Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные образовательные стандарты




Юридические основы функционирования системы высшего и послевузовского профессионального образования

Государственная политика Российской Федерации в области образования

На Всемирной конференции по высшему образованию (Париж, 5-9 октября 1998 г.) было акцентировано особое внимание на том, что всем государствам, включая их правительства, парламенты и другие руководящие органы, необходимо разработать комплекс мероприятий перспективного и текущего характера по обеспечению требований Всеобщей декларации прав человека в сфере образования. Речь, в первую очередь, идет о разработке на национально-государственном уровне политики в области образования - автономного и самостоятельного направления деятельности органов государственной власти, институтов гражданского общества по обеспечению потребности населения в образовании и образовательных услугах в соответствии с их способностями и профессиональным выбором.
Основной задачей образовательной политики любого государства является создание такой системы образования, которая бы, с одной стороны, социально, ментально и культурно отражала потребности вполне определенного общества и государства, а с другой - органично вписывалась бы в русло международной системы образования, отражая его общечеловеческие потребности и интересы.

  • Основными предпосылками возникновения образовательной политики являются:
    • глобальный переход человечества к индустриальной и постиндустриальной цивилизации, рационализация профессиональной деятельности человека;
    • усиление взаимозависимости воспитания и образования, культуры и образования, ментальности и образования как способа сохранения и развития цивилизованности отдельных государств;
    • альтернативный характер развития самого образовательного процесса, его комплексности, системность и структурность содержательного и организационного порядка;
    • необходимость обеспечения общечеловеческих потребностей образовательной деятельности, обогащения совместным опытом предоставления образовательных услуг;
    • информатизация общественной жизни и в целом - инновационный характер развития сферы образования.

Именно с воздействием этих образовательных обстоятельств связано возникновение образовательной политики современных государств.
Объектом образовательной политики является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее, высшее и т.п.).

  • Можно выделить следующие основные структурные компоненты образовательной политики:
    • государственная образовательная политика;
    • образовательная политика институтов гражданского общества;
    • региональная образовательная политика;
    • муниципальная образовательная политика.

 

  • По критерию объективной специфики своего содержания образовательная политика может подразделяться на:
    • политику в области дошкольного образования;
    • политику в области начального среднего образования;
    • политику в области полного среднего образования;
    • политику в области начального профессионального (профессионально-технического) образования;
    • политику в области среднего профессионального образования;
    • политику в области высшего профессионального образования;
    • политику в области послевузовского профессионального образования;
    • политику в области дополнительного профессионального образования.

"Образование, - по Аристотелю, - есть функция государства, осуществляемая им для достижения вполне определенных целей". Именно государство обеспечивает социокультурные и ментальные основы образовательного процесса. Оно определяет основные принципы образовательной политики и направления их реализации, создает стройную систему образовательной деятельности, определяет правовые нормы и механизмы регулирования этой деятельности, формирует процесс подготовки и переподготовки педагогических кадров, определяет объем минимума обязательных знаний, навыков и умений в подготовке специалистов любого профиля (государственный образовательный стандарт).
Опыт стран, достигших в последнее десятилетие мощного экономического подъема, а вместе с ним и значительного уровня благосостояния людей, свидетельствует о решающей роли государственной образовательной политики как приоритетного направления в развитии общества и государства. Всякая образовательная политика исходит из того, что в ее основании лежат вполне определенные принципы, отражающие закономерные потребности развития и совершенствования личности. Образовательная политика каждого государства определяется в них, исходя из специфики данного этапа общественного развития, возможностей общества по обеспечению образовательной сферы, уровня зрелости общественных отношений и самой личности.
Осуществление целей и задач современной образовательной политики свидетельствует о том, что этот процесс по-разному проходит в социально-стабильных и социально-конфликтных обстоятельствах. Общество переходного состояния диктует свои условия и факторы осуществления образовательной политики. Принципы и направления этой политики не могут быть аналогом тех, которые характерны для стабильных условий благополучно развивающихся государств.
Образовательная политика может функционировать в автономном режиме с достаточной степенью самостоятельности как отдельная отрасль политики и политического процесса.
Цели и задачи современной образовательной политики реализуются через требования ее принципов, которые воплощаются в деятельности органов государственной власти и управления, институтов и организаций гражданского общества. Современная стратегическая линия в сфере образования реализуется в основном посредством государственного протекционизма, государственного участия в управлении образованием, созданием его национальных систем, определением принципов и содержания их функционирования и развития. Тем самым образовательная политика приобретает статус государственной образовательной политики.
Для современных систем образования характерен круг проблем, которые, по мнению международных экспертов, являются наиболее актуальными.

  • К таковым, в частности, относятся проблемы:
    • разрешение которых повышает качество современного образования, доводит его уровень до соответствия современным требованиям;
    • которые рождены прагматичной ориентацией образования в ущерб развитию личности;
    • которые возникают как результат недостаточной доступности образования для широких масс населения.

