Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План семинарских занятий 8 страница




Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) – русский общественно-политический деятель, один из основателей и теоретиков анархизма и народничества. Политическая концепция Бакунина излагается в произведениях: “Государственность и анархия”, “Федерализм, социализм и антитеологизм”, “Кнутогерманская империя и социальная революция”. Суть ее заключается в том, что государство несовместимо с истинной свободой личности и общества, справедливостью и всеобщим благом. Всякая государственность должна быть уничтожена во имя разрешения социальных противоречий. Идеальный общественный строй – свободное общество, основанное на принципах самоуправления, солидарности и федерализма. Программу социальных изменений в России и европейских странах Бакунин противопоставлял социалистической теории Маркса и Энгельса. Потеряв надежду повлиять на события в России после подавления Польского восстания 1863-1864 гг. и разойдясь во взглядах с Герценом, активно включился в западноевропейское рабочее движение. В 1864 г. вступил в 1-й Интернационал, несколько позже основал в Швейцарии анархистскую организацию “Международный альянс социалистической демократии”. По инициативе Маркса и Энгельса Бакунин и его сторонники в 1872 г. были исключены из Интернационала.

Беккер Говард Пол (1899-1960) – американский социолог, представитель макросоциологической теории действия социального; историк культуры. Главной задачей социологии считал систематическое наблюдение за “социальным процессом” как повседневным практическим воплощением социальных структур. В связи с этим выделял понятие социации – обоюдноактивного социального взаимодействия, сводящего воедино 3 системы деятельности: личность, социальные отношения и культуру. Формы взаимодействия, по Беккеру, – конфликт, соревнование, сотрудничество. Особое значение уделял символической стороне социального взаимодействия. В этой связи в центр внимания социологии ставил изучение нормативных ценностей как собственно человеческого элемента социального действия, определяющего его типологически. Поэтому оценка – это, прежде всего, не отражение социального процесса, а созидательная сторона формирования личности. Социальное действие осуществляется через социальные ситуации, понимание которых, по Беккеру, требует выделения 4 “аналитических элементов”: социального объекта, социального метода, социального инструмента и социальной ответной реакции. Высшей ролью социологии считал предсказание событий и, если возможно, управление ими. Следуя М. Веберу, выделил 4 типа ситуаций соц. действия: целесообразная рациональность (не ограничивающая выбора средств для достижения цели); санкционированная рациональность (характер целей определяет средства); традиционная нерациональность (когда средства являются целями): эффективная нерациональность (когда различия между средствами и целями утрачиваются).

Белинский Виссарион Григорьевич (1811-1848) – русский общественно-политический деятель, литературный критик и публицист.

Был первым русским революционным демократом. В “Письме к Гоголю” сформулировал свое политическое кредо – требование полного освобождения крестьян от крепостной зависимости, отмены телесных наказаний и соблюдения властями законов государства. Критиковал славянофильскую идеализацию русской патриархальности и ортодоксальные взгляды “западников”. В популярных тогда доктринах утопического социализма ценил только критическое начало.

Белл Даниел (р. 1919, Нью-Йорк) – американский социолог, специалист в области общественной мысли, политических течений и социального прогнозирования. В конце 1930-х и в 1940-е г. активно участвовал в леворадикальном движении, увлекался марксизмом и социализмом, был сотрудником и одним из издателей журналов “New Zeader” (1939–1944) и “Fortune” (1948-1958). В начале 1950-х гг. перешел на позиции либерального реформизма. Вместе с Р.Ароном, Э. Шилсом, С. М. Липсетом и др. выступил поборником концепции деидеологизации. В книге “Конец идеологии” (1960) противопоставляет науку идеологии, отмечает “истощение левых идей и политических течений”. Согласно разработанной им концепции “постиндустриального общества”, изложенной в книгах “Грядущее постиндустриальное общество” (1973) и “Культурные противоречия капитализма” (1976) считал, что научно-техническая революция делает излишней социальную революцию. Изображая будущее человечества с позиций умеренного технологического детерминизма, Белл противопоставляет социализму и теории коммунизма, реформированный и идеализированный государственно-монополистический капитализм, а также обосновывает претензии интеллектуальной элиты и представителей “большой науки” на участие в управлении обществом. Для эволюции его взглядов характерно, что “постиндустриальное общество” постепенно превращается у него в новую стадию антагонистического общества, увековечивающего конфликты между управляющими и управляемыми, раздираемого новыми экономическими, социальными, политическими и культурными противоречиями.

Бентам Иеремия (1748-1832) – английский философ, социолог и юрист. Один из основоположников либерализма. Считал капиталистический строй, утвердившийся в Англии, разумным, естественным и идеальным. В произведении “Деонтология, или наука о морали” обосновал “принцип пользы”, предложив его в качестве критерия нравственной оценки частных интересов человека, личного преуспеяния, отношений и действий людей. Этот принцип Бентам считал универсальным инструментом для измерения “суммы счастья”, разрешения социально-политических и индивидуальных проблем. Ратовал за расширение избирательного права, реформирование парламента, законодательства, судопроизводства, за свободную торговлю, политическую и экономическую конкуренцию. Идеи Бентама дали импульс осуществляемым в 30-50 гг. XIX в. либеральным преобразованиям в европейских странах.

Бердяев Николай Александрович (1874-1948) – русский философ, социолог и политический мыслитель. “Душа есть творческий процесс, активность. Человеческий дух всегда должен себя трансцендировать, подыматься к тому, что выше человека”.

Социально-политические взгляды многогранны и противоречивы. В молодости увлекался идеями “легальных марксистов”, теорией этического социализма. В 1905 г. примкнул к “богоискателям”. Признание социально-политического творчества как средства изменения бытия соседствует у Бердяева с отрицанием прогрессивности государства, “не обоготворенного” народовластия, убеждениями в неразумности, обреченности всякого практического акта по переустройству действительности. Симпатизируя христианскому социализму, он в то же время выступает как идейный противник марксизма, социалистических принципов жизнеустройства. Не принял социалистическую революцию 1917г., занял антибольшевистскую позицию и вынужден был эмигрировать из России.

Государство, “присваивающее полноту власти, ничем высшим не желающее себя ограничить и ничему высшему себя подчинять”, Бердяев считал “злым и безбожным”. Любое государство – абсолютная власть над людьми, поэтому она противна свободной человеческой воле. “Государство по самому существу своему, скорее, безнравственно и не может стать нравственным до тех пор, пока не отречется от власти человека над человеком, пока не смирит своей власти перед властью Божьей, т. е. не превратится в теократию”.

Бернштейн Эдуард (1850-1932) – один из лидеров и теоретиков немецкой социал-демократии и 2-го Интернационала. В статьях “Проблемы социализма”, опубликованных в журнале “Нойе Цайт” и в книге “Предпосылки социализма и задачи социал-демократии”, выдвинул программу ревизии марксизма как устаревшего, не соответствующего общественным реалиям учения. Марксистскому тезису революционной борьбы рабочего класса за свое социальное освобождение противопоставил реформистский тезис: “Движение – все, конечная цель – ничто”. Отстаивал и пропагандировал идеи “мирной” трансформации капиталистического обществ, его демократизации, усиления общественного контроля производства, гармонизации (примирения) интересов противоборствующих классов. Оспаривал положение Маркса о социалистическойреволюции, диктатуре пролетариата, руководящей роли компартии. К международному коммунистическому движению и к Советской России относился крайне враждебно.

Марксисты оценивали идеи Бернштейна, его последователей как оппортунистические, направленные на соглашательство с буржуазией, приспособление к ее политике и идеологии.

Берк Эдмунд (1729-1797) – английский общественно-политический деятель, философ и публицист. В 1790 г. опубликовал книгу “Размышления о Французской революции”, которая принесла ему общественное признание. В ней подвергнуты обоснованной критике оторванные от реальной действительности суждения просветителей о происхождении и сущности государства, естественном праве, общественном договоре, народном суверенитете. Их политическое наследие Берк охарактеризовал как ложное, относящееся к области“абстрактной метафизики”. Стал общепризнанным теоретиком и идеологом классического консерватизма. Политические традиции рассматривал как воплощение коллективного разума, советовал бережно, уважительно к ним относиться. Социально-нравственный порядок, апробированный историей, санкционированный и поддерживаемый религией, обладает, по мнению Берка, абсолютным приоритетом. С ним не может сравниться самый привлекательный реформационный проект. Согласно концепции Берка, государство – вечный и неизменный институт, который неподвластен воле личности и общества. Стало быть, истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы осторожно и постепенно устранять его недостатки; деление общества на классы и сословия неизбежно и необходимо для социальной стабильности, как и без частной собственности невозможна свобода личности и общества.

Радикальные преобразования государства и общества, как полагал Берк, – противоестественны в силу ограниченности сферы человеческого разума. Идеалы любой революции разрушительны сами по себе, общество и государство невозможно преобразовать по желанию и воле людей – они продукт естественной эволюции, часть миропорядка, созданного высшими силами. Конституционный строй конкретной страны – “материальное воплощение” национального духа и традиций. Подчеркивая исторически сложившийся характер социально-политических отношений, Берк предостерегал от необдуманных, поспешных нововведений, разрушающих фундамент того, что явилось результатом длительной эволюции, было апробировано и отшлифовано опытом поколений. Берк искренне верит в “бессознательную мудрость предков”, убедительно рассуждает о том, что старое хорошо, потому что оно созрело. Он категорично не отрицает необходимых, назревших реформ (перемен), но последовательно отстаивает традиционализм, напоминает, что верность старому – гарант благополучия и безопасности общества.

Блан Луи (1847-1862) – французский политический мыслитель и общественный деятель. Автор “Истории французской революции” в 12-ти томах. Социалист по убеждениям. Завоевал популярность после издания своего политического сочинения “Организация труда”. Эта книга за один- два месяца была востребована рабочими парижских мастерских в шести тысячах экземпляров. До революции 1848 г. она переиздавалась девять раз. Блан ярко и остроумно критиковал капиталистический строй, обещал рабочим добиться осуществления лозунга “право на труд”, освободить их от безработицы, нищеты и эксплуатации. Источник зла в обществе видел в свободе конкуренции и предпринимательства. Предлагал пути “устранения” зла: социально-политическое реформирование, демократизация государства, организация с помощью правительственных кредитов производственных ассоциаций, в которых обобществлены средства производства и труд является коллективным. Под давлением рабочих после победы февральской революции 1848 г. Блан был включен в состав временного правительства, но не смог реализовать свои обещания и реформаторские проекты.

Боден Жан (1530-1596) – французский политический мыслитель, юрист. Теоретик естественного права. Первым в Европе определил суверенитет как абсолютную, верховную, независимую власть государства. В основном своем сочинении “Шесть книг о государстве” исследовал формы государства, обогатив идеи мыслителей-предшественников. Был сторонником компромисса между католиками и гугенотами, отстаивал веротерпимость и необходимость восстановления мира и правопорядка в государстве с помощью сильной королевской власти. Боден выделяет три формы правления: демократию (в условиях которой большинство граждан обладает верховной властью), монархию (когда власть сосредоточена в руках одного лица и передается по наследству), аристократию (когда власть концентрирует меньшая часть граждан). Симпатии Бодена на стороне абсолютной монархии. Эта форма, как он полагал, обеспечивает компетентность (советуют многие) и энергичность власти (решает один). Предназначение законов видел в том, чтобы не допустить перерождения королевской монархии в тиранию, предупреждать несправедливость в государстве.

Бруно Джордано (1548-1600). “Сжечь – не значит опровергнуть!” Возглас Бруно на костре его смерти.

Еще в студенческие годы Бруно зарекомендовал себя мятежником. В его воззрениях причудливым образом сочеталась непокорность устоявшимся христианским канонам, магия, поэзия и философия. Это обстоятельство затрудняет характеристику философии Бруно. В нашей стране Бруно широко известен благодаря его концепции множественности миров и отсутствия у Вселенной какого-либо центра. За отход от христианства Бруно был приговорен к сожжению на костре, что и было осуществлено на “Поле цветов” в Риме 17 февраля 1600 г.

Будный Симон (1530-1593) – белорусский мыслитель-гуманист эпохи Возрождения, теолог.

Бэкон Френсис (1561-1626) – английский философ-материалист, государственный деятель.

Вебер Макс (1864–1920) – немецкий социолог, политолог и экономист. Предметом научных интересов являлись историко-экономическая и политическая проблематика, методология общественных наук, общая социология. Определял политику как “стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти между государствами, внутри государства – между группами людей, которое оно в себе заключает”. Государство рассматривал как отношения “господства– подчинения”, опирающиеся на легитимное насилие. Одним из первых обратил внимание на тенденцию к усилению бюрократизации общественной жизни в европейских государствах, препятствующую демократизации. Вебер – автор теории плебисцитарной демократии как средства легитимации представительной власти.

