Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к структуре курсовой работы




Требования к оформлению курсовой работы

1. Общий объем работы – 25-30 страниц;

2. Шрифт основной – 12(14), Times new roman;

3. Шрифт заголовка – 14(16), Times new roman, жирный;

4. Цвет шрифта – черный (авто);

5. Интервал – полуторный;

6. Отступ первой строки – 1,25;

7. Отступ заголовков от основного текста – 1 строка;

8. Выравнивание – по ширине страницы;

9. Нумерация страниц – по центру;

10. В цифрах десятые (сотые) должны быть отделены либо точкой, либо запятой (22.22 либо 22,22);

11. Сокращения (т.д., шт., кол-во, др., г.) не допускаются;

12. Даты должны быть отредактированы по одному образцу (06.12.1999 г. или 6 декабря 1999 года);

13. Формулы или таблицы обязательны;

14. Ссылки на литературу обязательны.

 

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение (не более 2-ух страниц).

4. Глава 1 (не более 1/3 от общего объема).

5. Глава 2 (не более 1/3 от общего объема).

6. Глава 3 (не более 1/3 от общего объема).

7. Заключение (2-3 страницы).

8. Список использованной литературы (15-20 источников).

9. Приложения.

 

Требования к содержанию курсовой работы

Содержание курсовой работы должно быть следующим:

1) Введение.

Во введении необходимо отразить следующее:

· актуальность темы курсовой работы;

· цель и задачи курсовой работы;

· объект исследования;

· предмет исследования;

· методы исследования;

· теоретические основы исследования (перечислить авторов основополагающих трудов по исследованию данной проблемы с указанием их сферы научных интересов);

· логику исследования (перечислить название глав и параграфов в соответствии с указанной выше последовательностью).

 

2) Глава I (Теоретическая).

Эта глава предназначена для систематизации и обобщения теоретических знаний относительно основных категорий, рассматриваемых и используемых в работе.

В связи с этим содержание главы целесообразно разбить на три параграфа. В первом параграфе должна быть дана характеристика той категории (категориям), о которой (которых) пойдет речь в работе. Желательно изложить несколько точек зрения, обобщить высказывания ведущих ученых и определить собственную позицию по данному вопросу.

Во втором параграфе необходимо рассмотреть особенности формирования и использования данной категории или механизм функционирования объекта исследования в современных условиях. Здесь же рассматриваются меры государственного воздействия на предмет исследования.

В третьем параграфес теоретических позиций необходимо определить влияние предмета исследования, например, на экономическую ситуацию в стране (регионе). Здесь целесообразно использовать знание теории финансов как составной части экономической теории.

 

3) Глава II (Аналитическая).

В этой главе на основе статистических данных и выводов, сделанных по первой главе курсовой работы необходимо выполнить анализ и осуществить прогноз состояния предмета исследования в будущем.

В первом параграфеэтой главы следует определиться с методологическими основами анализа и прогнозирования исследуемой категории. Для этого целесообразно указать и описать методы, используемые в анализе и прогнозировании, источники исходной статистической информации, оценить полноту этой информации, попытаться расширить информационную базу расчетным путем и, наконец, определить перечень экономических показателей для целей практического анализа и прогнозирования, а также критерии оценки этой категории на предмет эффективности функционирования.

Во втором параграфенеобходимо провести конкретные расчеты состояния предмета исследования (финансовой категории) за прошлый год и оценить их с использованием критериев предыдущего параграфа. В результате анализа должна быть дана оценка состоянию предмета исследования.

Втретьем параграфеследует выявить тенденции развития предмета исследования за период 3-5 лет, а также спрогнозировать состояние предмета исследования на ближайший год и оценить его. Результаты прогноза и его оценка в соответствии с используемыми критериями должны быть автором обоснованы и описаны в тексте.

4) Глава III (Практическая).

В этой главе даются предложения по развитию предмета исследования.

В первомпараграфе анализируются причины его неустойчивого и нединамичного развития.

Во втором параграфедаются рекомендации по изменению мер государственного воздействия на этот предмет исследования или другие предложения.

5) Заключение.

В этой части автор обобщает выводы, сделанные по всем главам (параграфам) курсовой работы.

 

6.2.4. Практикум

 

Задания по теме №1 и теме№2

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В чем сущность маркетинга как концепции управления?

Какое основное отличие существует между концепцией маркетинга
и концепциями совершенствования производства, товара и интенсификации коммерческих усилий?

В чем заключается основное отличие между концепцией маркетинга и социально-этичного (ответственного) маркетинга?

Что такое этика маркетинга?

В чем сущность деонтологии и телеологии?

Какие факторы характеризуют микро- и макросреду предприятия?

Какие основные тенденции изменения природной среды должны
учитывать маркетологи?

Как трактуется понятие «контактные аудитории»?

Какие маркетинговые концепции соответствуют этапам производства и сбыта?

10. В чем суть основополагающих понятий маркетинга: нужда, желание, спрос, товар, обмен, рынок?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите правильные ответы и укажите их в тексте.

Концепция () утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене.

Маркетинг-микс состоит из следующих подконтрольных маркетинговых переменных: (),(),(),().

Концепция () утверждает, что потребители будут благосклонны
к товарам, предлагающим наивысшее качество и лучшие эксплуатационные свойства и характеристики.

Концепция совершенствования производства применима в условиях () товара.

Концепция () заключается в том, что ключом к достижению целей
организации является определение потребностей и желаний целевых рынков.

Концепция () непригодна в том случае, когда имеются цели по установлению долгосрочных отношений с покупателями и осуществления повторных продаж.

Концепция социально-этичного маркетинга требует увязки в рамках политики маркетинга трех факторов: (),(),().

() образуют субъекты, имеющие непосредственное отношение
к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры
(поставщики, посредники, клиенты, конкуренты и контактные
аудитории).

Кроме микросреды, на фирму оказывают влияние более глобальные
факторы, составляющие (), состоящую из внешних сил (демографических, экономических, природных, технологических, политических и культурных), прямо или косвенно влияющих на деятельность фирмы.

10. () подразумевает моральные принципы, ценности, закладываемые в основу поведения одного или нескольких человек.

Ответы:

1. Прибыль фирмы. 2. Микросреда. 3. Интенсификация коммерческих усилий. 4. Маркетинг. 5. Макросреда. 6. Продвижение. 7. Совершенствование производства. 8. Товар. 9. Этика. 10. Цена. 11. Покупательская потребность. 12. Интересы общества. 13. Совершенствование товара. 14. Распределение. 15. Дефицит.