Поскольку обозначенные проблемы носят системный характер, то их разрешение также возможно с помощью средств, носящих общезначимый и в целом общегосударственный характер. Иными словами, речь идет о воздействии на систему образования такой социальной силы, каковой является политическая власть во всех ее формах. Если иметь в виду то обстоятельство, что специфический объект воздействия (система образования) диктует и предопределяет столь же специфический характер воздействия, то становится более ясным и вопрос об управлении системой образования в обществе.

  • Как отмечалось в Докладе Международной комиссии по образованию для XXI в. "Образование: сокрытое сокровище", основными, практически единодушно признаваемыми противоречиями в самой системе образования являются:
    • во-первых, противоречие между глобальными или локальными системами образования, разрешение которого позволяет постепенно стать гражданином мира, но без утраты собственных корней и активно участвовать в жизни своего народа. Глобализация образовательной подготовки будет тем значительнее, чем сильнее она увязана с национально-государственными задачами и принципами ее реализации;
    • во-вторых, противоречие между универсальным и индивидуальным характером современного образования. Соотношение универсального и индивидуального в современных образовательных технологиях и системах достигается различными способами, основными из которых выступают:
      • разумное определение пределов вмешательства государства в сферу образования официально принятым и общественно значимым стандартом;
      • гарантированное и подлинно реализуемое право личности на выбор формы и содержания образования в соответствии со своими мотивами и способностями;
      • соблюдение требований Всеобщей декларации прав человека в области образования;
      • реализация принципов доступности, открытости и гласности в организации и функционировании национальных образовательных систем и др.

Европейская Конвенция о правах человека признает также, что родители несут полную ответственность за образование и обучение своих детей, могут требовать от государства уважать их религиозные и философские убеждения. Это также гарантирует индивидуальный характер образования, делая его предметом заботы не только родителей и личности, но самого государства;

    • в-третьих, противоречие между сложившимися традициями образования и его современными тенденциями. Разрешение данного противоречия имеет особую значимость для стран с переходной экономикой, к числу которых в настоящее время относится Россия. Такие условия предполагают, как правило, реформирование не только социально-экономического строя, но и создание качественно новой системы образования. Изменение традиций образовательного процесса, что типично для переходных социальных систем, требует от государства совершенно новой образовательной политики;
    • в-четвертых, противоречие между долгосрочными и краткосрочными задачами образовательной подготовки. Стратегические, долгосрочные цели и задачи образования всегда воплощаются в принципах образовательной политики государства, основах функционирования системы образования, правовых актах регулирования образовательного процесса. В целом же они выражаются в так называемой концепции непрерывного образования, составные части которого можно считать краткосрочными формами образовательного процесса;
    • в-пятых, противоречие между необходимостью соревнования и стремлением к равенству возможностей личности в процессе овладения знаниями, навыками и умениями. Основной упор в образовательной политике государства должен быть сделан на создание и развитие перспективной системы образования, способной не только вооружать учащихся знаниями, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыков самообразования, а также самостоятельного творческого подхода к знаниям в течение всей активной жизни человека;
    • в-шестых, противоречие между духовной природой и сущностью образования и материальной стороной как средством его обеспечения. Самая благородная задача, которую решает образование, связана с пробуждением у каждого национально-патриотического и интернационального духа, вплоть до осознания высокой степени универсальности мира. Путь к формированию гражданина государства и всего мира лежит именно через образование. С другой стороны, образование, доведенное до получения профессии, - это надежный способ материального жизнеобеспечения личности, средство наличного и перспективного благосостояния. Получение образования также порой связано с материальными затратами, если это делается не впервые и в негосударственной системе подготовки специалиста.

