Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные отношения и внешняя политика. 5 страница




1) как отношение между классами (согласия, подчинения, господства, конфликта, борьбы) (В. И. Ленин); группами, людьми (внутренняя политика): государствами (внешняя политика);

2) как господство, власть и деятельность, связанная с завоеванием власти, её использованием;

3) как управление, упорядочение жизни общества (функциональный подход – со времён Платона);

4) как система принципов и норм регулирования жизни общества и отношений в нём социальных общностей.

Современные знания о политике позволяют рассматривать её как важнейший фактор развития общества через такие основные функции, как организационная и регулятивно-контрольная по отношению к жизни, деятельности, связям людей, общественных групп, классов, народов, стран.

Через эти функции политика связывается с другими сферами жизни общества, определяется ими, направляет их взаимодействие, активно влияет на каждую из них. Такая роль политики обусловлена тремя её свойствами: универсальностью, всеобъемлющим характером (способностью воздействовать на любые стороны жизни, элементы общества), проникающей способностью и способностью сочетаться с неполитическими общественными сферами и отношениями, так как они наследуются, воспроизводятся при всех изменениях конкретного содержания политики. К особенностям политики следует отнести то, что она – область не только сознательных, но и стихийных действий, не только объективных, но и субъективных факторов, не только рациональных, но и иррациональных проявлений. Отсюда следует: политика – не только наука, но и искусство, искусство возможного.

Особой формой существования политики выступает деятельность в двух видах: теоретической или мыслительной (она формирует политическое сознание, мышление, менталитет) и практической (организационная и контрольная деятельность, принятие решений руководства, работа с людьми, обмен информацией, функционирование органов власти и т. д.).

Материализация политики достигается с помощью создания определенных средств: политических институтов (выборности, представительства и т. п.), органов, учреждений власти – правительства, госаппарата; инструкций, декретов, пропаганды, средств массовой информации и т. д.

Наиболее значимыми субъектами политики являются классы, слои, группы общества, осознавшие свои коренные интересы. Непосредственно же функции субъекта во внутри- и внешнеполитической областях выполняет вначале государство, а с развитием и усложнением политической жизни – политические партии, общественные движения, организации. В качестве объекта политики выступают общества, социальные слои, группы, граждане. Важнейшим моментом, обеспечивающим единство общества как объекта политики, является гармонизация политики и экономики, их взаимопроникновение. Качество же политики, её результативность определяются и её взаимодействием с моралью общества.

Как общая линия деятельности политика включает в себя модель желаемого общества, анализ того уровня, на котором находится нынешнее общество, стратегию и тактику достижения разработанной модели. Содержание политики закрепляется в соответствующих документах.

Политика ориентируется на признанные цивилизованным миром основные группы ценностей: безопасность и национальная независимость; благосостояние и экономическое развитие; свобода и конституционный порядок. Их реализация определяет содержание внутренней и внешней политики

Политика и мораль – два относительно самостоятельных способа регуляции поведения людей. Мораль обосновывает гуманность целей, средств и методов политической деятельности, оценивает практическую политику общественным мнением. В свою очередь, политика оказывает активное влияние на мораль, формируя политическую культуру граждан, побуждая к участию в управлении делами государства и общества. Однако некоторые учёные политической науки (например, Н. Макиавелли) говорят, что политика и мораль несовместимы.

Политическая жизнь – совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней.

Политическая игра – способ практических действий субъектов политики, направленных на получение преимуществ в политическом соперничестве. Политическая игра характеризуется закулисными сделками, осуществлением тайных намерений, дезориентацией и дезорганизацией конкурентов, манипулированием общественным сознанием.

Политическая идеология – 1) система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение политических институтов к действительности, проблемам, задачам, средствам и методам ее преобразования; 2) форма политического сознания, определённая доктрина, ставящая своей целью оправдание притязаний той или иной группы лиц на власть и подчинение общественного мнения собственным идеям; 3) совокупность концепций и учений, теоретически обосновывающая идеалы, ценности, интересы и цели субъектов политики.

Политическая интеграция – сплочение, слияние общественных, государственных структур в рамках государства или в более широкую межгосударственную общность. Межгосударственная политическая интеграция происходит путём создания новых институтов власти с передачей им части суверенных прав национальных политических органов.

Политическая информация – совокупность знаний, сведений о политической жизни общества, которыми обмениваются “коммуникаторы” и “реципиенты” – потребители.

Политическая коммуникация – взаимодействие (отношения) политических субъектов на основе обмена информацией и духовного общения.

Политическая организация общества – совокупность социальных субъектов, осуществляющих государственную власть или воздействующих на неё, выполняя различные роли, функции и полномочия, закрепленные в законах, политических и нравственных нормах общества.

Политическая психология – отрасль научного знания о влиянии на политическое поведение людей их интересов, потребностей, установок, убеждений, чувств, ожиданий и мотивов.

Политическая семиотика – отрасль научного знания о специфике (принципах, функциях, свойствах) политического языка как средства политики, общения между её субъектами.

Политическая система – совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Это механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий государство, политические партии, ассоциации, объединения, группы индивидов, их взаимоотношения, политическое сознание и культуру, политические нормы.

Политическая социализация – процесс усвоения личностью социально-политических знаний, ценностей и традиций, образцов и норм поведения, формирования у неё политической культуры, позволяющей сознательно, добровольно и эффективно участвовать в делах государства и общества.

Политическая социология – отрасль научного знания о социальных основах политики и власти, влиянии политических явлений и процессов на общественное развитие.

Политическая стабильность – состояние, отражающее устойчивость политической системы, согласие между субъектами политики по ключевым вопросам общественного развития.

Политическая теория – раздел политологии, включающий научный анализ политических идей, ценностей и концепций, механизмов и закономерностей функционирования политики.

Политическая философия – одна из наук о политике, которая изучает взаимоотношения между личностью, обществом и государственной властью, определяет смысл политических явлений и разрабатывает идеалы и нормативные принципы политического строения, а также общие критерии политики. В центре предмета политической философии лежат взаимоотношения человека и власти. Эта наука определяет значение таких важнейших политических категорий, как власть, государство, права человека, справедливость, солидарность, равность, политическое поведение и т.д. Без политической философии политические знания не имели бы особенного смысла, человеческой значимости.

Политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных политических концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение иррационального и рационального в политике, её моральные критерии и мотивационную основу, определяет принципы и границы государственной власти. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества.

Политическая этика – отрасль научного знания о моральных нормах политических отношений, поведения субъектов политики.

Политические идеалы – неотъемлемая часть социальных идеалов. По своему содержанию – это то, что составляет высшую цель политической деятельности: демократизация общества; обеспечение прав и свобод человека; укрепление государственности и конституционного строя; политическая стабильность государства; общественный прогресс.

Политические институты – совокупность органов и учреждений, полномочий и функций, норм, средств и методов, обеспечивающих реализацию политических целей и интересов.

Политические нормы – узаконенные правила, регулирующие политические отношения в обществе. Их обязательность для субъектов политики основывается на действующих законах государства, воздействии положительных примеров, общественного мнения, моральных императивов.

Политические права – основа конституционно-правового статуса гражданина, регулируемые законами возможности его участия в политической жизни государства и общества.

Политический процесс – политическая жизнь общества в динамике (развитии, изменении); взаимодействие субъектов политики, обеспечивающее достижение общественных целей с помощью механизмов и ресурсов государственной власти.

Политическое воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на политическое сознание и поведение населения, включающий формирование сознания и самосознания отдельной личности, группового политического сознания и общественного сознания в целом.

Политическое господство – структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения управленческого труда и связанных с ним привилегий – с одной стороны и исполнительной деятельности – с другой. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, в другие подчиняются, хотя пер­вые могут находиться под демократическим контролем вторых.

Политическое прогнозирование – научное предвидение политического развития: научное объяснение (обоснование) возможных состояний, изменений политической системы, её институтов, тех или иных явлений и событий. Принципы политического прогнозирования: системность, достоверность, альтернативность, непрерывность.

Политическое сознание – восприятие субъектов той части окружающей его действительность, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также связанные с ней действия и состояния.

Политическое участие – средство выражения и достижения интересов людей. Это участие масс в формировании элиты, в признании её легитимности, в формулировании проводимой ею политике, а также в контроле над её осуществлением. Это вовлечение индивидов, групп в политико-властные отношения.

Политология (греч. politike – государственные, общественные дела + греч. logos – слово, учение) – научная и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания; интегральная наука о политике, формах её проявления и взаимодействии с личностью и обществом.

Термин “политология” восходит к древнегреческому полису и изначально означал учение о политике, т. е. совокупность знаний об управлении жизнедеятельностью полиса. И хотя древнегреческий полис как форма организации общества уже давно стал достоянием истории, понятие “политика” из научного и общественного лексикона не исчезло. Ныне оно употребляется для обозначения деятельности, связанной с управлением современным государством и регулированием международных отношений. То же самое относится и к термину “политология”, которым принято называть науку, изучающую процессы управления обществом и государством.