Витгенштейн Людвиг (1889–1951) – одна из ключевых фигур всей философии XX в. Поведение Витгенштейна необычно, а некоторые поступки кажутся экстравагантными: он участвует в первой мировой войне, попадает в плен к итальянцам, носит в ранце написанный им философский шедевр, отказывается от огромного наследства, строит сестре по своему проекту дом, собирается уйти в монастырь, стать дирижером симфонического оркестра, посещает СССР с целью изучить северные народности, преподает детишкам в школе арифметику. В философии Витгенштейн прославил свое имя анализом языка.

Его философская проблематика имеет форму: “Я попал в тупик”. “Какова твоя цель в философии? – показать мухе выход из мухоловки...”.

Гадамер Ханс Георг (р. 1900). “Кто хочет мыслить, должен спрашивать”. “Ожидание ответа уже предполагает, что спрашивающий затронут преданием и слышит его зов”.

Гадамер – ученик Хайдеггера. Работал в Лейпцигском университете, переехал из ГДР в ФРГ. В 1960 г. опубликовал книгу “Истина и метод”, которая принесла ему славу. Гадамер считается главой современной герменевтической школы.

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, основоположник систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. “Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении”.

В произведении “Философия права” Гегель излагает свое понимание государства и права с позиций постепенного выявления творческой силы безличного “мирового разума”. Он размышляет о разумности “устройства” этих институтов, а не о том, какими они должны быть. Государство в интерпретации мыслителя предстает как идея свободы, единый организм, особый политический феномен. С высоты абстрактного “мирового разума” Гегель трактует право, понятия свободы и справедливости. Гегель расходится со своими предшественниками в понимании характера и назначения принципа разделения властей. Он не приемлет точку зрения о самостоятельности властей, их взаимном ограничении и контроле, называя ее ложной. Эта идея, по мнению философа, противоречит разумному устройству государства; ее реализация может послужить источником противоборства и враждебности его властных структур. Гегель критикует также идею народного суверенитета, заменяя ее тезисом о суверенитете наследственного конституционного монарха.

В развитом виде государство, в изображении Гегеля, – конституционная монархия, основанная на разделении полномочий властей: законодательной, правительственной и власти государя. Законодательная власть определяет и устанавливает всеобщее. Власть правительства (куда Гегель относит и судебную) подводит особенные сферы и отдельные случаи под это всеобщее. Что касается конституционного монарха, то он не должен вмешиваться во все эти дела. Гегеля не прельщает либерализм с его предпочтением прав и свобод личности правам государства.

Особое значение для политической науки имеют суждения Гегеля о взаимодействии и соотношении гражданского общества и государства. Для него государство – первично, а гражданское общество (“всеобщая семья”) – вторично, так как оно рождено государством. Противоречия между ними закономерны и могут быть разрешены разумными взаимоотношениями, правом и сильной властью – конституционной монархией, которая, по мнению философа, способна обеспечить демократические преобразования в государстве и обществе.

Гельвеций Клод Адриан (1715-1771) – французский философ-материалист и политический мыслитель. Отрицал теологические воззрения на социально-политическую жизнь. Выдвинул требование полной ликвидации феодальных отношений. Был сторонником просвещенного абсолютизма. Считал республиканскую форму правления непригодной для больших по масштабам государств.

Герцен Александр Иванович (1812-1870) – русский политический мыслитель и общественный деятель, философ-материалист. Русское освободительное движение в своем развитии прошло три главных этапа: дворянский (с 1825 по 1861 г.), разночинный, или буржуазно-демократический (с 1861 по 1895 г.); пролетарский (с 1895 г.). Самыми выдающимися деятелями дворянского периода были декабристы и Герцен.

Издавал журнал “Полярная Звезда”, газету “Колокол” (1857-1867), оказавшие демократическое влияние на русскую общественно-политическую мысль. Создал цикл произведений, посвященных проблеме исторического развития России, критике ее самодержавно-крепостнического строя и европейского государственного устройства. Герцен выступает как убежденный поборник революционно-демократических изменений в стране, уничтожения крепостного права и освобождения крестьян.

Явился основоположником теории “русского социализма”, которая получила впервые свое обоснование в таких сочинениях мыслителя, как “О развитии революционных идей в России”, “Крещенная собственность”, “Русский народ и социализм”. Идеализировал русское крестьянство, его “общинные”, “мирские” традиции, представлял социализм, как строй, при котором господствуют патриархальные отношения, основанные на началах безграничного взаимного доверия людей.