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Практическая задача 1

Определите подходящую структуру маркетинга (товар, цена, распределение и продвижение) для следующих предприятий:

фабрики мороженого;

фирмы, занимающейся разливом минеральной воды из местной
скважины;

туристического агентства;

деликатесной мясной продукции;

танцевального класса;

образовательного учреждения.

 

Практическая задача 2

Приведите примеры компаний, ориентированных на совершенствование производства, совершенствование товара, сбыт, удовлетворение нужд и потребностей целевых потребителей и нужд и потребностей целевых потребителей и общества в целом. Для сопоставления ответов используйте следующие критерии:

основной объект внимания;

средства достижения цели;

источник увеличения прибыли.

 

Практическая задача 3

Какие факторы макросреды будут оказывать наиболее существенное влияние в ближайшем будущем на фирму, занимающуюся производством молочной продукции?

 

Практическая задача 4

Общеизвестно, что впечатления от общения с персоналом во многом определяют мнение потребителей о предприятии. Разработайте ряд мероприятий, направленных на обучение персонала работе с клиентами.

 

Задания по теме №3

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Что такое маркетинговые исследования?

По каким этапам проводится маркетинговое исследование?

Какие способы используют для получения информации?

Какие основные требования предъявляются при составлении анкет?

В чем заключается сущность выборки?

Что такое генеральная совокупность?

Какие методы выборки получили наибольшее распространение?

По каким признакам классифицируют опросы?

В каких случаях для сбора информации применяется метод эксперимента?

10. Какие методы используются на этапе анализа собранных данных?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Укажите правильный ответ.

1. Маркетинговые исследования — это:

а) то же самое, что и исследование рынка;

б) постоянно действующая система сбора, классификации, анализа, оценки и распространения маркетинговой информации;

в) сбор, упорядочивание, анализ и обобщение данных для обнаружения и решения различных маркетинговых проблем.

2. Маркетинговым исследованием, проводимым с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения
проблем и выдвигаемых гипотез, является:

а) описательное исследование;

б) казуальное исследование;

в) разведочное исследование.

3. Исследование в реальной ситуации, в котором экспериментатор
манипулирует одной или несколькими переменными,— это:

а) лабораторный эксперимент;

б) полевой эксперимент.

4. К какому виду информации можно отнести изучение различного
рода справочников и статистической литературы?

а) первичная информация;

б) вторичная информация;

в) исследовательская информация.

5. Разведочное исследование — это:

а) маркетинговое исследование, проводимое для проверки гипотез
относительно причинно-следственных связей;

б) маркетинговое исследование, направленное на описание маркетинговых проблем, ситуаций, отношения потребителей к продукции компании;

в) маркетинговое исследование, проводимое с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых гипотез.

6. Какой из перечисленных методов не относится к вероятностным методам формирования выборки?

а) простой случайный отбор;

б) поверхностный отбор;

в) кластерный отбор;

г) систематический отбор.

7. Тип итогового исследования, основной целью которого является описание чего-либо (обычно рыночных характеристик или функций):

а) причинно-следственное исследование;

б) дескриптивное исследование.

8. Вторичная информация — это:

а) достоверная информация;

б) информация, полученная в результате полевых исследований;

в) информация, полученная ранее для других целей.

9. Какой метод сбора первичной информации является наиболее распространенным?

а) наблюдение;

б) опрос;

в) эксперимент.

10. Какой из методов опроса может проводиться дома, в магазине, в офисах?

а) опрос по телефону;

б) личный опрос;

в) почтовый опрос;

г) электронный опрос.

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Практическая задача «Исследование рынка минеральной воды»

Прочитайте следующий пример, в котором говорится о минеральной воде, определите цели, задачи и сформируйте рабочие гипотезы для маркетингового исследования.

В последние годы наблюдается активный рост спроса на минеральную воду. На волне спроса увеличился импорт минеральной воды из-за рубежа, а также возросли объемы поставок отечественных производителей. Каковы основные факторы и причины стремительного роста рынка минеральной воды?

Вряд ли кто будет оспаривать, что основанием для покупки минеральной воды являются такие факторы, как «безопасность», «приятный вкус», «польза для здоровья», «мода». Безусловно, эти факторы лежат в основе спроса на минеральную воду, но они объясняют этот феномен лишь наполовину и не дают ответа на следующие вопросы: «Почему товарные характеристики минеральной воды, которые были ей присущи ранее, вдруг стали высоко оцениваться?»; «Почему значительная часть людей не употребляют минеральную воду, несмотря на подобные товарные характеристики?»

Для того чтобы найти ответы, требуется изучить факторы поведения потребителей, покупающих и не покупающих минеральную воду. При этом важен более широкий подход, чем просто поиск ответа на вопрос: «Почему люди пьют минеральную воду?» Необходимо рассмотреть, кто и почему в настоящее время покупает или не покупает ее.

Помимо особенностей самой минеральной воды, требуется учитывать и ситуацию с точки зрения потребителей, например ухудшение качества водопроводной воды, развитие гурманских предпочтений потребителей, моду на маленькие пластмассовые бутылочки, которые можно носить с собой, и пр.

Основная задача исследования: выйти на рынок (г. Москва) минеральной воды с новым продуктом.

Для решения задачи необходимо выполнить следующее:

разработать план маркетингового исследования и этапы его реализации;

выбрать ключевые понятия из гипотез и разработать критерии их оценки для проведения опроса;

составить анкету, используя открытые и закрытые вопросы; определить объем выборки,

провести опрос и проанализировать его результаты;

разработать комплекс маркетинга для нового продукта с учетом
требований потребителей (по данным опроса).

 

Задания по теме № 4

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Назовите основные квалификационные признаки товарных рынков.

Для каких целей предприятию необходим анализ рынка?

Что такое емкость рынка? Назовите три способа ее определения.

Из каких разделов состоит конъюнктурный обзор рынка?

На какой основе составляется маркетинговый прогноз?

Чем определяется покупательная способность населения?

Что такое платежеспособный спрос?

Перечислите основные входные барьеры на рынок, которые вы знаете.

 

УПРАЖНЕНИЯ

1. Для важнейших терминов:

общехозяйственная конъюнктура;

объем платежеспособного спроса;

емкость рынка;

спрос на товар (услуги);

способность поставщиков торговаться;

производственное потребление;

способность покупателей торговаться — выберите правильное определение из перечня:

объем производства товара с учетом изменения его запасов и экспортно-импортного сальдо;

воздействие поставщиков на предприятие;

сумма средств населения, используемая для приобретения товаров (услуг);

совокупность закупок производственных потребителей;

желание и возможность купить товар;

6) воздействие покупателей па предприятие;

7) соотношение спроса и предложения на общехозяйственном уровне.

 

2. Какие виды спроса вы знаете? Чем они различаются, и какая зависимость существует между видом спроса и типом экономики (рыночная, командная, переходная, развивающаяся)?

 

3. Для экономики административно-командного типа характерен дефицит предложения большинства товаров (особенно потребительского назначения). Какие вы можете предложить пути выхода из такой ситуации? Как данную проблему решают в странах с развитой экономикой?

 

4. В каких случаях покупатель диктует свои условия продавцу? Приведите примеры из реальной жизни.

 

5. Какие барьеры будут иметь решающее значение при входе на рынок

для предприятия-производителя:

кондитерских изделий;

самолетостроения;

мебели?

ТЕСТЫ

Из предлагаемых вариантов выберите ответы на следующие вопросы.

1. Емкость рынка:

а) равна сумме всех потребностей населения в данном товаре;

б) включает в себя неудовлетворенный платежеспособный спрос в данном товаре;

в) составляет объем реализованного за определенный период времени товара.

2. Конкурентное преимущество (по Портеру) достигается за счет:

а) диверсификации;

б) улучшения качества товара;

в) дифференциации.

3. Эффект масштаба производства:

а) достигается в результате соперничества между конкурирующими
предприятиями;

б) является барьером для входа в отрасль конкурентов;

в) возможен в результате сокращения всех издержек до минимума.

4. Способность покупателей торговаться (по Портеру):

а) проявляется, когда покупатель диктует условия продавцу;

б) характерна для рынка свободной конкуренции;

в) возникает, когда покупатель затрудняется найти товар-заменитель.

5. Для каждой ситуации выберите один вариант ответа — да или нет:

а) емкость рынка растет с увеличением импорта;

б) при анализе общехозяйственной конъюнктуры используются результаты изучения микросреды предприятия;

в) важнейшей составляющей общехозяйственной конъюнктуры является емкость рынка товара;

г) внешнее конкурентное преимущество достигается за счет товара.

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Для важнейших терминов:

общехозяйственная конъюнктура;

объем платежеспособного спроса;

емкость рынка;

спрос на товар (услуги);

способность поставщиков торговаться;

производственное потребление;

способность покупателей торговаться — выберите правильное определение из перечня:

объем производства товара с учетом изменения его запасов и экспортно-импортного сальдо;

воздействие поставщиков на предприятие;

сумма средств населения, используемая для приобретения товаров (услуг);

совокупность закупок производственных потребителей;

желание и возможность купить товар;

6) воздействие покупателей па предприятие;

7) соотношение спроса и предложения на общехозяйственном уровне.

 

2. Какие виды спроса вы знаете? Чем они различаются, и какая зависимость существует между видом спроса и типом экономики (рыночная, командная, переходная, развивающаяся)?

 

3. Для экономики административно-командного типа характерен дефицит предложения большинства товаров (особенно потребительского назначения). Какие вы можете предложить пути выхода из такой ситуации? Как данную проблему решают в странах с развитой экономикой?

 

4. В каких случаях покупатель диктует свои условия продавцу? Приведите примеры из реальной жизни.

 

5. Какие барьеры будут иметь решающее значение при входе на рынок

для предприятия-производителя:

кондитерских изделий;

самолетостроения;

мебели?

 

6. Практическая задача.

В 2001 г. на рынке появился новый спортивный тренажер. Первичный спрос на этот товар складывался следующим образом:

Год Первичный спрос (шт.)

Первичный спрос на 2007 г. оценивается в размере 3000 шт. Исследования показали, что 50% владельцев тренажеров заменяют их после трех лет эксплуатации. Остальные — через четыре года. Дополнительный спрос на эти товары не сложился.

Рассчитайте ожидаемый суммарный спрос на спортивные тренажеры в 2007 г.

 

Задания по теме №5

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Зачем участнику рынка нужно изучать поведение потребителя?

Что влияет на решение потребителя совершить покупку?

В чем сущность экономического подхода, оказывающего влияние на модель покупательского поведения?

Объясните на конкретных примерах действие закона предельной полезности.

Как участник рынка может использовать теорию отношений и поведений в маркетинге?

Рассмотрите последовательно этапы лестницы Догмара и объясните их значение для изучения поведения покупателя.

Что такое показатель известности марки?

Что включает стиль жизни потребителя?

 

УПРАЖНЕНИЯ

Для важнейших терминов:

потребительское поведение;

мотивация;

полезность товара;

предельная полезность;

стиль жизни;

прием воздействия на покупателя;

убеждение покупателя;

материалисты;

9) ригористы;

10) активисты — выберите правильное определение из перечня:

 

организация жизни не по статистическим критериям, а в зависимости от своего мнения, интересов, состояния;

дополнительное удовлетворение, которое получает потребитель от добавочной единицы купленного товара;

обоснование необходимости покупки товара;

решение потребителей о распределении своего дохода на покупку различных товаров и услуг;

способность товара (услуги) удовлетворить потребителя, доставить ему удовольствие;

создание у покупателя целостной мысленной оценки предполагаемого товара;

маркетинговые приемы, используемые для убеждения покупателя совершить покупку;

суровые, строгие люди, стремящиеся к возврату былых ценностей;

решительные люди, активно действующие в целях улучшения своей жизни и жизни общества;

люди, которые хотят продолжительного благополучия для себя и своих детей.

 

ТЕСТЫ

Из предлагаемых вариантов выберите ответы на следующие вопросы.

1. Какие факторы оказывают влияние на покупательское поведение:

а) культурные;

б) социальные;

в) личностные;

г) все перечисленные.

2. На этапе «Оценка и убеждение» теории «шаг за шагом» продавец должен:

а) познакомить покупателя с товаром;

б) убедить купить товар;

в) вызвать соблазн у покупателя;

г) ничего из вышеперечисленного.

3. Участник рынка может выбрать определенный сегмент покупателей по стилю жизни:

а) пользуясь информацией от продавцов товаров;

б) руководствуясь результатами опроса, проводимого крупными социологическими центрами;

в) на основе собственных исследований потребителей;

г) ничего из вышеперечисленного.

4. Ригористы:

а) считают, что нужно жить в полную силу и находить то, что доставляет удовольствие;

б) активно стремятся к изменению общества;

в) с трудом воспринимают все новое, стремятся к возврату былых ценностей;

г) стараются избегать проблем или по возможности адаптироваться к ним.

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Наручные часы выполняют несколько функций: показывают время (потребительская функция), дают человеку чувство уверенности в себе, соответствуют общему стилю одежды.

Объясните с точки зрения предельной полезности, как можно увеличить продажу наручных часов? Сколько часов имеется в вашей семье и чем вы руководствовались при их покупке?

 

2. Компания «Проктер энд Гэмбл» по объему эфирного времени занимала в 1997 г. первое место на Российском ТВ. Стиральный порошок «Тайд», рекламируемый ею, приобрел широкую популярность у российских потребителей. Используя теории опыта и «шаг за шагом», объясните, с какими целями компания до сих пор постоянно рекламирует товар, пользующийся хорошим спросом на российском рынке. Какие основные приемы воздействия на покупателей она использует?

 

3.При проведении опроса покупателей с целью получения информации об известности различных видов российского шоколада большинство покупателей в первую очередь вспомнили шоколад «Аленка» кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Каков показатель известности этой торговой марки?

 

Задания по теме №6

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Что такое конкурентоспособность предприятия?

Какие факторы оказывают влияние на уровень конкуренции?

Как определить состояние конкуренции на рынке?

Как определить конкурентов?

Из чего складывается процесс анализа конкурентов?

Почему фирмы-монополисты не обеспечивают должного уровня сопутствующих услуг потребителям?

В чем смысл относительного показателя конкурентоспособности
предприятия?

Что относится к недобросовестной конкуренции?

Какие возможны стратегии обеспечения конкурентных преимуществ?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

() рассчитывается на основе групповых показателей по нормативным, техническим и экономическим параметрам.

() предполагает соперничество между отдельными лицами, хозяйственными единицами, заинтересованными в достижении одной
и той же цели.

Условиями существования () является множество свободных продавцов, предлагающих однородную продукцию.

() конкуренция представляет собой рыночную власть нескольких
компаний.

5. () предполагает ситуацию, при которой одна компания контролирует от 50%, а в предельном случае до 100% рынка.

Целью анализа () является выявление факторов, воздействующих
на отношение потребителей к фирме и ее продукции.

Виды конкуренции:(),(),().

Способы конкуренции: (),().

Законные методы конкуренции: (),(),().()■

Ответы:

1. Реклама. 2. Свободный. 3. Интегральный показатель конкурентоспособности. 4. Функциональный. 5. Повышение качества. 6. Олигополистический. 7. Неценовой. 8. Сервис. 9. Конкуренция. 10. Видовой.

11. Чистая монополия. 12. Конкурентоспособность фирмы. 13. Манипулирование ценой. 14. Предметный. 15. Цеповой.

 

 

Задания по теме №7

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Для чего проводится изучение возможностей предприятия?

По каким направлениям, разделам целесообразно проводить анализ потенциала предприятия?

Как осуществить выбор предпочтительной организационной структуры управления? Каким требованиям она должна отвечать?

Что включает в себя понятие «фирменная культура»?

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Конкретная ситуация: Фирма «Русское бистро»

Предприятие «Русское бистро» действует на рынке быстрого питания, заключая с небольшими кафе договоры концессии сроком на 10 и более лет. Предприятие достаточно рентабельно, первоначальные капиталовложения в кафе окупаются уже через полгода работы. «Русское бистро» предоставляет арендатору свою марку (за 7% от стоимости закупаемого продовольствия); помогает подобрать и обучить персонал и регулярно продает арендатору продовольствие (полуфабрикаты пирожков и кулебяк) по установленной цене. Розничные цены устанавливает владелец кафе в зависимости от спроса.

Предприятие находится под особым покровительством администрации города, не имеет проблем со службами пожарной безопасности и санэпидемнадзора и даже помогает в некоторых случаях арендатору найти место под застройку (для открытия кафе необходимо помещение не менее 100 кв. м). Реальными конкурентами предприятия «Русское бистро» на рынке являются МакДоналдс и Ростикс.

Проанализируйте сложившуюся на рынке быстрого питания ситуацию и составьте матрицу SWOT, которая дала бы возможность определить дальнейшую стратегию развития предприятия «Русское бистро». Обратите особое внимание на такие факторы внутренней среды, как маркетинг, организация управления, технология, персонал.

При составлении матрицы SWOT-анализа воспользуйтесь следующей схемой:

 

  Возможности Расширение производства Угрозы Появление новых конкурентов
Сильные стороны Совершенная технология Сила и возможности   Сила и угроза  
Слабые стороны Узкий ассортимент Слабость и возможности   Слабость и угрозы  

 

Сначала опишите все сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, затем поочередно заполните все квадраты матрицы сведениями о соответствующих стратегиях (например, квадрат 2 — стратегии с использованием сильных сторон для устранения угроз). Определите, какой квадрат представляет наибольшую опасность? На основе анализа всей матрицы сформулируйте возможные стратегии развития, выберите лучшую и аргументируйте свой выбор.

 

Задания по теме №8

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

С какой целью предприятие проводит сегментирование рынка?

Назовите признаки сегментирования на рынке потребительских товаров.

Перечислите критерии оценки сегмента рынка.

Раскройте особенности массового маркетинга.

Объясните преимущества и недостатки дифференцированного маркетинга.

В чем состоит специфика концентрированного маркетинга?

Поясните элемент целевого маркетинга — позиционирование товара.

Раскройте социально-демографические признаки сегментирования рынка.

Назовите признаки сегментирования рынка услуг.

Назовите признаки сегментирования на рынке товаров производственно-технического назначения.

 

ТЕСТЫ

Из предлагаемых вариантов выберите ответы на следующие вопросы.

1. Какое из перечисленных утверждений неверно:

а) сегментирование рынка означает деление на однородные группы потребителей;

б) сегментирование рынка — это логическое следствие концепции маркетинга;

в) сегментирование рынка — обязательное условие массового маркетинга;

г) после сегментирования рынка для каждого его сегмента должен быть
разработан специальный комплекс маркетинга.

2. Какие из перечисленных признаков сегментирования являются демографическими:

а) страна, провинция, муниципальный округ;

б) социальный слой, образ жизни;

в) использование товара;

г) фаза жизненного цикла семьи, пол, возраст.

3. Производитель жевательной резинки выделяет на рынке три группы потребителей. Для первой группы — приверженцев чистых и здоровых зубов предлагается жевательная резинка без сахара с добавлением комплекса биологически активных веществ. Для второй группы — желающих иметь свежее дыхание выпускается жевательная резинка с добавлением ментола. Для третьей группы — предпочитающих приятный вкус выпускается жевательная резинка с фруктовыми добавками.

Назовите способ сегментирования:

а) сегментирование по образу жизни;

б) сегментирование по покупательским мотивам;

в) психографическое сегментирование;

г) макросегментирование.

4. Какова связь между понятиями «сегментирование» и «позиционирование»:

а) сегментирование и позиционирование — это практически идентичные понятия;

б) продукт позиционируется на рынке в целом, а сегментирование направлено на разделение рынка;

в) сначала продукт позиционируется, а потом осуществляется сегментирование рынка;

г) продукт позиционируется в выбранном сегменте.

 

Задания по теме №9

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В чем отличие товара по замыслу от товара в реальном исполнении?

Что в маркетинге считают подкреплением товара?

Что такое концепция жизненного цикла товара?

Какие функции выполняет упаковка товара? Почему маркетологи называют ее пятым элементом комплекса маркетинга?

Какие этапы включает процесс разработки нового товара?

В чем преимущества и недостатки пробного маркетинга?

Что означает широта и глубина ассортимента?

Какую роль выполняет фирменный стиль?

Какие этапы включает процесс разработки новой продукции?

Какую роль играет брэнд в деятельности предприятия?

В чем причина неудачи новых товаров?

Что такое конкурентоспособность товара и на чем основывается методика ее определения?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Отрезок времени от момента возникновения идеи до завершения
существования изделия называется ().

Маркетологи выделяют фазы жизненного цикла товара в следующей последовательности: (), (),(), ().

При выведении нового товара на рынок установление относительно высокой цены называется ().

Жизненный цикл товара, как правило, проявляет тенденцию () по мере
развития прогресса.

Этапы, через которые проходит идея создания товара от первоначальной концепции до реального появления на рынке,— ().

Общее представление о возможном товаре — ().

Методы генерации новых идей включают (),(),(),().

() — это реализация продукта в одном или нескольких выбранных
регионах и наблюдение за реальным развитием событий в рамках
предлагаемого маркетинга.

Стратегия фирмы в области товарной политики может включать следующие стратегические направления по отношению к существующей номенклатуре: (), (),().

() представляет собой совокупность всех товаров фирмы, характеризуется широтой, длиной, глубиной и гармоничностью.

Ответы:

1. Уменьшение. 2. Политика «снятия сливок». 3. ЖЦТ. 4. Внедрение. 5. Разработка товара. 6. «Мозговая атака». 7. Анализ существующей проблемы. 8. Пробный маркетинг. 9. Инновация. 10. Открытая дискуссия. 11. Идея товара. 12. Рост. 13. Опрос. 14. Зрелость. 15. Элиминация 16. Спад. 17. Вариация. 18. Товарный микс.

 

УПРАЖНЕНИЯ

1.Какой этап жизненного цикла на российском рынке переживают следующие товары: натуральная минеральная вода «Боржоми»; водка «Кристалл»; сливочное масло высшего сорта; автомобиль -Жигули»; памперсы; колготки «Голден Леди»; туалетная бумага; аспирин «Упса»?

 

2. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» хорошо известна на российском рынке. Вспомните товарный знак фабрики. Можно ли ее на
звание считать брэндом?

 

3. Какие показатели качества наиболее важны для потребителя при покупке шоколада, цветного телевизора, видеомагнитофона, каракулевой
шубы, автомобиля, картофеля?

 

4. Предприятие «Рыжик» специализируется на выпуске плавленых сырков и представляет их на рынке как товары, необходимые для завтрака, удобные в дороге. Недавно предприятие предложило использовать сырки как основу для пюреобразного овощного супа. Можно ли говорить о появлении на рынке нового товара?

 

5. Поясните понятия «товар но замыслу», «товар в реальном исполнении» и «товар с подкреплением на конкретном примере» (телевизор, автомобиль, духи).

 

Задания по теме №10

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Объясните сущность метода ценообразования на основе покупательской реакции.

Какие методы используются в ценообразовании, ориентированном
на маркетинг?

Укажите преимущества и недостатки затратных методов ценообразования.

Вследствие возросших издержек предприятие планирует резкое повышение цены на свой товар. Какие факторы следует учесть, прежде чем привести в исполнение это решение?

Укажите и кратко охарактеризуйте наиболее существенные цели ценообразования.

Укажите этапы процесса ценовой политики.

Объясните понятие «эластичность спроса по цене».

При каких условиях предоставляется скидка за возврат ранее купленного товара?

Объясните понятие «дискриминационная цена».

В чем сущность метода покупательской реакции? Приведите пример.

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

() предполагает чувствительность к цене.

Приверженность марке создает ().

Неценовая конкуренция выделяет товары посредством (),(),().

() — это издержки, величина которых не зависит от объема производства.

() — это издержки, величина которых пропорциональна объему производства.

() предоставляется производителями посредникам за услуги, связанные с продвижением товаров к конечному потребителю.

При неценовой конкуренции производитель делает упор на ().

() определяется как отношение процентного изменения величины
спроса к процентному изменению цены.

Скидка, предоставляемая при покупке товара за наличный расчет,— ().
Метод () позволяет непосредственно определить ценность, которую данный товар представляет для потребителей.

Ответы:

1. Дилерская скидка. 2. Продвижение. 3. Неэластичный спрос. 4. Сервис. 5. Упаковка. 6. Коэффициент эластичности спроса по цене. 7. Покупательская реакция. 8. Переменные издержки. 9. Отличительные ценности товара. 10. Постоянные издержки. 11. Сконто. 12. Эластичный спрос.

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

Ситуационная задача 1

Вы — менеджер по маркетингу предприятия, выпускающего на рынок новый товар (духи с меняющимся в течение времени суток ароматом). Какую ценовую стратегию вы предложите выбрать, и какие факторы следует принять во внимание, устанавливая цену на товар?

 

Ситуационная задача 2

Определите и обоснуйте выбор ценовой стратегии для: а) нового ресторана с русской кухней; б) туристического агентства для любителей экстремального отдыха; в) шампуня для детей, склонных к аллергии; г) торта; д) туалетного мыла.

