Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Назначение и функции плана. Требования к планированию. Виды и структура плана воспитательной работы




План лекции

Тема 6. Планирование воспитательной работы в школьном коллективе

 

Цели и задачи изучения темы: рассмотреть возможности планирования воспитательной работы в школьном коллективе; проанализировать виды и структуру планов

Результат освоения темы:

 

 

Индекс компетенции Индекс образовательного результата Образовательный результат
ОК-3 З-1 Знать о значении культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями;
З-2 Знать современные принципы толерантности, диалога и сотрудничества.
ОК-13 З-1 Знать об использовании нормативных правовых документов в своей деятельности
ОПК-14 З-1 Знать об ответственности за результаты своей профессиональной деятельности;
ПК-2 З-1 Знать о способах решения задач воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся
ПК-4 З-1 Знать о способах и методах осуществления педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии
ПК-7 З-1 Знать о способах организации сотрудничества обучающихся, поддержки активности, инициативности, самостоятельности обучающихся, их творческой активности
ПК-8 З-1 Знать методы и способы охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности

 

1. Назначение и функции плана. Требования к планированию. Виды и структура планов воспитательной работы.

2. Организация планирования воспитательной работы в школе. Этапы планирования работы в классном коллективе. Взаимосвязь целеполагания, анализа, планирования.

3. Работа классного руководителя с программой воспитания Н.Е.Щурковой.

В современной педагогике в качестве доминирующей цели выступает формирование цивилизованной личности, сочетающей разностороннее развитие со способностью к социальной адаптации. По словам Н. Е. Щурковой, «школьное воспитание, определив целью ”личность, способную строить жизнь, достойную Человека“, должно подготавливать детей к выбору жизненной дороги в границах культуры, а не на уровне дикаря конструировать индивидуальный вариант жизни». Таким образом, в процессе воспитания развитие индивидуальности воспитанника неразрывно с социализацией личности, а основная, общая для всех школ и педагогов цель воспитания, определяемая социальным заказом – формирование личности, полезной обществу и способной добиться успеха.

Важно, чтобы главная цель воспитания подрастающего человека отражалась в планах воспитательной работы школы и класса.

Назначение и функции плана

Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач.
Как показывает педагогическая практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания плана. При таком подходе план, несомненно, носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой деятельности во многом зависят оттого, насколько грамотно эта деятельность планируется.

Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:

- направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;

- прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

- координирующую, организаторскую, т.е. отражает то, как, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; а также указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает: кто, что, когда и где должен делать;
- контрольную: контроль реализации поставленных целей;
- репродуктивную (воспроизводящую), т.е. через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.
При грамотной организации планирования план станет не формальной бумагой, а документом, способным защитить педагога от необоснованных требований и претензий, доказывающим системный подход к организации педагогического процесса: Поэтому, прежде всего, необходимо относиться к плану как к своему рабочему документу, который нужен самому педагогу, а не администрации, чтобы действовать не хаотично, а в соответствии со своим замыслом, целями, возможностями и требованиями к педагогическому процессу.

Требования к планированию

План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований.

Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач.

План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.

План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.

План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;

Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

1. План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

2. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе.

3. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций.

4. Реальность и разумная насыщенность плана.

При планировании воспитательной работы необходимо учитывать:

- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;
- воспитательные и организационно-педагогические задачи;

- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;

- передовой опыт страны, города, школы;

- возможности родителей, общественности;

- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

- традиционные праздники учебного года;

- события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;

- события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
- традиции школы;

- дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;

- предложения педагогов, учащихся, родителей.

Виды планов:

Календарный план:

Наименование планируемых дел

Формат мероприятия

Дата и время их проведения

Фамилии организаторов проводимых мероприятий

Перспективный план:

Определение порядка и сроков действий

Педагогический анализ состояния и результатов

Моделирование образа группы

Коллективное планирование

Уточнение, корректирование и конкретизация, оформление.

Коллективное планирование

общий сбор-старт

конкурс на лучшее предложение в план

на лучший проект дела

анкеты предложений

или

аукцион идей и предложений

открытый лист идей и предложений

журнал-эстафета

дискуссия

защита проектов плана

К планам учебно-воспитательной работы предъявляется ряд требований:

• целеустремленность и конкретность образовательных задач;

• краткость плана, его компактность;

• разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

• преемственность, систематичность и последовательность;

• сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;

• единство педагогического руководства и активности воспитанников;

• реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

• связь внутриклассной работы с работой вне школы;

• согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;

• гибкость плана.

Соблюдение перечисленных требований позволит педагогу правильно и эффективно осуществлять деятельность по составлению и оформлению плана воспи­тательной работы.

Виды и структура планов

В практике составляются самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям.

По охвату содержания:

- комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. (План воспитательной работы, план работы педагога с детским коллективом);

- тематический план: планируется одно направление или вид деятельности. (Планы работы с родителями, план профориентации и другие);

- предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. (План конференции, план подготовки и проведения классного часа и т. д).
По длительности планируемого периода:

- долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более);

- этапный (периодический) план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие);

- краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода);

- оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. (План дня).

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий. В зависимости от субъекта планирования:

- индивидуальный: планирует один человек;

- коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа.

При выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана. Практика же показывает, что одним из частых противоречий в педагогическом процессе является несоответствие между тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана.

По масштабу планирования:

- общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела);

- планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива).

Изучение практического опыта показало, что в школьном коллективе составляются следующие планы по воспитательной работе:

- календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки);

- перспективный план, раздел годового плана работы школы «Воспитательная внеучебная работа с ученическим коллективом» (основной документ, которым руководствуются все объединения учащихся: кружки, секции, клубы, общества, советы и т. п.);

- план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников;
- план контроля за организацией и результатами воспитательной работы;

- планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений;
- перспективные планы работы по направлениям воспитания на несколько лет (3,5,10, например по эстетическому воспитанию или нравственному просвещению;

- планы подготовки и проведения общешкольных дел.
В классном коллективе чаще всего составляют:

- план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год);

- план ученического коллектива;

- план работы коллектива по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например поисковая работа, работа с младшими;

- план подготовки и проведения дела в коллективе;

- план работы творческого объединения, групп.

Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса.
Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.
Может быть предложена следующая структура плана:

1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период.

2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год.

3. Работа с коллективом учащихся.

4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.

5. Работа с семьей, общественностью.

В практике существует несколько вариантов форм планов, каждая из которых обладает определенными достоинствами и недостатками.

Направления работы классного руководителя Работа с ученическим коллективом Работа с родителями, семьёй Работа с педагогами, общественностью
Неделя
Общение      
Здоровье      
Учение      
Досуг      

 

При постановки целей и формулировании задач, направленных на реализацию выбранной цели акцент делать на:

ü требования Федерального государственного стандарта начального общего образования, описанные в Основной образовательной программе Вашего ОУ;

ü Программу духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся;

ü Программу формирования универсальных (личностных и надпредметных) качеств личности.

Правила планирования

Приступая к планированию воспитательной работы с классным коллективом, классный руководитель обязан руководствоваться следующими правилами:
Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся и учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.
Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.
Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.
Правило четвертое. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей.
Правило пятое. Если классный руководитель начинает работу с классным коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя свое.

Правило шестое. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах.
Правило седьмое. Классный руководитель обязан изучить в анализе воспитательной работы за предыдущий год проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо будет решать в будущем году.
Правило восьмое. Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.
Правило девятое. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, района, в котором расположена школа, города, самой школы. Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.

Правило десятое. В составлении плана воспитательной работы могут и должны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо для того, чтобы четко себе представлять уровень требований и притязаний взрослых и детей, к себе и другим, к жизни в классном коллективе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 14559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.