Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е издание




ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

Грэйс Крайг, Дон Бокум

 




Данное издание представляет собой одно из наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его несомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех этапов человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, собственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важнейшая особенность данного учебника — целостный подход к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультурных, собственно психологических, что позволяет реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждой из его стадий и выявить основные закономерности становления человека как индивида, личности и субъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физического, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью.

По широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации предлагаемое издание является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам, и научным сотрудникам.


Предисловие

Часть I. Начало

Глава 1. Перспективы и методы исследования

Предварительный обзор

Ключевые проблемы изучения развития человека

Историческое и современное видение развития человека Изучение развития человека: описательные подходы

Изучение развития человека: экспериментальные подходы

Этика научного исследования

Краткое содержание главы

Глава 2. Подходы к пониманию развития человека

Предварительный обзор

Дополнительные вопросы о развитии

Психодинамические подходы

Бихевиоризм и теории научения

Когнитивные подходы

Биологические подходы

Системные подходы

Теории в ретроспективе

Краткое содержание главы

Глава 3. Наследственность и среда

Предварительный обзор

Молекулярная генетика

Гены, хромосомы и деление клеток

Генетические и хромосомные нарушения

Новые направления генетических исследований и методов лечения

Генетика поведения

Влияния среды и различных контекстов

Процессы, происходящие в рамках микросистемы

Процессы, выходящие за рамки микросистемы

Краткое содержание главы

Глава 4. Пренатальное развитие и рождение ребенка

Предварительный обзор

Пренатальный рост и развитие

Влияние среды на пренатальное развитие

Роды

Оглавление

Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска

Развивающаяся семья

Краткое содержание главы

Часть II. Детство

Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие

Предварительный обзор

Новорожденные

Физическое и моторное развитие

Сенсорное и перцептивное развитие

Когнитивное развитие

Развитие речи

Краткое содержание главы

Глава 6. Младенцы и тоддлеры: личность и социокультурное развитие

Предварительный обзор

Социальное и эмоциональное развитие в младенчестве

Паттерны ранних отношений

Отцы, братья, сестры и семейная система

Развитие личности на втором году жизни

Занятость родителей

Краткое содержание главы

Глава 7. Раннее детство: физическое, когнитивное и речевое развитие

Предварительный обзор

Физическое развитие

Развитие двигательных навыков

Когнитивное развитие

Память и когнитивное развитие

Развитие речи и культура

Игра и научение

Краткое содержание главы

Глава 8. Психосоциальное развитие в раннем детстве

Предварительный обзор

Проблемы развития и техники совладания

Агрессия и просоциальное поведение

Сверстники, игра и развитие социальных навыков

Понимание себя и других

Семейная динамика

Краткое содержание главы

Глава 9. Физическое и когнитивное развитие в среднем детстве

Предварительный обзор

Физическое и моторное развитие

Когнитивное развитие

Оценка интеллекта и достижений

Научение и мышление в процессе школьного обучения

Оглавление

Нарушения и расстройства развития

Краткое содержание главы

Глава 10. Психосоциальное развитие в среднем детстве

Предварительный обзор

Развитие личности в расширяющемся социальном мире

Социальное знание и моральное сознание

Продолжающееся влияние семьи

Отношения со сверстниками и социальная компетентность

Краткое содержание главы

Часть III. Подростковый возраст

Глава 11. Физическое и когнитивное развитие в подростковом возрасте

Предварительный обзор

Подростковый период в наше время

Физическое развитие и адаптация

Сексуальные установки и поведение

Когнитивные изменения в подростковом возрасте

Краткое содержание главы

Глава 12. Личность и социокультурное развитие в подростковом возрасте

Предварительный обзор

Задачи развития подросткового возраста

Семейная динамика

Взаимоотношения в подростковый период

Трудности подросткового возраста

Стресс, депрессия и совладание с ними в подростковом возрасте

Краткое содержание главы

Часть IV. Взрослость

Глава 13. Ранняя взрослость: физическое и когнитивное развитие

Предварительный обзор

Перспективы развития в периоде взрослости

Общее физическое развитие

Секс и сексуальность

Когнитивная непрерывность и изменчивость

Периодизация и задачи развития у взрослых

Краткое содержание главы

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости

Предварительный обзор

Длительность и изменчивость

Личность, семья и работа

Установление близких отношений

Родительство и развитие взрослых

Профессиональный цикл

Оглавление

Работа и пол

Краткое содержание главы

Глава 15. Физическое и когнитивное развитие в средней взрослости

Предварительный обзор

Развитие в среднем возрасте

Физическая стабильность и изменчивость

Здоровье и болезни

Сохранение и изменение когнитивных возможностей в среднем возрасте

Краткое содержание главы

Глава 16. Психосоциальное развитие в средней взрослости

Предварительный обзор

Стабильность и изменчивость личностного развития

Семья и друзья: межличностные контексты

Изменение семьи

Стабильность и изменчивость профессиональной жизни

Краткое содержание главы

Глава 17. Поздняя зрелость: физическое и когнитивное развитие

Предварительный обзор главы

Старение сегодня

Физические аспекты старения

Причины старения

Когнитивные изменения в пожилом возрасте

Краткое содержание главы

Глава 18. Поздняя зрелость: личностное и социокультурное развитие

Предварительный обзор главы

Личность и старение

Выход на пенсию: значимое изменение статуса

Семейные и личные связи

Социальная политика Соединенных Штатов и пожилое население

Краткое содержание главы

Глава 19. Смерть и умирание

Предварительный обзор главы

Страх смерти

Встреча с собственной смертью

В поисках гуманной смерти

Горе утраты и скорбь

Завершая жизненный цикл

Краткое содержание главы

Глоссарий

Список литературы

Алфавитный указатель


Предисловие к русскому изданию

Девятое издание учебника Грэйс Крайг и Дона Бокума представляет собой одно 13 наиболее полных современных учебных пособий по психологии развития. Его 1есомненное достоинство заключается во внимательном рассмотрении всех эта-юв человеческой жизни, включая не только период подготовки к родительству, юбственно пренатальный период, но и старение, умирание и смерть. Другая важ-1ейшая особенность, которая привлекает в данном учебнике, — целостный под-сод к описанию и анализу процесса развития человека. Авторы рассматривают развитие как взаимовлияние многих факторов: биологических, социокультур-гых, собственно психологических. Это позволяет в действительности реализовать комплексный подход к анализу развития человека на каждый из его стадий и зыявить основные закономерности развития человека как индивида, личности и;убъекта деятельности. На каждой из стадий описываются особенности физиче-;кого, когнитивного, эмоционального, психосоциального развития. Чрезвычайно полезным является освещение развития как процесса, характеризующегося высокой индивидуальной вариативностью. Это закладывает у будущих психологов понимание своеобразия и индивидуальной неповторимости, а также ценности каждой человеческой личности, даже если она отклоняется по своему развитию от стандартных нормативов.

В учебнике очень удачно сочетается рассмотрение методологических, методических проблем и конкретных практических показателей развития.

Девятое издание дополнено новыми научными данными о развитии в современных условиях жизни. В соответствии с этими реалиями показано влияние современной напряженной международной ситуации и последствий военных конфликтов на развитие детей разного возраста, рассмотрены проблемы беженцев, подростков-репатриантов и др. Особое внимание уделено развитию детей, растущих в ситуации постоянной опасности.

В данном издании существенное внимание уделено этическим проблемам психологии развития, как с точки зрения этики научного исследования, так и с позиций философских аспектов добра и зла, их социальных и биологических истоков.

В учебном пособии обсуждаются современные проблемы генетики, роль мутаций в воспроизводстве, введен раздел о клонировании. Обсуждается вопрос о возможностях применения на практике клонирования человека.

В контексте обсуждения влияния среды на психическое развитие рассмотрены модели экологических систем У. Бронфенбреннера с акцентом на углубленный анализ уровня микросистем, в частности, оперантного обусловливания и социального научения.

Необходимо отметить, что данный учебник характеризует глубокое научное и вместе с тем доступное для понимания студентов изложение сложных методологических проблем современной психологии развития. Большой интерес вызывает анализ соотношения плавности и стадиальности, сенситивных и критических периодов, их роли в развитии. Авторы привлекают внимание студентов к понятию контекстности развития, рассматривают парадигму цивилизационного развития, дополняя ее введением понятий коллективистской и индивидуалистической культуры. Авторы стремятся к тому, чтобы полученные знания об особенностях психического развития студенты могли применять на практике. Поэтому каждый раздел содержит анализ трудностей и направлений психологической помощи, характерных для данного периода развития. Содержатся, например, разделы «Помощь матерям подросткового возраста в условиях бедности», «Трудности родителей-одиночек» (заметим, что в этом разделе рассматриваются трудности не только матерей, но и отцов-одиночек), «Влияние реформы социального обеспечения на одиноких американских родителей» и др. Несмотря на то что социальные условия Америки и современной России различаются, этот практический опыт, безусловно, может быть полезен российским психологам.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что по широте охвата проблем, глубине анализа и систематизации данное учебное пособие является на настоящий период самым полным и может быть полезно не только студентам, обучающимся психологии, но и практикующим психологам и научным сотрудникам.

Кандидат психологических наук, доцент |Т. В. Прохоренко

Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ Л. А. Головей

Предисловие

История человеческой жизни независимо от культурных особенностей, в которых она протекает, представляет собой богатое событиями и захватывающее драматическое произведение. Комплексное изучение развития человека в контексте (см. глоссарий) является одинаково сложной задачей как для студентов, так и для ученых. Девятое издание «Психологии развития» (Human development, ninth edition) объединяет в себе данные, взятые из различных отраслей научного знания (психология, биология, социология, антропология, история, уход за ребенком и воспитание, медицина и здравоохранение — лишь немногие из них). Такой подход поможет предоставить наиболее полный современный обзор ключевых тем, проблем и противоречий, связанных с развитием человека на протяжении всего его жизненного пути.

Работу над этим изданием «Психологии развития» я снова вела вместе с Доном Баукумом, экспериментальным психологом и опытным клиницистом, чьи личные наблюдения, эклектичный опыт преподавания и увлекательный писательский стиль помогли вдохнуть жизнь в это повествование и придать ему неповторимое своеобразие. При подготовке предыдущего издания мы обнаружили, что личный опыт каждого из нас в практической психологической деятельности изучения проблемы развития, подкрепленный обширным преподавательским стажем, соединяясь с опытом другого, значительно усиливают друг друга. Теперь Дон является моим полноправным соавтором. Вместе мы стремимся предложить вам подробный, зачастую подталкивающий к размышлениям, обзор современной теории и исследований развития, а также их применений в повседневной жизни. В силу огромной широты, открытости, противоречивости и проблематичности этой области студенты обнаружат здесь большое разнообразие точек зрения, подходов и экспериментальных данных. Читатели смогут проанализировать приведенные здесь сведения, соотнести их со своим личным опытом и выработать основанное на обладании полной информацией критическое видение того процесса, посредством которого мы становимся теми, кем мы, люди, являемся, и тех событий, наступления которых в своей жизни каждый из нас вправе ожидать в будущем.

Какими мы видим студентов сегодня

Современные студенты колледжей гораздо сильнее отличаются друг от друга, чем раньше. Если мы воспользуемся результатами исследования, производимого при помощи метода поперечных срезов, то в одной аудитории сможем обнаружить представителей выборки, значительно варьирующих по возрасту, этнической принадлежности, личному опыту и мировоззрению. Кроме того, студенты сильно различаются по своей академической успеваемости, в частности по степени знакомства с социальными науками, и по своим карьерным устремлениям. Каждый из этих (и многих других!) факторов создает «фильтры», через которые каждый индивид воспринимает человеческое развитие и жизнь в целом. Многие из тех, кто сегодня изучает развитие человека, завтра будут работать в сферах, связанных с оказанием помощи людям, таких как социальная работа, образование, медицина, консультирование, различные направления психологии, управленческие программы. Некоторые из них уже являются родителями, многим еще предстоит стать родителями в будущем; по этой причине в книгу включено большое количество практических советов для молодых родителей, связанных с воспитанием и уходом за детьми.

Мы верим в то, что большинство студентов, безусловно, отличаются ярко выраженным, глубоким интересом к проблемам детства, подросткового возраста и взрослости. Описанием разнообразия вопросов, проблем мы поддерживаем данный интерес к развитию человека. «Психология развития» представляет людей такими, какие они есть в контексте культуры и субкультуры, как в Соединенных Штатах, так и за их пределами. Вместо того чтобы отталкиваться от какой-либо определенной группы, делая на этой основе обобщения, в книге специально предприняты усилия для того, чтобы объяснить, как феномен развития прикладывается или относится к широкому ряду людей. Это разнообразие отражается в современных исследованиях и анализах индивидуальных случаев, описанных в предлагаемом материале. Хотелось бы надеяться, что на страницах этой книги студенты найдут описание себя, независимо от биографии и иных факторов, и в то же время сумеют избежать ограничений, накладываемых этноцентризмом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.