Гидденс Энтони (р. 1938) – английский социолог и политолог. Профессор социологии в Оксфорде, директор Лондонской школы экономики. Внес значительный вклад в интерпретацию классической социологической теории (“Капитализм и современная социальная теория”, 1971; “Политика и социология в учении М.Вебера”, 1972; “Э.Дюркгейм”, 1978). Исследовал классовую структуру современного общества (“Классовая структура развитых обществ”, 1973). Создал собственную теорию структурализации, в которой связал проблемы социальной действий, деятельности и структуры воедино (“Новые правила социологического метода”, 1976; “Центральные проблемы социальной теории”, 1979; “Образы и критики в социальной теории”, 1983; “Конструирование общества”, 1984). Большое внимание Гидденс уделил критике теоретической ограниченности исторического материализма (“Современная критика исторического материализма”, 1981; “По ту сторону левых и правых”. 1994), а также проблемам государства и международных конфликтов (“Нация-государство и насилие”, 1985). Во многих своих работах критикует постмодернизм как теорию общества, предлагая в качестве альтернативы идею рефлексивности эпохи модерна (“Последствия современности”, 1990; “Модерн и самоидентичность”, 1991).

Гинсберг Морис (1889-1970) – английский социолог, ученик Л. Т. Хобхауса. С 1929 возглавлял отделение социологии в Лондонской школе экономики и политических наук. В предвоенные и военные годы профессор социологии в Британии, в 1955-1957 президент Британской социологической ассоциации. Гинсберг продолжал традицию синтеза социальной философии, моральной философии, социологии, социальной психологии и философии права. В центре его интересов – равновесие разумного и неразумного в социальной жизни. Исторический процесс он, подобно Хобхаусу связывал с возникновением и развитием способности человечества контролировать направление своих собственных соц. изменений. Постепенное развитие взаимосвязей между обществами, по его мнению, приведет к единству человечества. Отсюда особую роль в обществе Гинсберг отводил праву, знаниям вообще и социологическим знаниям в частности. Для того чтобы служить во благо, знание должно иметь моральные основания. Соблюдение социальной справедливости и благонаправленности социальных изменения возможно только при условии социальной ответственности каждого лица, каждой группы и каждого поколения. Социолог, как и любой другой ученый, имеет, по мнению Гинсберга, двойную обязанность перед обществом: исследовать истину ради нее самой и использовать знаниедля человеческого блага. Основные труды: “Психология общества” (1922), “Эволюция и прогресс” (1961), “Справедливость в обществе” (1965).

Гоббс Томас (1558-1678) – английский философ и политический мыслитель. Являясь сторонником королевского абсолютизма в Англии, стремился обосновать его с позиций доктрины естественного права. Происхождение государства объяснял как результат осознания людьми пагубности “войны всех против всех” и заключения добровольного соглашения – общественного договора, который гарантировал мир и безопасность в обществе, сравнивал государство с мифическим библейским чудовищем, изображал его как выразителя воли и интересов всех граждан. Сильная, твердая государственная власть – залог преодоления разногласий, распрей, политической конфронтации в обществе. Благополучие государства, гражданский мир достигается благодаря безоговорочному подчинению граждан единой, неограниченной, абсолютной государственной власти. “Вне государства, – отмечал Гоббс, – владычество страстей, война, страх, бедность, мерзость, одиночество, дикость, невежество, зверство. В государстве – владычество разума, мир, безопасность, блаженство, благолепие, общество, изысканность, знания, благосклонность”. Основное политическое произведение: “Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”.

Гумпилович Людвиг (1838-1909) – польско-австрийский социолог и правовед, представитель дарвинизма социального. Профессор университета в Граце. Согласно Гумпловичу, социология – философская основа всех социальных наук. Социальные явления он объяснял с позиции натурализма, рассматривая человеческую историю как “естественный процесс”, а социальные законы – как простую разновидность законов природы. Предмет социологии, по Гумпловичу, – исследование социальных групп и их взаимоотношений, которые носят характер постоянной и беспощадной борьбы, определяющей социальную жизнь в целом. Основными причинами социальных конфликтов Гумплович считал экономические мотивы, стремление к удовлетворению материальных потребностей. В соответствии с его концепцией, в историческом развитии первоначальная борьба возникла между государствами, с другой – внутри государств: между группами, классами, сословиями, политическими партиями.

Гуссерль Эдмунд (1859-1938). “Философия должна всегда выполнять в европейском человечестве свою функцию – архонта (высшего должностного лица) всего человечества”. Гуссерль – основатель феноменологии. Он мечтал сделать философию строгой наукой и тем самым выработать инструментарий для преодоления кризисов человечества. Работал во Фрейбургском университете (Германия). После прихода к власти нацистов Гуссерль по причине своего еврейского происхождения был лишен возможности принимать участие в официальной философской жизни Европы. В уединении, покинутый всеми своими друзьями-философами, кроме двух молодых ассистентов, он продолжал интенсивно работать. Уже после смерти Гуссерля случайно посетивший его родственников вчерашний студент, 27-летний бельгиец Ван Бред, к своему огромному удивлению обнаружил рукописи объемом 47 000 страниц. Тайно, по каналам дипломатической почты архив Гуссерля был вывезен в бельгийский город Левей. По сей день этот архив служит документальной основой многотомной гуссерлианы.

Декарт Рене (1596-1650). “Все науки настолько связаны между собой, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих”.

Декарт обладал ясным умом и широчайшими интересами. За какую бы науку он не брался, везде находил на первый взгляд простые, а, по сути, новаторские решения. Это относится к философии, математике, физике, космологии, физиологии.

Главный вклад Декарта в философию – это развитый им метод научных размышлений.

Декарт чурался дрязг, политических разборок, грубых столкновений. По этой причине он покинул шумную Францию и прожил около 20 лет в более спокойной Голландии. Однако новаторские воззрения Декарта и здесь не остались без внимания. В Утрехтском университете против Декарта был предпринят настоящий крестовый поход. По этой причине Декарт принял приглашение шведской королевы Христины и переехал в Стокгольм. Здесь теплолюбивый француз, вынужденный беседовать с королевой в утренние, особенно холодные часы заболел воспалением легких, что и послужило причиной его смерти.

Дарендорф Ральф (р. 1929) – немецкий политолог и социолог Предмет научных интересов – социальная стратификация и конфликты. Социально-политические конфликты считает закономерным явлением. Их источник усматривает в рассогласовании интересов, целей и ценностей субъектов политики, оспаривающих властные полномочия. Конфликты, как показали исследования Дарендорфа., дают импульс к качественным социальным изменениям в такой же мере, как и дезинтегрируют общество. Поэтому политические субъекты обязаны овладеть искусством урегулирования конфликтных отношений. “Тот, кто способен справляться с конфликтами, тот контролирует ритм истории. Кто упускает такую возможность, получает ритм себе в противники”.

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) – древнегреческий философ-материалист.

Деррида Жак (род. 1930). “...Что же происходит сегодня в нашем мире и нашей “современности”... Все мои усилия – это усилия разобраться с этим необъятным вопросом”. Деррида – лидер современной французской философии. Он популярен во всем мире. В философии занял достойное место благодаря разработанному им методу деконструкции. Чтобы нечто понимать, надо различать; в настоящем есть и прошлое, и будущее.

Джефферсон Томас (1743-1826) – американский государственный и общественный деятель.

Автор проекта Декларации независимости, принятой американским конгрессом в 1776 г. Активно участвовал в демократизации общественного строя Виргинии. Критиковал американскую революцию за незавершенность, настаивал на необходимости демократического разрешения аграрного вопроса, отмены рабства, предоставления всему народу политических прав. Конституцию 1787 г. оценивал как недостаточно демократичный политический документ, требующий дополнения “биллем о правах”. В частной собственности видел основу гармонизации социальных интересов, реализации естественных прав человека. Являлся членом палаты представителей, губернатором Виргинии, посланником США в Париже, государственным секретарем в первом правительстве Дж. Вашингтона. В 1796 г. был избран вице-президентом, в 1801-1809 гг. – президент США.

Дюверже Морис (р. 1917) – французский социолог, государствовед. Профессор политической социологии Парижского университета (с 1955), руководитель Центра сравнительного анализа политических систем, член Академии наук и искусств (США). Политическую социологию рассматривает как Науку о власти, изучающую отношения “управляющих” и “управляемых” в любых человеческих общностях Ее основной задачей считает выявление “двуличия” власти, поскольку политика представляет собой борьбу между индивидами группами за власть, которой победители пользуются в ущерб побежденным и одновременно – усилия по построению социального порядка, выгодного всем. С этих позиций рассматривает политическую систему капитализма как “двуликого Януса”, т.к. противоречивое единство аутентичной демократии и власти владельцев капитала, устранение “императива прибыли”, порождающего основное противоречие капитализма – между увеличением количества продуктов и деградацией качества жизни – может быть достигнуто путем перехода к “демократическому социализму”.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.