КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Назначение и функции плана. Требования к планированию. Виды и структура плана воспитательной работы
План лекции Тема 6. Планирование воспитательной работы в школьном коллективе
Цели и задачи изучения темы: рассмотреть возможности планирования воспитательной работы в школьном коллективе; проанализировать виды и структуру планов Результат освоения темы:
1. Назначение и функции плана. Требования к планированию. Виды и структура планов воспитательной работы. 2. Организация планирования воспитательной работы в школе. Этапы планирования работы в классном коллективе. Взаимосвязь целеполагания, анализа, планирования.
3. Работа классного руководителя с программой воспитания Н.Е.Щурковой. В современной педагогике в качестве доминирующей цели выступает формирование цивилизованной личности, сочетающей разностороннее развитие со способностью к социальной адаптации. По словам Н. Е. Щурковой, «школьное воспитание, определив целью ”личность, способную строить жизнь, достойную Человека“, должно подготавливать детей к выбору жизненной дороги в границах культуры, а не на уровне дикаря конструировать индивидуальный вариант жизни». Таким образом, в процессе воспитания развитие индивидуальности воспитанника неразрывно с социализацией личности, а основная, общая для всех школ и педагогов цель воспитания, определяемая социальным заказом – формирование личности, полезной обществу и способной добиться успеха. Важно, чтобы главная цель воспитания подрастающего человека отражалась в планах воспитательной работы школы и класса. Назначение и функции плана Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность системы воспитательной работы. Целенаправленное и четкое планирование помогает педагогам избежать многих ошибок и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения поставленных воспитательных задач. Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В самом общем представлении план — это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Он выполняет следующие функции:
- направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности; - прогнозирующую, т.е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия; - координирующую, организаторскую, т.е. отражает то, как, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом; а также указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, а также отражает взаимодействие субъектов деятельности, определяет ее место и время, отвечает: кто, что, когда и где должен делать; Требования к планированию План является помощником в построении воспитательной работы, если соответствует ряду требований. Целенаправленность плана, то есть планируемое содержание и формы работы, предусматривает реализацию конкретных целей и задач. План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации. План — это результат совместного творчества педагогов, учащихся, родителей. План работы предусматривает связь воспитательного процесса с практической деятельностью детей, что означает создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время; отражение основных событий страны в жизни коллектива;
Ориентация на комплексный характер планов, предполагающая разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие интересов и способностей детей; включение школьников в разные виды деятельности; целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей. 1. План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе. 2. Преемственность содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспектив в работе. 3. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, предполагающая учет особенностей ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций. 4. Реальность и разумная насыщенность плана. При планировании воспитательной работы необходимо учитывать: - результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа; - материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе; - передовой опыт страны, города, школы; - возможности родителей, общественности; - воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений; - традиционные праздники учебного года; - события, факты, связанные с жизнью страны, города, села; - события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей; - дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями; - предложения педагогов, учащихся, родителей. Виды планов: Календарный план: Наименование планируемых дел Формат мероприятия Дата и время их проведения Фамилии организаторов проводимых мероприятий Перспективный план: Определение порядка и сроков действий Педагогический анализ состояния и результатов
Моделирование образа группы Коллективное планирование Уточнение, корректирование и конкретизация, оформление. Коллективное планирование общий сбор-старт конкурс на лучшее предложение в план на лучший проект дела анкеты предложений или аукцион идей и предложений открытый лист идей и предложений журнал-эстафета дискуссия защита проектов плана К планам учебно-воспитательной работы предъявляется ряд требований: • целеустремленность и конкретность образовательных задач; • краткость плана, его компактность; • разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей; • преемственность, систематичность и последовательность; • сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы; • единство педагогического руководства и активности воспитанников; • реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни; • связь внутриклассной работы с работой вне школы; • согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций; • гибкость плана. Соблюдение перечисленных требований позволит педагогу правильно и эффективно осуществлять деятельность по составлению и оформлению плана воспитательной работы. Виды и структура планов В практике составляются самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям. По охвату содержания: - комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах. (План воспитательной работы, план работы педагога с детским коллективом); - тематический план: планируется одно направление или вид деятельности. (Планы работы с родителями, план профориентации и другие); - предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело. (План конференции, план подготовки и проведения классного часа и т. д). - долгосрочный (перспективный): план на длительный период времени (год и более); - этапный (периодический) план: это план средней перспективы, когда планируется какой-то определенный этап дальней перспективы (четверть, полугодие); - краткосрочный: план ближайшей перспективы, когда планируется достаточно короткий отрезок времени (часть этапа, периода); - оперативный: планируются конкретные ближайшие действия. (План дня). Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий. В зависимости от субъекта планирования: - индивидуальный: планирует один человек; - коллективный: планировать может большой коллектив, часть коллектива, группа. При выборе индивидуального или коллективного способа планирования надо обязательно помнить о том, что субъект планирования должен быть тот же, что и субъект реализации плана. Практика же показывает, что одним из частых противоречий в педагогическом процессе является несоответствие между тем, кто планировал, и тем, кто будет участвовать в реализации плана. По масштабу планирования: - общешкольные планы, которые предусматривают участие в планируемой работе детей разных классов, педагогов, родителей (план работы ученического коллектива, план воспитательной работы школы, план общешкольного дела); - планы первичных коллективов (план работы классного коллектива, клубного коллектива). Изучение практического опыта показало, что в школьном коллективе составляются следующие планы по воспитательной работе: - календарные планы воспитательной работы с ученическим коллективом на четверть или месяц, на полугодие (планы-сетки, удобные для работы и корректировки); - перспективный план, раздел годового плана работы школы «Воспитательная внеучебная работа с ученическим коллективом» (основной документ, которым руководствуются все объединения учащихся: кружки, секции, клубы, общества, советы и т. п.); - план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников; - планы клубов, штабов, советов, музеев и других школьных объединений; - планы подготовки и проведения общешкольных дел. - план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год); - план ученического коллектива; - план работы коллектива по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например поисковая работа, работа с младшими; - план подготовки и проведения дела в коллективе; - план работы творческого объединения, групп. Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса. 1. Анализ воспитательной работы в классе за истекший период. 2. Задачи воспитательной работы на новый учебный год. 3. Работа с коллективом учащихся. 4. Взаимодействие с педагогическим коллективом. 5. Работа с семьей, общественностью. В практике существует несколько вариантов форм планов, каждая из которых обладает определенными достоинствами и недостатками.
При постановки целей и формулировании задач, направленных на реализацию выбранной цели акцент делать на: ü требования Федерального государственного стандарта начального общего образования, описанные в Основной образовательной программе Вашего ОУ; ü Программу духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся; ü Программу формирования универсальных (личностных и надпредметных) качеств личности. Правила планирования Приступая к планированию воспитательной работы с классным коллективом, классный руководитель обязан руководствоваться следующими правилами: Правило шестое. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах. Правило десятое. В составлении плана воспитательной работы могут и должны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо для того, чтобы четко себе представлять уровень требований и притязаний взрослых и детей, к себе и другим, к жизни в классном коллективе.
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 14559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |