Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внутриполитическое развитие России




Внешняя политика Российской Федерации

Курс на либерализацию экономики и его результаты.

Внутриполитическое развитие России.

Внешняя политика Российской Федерации.

Тесты

1. В чем состояла сущность политики «ускорения социально-экономического развития» страны?

а) в постепенном переходе к регулируемой рыночной экономике;

б) в концентрации капиталовложений на ключевых направлениях, определяющих научно-технический прогресс;

в) в переходе к свободной рыночной экономике, возрождении частного сектора;

г) в наведении порядка, установлении жесточайшей дисциплины на производстве.

2. Что предусматривала экономическая реформа 1987 г.?

а) либерализацию цен;

б) приватизацию и акционирование государственных предприятий;

в) расширение прав предприятий, перевод их на хозрасчет, введение государственного заказа;

г) строжайшую централизацию управления производством, концентрацию всех ресурсов на важнейших направлениях производства.

3. На каком форуме было принято решение о проведении реформы политической системы в СССР?

а) на XXVII съезде КПСС;

б) на XIX Всесоюзной конференции КПСС;

в) на I съезде народных депутатов СССР;

г) на XXVIII съезде КПСС.

4. Что предусматривала программа «500 дней»?

а) приватизацию госпредприятий, постепенную либерализацию, активную социальную политику государства;

б) обуздание любой ценой инфляционных процессов;

в) серьезное ограничение роли центра в управлении экономикой;

г) усиление роли государства, с тем чтобы за 500 дней навести в стране порядок.

5. В каком году М.С.Горбачев был избран Президентом СССР?

а) в 1985 г.;

б) в 1989 г.;

в) в 1990 г.;

г) в 1995 г.

 

 

Тема XIII. Современная Россия (1991 – 2003)

______________________________________________________________

После распада Советского Союза в 1991 г. сложилась принципиально новая внешнеполитическая ситуация для России. Вместо бывшего СССР образовались 15 новых государств. Начался раз­дел вооружений, процесс создания национальных армий. Возникли новые очаги напряженности, споры о границах, локальные конфликты, грозящие перерасти в новую войну (Карабах, Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан и др.). Значительно снизилась обороноспособность России. Границы с бывшими республиками СССР практически отсутствовали. Наиболее мощ­ные группировки войск были расположены вдоль границ бывшего СССР и теперь стали ядром армий новых государств. Россий­ский флот лишился баз в Прибалтике и Крыму, была фактически разрушена система ПВО.

Внешнеполитическая концепция РФ предусматривала следущие задачи:

сохранить территориальную целостность и независимость;

обеспечить благоприятные условия для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество;

добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего СССР в ООН, а также помощи западных стран в проведении реформ;

расширить внешнюю торговлю России с зарубежными странами.

В 1990-е годы Россия строила междунардные связи по трем основным направлениям: 1) отношения с т.н. дальним зарубежьем; 2) отношения с бывшими союзными республиками – т.н. ближним зарубежьем; 3) отношения со странами – бывшими участницами ОВД – СЭВ.

Приоритетным направлением внешней политики России объективно становились отношения с ближним зарубежьем. Од­нако понимание этого пришло не сразу.

Большинство стран СНГ рассматривало это объединение как форму цивилизованного раздела имущества бывшего СССР. Договор о коллективной безопасности подписали 6 из 11 стран СНГ, Устав CHГ - 7 из 11. Не удалось сохранить единые вооруженные силы. После введения Россией в 1993 г. нового российского рубля рас­палась единая рублевая зона. Продолжали сохраняться противо­речия с Украиной по вопросу о разделе Черноморского флота, о статусе Севастополя.

В отношениях России с бывшими республиками СССР можно выделить два основных этапа, соответствующих двум концепциям во внешней политике РФ в широком смысле. Первый этап охватывает 1991 – 1995 гг., когда министром иностранных дел РФ был А.В.Козырев. В этот период внешняя политика России была ориентирована на Запад, и прежде всего на США. Это породило стратегию дистанцирования от сотрудничества с бывшими союзными республиками. Концепция внешнеполитической деятельности радикально изменилась с конца 1995 г., когда к руковод­ству МИДом РФ пришел Е.М.Примаков, заявивший, что отношения со странами СНГ являются главным приоритетом внешней политики России (второй этап — с конца 1995 г.). Новая концепция МИДа вес­ной 1996 г. была подтверждена подписанием договора с участием России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии об укреплении всесторонних отношений в рамках СНГ. В русле развития концепции реинтеграции России в СНГ был подписан Договор о Содружестве между Россией и Белоруссией, согласно которому предусматривалось воссоздание в 1996 – 1997 гг. единого экономического и финансового пространства.

Политической целью реинтеграции является конфеде­рация евразийского типа: политический суверенитет, независимость, создание «общей экономики», кол­лективная безопасность, сохранение социально-культурных связей.

В 1990-е годы в рамках СНГ была создана Межпарламентская ассамблея, Межгосударственный экономический комитет, введен пост исполнительного секретаря СНГ, выработан устав СНГ, создана штаб-квартира в Минске. Россия подписала сотни документов со странами СНГ, но сотрудничество на том этапе не стало действенным инструментом сближения стран.

После распада СССР отношения России с ближним зарубежьем - это непре­рывная цепь проблем и поисков их решения. Первая проблема – положение 25-миллионного русскоязычного населения за преде­лами РФ. В странах Балтии на него оказывается психологическое давление вплоть до вытеснения русских за пределы республик путем ущемления их гражданских прав. Россия оказала ряд мер воздействия на Латвию. Вторая проблема – ядерная. Официально Россия является единственной державой в СНГ, обладающей ядерным оружием, но в других странах – Украине, Белоруссии, Казахстане оставались ядерные боеприпасы. При посредничестве США было решено передать их России, но взамен боеголовок Украина получила ядерное топливо для своих АЭС. Третья про­блема – принадлежность России бывшего советского Черномор­ского флота и города русской боевой славы Севастополя. Не­смотря на ряд противоречащих друг другу решений и запретов парламентов двух стран, удалось добиться компромиссного ре­шения о разделе флота и зон командования в Севастополе. Чет­вертая проблема связана с тем, что Россия была вынуждена со­хранить пограничные войска на границах бывшего СССР, особенно в Средней Азии и на Кавказе для защиты своих интере­сов и в связи с отсутствием границ внутри СНГ. Кроме того, Рос­сия сохраняла войска на территории регионов с политической и военной нестабильностью – в Приднестровье, Грузии и Абха­зии. В целом во внешней политике в ближнем зарубежье доми­нировали военно-политические вопросы, а не экономические, но и этого оказалось недостаточно для создания системы коллектив­ной безопасности. Большая часть стран СНГ не желала посту­питься своим суверенитетом и соглашаться с первенством Рос­сии. В то же время в рамках СНГ успешно развивались отноше­ния России и Белоруссии. 2 апреля 1996 г. был подписан двусто­ронний договор об образовании Сообщества суверенных респуб­лик, открытый для вступления других стран. 2 апреля 1997 г. подписан еще один договор об образовании Союза России и Бе­лоруссии с делегированием ему ряда полномочий. На сегодняш­ний день стратегическая линия союза Белоруссии с Россией оста­ется неизменной.

В апреле 2002 г. состоялась очередная встреча президентов России и Белоруссии, на которой были обсуждены многие актуальные проблемы существования союзного государства, в том числе работа над проектом союзной конституции, бюджет, программа в области внешней политики государств-участников.

В начале нового тысячелетия взаимоотношения между странами СНГ постепенно вступают в новую фазу и приобретают более конструктивный характер. В мае 2002 г. на заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества президенты Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и России обсудили широкий круг вопросов, решение которых направлено на дальнейшее углубление интеграционного взаимодействия.

Страны бывшего социалистического лагеря, по оценке специалистов по геополитике, составляют группу государств так называемого среднего зарубежья. Это Болга­рия, Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, ГДР (ныне так называемые новые земли ФРГ), Албания, Югославия; в Азии это Китай, Вьетнам, Северная Корея.

Отношения постсоветской России со странами среднего зарубежья были очень невыразительны. Большая часть этих государств в 1990-е годы оказалась втянутой в сферу интересов Запада. Инициатором контактов с Западом, как правило, являлись сами бывшие социалис­тические страны. Причин такой ориен­тации несколько: 1) традиционная общность цивилизационно-культурной традиции Западной, Цент­ральной и Восточной Европы; 2) активная позиция Запада в отношении бывших социалистических госу­дарств, в частности по вопросу расширения НАТО на восток; 3) неприятие отношений с Россией как «аллергическая реакция» на недавнее давление со стороны СССР.

Главным отправным моментом системы международных отношений в первой половине 1990-х годов следует считать разрушение биполярной модели (противостояния СССР – США) и формирование многополярной организации мирового военно-стратегического, экономического, идеологического и культурного пространства.

В отношениях с дальним зарубежьем также можно выделить два пери­ода. В первый период (1991 – 1995 гг.) Россия проводила политику постоянных уступок, шла в рус­ле стратегических интересов США. После распада СССР Россия фак­тически утратила статус великой державы, но ей удалось сохранить место СССР в Совете Безопасности ООН и во всех международ­ных организациях, а также остаться единственной ядерной держа­вой на постсоветском пространстве. Ядерное оружие с территорий Украины, Белоруссии и Казахстана было выведено в Россию. Россия поддержала действия США в Ираке (операция «Буря в пустыне»), присоединилась к международным санкциям против Югославии (в связи с войной в Боснии). Для улучшения отношений с Японией начал обсуждаться вопрос о Южных Курилах, который советское руководство отказывалось даже затрагивать.

Правительство России продолжало курс на сокращение вооружений. В июне 1992 г. между СССР и США было подписано соглашение о взаимном сокращении стратегических вооружений более чем в 3 раза (с 21 тыс. боеголовок до 6-7 тыс.). В январе 1993 г. был заключен новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 г. должно произойти сокращение ядерного потенциала СССР и США на 2/3. Но Запад относился к России весьма настороженно. Из всех международных организаций Россия была принята только в Междуна­родный валютный фонд (МВФ). После завершения вывода российских войск из Восточной Европы ряд из этих стран выразили желание вступить в НАТО, что вызвало протест России.

С 1996 г. начался второй период, когда Россия стала проводить более самостоятельную внешнюю поли­тику по отношению к дальнему зарубежью. Она отказалась от санкций против сербов, что вынудило Со­вет Безопасности ООН отменить эти санкции. Россия осудила бомбарди­ровку военных объектов на территории Ирака, постаралась вернуть свои позиции посредника в ближневосточном конфликте. Однако предотвратить расширение НАТО на восток не удалось, в июне 1997 г. были приняты в НАТО Польша. Венгрия и Чехия. Не удалось до­биться и обещания не принимать в НАТО страны бывшего СССР.

Особо осложнились отношения России с Западом в связи с кризисом в Косово. Это район Югославии, где преобладает албанское население. Косовские албанцы выступали с требованием независимости и присоединения к Албании. Армия освобождения Косово перешла к партизанской войне против правительства Югославии. Выступления эти были подавлены югославской армией, но западные страны обвинили Югославию в геноциде по отношению к югославским албанцам. Авиация НАТО начала широкомасштабные бомбардировки Югославии, в Косово были введены войска НАТО. Это вызвало возмущение в России. Была достигнута договоренность, что российские войска также будут участвовать в операциях в Косово, наряду с войсками западных стран, и вся операция будет проводиться под флагом ООН, а не НАТО. Но отношения с Западом резко охладились. Значительно осложнились они и в результате боевых действий в Чечне, когда в западной прессе поднялась волна публикаций о «геноциде чеченского народа». Стало ясно, что у России существуют самостоятельные внешнеполитические интересы, не совпадающие с интересами Запада.