Со второй половины XX века науку, которая вырабатывает теоретические представления о государственном управлении, стали называть политологией. Вот как определяется содержание политической науки в “Словаре социальных и политических наук” (изданном на Западе): “Если политика есть деятельность, то политическая теория – это рефлексия, интерпретация этой деятельности... Что же касается политической науки, то её задача “раскрыть смысл политики”, классифицировать её, ориентировать власть, предложить утопию “оптимального государства”, раскрыть “факторы власти” и выработать некие “общие концепции” политики”.

Политология или, что то же самое, политическая наука, – это одна из обширных областей научного знания, имеющая не только теоретическое, но и прикладное значение. То, что ныне называется политикой в качестве области практической деятельности, на самом деле является результатом аналитических усилий разветвленной сети исследовательских институтов, кафедр и групп, следствием коллективного творческого труда многих людей. По числу проводимых исследований и количеству публикаций политология сегодня занимает первое место среди других общественных наук. Современная политическая наука характеризуется собственными объектом и предметом, особым понятийно-категориальным аппаратом, располагает комплексом приёмов и методов конкретных исследований.

Всю совокупность политологической проблематики можно сгруппировать по отдельным разделам, которые составляют элементы структуры политологии как комплексной научной дисциплины. В различных источниках приводится разное количество таких элементов, они отличаются большей или меньшей детализацией предмета этой науки. Но во всех вариантах к основным структурным элементам политической науки относятся следующие:

· методологические основания политической науки – область политического знания, где выясняются объект и предмет исследования, используемые данной наукой понятия и категории, применяемые методы познания и способы истолкования изучаемых явлений, место политологического знания в системе наук об обществе, а также социальные функции политологии;

· история развития политических идей, теорий и учений, изучающая генезис политической науки, содержание различных социально-политических доктрин и концепций, их роль и функции в политическом процессе;

· теория политики и политических систем, которая рассматривает политику как сложно­организованную целостность, выявляет сущность структурных компонентов государства, партий, общественных объединений, политических и правовых норм, их роль в выполнении политикой её общественного предназначения; здесь же даётся интерпретация таких политических явлений, как политическое сознание, политическая идеология, политическая культура и т. п.;

· теория управления социально-политическими процессами, отражающая динамические аспекты функционирования политических систем и изучающая цели, задачи и формы управления обществом, регулирования процессов, происходящих в различных сферах общественной жизни;

· теория международных отношений, рассматривающая межгосударственные аспекты проявления и реализации властных отношений.

В генезисе политологии просматривается тенденция дифференциации политологических знаний. Ныне политология фактически предстает как система политических наук, включающая в себя, по крайней мере, следующие дисциплины: философию политики, историю политических учений, политическую социологию, политическую историю, политическую антропологию, политическую психологию, политическую географию и теорию международных отношений. В своей совокупности они образуют целостное политологическое знание. Однако за политологией сохраняется статус комплексной научной дисциплины, синтезирующей выводы других политических наук.

Популизм – разновидность политической деятельности государства или других политических институтов, структур и политических лидеров, которая допускает в качестве основных средств оправдания или достижения выгодных целей прямую апелляцию к общественному мнению, опору на массовое настроение. Как правило, популизм ориентирован на упрощение политической ситуации, поиск обращённого к народу лозунга, реализация которого будто бы обеспечит быструю ликвидацию всех бед и проблем.

Политические требования популистского толка общедоступны для понимания широкими социальными кругами и рассчитаны на такую привлекательность целей, которая может обеспечить их массовую поддержку. Наиболее ярко популизм проявляется в правлении режима, возглавляемого харизматическим лидером.

Нередко популизм связан с манипулированием общественным мнением, камуфлированием настоящих политических намерений, борьбой политических элит. В то же время популистские меры могут служить и частью рационального политического курса, элементом обеспечения массовой поддержки легитимных целей.

Посольство – возглавляемое послом постоянное представительство какого-либо государства на территории другой страны. Оно создаётся по соглашению между ними с целью осуществления дипломатических отношений. Для обеспечения эффективного осуществления возложенных на посольство функций его сотрудники пользуются дипломатическими привилегиями.

Права человека – принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, которые обеспечивают индивиду возможность действовать по своему усмотрению – эту часть прав называют свободными. Обычно к ним относят свободу слова, печати, собраний, совести. Разграничение прав и свобод носит, известно, условный характер, т.к. каждое право – это в полном смысле свобода. А каждая свобода есть право свободно думать и действовать. Зафиксированные и действующие во многих странах мира права и свободы можно разделить на несколько групп: личные, социально-экономические, политические и социально-культурные права и свободы граждан.

К личным правам и свободам относятся: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность; свобода мысли, совести, религии, убеждений и др. В этих правах и свободах воплощена идея государственной защиты личности как суверенной единицы, её законных интересов.

К социально-экономическим правам и свободам относятся: право на собственность, на труд, на отдых и свободное время, на социальное обеспечение, на обеспечение в случае болезни и др. В этом комплексе прав и свобод государство берёт на себя обязательство обеспечить человеку достойный уровень жизни, создать условия для его самореализации.

К политическим правам и свободам относятся: право на свободу убеждений и их свободное разрешение; право на получение и распространение информации; право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Декларирование и осуществление этих прав и свобод прокладывает тропу к народовластию, к созданию настоящей демократической системы.

К социально-культурным правам и свободам относятся: право на образование, на качественное медицинское обслуживание, на свободное участие в культурной жизни общества, в НТП и др.

Правительство – высший коллегиальный орган исполнительной власти в государстве. Состоит из ряда министров и возглавляется премьер министром (ещё правительство называют Советом Министров). К компетенции правительства относится: разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации; проведение единой государственной политики; разработка республиканского бюджета и отчёт о его исполнении; принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, по защите интересов государства, по национальной безопасности и обороноспособности, охране общественного порядка и собственности, а также по борьбе с преступностью.

По конституции РБ, правительство РБ – центральный орган государственного управления, подотчётный президенту и ответственный перед парламентом; слагает свои полномочия перед вновь избранным президентом.

Представительная демократия – опосредованное участие граждан в принятии политических решений, в выборе ими своих представителей в органы власти, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Президент – глава государства, избираемый либо парламентом, либо собранием выборщиков, либо непосредственно народом. Его роль и функции обусловливаются типом государственного устройства.

Президент президентской республики одновременно выступает и главой государства, и главой правительства. Руководит внутренней и внешней политикой. Помимо широчайших полномочий в сфере исполнительной власти (верховный главнокомандующий, возглавляет работу кабинета министров), президент может вносить законопроекты, издавать указы, накладывать вето (законодательная власть), пользоваться правом на помилование и отсрочку исполнения приговора (судебная власть).

В президентской республике (наиболее типичный пример – США) президентская власть – главное звено государственного руководства, эта система власти характеризуется жестким разделением ветвей власти и гибким механизмом сдержек, противовесов и взаимозависимости.

В полупрезидентской (“смешанной”) республике (Австрия, Ирландия, Польша, Финляндия и др.), классическим образцом которой является Франция, президент, как и в президентской республике, – глава государства и верховный главнокомандующий, представляет страну на международной арене, имеет право отлагательного вето на решения парламента, право на единоличное введение чрезвычайного положения, однако с утратой права роспуска парламента на этот период.

Правом законодательной инициативы в таких странах обладает не президент, а премьер-министр.

В парламентских республиках (Германия) полномочия главы государства могут быть достаточно широкими, но по сравнению с главой президентской республики, он играет в системе государственного управления относительно более скромную роль. Президент, например, формирует правительство не по своему усмотрению, а из представителей партии или коалиции партий парламентского большинства. Реальным главой государства и первым лицом в политической иерархии парламентской республики является не президент, а премьер-министр (канцлер). Президент выполняет представительские и церемониальные функции.

Президентская республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит президенту.

Пропорциональная избирательная система – регулируемый правовыми нормами порядок формирования выборных (прежде всего, представительных) органов государства. Предполагает пропор­циональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом поданных за них (т.е. за партийные списки) голосов избирателей.

Прямое избирательное право – принцип избирательной системы, предполагающий непосредственное избрание гражданами кандидатов на государственные должности.

Путч (нем. putsch – переворот) – государственный переворот или его попытка, свершённый (-ая) небольшой группой заговорщиков.

Радикализм (лат. radix – корень) – 1) решительное бескомпромиссное осуществление намерений, стремление к коренному изменению существующего положения в том или ином деле; 2) буржуазно-политическое течение в общественно-политической жизни XIX века, программа которого сводится к проведению буржуазно-демократических реформ, которые не затрагивают основы социально-экономического строя. Радикальные партии некоторых стран защищают в основном интересы мелкой буржуазии, интеллигенции, среднего класса.

Разделение властей – один из основополагающих принципов демократического политического режима, эффективного функционирования политической системы в целом, государства в частности.

Принцип разделения властей предполагает чёткое разграничение функции политической и экономической власти в обществе, законодательной, исполнительной, судебной власти государства, центральной и местной.

Своеобразное преломление этот принцип находит в распределении компетенции и функций по властным вертикалям и горизонталям, внутри правительства.

Решающее значение в системе разделения властей имеет выделение в судебной власти внешнего контрольного органа – конституционного суда как арбитра в отношениях между властями.

На основе принципа разделения властей достигается относительная самостоятельность каждой из властей, строгое выполнение ими своих функций и невмешательство в деятельность других ветвей власти. Однако главное назначение разделения властей состоит в рассредоточении власти по нескольким субъектам и создание тем самым системы сдержек и противовесов каждой власти для того, чтобы ни одна из них не приобрела абсолютного значения.

Основоположниками концепции разделения властей являются философы-просветители Джон Локк (Англия) и Шарль. Монтескье (Франция). Оба усматривали в разделения властей главное условие недопущения в обществе бесконтрольной и абсолютной власти. Помимо этого, Монтескье данный принцип выводил из необходимости разделения труда в процессе осуществления власти и учёта постоянной борьбы за власть между различными социальными слоями. Последнее послужило для него основанием разделения властей между различными сословиями для достижения политического равновесия в обществе.

В наше время разделения властей стало принципом практики всех демократических обществ, одним из признаков правового государства.

Расизм – антинаучная реакционная система взглядов и практических действий, которая исходит из уверенности в физической или психологической неполноценности той или иной человеческой расы. Для расизма характерна ненависть к человеку, деление на деление “высших” (призванных руководить) и “низших” (неспособных к историческому творчеству). Расисты требуют оправдать проводимую ими расовую и национальную дискриминацию внутри своего государства и агрессивную захватническую, грабительскую политику по отношению к народам других государств. В XVI-XVIII веках расизм служил целям обогащения колонизаторов, в том числе за счёт уничтожения индейцев Америки, африканцев, миллионов людей Южной Азии, Австралии и Океании. Особенную античеловеческую роль в мировой истории сыграл “нордический миф” о превосходстве северной или нордической расы (немецкоязычное население) над всеми другими расами. Во времена гитлеровской диктатуры в Германии расизм стал официальной идеологией фашизма. В ряде случаев расизм сливается с национализмом.

Результаты научных исследований показали полную необоснованность расизма. В Декларации о расе и расовых предрассудках, принятой на 20-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО (1978 г.), говорится о том, что разница в достижениях народов объясняется исключительно географическими, историческими, политическими, экономическими, социальными и культурными факторами. Против расизма сегодня свидетельствуют экономические и культурные успехи многих азиатских, латиноамериканских и африканских стран, которые стали на путь самостоятельного развития.

Ратификация (лат. ratus – утверждённый + лат. facere – делать) – утверждение органами верховной государственной власти международного договора или соглашения, заключённого полномочными представителями договаривающихся сторон. Ратификация придаёт договору юридическую силу.

Реализм политический – действия в области политики, основанные на объективном анализе обстановки, соотношения и расстановки сил, тенденции развития, имеющихся способах и методах осуществления намеченных программ.

Политический реализм требует от всех участников политического процесса стремления найти взаимоприемлемые решения на основе компромиссов и консенсуса. В международной политике политический реализм основывается на учёте таких “реальностей», как военно-экономическая сила, национальные интересы страны и т. д.

Традиция политического реализма восходит к Платону, его концепции государства, а в новое время – от Макиавелли и Гоббса, согласно которым сила – основа права и политики. Наиболее законченное выражение концепция реализма получила в современной американской политологии, в частности в теории X. Моргентау (“Политика среди наций”). Исходя из признания в качестве реальности наличия национальных государств с их подчас несовместимыми национальными интересами, суть международных отношений видится в борьбе за власть и обладание миром. Отсюда следует, что в международных отношениях политика должна носить силовой характер и обеспечивать приоритет национальных интересов.

Реваншизм (франц. revanche – отплата, возмездие) – политика реакционных политических сил страны, которые потерпели поражение в войне и хотят вернуть свои потерянные позиции любой ценой, даже путём развязывания новых боевых действий. Политика реваншизма тесно связана с шовинизмом и служит подготовке агрессии на основе “отплаты” (реванша), возвращения потерянных территорий, установления довоенных границ и т.д.

Революция (лат. revolutio – переворот) – глубокое и качественное изменение в развитии общества, в способе производства, в разных отраслях знаний.

Революция есть качественное изменение в развитии природы, общества, познания. Под социальной революцией подразумевается коренной переворот в социально-экономической и политической структуре общества. Первым действием, которое обозначает переход от одной общественно-политической формации к другой, является революция политическая, означающая завоевание политической власти революционным классом. Это завоевание может происходить в мирной и немирной форме. Вопрос о завоевании власти – главный вопрос любой революции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.