Национальные системы образования не могут развиваться, не используя творчески положительного опыта других стран. Духовная деятельность не может быть обособленной, изолированной от экономической жизни, а образование, являясь частью духовной жизни, всецело зависит от развития материального производства, потому что оно ориентировано на формирование человека, способного участвовать в этом процессе, а также и потому, что материальное производство создает условия для его существования. Это положение соответствует результатам исследования отношений, складывающихся между обществом и его системой образования. По этому поводу американский социолог Б. Саймон пишет: "Система образования, созданная обществом, неизбежно становится зеркалом социальных отношений, в нем существующих".
На систему образования, в первую очередь, влияет характер политического устройства, политического режима, лежащий в основе господствующих в данном обществе способов принятия и реализации политических решений. Демократический или авторитарный (не говоря уже о тоталитарном) типы политических режимов рождают и соответствующие им системы образования с аналогичной степенью демократизма или авторитаризма, открытости или закрытости систем образования и подготовки кадров.
Так, например, в России, как и в других государствах посттоталитарного периода, открытость и плюралистичность образования взяли свое начало с провозглашения демократических целей реформирования политической системы, с установления нового социально-экономического строя республиканского типа, провозглашенного в Конституции 1993 г. Ныне Россия поддерживает требования Декларации прав человека, в которой утверждается неотъемлемое право каждой личности на получение образования по способностям.
Таким образом, состояние, современный уровень и дальнейшее развитие систем образования обусловлено рядом социально-политических факторов внешнего и внутреннего содержания, характером обострившихся в конце XX века противоречий в самой системе образования, конкретными условиями, в которых развиваются национальные образовательные процессы. Сама система образования, как устойчивая форма социальности, обладает огромным потенциалом влияния на общество, государство и саму личность.
Социализация личности - непременное условие прогрессивного развития общества и самой личности. В различных исторических условиях общественного развития социализация личности под воздействием системы образования была типологически различной. В традиционном аграрном обществе, характерном для эпохи Средневековья, главным субъектом социализации личности была семья и религия. Семья и церковь и поныне остаются факторами социализации личности, но их роль и статус как основных институтов существенно подорваны другими факторами. Это означает, что переход в новую цивилизационную стадию развития общества показал ограниченность и исчерпанность сложившихся ранее факторов и институтов социализации личности. Речь идет не об отбрасывании и не об отмирании прежних факторов и институтов социализации, а именно об ограничении, о соответствии их роли и значимости для качественно новых условий развития общества и государства.

  • С начала Нового времени развитые страны Европы пережили целую эволюцию системы народного образования, в развитии которого можно выделить три ступени:
    • всеобщее начальное образование (середина XVI - XVII вв.);
    • всеобщее неполное среднее образование (с последней трети XIX в.);
    • массовое среднее образование (с 60-х гг. XX в.).

Приблизительно за два поколения (с 1930 по 1972 гг.) советская образовательная система попыталась преодолеть три крупные исторические ступени: всеобщего начального образования (4 года), всеобщего основного (семь, а затем восемь лет) и всеобщего среднего образования, к которому уже перешли развитые страны Запада. В сравнительном плане можно отметить, что советская школа была не менее идеологизирована в коммунистическом духе, чем американская в духе своих демократических стандартов и своего образа жизни.
В отличие от тоталитаризма, утверждающего по своей сути псевдорелигиозную и догматическую систему образования, демократическое государство отделяет духовную власть от политической, не требует от человека постоянного подтверждения идеологической верности, монолитности.
Однако система образования современных демократически развитых государств не может считаться идеалом совершенства, поскольку она построена под потребности индустриальной цивилизации, в значительной степени предавшей забвению такие вопросы, как культурное развитие общества, нравственная чистота и духовная личность, забота личности и ее гражданская ответственность за охрану окружающей среды. Индивидуалистически-прагматичный характер систем образования демократических государств не соответствует потребностям социализации личности в современных условиях, да и потребностям дальнейшего прогрессивного развития самого общества.
В 1992 г. в России был принят Закон "Об образовании", который определил основные положения и принципы политики в области образования.

  • Среди них особого внимания заслуживают следующие:
    • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
    • единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
    • общедоступность образования, адаптированность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, слушателей;
    • светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    • свобода и плюрализм в образовании;
    • демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

 

  • Приведенный перечень не является исчерпывающим, доказательством чего следует рассматривать ст. 2 Закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1996 г., которая дополняет его:
    • принципом суверенности прав субъектов РФ в определении собственной политики в области высшего и послевузовского профессионального образования в части национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
    • принципом непрерывности и преемственности процесса образования;
    • принципом интеграции системы высшего послевузовского и профессионального образования РФ при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы и мировую систему высшего образования;
    • принципом конкурсности и гласности при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;
    • принципом государственной поддержки подготовки специалистов, приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.

Гуманистический характер образования высшим принципом провозглашает интересы человека, духовное и физическое развитие человека как цели образования. Гуманизм признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей.
В соответствии с этим принципом образование направлено на развитие человека, его гражданское и нравственное воспитание, общекультурное становление как личности. Гуманистический характер образования означает уважение всех участников образовательного процесса: к человеку, ребенку как личности, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства.
Педагог, стоящий на позициях гуманистической педагогики и психологии, решает ряд психолого-педагогических и культурных задач, задач правового воспитания.

  • Это такие задачи, как:
    • освоить вместе с учащимся механизмы его индивидуального саморазвития;
    • помочь ему увидеть перспективы саморазвития;
    • стимулировать творческий взгляд на вещи;
    • поощрять и развивать аналитическое конструктивно-практическое отношение к миру;
    • сформировать отношение к законам.

Гуманистический характер образования означает не только личностную ориентированность процесса обучения, но и его личностную центрированность на обучающемся, т.е. антропоцентрическую концепцию образования, предметно, дисциплинарно противостоящую сциентистской концепции. Принцип гуманизма предполагает такую модель педагогического взаимодействия, в процессе которого учащийся выступает как самостоятельный, активный, свободный деятель, партнер, а не как пассивный объект обучения.
Принципы юридической и экономической автономии учебных заведений, свободу выбора в образовании для преподавателей и учащихся не были полностью реализованы на практике. В наибольшей степени их удалось осуществить в системе высшего образования. В то же время в системе общего образования, а также начального и среднего профессионального образования возобладали консервативные тенденции.
В настоящее время в России отлаживается механизм взаимодействия государственных и общественных органов управления со структурными элементами системы образования, с целью обеспечения защиты их интересов, воспрепятствования попыткам возродить командно-административные методы управления. Как отмечает министр образования В.М. Филиппов, "Сегодня государство директивно вмешивается в процесс прогнозирования потребности страны в высококвалифицированных кадрах только тогда, когда дело касается его объективных потребностей. В остальных случаях оно избегает брать на себя ответственность за долгосрочный прогноз". Это чрезвычайно важно, если учесть, что сейчас к образованию имеют отношение более ста министерств и ведомств, начиная с тех, кто несет ответственность за высшее и прочие виды образования, и кончая теми, кто имеет отношение к изданию учебников и учебных пособий. Принципы федерализма привели к реальным шагам разграничения полномочий центра и регионов. Министерство образования РФ берет на себя управление процессами определения стратегии развития высшего образования, его приоритетов, проведение крупных социально-образовательных экспериментов, формирование международного авторитета российской высшей школы.
Совсем другой подход, например, в ФРГ. Министерство образования, науки, исследований и технологий не является вышестоящей инстанцией для земельных министерств образования, а также для немецких университетов. Оно отвечает за вопросы планирования и исследования проблем высшего образования, за финансирование образования и финансовую поддержку научной системы, за профессиональное обучение и рамочное законодательство по высшей школе, за открытие новых вузов и оказание содействия науке в целом.
Определенные тенденции в сторону улучшения сложившейся ситуации в области образования, и прежде всего высшего, стали отчетливо прослеживаться в последние несколько лет, что, на наш взгляд, напрямую связано с принятием 10 апреля 2000 г. Федерального закона "Об утверждении федеральной программы развития образования".

  • В том, что касается приоритетов государственной образовательной политики, то мировой опыт дает возможность сегодня выделить следующие наиболее важные из них:
    • совершенствование управления образованием и его финансирования;
    • стандартизация образования;
    • повышение уровня креативности образования на основе использования инновационных технологий;
    • информатизация образования.

Осознание этих приоритетов, их правильное расположение и реализация на практике в государственной образовательной политике в разных странах происходит по-разному, порой противоречиво и непоследовательно. Особенно отчетливо это проявляется в кризисные, переходные периоды развития государства от одной формы цивилизационного устройства общества к другой, когда кризисные явления поражают экономическую, политическую, духовную сферы общественной практики.
Не случайно поэтому анализ некоторых документов Министерства финансов, Министерства федерального имущества, Министерства образования РФ позволил ряду отечественных исследователей предположить, что в руководстве страной вплоть до последнего времени отсутствовало целостное понимание главенствующей роли образования (особенно высшего) в социально-экономическом развитии страны, в обеспечении ее национальной безопасности.
Одним из приоритетных направлений современной образовательной политики является сохранение сложившихся и отвечающих потребностям государственного разнообразия национальных систем образования. Речь, в данном случае, идет не о консервации образовательных систем, а об их богатстве, в фундаменте которого лежат национальные традиции образования, неотделимые от истории становления государства и собственного народа и сохраняющие положительный вклад каждого поколения в совершенствование системы образования.
Сегодня уже можно говорить о постепенном правильном восприятии руководством российского государства в целом накопленного мирового опыта и ориентации своих конкретных шагов на вышеперечисленные приоритетные области. Наиболее наглядно этот тезис может быть проиллюстрирован на примере такой приоритетной области, как информатизация образования.
Так, с помощью фонда Сороса в нашей стране уже создано 33 университетских Интернет-центра. Принимая во внимание, что дальнейшее развитие подобной практики предполагает участие обеих заинтересованных сторон на паритетных началах, Правительство РФ заложило в государственный бюджет 70 млн долларов США на программу информатизации в 2001 г. А дальше, каждый последующий год, тоже планируется выделение не менее 100 млн долларов США на эти цели.
Кроме того, во время визита министра образования РФ В.М. Филиппова в США в начале 2001 г. была достигнута предварительная договоренность с руководством Всемирного банка о выделении дополнительных средств на финансирование программы по информатизации российского образования.
Среди первоочередных мер, направленных на совершенствование системы образования, в том числе высшего, в РФ предусматривается пересмотр организационно-правового статуса учреждений высшей школы. Новый статус должен позволить ей зарабатывать средства из разных источников, в том числе из государственных, а полученные средства организация такого рода должна иметь возможность расходовать самостоятельно. По мнению В.М. Филлипова, "Не нужно планировать ей штатное расписание, не нужно устанавливать жесткие бюджетные ставки. Доходы и заработная плата работников образования должны и могут быть намного выше, чем они сейчас прописаны в бюджетной тарифной сетке".
Все эти изменения статуса образовательных учреждений направлены на то, чтобы высшая школа могла финансировать подготовку специалистов, в полной мере воспользовавшись преимуществами увеличения расходов на образование. И не случайно смена статуса предлагается не только для образовательных учреждений, но и для учреждений медицины и культуры. Они тоже должны более результативно зарабатывать средства для своего развития.
Также на совершенствование и улучшение системы управления образовательной сферой, взаимодействия между Министерством и учебными учреждениями направлено предусмотренное Программой стратегии развития РФ до 2010 г. создание университетских комплексов, что особенно актуально для отдаленных от центра регионов, поскольку позволяет организовать качественную подготовку специалистов высшего и среднего звена с привлечением возможностей техникумов и ПТУ.

  • Законодательство Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования и его задачи
  • Ступени и степени высшего профессионального образования. Сроки и формы его получения
  • Государственные образовательные стандарты

Совершенствование правовых, законодательных основ сферы образования и образовательной деятельности выступает одним из направлений реализации принципов современной образовательной политики. Актуальной проблемой, в данном случае, является вопрос о соотношении международного и национального законодательства в сфере образования. В идеале, изменение международного законодательства всегда должно выступать основой для приведения в соответствие с ним национальных проблем, правовых норм и механизмов. Однако на практике данный процесс осуществляется с большими сложностями и трудностями. Политические системы различных государств не одинаково восприимчивы к введению новых законов и правовых механизмов, в том числе и в сфере образования. Недостаточны для этого и экономические, социальные и культурные возможности некоторых государств. Совершенствование национального законодательства в области образования - исключительная прерогатива государства, органов его законодательной и исполнительной власти. Это аксиома современной образовательной политики, которая на практике реализуется по-разному в различных государствах.

Законодательство Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования и его задачи

Законодательство РФ в области образования включает в себя Конституцию РФ, Закон "Об образовании" 1992 г. (с изменениями от 16 ноября 1997 г., 20 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г.), Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями от 10 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г.), принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ в области образования.

  • Федеральные законы в области образования:
    • разграничивают компетенцию и ответственность в области образования федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ;
    • регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами РФ. В этой части федеральные законы в области образования являются законами прямого действия и применяются на всей территории РФ;
    • вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми последние осуществляют собственное правовое регулирование в области образования.

При этом законы и иные нормативные правовые акты в области образования, принимаемые субъектами РФ в соответствии с их статусом и компетенцией, не должны противоречить федеральным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с федеральными законами.

  • К числу задач законодательства Российской Федерации в области образования отнесены:
    • разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;
    • обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
    • создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;
    • определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.

 

  • Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:
    • финансирования за счет средств федерального бюджета государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. При этом на соответствующие цели не может быть выделено менее чем 3% расходов федерального бюджета, за счет которого обеспечивается финансирование обучения в государственных высших учебных заведениях не менее чем 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в РФ;
    • разрешения доступа граждан РФ к высшему образованию, недопущения сокращения числа студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета;
    • предоставления налоговых льгот высшим учебным заведениям и образовательным учреждениям соответствующего дополнительного образования, а также организациям, вкладывающим средства в развитие высшего и послевузовского профессионального образования;
    • предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, пособий и льгот, в том числе на питание и проезд на транспорте.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона "Об образовании" организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования является Федеральная программа развития образования.

  • Изначально в основу этой программы были положены следующие положения:
    • создание условий для обеспечения конституционных прав граждан на конкурсной основе высшего и среднего профессионального образования;
    • учет и согласование интересов личности, представителей различных социальных, национальных, территориальных и иных общественных групп и государства в целом в области высшего образования;
    • академическая автономия вузов при усилении их ответственности за результаты деятельности;
    • постепенный переход к преимущественно университетской системе высшего образования с сохранением сильных специализированных вузов;
    • создание и развитие региональных систем высшей школы и негосударственной системы высшего образования.

Программа должна приниматься высшим органом законодательной власти РФ. Пункт 3 ст. 1 того же Закона устанавливает, что "Федеральная программа развития образования разрабатывается и корректируется на конкурсной основе. Конкурс объявляется Правительством РФ".
Конкурсная основа разработки и принятия Федеральной программы развития образования дала повод таким специалистам, как, например, А.И. Галаган, безосновательно и беспочвенно предположить возможность участия в этом процессе "организаций и лиц, не только не сведущих в том, для достижения каких общегосударственных целей разрабатывается государственная политика в области образования, но и некомпетентных в самой области образования…".
Решение о разработке Программы принято Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. № 787 "Об организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования".

  • Этапы рассмотрения Программы:
    • решение созданной Правительством РФ Комиссии по организации конкурса на разработку Федеральной программы развития образования о результатах указанного конкурса от 10 марта 1993г.;
    • решение Правительства РФ (протокол № 5 от 31 марта 1994 г.) об одобрении проекта Федеральной программы, отобранного по результатам проведенного конкурса и доработанного Министерством образования РФ, Государственным комитетом РФ по высшему образованию, Министерством экономики РФ с участием Министерства финансов РФ согласно поручению Правительства РФ от 1 апреля 1993 г. № БФ-П5-11430;
    • новая редакция Программы одобрена Правительством РФ на заседании 24 июня 1999 г.

Федеральная программа развития образования была утверждена Федеральным законом от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ "Об утверждении Федеральной программы развития образования".
Основные цели и задачи Программы развиваются соответствующими региональными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности конкретного региона и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством РФ в области образования к ведению субъектов РФ.
Реализация целей Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет бюджетов всех уровней, необходимого для устойчивого функционирования системы образования РФ, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий и проектов Программы, направленных на решение задач развития системы на основе достижений науки и практики (инноваций). При этом ст. 2 Федерального закона № 51-ФЗ обязывает Правительство РФ предусматривать средства для реализации Федеральной программы развития образования при разработке проектов федеральных законов о федеральном бюджете на 2001-2005 гг.

  • Как следует из введения Федеральной программы, основными мероприятиями Программы являются:
    • обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней и ступеней;
    • создание нормативно-правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства;
    • формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования;
    • разработка норм и нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
    • реализация мер, обеспечивающих функционирование системы образования в период формирования новых социально-экономических условий жизни общества;
    • введение и реализация преемственных государственных образовательных стандартов и соответствующих им примерных образовательных программ различных уровней и направлений образования;
    • разработка содержания образования, соответствующего современному российскому и мировому уровню техники, науки, культуры;
    • развитие, разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных;
    • развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности организаций системы образования, интеграция науки и образования;
    • совершенствование системы лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
    • обеспечение контроля качества образования;
    • развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;
    • совершенствование системы государственной аттестации научных и научно-педагогических работников и деятельности Высшей аттестационной комиссии Министерства образования РФ;
    • разработка комплекса мер по государственной и социальной поддержке работников системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;
    • выполнение комплекса приоритетных фундаментальных, прикладных исследований и разработок по проблемам образования, реализация инновационных проектов и программ;
    • разработка концепции и создание условий для введения новой структуры общего образования на основе проведения полномасштабного педагогического эксперимента;
    • совершенствование системы непрерывного образования;
    • организация подготовки и издания учебной, научной и методической литературы;
    • организация централизованного обеспечения фондов библиотек системы образования за счет средств бюджетов всех уровней;
    • организация производства учебного и научного оборудования, приборов и средств обучения различного назначения;
    • развитие материально-технической базы, энергосберегающих технологий;
    • развитие полноправного партнерства российской системы образования с системами образования иностранных государств;
    • участие в формировании единого образовательного пространства государств - участников Содружества Независимых Государств.

В качестве результатов осуществления Программы запланировано сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.

  • Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
    • перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования;
    • координационного плана совместных действий Министерства образования Российской Федерации с другими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Контроль за реализацией Программы осуществляется Правительством РФ в соответствии с законодательством об образовании.

  • В соответствии с п. 6 подраздела 2 раздела III основными направлениями высшего и послевузовского профессионального образования являются:
    • сохранение потенциала системы высшего и послевузовского профессионального образования и дальнейшее развитие их структурных составляющих;
    • развитие высших учебных заведений и других организаций системы как учебно-научно-производственных комплексов;
    • формирование отраслевых и региональных комплексов, объединений, ассоциаций высших учебных заведений и других организаций системы образования;
    • создание механизма прогнозирования и государственного регулирования основных пропорций подготовки, повышение квалификации и переподготовки специалистов в системе высшего и послевузовского профессионального образования для удовлетворения интересов личности и общества;
    • выполнение актуальных исследований в области общественных и гуманитарных наук;
    • совершенствование мер по укреплению самостоятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования в осуществлении их уставной деятельности и др.
  • В результате должны быть:
    • удовлетворены потребности граждан в высшем и послевузовском профессиональном образовании, общества и государства в воспроизводстве специалистов, имеющих высшую квалификацию, в том числе посредством аспирантуры и докторантуры;
    • повышены качества высшего профессионального образования и уровня подготовки специалистов, имеющих высшее профессиональное образование;
    • повышена конкурентоспособность выпускников высших учебных заведений на рынке труда;
    • интенсифицировано и индивидуализировано образование, реализованы современные информационные технологии, развиты навыки самообразования у студентов;
    • развиты системы дистанционного обучения;
    • активизировано участие субъектов РФ в развитии образовательных учреждений высшего профессионального образования;
    • совершенствована деятельность научно-педагогических работников;
    • создан и поддержан мониторинг высшего и послевузовского профессионального образования, организованы и сформированы единое информатизационное пространство посредством развития федеральных и региональных компьютерных сетей, баз данных и центра образовательной статистики;
    • осуществлено вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство, в том числе за счет распространения технологий дистанционного обучения;
    • созданы системы информирования граждан и хозяйствующих субъектов о спросе на различные профессии, о наличии и качестве профессиональных образовательных услуг в различных высших учебных заведениях и регионах и др.

Ступени и степени высшего профессионального образования. Сроки и формы его получения

  • В соответствии с Законом РФ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" 1996г. в России устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования:
    • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр";
    • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист";
    • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".

При этом основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням.
Если лицо не завершило обучение по основной образовательной программе высшего профессионального образования, но успешно прошло промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, то оно признается получившим неполное высшее профессиональное образование, что подтверждается выдачей диплома установленного образца. Конкретный объем и содержание неполного высшего образования отражаются в приложении к диплому. В то же время, если лицо, окончившее первый уровень высшего образования (2 года), отказывается от получения диплома о неоконченном высшем образовании, то оно имеет право продолжить высшее образование (Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940, п. 3.1). Лицу, не завершившему освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, выдается академическая справка установленного образца.
Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования определены п. 4 ст. 6 Закона 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Для получения квалификации (степени) "бакалавр" срок обучения составляет не менее четырех лет. Для получения квалификации "дипломированный специалист" - не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими государственными образовательными стандартами. Для получения квалификации (степени) "магистр" - не менее шести лет.
Лица, получившие документы государственного образца о высшем профессиональном образовании определенной ступени, имеют право в соответствии с полученным направлением подготовки (специальностью) продолжить обучение по образовательной программе высшего профессионального образования следующей ступени. Получение впервые образования по образовательным программам высшего профессионального образования различных ступеней не рассматривается как получение второго высшего профессионального образования.
Освоение лицом образовательной программы высшего профессионального образования соответствующей ступени в высшем учебном заведении, имеющем государственную аккредитацию, является основанием для занятия им соответствующей этой квалификации должности в организациях и предприятиях различных организационно-правовых форм, получения должностного оклада и надбавок к нему. Для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, основанием для занятия ими указанных должностей является первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура), подтверждаемая удостоверениями установленного образца.
Квалификация "бакалавр" при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование.
Формы, в которых слушатели осваивают основные образовательные программы высшего профессионального образования, зависят от объема обязательных занятий педагогического работника вуза с обучающимися.
Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в вузах, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
Лица, получившие высшее профессиональное образование могут продолжить обучение в аспирантуре, с целью подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Лицам, допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру, предоставляются отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.
Лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, обеспечиваются государственными стипендиями и пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца.
Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы.
К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением средней заработной платы. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.
Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право соответственно на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой заработной платы, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Организация-работодатель вправе предоставлять аспирантам по их желанию на четвертом году обучения дополнительно не более двух свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.
Аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.
Высшей ступенью профессионального обучения является докторантура. Докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
Докторантам выплачиваются государственные стипендии и предоставляются ежегодные каникулы продолжительностью два месяца.
За докторантами сохраняются все права по месту работы, которые они имели до поступления в докторантуру (права на получение жилой площади, на присвоение ученого звания и другие права), а также право на возвращение на прежние места работы.
Соискатели, работающие над диссертациями на соискание ученой степени доктора наук и имеющие значительные научные результаты по актуальным социально-экономическим проблемам или приоритетным направлениям фундаментальных научных исследований, могут быть переведены на должности научных работников на срок до двух лет для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. За соискателями, переведенными на должности научных работников, сохраняются получаемые ими должностные оклады и право на возвращение на прежние места работы.
Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук работникам предприятий, учреждений и организаций по месту работы предоставляются отпуска с сохранением заработной платы продолжительностью соответственно три или шесть месяцев в порядке, установленном положениями об аспирантах, докторантах и соискателях.
Разновидностью послевузовских форм профессионального обучения является соискательство, которое дает право лицу, имеющему высшее профессиональное образование, прикрепиться к организации или учреждению, имеющему аспирантуру и (или) докторантуру, для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре - либо лицу, имеющему ученую степень кандидата наук, для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
Ученое звание доцента может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень кандидата наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в вузах.
Ученое звание профессора может быть присвоено лицу, имеющему, как правило, ученую степень доктора наук, ведущему преподавательскую, научную и методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования.
Приведенный краткий анализ основных ступеней высшего и послевузовского профессионального образования, закрепленных современным российским законодательством, свидетельствует о том, что в процессе реформирования российского образования возникают понятия и институты, давно укоренившиеся в системах образования стран Запада. Это, однако, не следует рассматривать как "слепое подражание", являющееся малоэффективным и не во всем полезным.
Несомненно, что введение такой новой для российской системы образования ступени, как "бакалавриат" неизбежно должно было привести и на деле привело к определенным трудностям с трудоустройством лиц с указанной степенью. Работодатель с трудом мог воспринять положение закона о том, что диплом "бакалавра" является дипломом о высшем образовании при наличии узаконенных ступеней "специалист" и "магистр". Однако постепенное улучшение ситуации по данному вопросу очевидно.
При этом также не следует забывать, что человек "образовывается" в смысловом поле определенных нравов, ценностей, идеалов, присущих данному конкретному народу. Потому и образование призвано быть национальным по содержанию и характеру и лишь по форме интернациональным.

