятия............................................................................. 24 6.6 Источники формирования средств на выплату заработной платы............................................................................................................ 25 7.Построение графика безубыточности....................................................................... 26 Заключение...................................................................................................................... 27 Терминологический словарь......................................................................................... 28 Список использованной литературы............................................................................ 29 Приложение..................................................................................................................... 30
Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |