Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Долевые ценные бумаги




Акция представляет собой ценную бумагу, дающую право ее владельцу на участие в деятельности компании и на получение дохода в виде части прибыли компании за определенный период, который называется дивидендом. Владелец акции называется акционером.

Основным мотивом покупки акций является надежда на получение прибыли.

В отличие от облигации акция является ценной бумагой с неограниченным сроком жизни и нефиксированной доходностью. Любая акция может перестать существовать только после банкротства компании, т.к. она представляет собой долю в компании. Цены акций меняются в гораздо больших пределах, нежели цены облигаций, поэтому представляют гораздо больший риск для инвестора, однако дают и гораздо большие возможности для получения дохода.

Так, например, с 2001 года по 2006 год цена на акции компании "Газпром" выросла более чем в 15(!) раз. Любой инвестор, покупающий акцию, может рассчитывать на рост стоимости акции на рынке или на получение дивидендов.

Дивиденды - это выплаты владельцам акций компании из прибыли предприятия, с учетом его дивидендной политики. Размер дивиденда предлагается на Совете Директоров компании и впоследствии на Собрании Акционеров утверждается. Право на участие в собрании акционеров имеют лица, державшие акцию обыкновенную на день закрытия реестра, который определяется после Совета Директоров.

Однако, доходность от изменения стоимости акций в десятки раз выше, чем доход от получения дивидендов. По большинству акций дивидендная доходность составляет 1%.

Акции бывают двух основных типов: обыкновенные и привилегированные.

· Обыкновенные акции наделяют своего владельца правом участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, иметь право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - правом на получение части его имущества в размере стоимости принадлежавших ему акций. Однако владельцы обыкновенных акций получают дивиденды после того, как их получают владельцы привилегированных акций.

· Владелец привилегированной акции не имеет право голоса на собрании акционеров, но ему гарантирована твердая дивидендная политика по дивидендным выплатам, а также приоритетное право на часть имущества при ликвидации общества. Владелец обыкновенной акции при осуществлении этого процесса стоит в очереди за владельцем привилегированной акции.

 

 

Привилегированные акции

Существует два типа привилегированных акций:

· Кумулятивные – невыплаченный, или не полностью выплаченный дивиденд, накапливается и выплачивается впоследствии.

· Конвертируемые – возможность обмена акций на акции других типов.

Акции акционерного общества можно так же разделить на:

· Размещенные. Ими считаются акции, уже приобретенные акционерами.

· Объявленные - которые акционерное общество может выпустить дополнительно к размещенным акциям.

По типу акции можно разделить на следующие категории:

· Акции роста. Этот общий термин относится к любому виду акций, которые имеют хороший рыночный рост. Инвесторы покупают акции роста, потому что они ожидают, что их ценность повысится в будущем. Это акции, как правило, известных компаний.

· Голубые фишки. Этот термин заимствован из игры в покер, где голубые фишки - являются наиболее ценными, и относятся к акциям больших и кредитоспособных (финансово стабильных) компаний. В России – "РАО ЕЭС", "Ростелеком", "Лукойл". В США – "IBM", "General Motors", "Exxon", "General Electric" и "Dow Chemical".

· Акции Дохода. Эти акции имеют довольно высокие дивиденды, часто обеспечивая акционера приличным доходом. В эту категорию попадают акции сервисных компаний, компаний, оперирующих с недвижимостью, и т.д.

· Циклические акции. Акции этой категории резко реагируют на изменения в экономическом цикле. Цена акций сильно падает при экономическом спаде, но также имеет склонность быстро повышаться при экономическом подъеме. Типичный пример таких акций, акции автомобильных заводов, авиалиний, туристических компаний, и т.д.

· Защитные акции. Люди покупают защитные акции, чтобы защищать себя от потерь во время экономического спада. Это частично возможно при покупке акций таких отраслей промышленности, которые не сильно страдают в этот период. Это отрасли промышленности, производящие продовольствие, напитки, сигареты.

· Спекулятивные акции. Название говорит само за себя - это чрезвычайно рисковые акции. Инвесторы, вкладывающие деньги в подобные акции могут ожидать как большую прибыль, так и грандиозные потери.

· Сезонные акции. Акции компаний, доходы которых связаны с определённым сезоном. Например, многие торговые компании получают значительную часть дохода в период сезонных распродаж.

Выпуск акций, как и в случае облигаций, называется эмиссией, а компания, выпускающая акции, эмитентом. Как и облигация, акция имеет номинал, т.е. начальную стоимость в момент выпуска. Вся сумма номиналов акций или по-другому сумма, вырученная при размещении акций, называется акционерным капиталом компании.

Сам процесс выпуска называется " Первоначальным Размещением ", которое контролируется специальным государственным органом (в России это - ФСФР (Федеральная Служба по Финансовым Рынкам)), требующим в первую очередь от компании так называемый проспект эмиссии - документ, определяющий параметры выпуска акций. При первичном размещении компания обычно работает с посредником, который называется " андеррайтером " (англ. - underwriter), т.е. с брокерской компанией или банком, которые могут продать акции потенциальным инвесторам, а также определить наиболее приемлемую цену продажи. При большом спросе на выпускаемые акции андеррайтер может решить выкупить самостоятельно весь выпуск акций и затем продать его уже на рынке.

За время своего существования компания может несколько раз эмитировать акции, или по-другому проводить дополнительные эмиссии, с целью увеличения капитала.

Кроме этого существует еще два процесса:

· Расщепление акций (англ. - Split). Компании расщепляют акции для понижения их цены и стимулирования торговли. Когда акция расщепляется, их количество становится больше, но общая цена не меняется. Допустим, акция стоит 10.000 рублей. Компания провозглашает, что теперь одна акция равна двум. Цена акции падает до 5.000 рублей. Человек, владеющий 300 акциями по 10.000 рублей, получает 600 по 5.000 рублей - но общая цена остается прежней – 3.000.000 рублей. Сплит акций - обычно хорошая новость. Конечно, цена акции при этом урезается наполовину, но, тем не менее, очень приятно чувствовать себя владельцем большего числа акций компании, особенно, если они продолжают расти. Акции могут расщепляться три за одну, три за две, десять за одну или в любой другой комбинации. Практика показывает, что соотношение два к одному встречается чаще, чем соотношения три к двум и четыре к одному.

· Обратный Сплит (англ. - Reverse Split). Компания, проводящая обратный сплит, обычно имеет слишком много акций в обращении, и недостаточно прибыли, или же прибыль отсутствует вообще. Имея огромное количество акций в обращении, убытки вместо прибыли, и ни малейшей заинтересованности с чьей-либо стороны в покупке ее акций, компания часто пытается провести обратный сплит, в надежде восстановить хоть какой-то интерес к своим бумагам. По меньшей мере, это действие выводит с рынка большое количество ее акций. Когда компания получит прибыль (если она ее получит), в обращении будет находиться меньшее число акций, и прибыль на акцию будет больше. Этот факт призван помочь цене акции подрасти.

· Как уже говорилось раньше, размер выплат по дивидендам обычно составляет около 1% от стоимости акций. Один процент в рамках одного года - это мало, но вся суть заключается в том, что акцию не нужно держать целый год, чтобы получить этот доход.

· Как правило, дивиденды выплачиваются по итогам работы предприятия за год, иногда бывает, что дивиденды выплачивают в середине года - по итогам работы за определенный квартал.

· В начале проходит совет директоров, на котором на основании представленной бухгалтерией информации о предварительной прибыли компании, определяется рекомендуемый размер дивидендов на акцию. Кроме этого на совете директоров утверждаются две даты - дата закрытия ("отсечки") реестра и дата собрания акционеров. Окончательно дивидендные выплаты утверждаются на Собрании акционеров.

· Дата закрытия реестра и есть дата, на которую надо иметь акцию, чтобы иметь право на дивиденды и участие в собрании акционеров. Вы можете держать акцию только в один этот день и получить дивиденды. Один процент за год - это мало, один процент за день - это уже нормально, но нельзя забывать, что цена тоже не стоит на месте и вероятней всего после закрытия реестра она упадет.

· Единственное, что необходимо добавить - дивиденды будут начислены на счета клиента не сразу после закрытия реестра, а спустя некоторое время. Дивидендные выплаты начисляются на счета клиентов, как правило, с уже уплаченным налогом, который составляет 9% от суммы дивиденда.

Цена акции может измениться в любой момент, это зависит от состояния рынка, поведения инвесторов и множества других факторов.

В течение дня, недели или месяца цена акции может колебаться в широком диапазоне под влиянием общих тенденций фондового рынка или новых обстоятельств, возникших в отдельной компании или в целой отрасли. Иногда цены на акции поднимаются и падают вообще без видимой причины. Любая совокупность событий или обстоятельств может повлиять на уверенность вкладчиков и на соотношение предложения и спроса со стороны продавцов и покупателей.

Существуют различные критерии оценки стоимости акции. Однако покупателя в первую очередь интересуют перспективы получения прибыли, потенциальные дивиденды и финансовое состояние компании. Цена акции определяется этими тремя основополагающими факторами, поскольку именно ими руководствуются инвесторы, сравнивая акции с другими доступными им инвестиционными возможностями.

Основной интерес инвесторов представляет рыночная (курсовая) цена акции - это цена, по которой акция продается и покупается на рынке.

Рыночная цена обычно устанавливается на торгах на фондовой бирже и отражает действительную цену акции при условии большого объема сделок. Биржевой курс как результат биржевой котировки, определяется равновесным соотношением спроса и предложения. Цену предложения устанавливает продавец, цену спроса - покупатель.

Котировка предполагает наличие двух цен:

· Цена покупки, по которой покупатель выражает желание приобрести акцию, или цена спроса (bid price) – "бид".

· Цена предложения, по которой владелец или эмитент акции желает ее продать, - цена предложения (offer price) – "оффер".

Расстояние между лучшим оффером и бидом называется " спрэдом ". Чем больше интерес к какой-либо акции, тем меньше спрэд и тем выше ликвидность акции. Если цена заявки на покупку совпадает с лучшим оффером или оказывается выше его, то происходит сделка. Аналогично если цена продажи совпала с ценой лучшего бида или оказалась ниже его, также происходит сделка. Цена, по которой проходят сделки в данный момент, называется текущей или рыночной.

В отличие от финансовых инструментов с фиксированной доходностью, которые по истечении срока действия обязательно погашаются в соответствии с номиналом, корпорации не несут обязательств по выкупу акций у своих акционеров. Именно поэтому, стоимость (котировки) акций определяется только соотношением спроса и предложения на открытом рынке ценных бумаг. Поскольку основной целью покупки акций для большинства частных инвесторов является последующая их продажа по более высокой цене, оценка привлекательности акций для вложения капитала явно или не явно сводится к прогнозированию спроса на них.

Существует два взаимодополняющих подхода к оценке акций - фундаментальный анализ и технический анализ.

В основе фундаментального подхода лежит постулат о том, что акции успешных компаний растут в цене, в то время как стоимость акций убыточных предприятий падает. В самом деле, чем более доходным становится бизнес, совладельцем которого Вы являетесь как акционер, тем дороже должна стоить Ваша доля (акции) в этом бизнесе. И наоборот, если Ваша компания непрерывно несет убытки, если растет ее задолженность перед кредиторами, то стоимость такой компании будет уменьшаться.

Любая компания, акции которой свободно обращаются на фондовом рынке, обязана ежеквартально публиковать результаты своей коммерческой деятельности - оборот, доход, основные позиции балансового отчета.

Как на основе этой информации спрогнозировать спрос и предложение на акции конкретной компании? Очень просто: чем большее число инвесторов ознакомится с основными финансовыми показателями данной компании и, чем лучше будут эти показатели относительно аналогичных показателей других компаний, тем большее число инвесторов захочет вложить свои средства в акции именно этого предприятия. Чем больше желающих купить, тем выше спрос.

Помимо этого, фундаментальный анализ изучает макроэкономические тенденции и их воздействие на цену конкретных ценных бумаг.

Кроме фундаментального анализа существует подход к оценке акций, который называется - технический анализ. Технический анализ занимается исследованием рыночной динамики, представленной на ценовых графиках, с целью прогнозирования будущего движения цены.

Исходными данными для любого из методов технического анализа является история торгов данными акциями, которая представляется обычно в виде графика. Исключительно на основании этой истории и строится прогноз о поведении котировок в ближайшем будущем. В основе технического анализа лежит постулат о том, что существуют закономерности изменения котировок акций во времени, отражающие либо определенные аспекты психологии участников торгов, либо крупномасштабные операции на рынке.

Не следует забывать и о феномене обратного влияния технического анализа на котировки акций - чем большее число трейдеров анализирует графики котировок акций данной компании, и чем большее число методов технического анализа дает положительные сигналы на покупку, тем большее число трейдеров захочет совершить сделку на этих акциях, что в свою очередь, приведет к повышению спроса. Справедливо и обратное - чем хуже выглядит график котировок акций данной компании, тем большее число трейдеров может вступить в игру на понижение, что неизбежно приведет к увеличению предложения и это не самый лучший момент для покупки акций, даже если вы планируете долгосрочные инвестиции.

Биржа является организатором торговли конкретными финансовыми инструментами - акциями, фьючерсными контрактами и опционами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.