 

Ситуационная задача 3

Вы — менеджер по маркетингу фирмы, владеющей популярной маркой краски для седых волос. Конкурент вывел на рынок более дешевую, но менее эффективную (70% от вашей). Разработайте ценовую стратегию в данных условиях.

 

Ситуационная задача 4

Рассмотрите следующие категории товаров различных производителей: дорогие шоколадные конфеты, мыло, духи. Сравните размеры упаковки и вес изделия. Обоснуйте следующие решения руководства: повышение и понижение цены при уменьшении или увеличении упаковки.

 

Задания по теме №11

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Что такое товародвижение?

Какие задачи решает канал распределения?

В чем заключается содержание основных методов сбыта?

Какие особенности имеет вертикальная маркетинговая система?

Каким образом можно классифицировать розничные торговые предприятия?

Какие категории оптовых организаций вам известны?

Какие факторы влияют на выбор определенного канала сбыта?

Какие предприятия относятся к немагазинной розничной торговле?

Что нужно учитывать предприятию при выборе посредника?

В чем заключается разница между прямым маркетинговым каналом и косвенным?

 

ТЕСТЫ

Укажите правильный ответ.

1. Какой из указанных каналов товародвижения относится к косвенному:

а) посылочная торговля;

б) продажа через агентов;

в) продажа через магазин розничной торговли.

2. Кто приобретает право собственности на товар:

а) агент производителя;

б) брокер;

в) агент по сбыту;

д) дилер.

3. При каком методе сбыта производители товаров используют услуги независимых посредников:

а) прямой сбыт;

б) косвенный сбыт.

4. Канал распределения — это:

а) способ распространения рекламы;

б) совокупность организаций или лиц, способствующих перемещению товара от производителя к потребителю;

в) способ транспортировки товара.

5. Ширина канала распределения означает:

а) число уровней канала распределения;

б) количество реализуемых товарных групп;

в) число посредников на одном уровне канала распределения.

6. При использовании прямого канала распределения продажа товаров осуществляется:

а) агентами производителей;

б) с помощью почты;

в) через сеть розничных магазинов, не принадлежащих предприятию.

7. Какое из предприятий не относится к внемагазинной розничной
торговле:

а) торговые автоматы;

б) торговля вразнос;

в) выставки каталогов товаров.

8. Физическое лицо или предприятие, которое приобретает значительное количество товара у производителей и организует их движение,— это:

а) розничный торговец;

б) консигнатор;

в) оптовый торговец.

9. Выбор одного торгового посредника для продажи продукции производителя в данном регионе представляет собой:

а) экстенсивный сбыт;

б) исключительный сбыт;

в) выборочный сбыт.

10. Организации, формирующие оптовый рынок путем осуществления гласных публичных торгов, проводимых по установленным правилам в определенном месте и в определенное время,- это:

а) конкурентные торги;

б) товарные биржи;

в) аукционная торговля.

 

 

Задания по теме №12

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Каковы основные цели рекламы?

Какие методы продвижения вам известны?

Что такое персональная продажа?

Каковы основные формы стимулирования сбыта?

Какие этапы включает процесс личной продажи?

Какие мероприятия получили наибольшее распространение в области PR?

В чем заключаются отличительные особенности стратегии «вынуждения» от стратегии «проталкивания»?

По каким признакам можно классифицировать рекламные кампании?

Из каких этапов состоит план рекламной кампании?

На кого направлены мероприятия по стимулированию сбыта?

 

ТЕСТЫ

Укажите правильный ответ

1. Рекламный слоган — это:

а) элемент товарной марки, идентифицирующий фирму;

б) единый художественно-графический подход к оформлению рекламных материалов;

в) комплекс мероприятий, направленных на формирование престижного образа товара;

г) короткий лозунг, девиз фирмы.

2. Рекламная кампания называется целевой, если:

а) она преследует цель постоянного увеличения интенсивности
рекламного воздействия;

б) рекламодатель использует лишь один конкретный вид рекламной деятельности;

в) она направлена на определенную группу целевого воздействия.

3. Достоинствами печатной рекламы являются:

а) широкие возможности выражения идей различными художественными средствами;

б) высокое качество воспроизведения;

в) длительность существования и использования;

г) широта охвата.

4. К социальным функциям PR относятся:

а) поддержка талантливой молодежи, начинающих предпринимателей;

б) помощь малоимущим слоям населения;

в) формирование или восстановление имиджа компании;

г) оказание содействия общественно-политическим организациям.

5. Метод фиксированного процента заключается в том, что:

а) затраты на каждый вид рекламных мероприятий фиксированы в виде
определенного процента от общего объема ассигнований на рекламу;

б) ассигнования на рекламу идут в виде определенной доли бюджета,
оборота, доходов или прибыли;

в) затраты на рекламные мероприятия определяются аналогичными затратами наиболее сильных конкурентов, равны или превышают их.

6. Экономическая эффективность рекламы — это категория, отображающая:

а) изменение покупательского поведения потребителей;

б) сравнение «мощности рекламной атаки» с затратами на рекламную кампанию;

в) результат сопоставления расходов на рекламу с изменением
объема продаж.

7. Фирменный стиль — это:

а) единство постоянных художественных и текстовых элементов
во всех рекламных разработках и средствах рекламы фирмы;

б) набор дизайнерских элементов, присутствующих в рекламе
фирмы;

в) совокупность цветовых, графических, словесных и других констант, постоянно используемых фирмой в рекламных кампаниях.

8. Какой из представленных вариантов не характеризует уровень воздействия рекламного обращения на аудиторию:

а) когнитивный;

б) аффективный;

в) суггестивный;

г) импульсивный;

д) конактивный,

9. Какие товарные знаки наименее популярны:

а) изобразительные;

б) словесные;

в) смешанные;

г) объемные.

10. На кого не распространяются мероприятия по стимулированию сбыта:

а) на потребителей;

б) на производителей;

в) на посредников;

г) на продавцов.

 

Задания по теме №13

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В чем заключается цель маркетингового планирования?

Какие требования предъявляет маркетинговое планирование к целям организации?

В чем заключается сущность GAP-метода?

Какие основные характеристики представлены в анализе конкурентов?

В чем сущность SWOT-анализа?

Перечислите и дайте характеристику этапам АСП-подхода.

Объясните сущность понятия «миссия».

Перечислите и объясните этапы процесса анализа спроса.

В чем заключается различие между аудитом и самооценкой на предприятии?