Основная образовательная программа вуза по направлению подготовки или по специальности представляет собой комплект нормативных документов, определяющих цели, содержание и методы реализации процесса обучения и воспитания.
Основная образовательная программа разрабатывается на основе государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки или по специальности и с учетом примерных учебных планов и примерных программ дисциплин, утвержденных Министерством образования Российской Федерации.
На первом этапе проектирования Основной образовательной программы определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющим его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.
Цели обучения при этом формируются на основании требований к уровню подготовки выпускника, содержащихся в государственных образовательных стандартах, конкретизированных и дополненных исходя из того, к каким из указанных в государственных образовательных стандартах видам деятельности будет в основном готовиться выпускник данного вуза, что он должен приобрести из профессионального опыта в результате освоения вузовского компонента государственных образовательных стандартов.
Установленные цели должны стать основой для всей многогранной деятельности академического сообщества вуза.
На втором этапе проектирования Основной образовательной программы в вузе разрабатываются ее содержательная часть и порядок реализации, которые в совокупности составляют программу действий по достижению установленных целей.

  • На этом этапе решаются следующие задачи:
    • определяется полный перечень дисциплин Основной образовательной программы (дисциплины национально-регионального компонента, специализаций, по выбору студента);
    • обеспечивается необходимая целостность образовательной программы, сочетающей фундаментальность подготовки с междисциплинарным характером профессиональной деятельности специалиста;
    • определяется соотношение между аудиторной нагрузкой и самостоятельной работой студента;
    • устанавливается целесообразное соотношение между теоретической и практической составляющими содержания образования;
    • ведется поиск наиболее эффективных, с точки зрения достижения поставленных целей, видов учебных занятий, образовательных технологий и др.

Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования являются государственные образовательные стандарты. Общие требования к государственным стандартам в области высшего образования были установлены Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940 "Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования".

  • В соответствии с этим Постановлением государственный образовательный стандарт устанавливает:
    • структуру высшего профессионального образования, документы о высшем образовании;
    • общие требования к основным профессиональным образовательным программам высшего профессионального образования в условиях их реализации;
    • общие нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного заведения и ее объем;
    • академические свободы вуза в определении содержания высшего профессионального образования;
    • общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;
    • порядок разработки и утверждения государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования в качестве федерального компонента;
    • правила государственного контроля за соблюдением требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

В свете вышеизложенных требований обращают на себя внимание два обстоятельства. Первое: усиление роли национально-регионального и вузовского компонентов в последних по времени принятия государственных образовательных стандартах. Второе: в настоящее время социально-гуманитарный блок дисциплин в подготовке учащихся, и в особенности в высшей школе, стал предметом государственного внимания. Это проявилось в создании государственного образовательного стандарта, который впервые в истории российской высшей школы вводится в действие. Введение единых стандартов, как обязательного минимума гуманитарной подготовки, обеспечивает единство гуманитарного образовательного пространства на всей территории нашего полиэтнического государства.
Определенные стандартом структура и система социально-гуманитарных дисциплин позволят преодолеть сохраняющуюся до сих пор известную однобокость в образовании, технократические тенденции в подготовке специалистов, особенно естественнонаучного и технического профиля, с одной стороны, а с другой - существенную оторванность гуманитарного образования от естественнонаучных и технических проблем развития современного общества.

  • Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:
    • качества высшего и послевузовского профессионального образования;
    • единства образовательного пространства Российской Федерации;
    • основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
    • признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.