В чем заключается сущность маркетинговой программы и ее элементов?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

() представляет собой логическую последовательность действий,
целью которых является формулирование маркетинговых целей организации и планов их достижений,

Выделяются следующие стадии маркетингового планирования:

(), (), ().

Конъюнктура рынка характеризуется соотношением между () и ().

Для определения оптимальных размеров производства определяется
(), () и () спроса.

Если степень удовлетворения спроса Кс < 1, то () превышает ().

Если степень удовлетворения спроса Кс > 1, то() превышает ().

() предусматривает изучение сильных и слабых сторон предприятия,
изучение возможностей и прогнозирование потенциальных угроз.

() использует два сопоставимых фактора: цель фирмы и стратегию
ее достижения.

() концентрация усилий на создании продуктов, обладающих свойствами, отличающими их в лучшую сторону от конкурентов.

() — деятельность, направленная на выпуск новых, не типичных для компании продуктов и с выходом на нетрадиционные рынки.

Ответы:

1. Перспективный спрос. 2. Предложение. 3. GAP-метод. 4. Спрос. 5. Стратегические решения. 6. Маркетинговое планирование. 7. Диверсификация. 8. Дифференциация. 9. Текущий спрос. 10. Анализ. 11. SWOT-анализ. 12. Степень удовлетворения. 13. Программы внедрения.

 

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Конкретная ситуация: Фирма «Заря»

Фирма «Заря» производит алюминиевые блоки для наружного остекления зданий (жилых домов и магазинов). В фирме работают около 40 человек. Ее оборот составляет40 млн. руб. Рынок готовых оконных блоков можно разделить на две части.

Рынок, ориентированный на тех, кто занимается только установкой оконных блоков. Сбыт продукции через специализированные фирмы, занимающиеся установкой блоков. Эти фирмы в основном обслуживают частных заказчиков. Объем рынка: 220 млн. руб. (из них 10% приходятся на изделия из синтетических материалов).

Рынок, ориентированный на строительную индустрию (строительство новых зданий). Сбыт через торговые фирмы, обслуживающие строительную индустрию, и подрядчиков, занимающихся строительством новых и реконструкцией старых зданий; здесь подрядчики занимаются установкой оконных блоков сами. Объем рынка: 270 млн. руб. (из них 25%—изделия из синтетических материалов).

До сих пор «Заря» ориентировалась на фирмы, специализирующиеся только на установке блоков. Эти «фирмы-установщики» (их насчитывается порядка 100) обычно предлагают две-три марки блоков, различающиеся по цене (хотя некоторые марки могут иметь и сходные цены), С точки зрения цены на свою продукцию «Заря» занимает промежуточное положение на рынке, Отличия в качестве продукции незначительные. Зачастую выбор заказчиком конкретной фирмы-изготовителя зависит от того, что ему рекомендует сама фирма-установщик, или от собственной информированности заказчика об изделиях упомянутой фирмы-изготовителя. Благодаря рекламе в журналах «Заря» смогла стать одной из трех наиболее известных торговых марок. Исследования показали, что 10% потенциальных покупателей отдают предпочтение «Заре».

Фирмы-установщики обслуживают домовладельцев. Специалисты фирмы проводят необходимые измерения в помещении заказчика, дают рекомендации, касающиеся марок изделия и цены на них, а затем совместно с заказчиком делают окончательный выбор. Далее фирма-установщик заказывает изделие соответствующего размера у фирмы-изготовителя. На поставку и установку уходит от шести до восьми недель. В настоящее время малые строительные фирмы все чаще работают и как установщики. Когда такая фирма реконструирует кухню или комнату, она берет на себя и установку оконных блоков. Конечно, подобная практика наносит ущерб специализированным компаниям. До настоящего времени «Заря» не занималась поставками своей продукции такого рода подрядчикам.

Производственный процесс на «Заре» выглядит относительно просто. Алюминиевый лист закупается у одной из компаний (вместе с петлями и замками). Лист разрезается, и с помощью специализированных машин изготовляются три типа стандартных секций. Стекло закупается у другой компании. Алюминиевые секции разрезаются по размеру, оконные блоки собираются и полируются. Далее устанавливаются петли и замки. Наконец, стекло вставляется в штампы из синтетического материала.

За последние два года рост оборота «Зари» приостановился. В том цехе, где штампуются секции, наблюдается недозагрузка мощностей. Причина этого кроется в растущей популярности оконных блоков из синтетических материалов. В течение многих лет фирмы-изготовители оконных блоков и фирмы-установщики были настроены скептически относительно долговечности синтетических оконных блоков, однако поставляемые изделия могут иметь несколько различных цветов. Кроме того, они оказываются на 12% дешевле. Сегодняшний заказчик также хорошо знает это, и в настоящее время доля альтернативной продукции из синтетического материала на рынке достигла 10%,

«Заря» рассматривает возможность освоения производства синтетических блоков. Это можно сделать относительно легко, так как производственный процесс в основном остается прежним. В этом случае потребуется закупать синтетические секции вместо алюминиевых листов. Новые капиталовложения потребовались бы только для закупки машин для полировки и резания материала.

Кроме того, «Заря» прорабатывает еще одну идею: освоение мебели. Считается, что фирме удастся воспользоваться растущей популярностью «техностиля». Прежде всего, это относится к таким изделиям, как шкафы, кровати и настенные полки. Характерными особенностями этого стиля являются окрашивание мебели в металлические цвета методом распыления, а также популярность при производстве мебели таких материалов, как хром и сталь. Появившись на рынке кухонной мебели, эта тенденция уже распространилась и на предметы мебели для гостиной (кофейные и телевизионные столики, лампы). С точки зрения «Зари», большое преимущество такого расширения ассортимента продукции — особенно это касается настенных предметов мебели, шкафов и кроватей — в том, что компания может в полной мере воспользоваться имеющимися собственными производственными технологиями. В конце концов, здесь в основе производства лежат алюминиевые секции и здесь также необходимы высокая точность обработки и идеальная доводка изделий. Кроме того, рынок мебели обширней рынка оконных блоков.

На совещании членов правления фирмы господин И.Быстров (генеральный директор), госпожа О.Ульянова (управляющая по маркетингу) и господин Б.Зуев (управляющий по производству) имели следующую беседу.

О. Ульянова: Огромное преимущество рынка мебели заключается в том, что он действительно дает нам большой шанс. Фирма «Радуга», занимающаяся производством кроватей, ничего не знает об алюминии. А фирма «Прима» обладает ноу-хау только по дереву. В этом наша сильная сторона.

Б.Зуев: Преимущество производства мебели вместо синтетических оконных блоков состоит в том, что в этом случае мы сможем воспользоваться большим числом производственных технологий из числа тех, что используются нами в настоящее время (например, производство секций).

И.Быстров: Но если мы начнем выпускать синтетические блоки, мы намного больше выиграем благодаря той высокой репутации, которой наша продукция пользуется среди потребителей.

Б.Зуев: Риск перехода на синтетические изделия состоит в том, что мы не уверены в их долговечности. Фирмы-установщики думают то же самое. Правда, Ассоциация потребителей заявляет, что синтетика долговечна, но возникает вопрос: что они знают о синтетике?

И.Быстров: Наш алюминий самый лучший на рынке. И мы должны продолжать работать в этой области. И если мы займемся мебелью, почему бы нам ни попробовать продавать свои оконные блоки через мелкие строительные фирмы? В этой области тоже имеется огромный потенциал роста.

О.Ульянова: В долгосрочном плане преимущество мебели в том, что этот рынок намного надежнее. Если мы будем продолжать работать по-прежнему, рынок оконных блоков будет полностью насыщен через 25 лет. И что мы тогда будем делать?

И.Быстров: Исследование перспектив в области производства алюминия, проведенное одной консалтинговой фирмой, показало, что в конечном итоге многие из используемых синтетических изделий могут быть повреждены радиацией, вызванной «озоновой дырой». На алюминии же этот эффект не скажется.

 

Проведите SWOT-анализ для фирмы «Заря».

Прокомментируйте основные направления стратегического развития деятельности фирмы «Заря» на рынке.

Укажите 2 преимущества и 2 недостатка каждого из этих направлений.

Определите экономические и коммуникативные цели маркетинга по целевым рынкам, где собирается действовать фирма «Заря».

Предложите план маркетинговых мероприятий по достижению выбранных целей.

Если бы Вам предложили выбрать одно из указанных направлений стратегического развития фирмы «Заря», то каким бы было Ваше решение и почему?

 

Задания по теме №14

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В чем заключается координирующая роль маркетинга в его связях с другими функциями предприятия?

Какие возможности существуют у малых предприятий по организации и проведению работ по маркетингу?

Какие виды деятельности должны охватываться службой маркетинга на предприятии?

Перечислите права и обязанности работников службы маркетинга на предприятии.

В чем состоят различия между функциональной, дивизиональной и матричной структурой организации службы маркетинга?

Почему в настоящее время «межфункциональные команды» лучше обеспечивают взаимодействие различных подразделений предприятия?

Что означает бизнес-инжиниринг применительно к маркетинговой деятельности предприятия?

Какие требования предъявляются к специалистам в области маркетинга?

В чем заключаются обязанности менеджера по продукту?

Назовите и прокомментируйте взаимоотношения, складывающиеся в настоящее время между менеджерами различного уровня в управлении маркетинговой деятельностью.

Как следует осуществлять подбор специалистов в службу маркетинга?

Как можно стимулировать работу сотрудников службы маркетинга?

Проанализируйте основные этапы организации маркетинга на российских предприятиях.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

Конкретная ситуация: «Сокращение объемов сбыта»

В дирекции крупного мясоперерабатывающего комбината в разгаре горячая дискуссия. Комбинат столкнулся с новой для него проблемой: сокращение объемов сбыта своей продукции.

Директор комбината А.Малютин высказал своим коллегам мысль о том, что сложности, которые переживает комбинат, требуют серьезной перестройки работы практически всех подразделений. Особое место он уделил вопросам необходимости учета комбинатом процессов, происходящих на рынке. Директор внес предложение об организации на комбинате отдела маркетинга.

Выступает главный инженер комбината В.Владимиров: «Мы всегда выпускали колбасные изделия и мясные полуфабрикаты, которые пользовались у населения повышенным спросом. В настоящее время комбинат заказал в Италии и Голландии новое оборудование. Оно позволит наладить производство новой продукции — сырокопченых и сыровяленых колбас, мини-салями, колбас мартоделла, сосиски в новой упаковке и другое. Мы делаем все, чтобы наше производство было современным. А что касается возникших проблем сбыта, то нужно, чтобы наши сбытовики просто лучше работали».

В ответ на эти замечания начальник отдела сбыта Г. Малик сказал: «Да, это хорошо, что мы постоянно думаем об улучшении своей производственной базы. Но подумайте и над таким фактом. Сейчас комбинат может продать лишь 60% выпускаемой продукции. Торговые предприятия стали предъявлять к нам большие требования. Их не совсем устраивает наша продукция по ассортименту, качеству и цене. На рынок поступает в большом количестве колбасная продукция других предприятий, в том числе импортная. Комбинат может затовариться, хотя и хранить-то нам негде, не хватает складских площадей. Торговля постоянно твердит, что покупатель сегодня стал другим, более разборчивым и даже капризным».

В.Владимиров бросил в сторону Г.Малика презрительную фразу: «Так что же из-за этих капризов прикажете больше не закупать передовую технологию и сокращать выпуск нашей продукции? Не оправдываете ли Вы свою бездеятельность?»

Тут попросил слово финансовый директор В.Комов: «Нет, отказываться от закупок импортной техники не нужно. Я тут посчитал, что с ее помощью мы по своим доходам смогли бы стать миллионерами. И цены не следует снижать. Финансовые успехи предприятия — это основа нашего благополучия».

Г.Малик попросил укрепить отдел сбыта комбината, выделить ему дополнительное финансирование, увеличить численность сбытового аппарата.

А.Малютин с пользой для себя использовал время, в течение которого велась дискуссия, Коллеги навели его на ряд новых мыслей и аргументов в пользу организации на комбинате нового подразделения — отдела маркетинга.

 

Используя пример, выполните следующие задания.

Представьте себе, что Вы генеральный директор мясокомбината. Как бы Вы, воспользовавшись состоявшейся дискуссией, пытались убедить свой управленческий персонал в необходимости создания отдела маркетинга. Сделайте это так, чтобы сотрудники этого отдела воспринимались бы как ценные для комбината работники.

Представьте, что Вы назначены руководителем отдела маркетинга. С чего бы Вы начали свою деятельность? Предложите круг вопросов, которые, по Вашему мнению, необходимо включить в программу обучения работников службы маркетинга.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.625 сек.