В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, став ее 39 членом. Европейские государства поддержали действия России, направленные на интеграцию в мировую экономику.

С избранием президентом В.В.Путина Россия постепенно отказывается от односторонней ориентации на союз с Западом. Объективно являясь мостом между Западом и Востоком, она стремится сохранить и упрочить свое положение как одного из полюсов мировой политики. В последние годы были восстановлены взаимовыгодные отношения с бывшими союзниками СССР, разорванные в начале 1990-х годов, а также сделаны первые шаги по пути налаживания сотрудничества с новыми партнерами. В 2000 – 2001 гг. президент совершил визиты в Китай, Индию, в Северную и Южную Корею, на Кубу, во Вьетнам и в другие страны.

В настоящее время началась реализация международного проекта – создание транспортного коридора «Север – Юг», который должен связать восток с западом (от Индии до Балкан и Скандинавии). Предполагается, что Россия должна получать от транзита грузов по этому коридору до 6 млрд долл. ежегодно.

В конце ХХ – начале XXI в. особую озабоченность у мирового сообщества вызывает международный терроризм, как правило влекущий за собой большие человеческие и материальные потери. Россия, столкнувшись с этой проблемой после распада СССР, налаживала и расширяла сотрудничество в сфере антитеррористической деятельности прежде всего со странами СНГ. Примером достигнутых договоренностей является разработанная и принятая в 2000 г. Программа по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстре­мизма на период до 2003 гг. и решение о создании Антитер­рористического центра (АТЦ) государств – участников СНГ, призванного координировать конкретные меры по борьбе с международным терроризмом в регионе Центральной Азии.

Ситуация в мире резко изменилась после беспрецедентных террористических актов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., в результате которых погибло около 3 тыс. чел., в том числе и российские граждане. В ходе международного расследования было установлено, что нити террористического заговора ведут к международной исламской экстремистской организации «Аль-Каида», руководство которой укрывалось в Афганистане.

3 ок­тября 2001 г. в Брюсселе состоялся саммит стран Европейского Союза с участием России, на котором было принято совместное заявление о борьбе с международным терроризмом и была достигнута договоренность о механизме интенсивных консультаций по данной проблеме. При этом речь шла не только о классическом терроризме, но и о таких его новых видах, как, напри­мер, химический, биологический и ядерный.

7 октября 2001 г. США нанесли первые ракетные удары по военным объектам в Афганистане. Сразу после начала бомбардировок лидеры западных стран, а также Россия заявили о поддержке американской военной акции.

Впоследствии на характер антитеррористической операции повлияли договоренности, достигнутые в ноябре 2001 г. на встрече в Вашингтоне президентов США и России – Дж. Буша и В.В.Путина. Было достигнуто соглашение о сокращении в ближайшее время стратегических наступательных вооружений с 6000 до 1700-2000 боезарядов с каждой стороны. Однако в конце 2001 г. США в одностороннем порядке вышли из договора по противоракетной обороне (ПРО), что создало новую ситуацию в сфере международной безопасности. В начале 2002 г. активная фаза антитеррористической операция в Афганистане была завершена, но проблема борьбы с международным терроризмом продолжает оставаться крайне актуальной.

В мае 2002 г. был сделан новый шаг во взаимоотношениях с Североатлантическим альянсом. Лидеры 20 стран (19 государств – членов НАТО и России) подписали Римскую декларацию, согласно которой создан принципиально новый Совет «Россия – НАТО». Ключевую роль здесь будут играть политические, а не военные аспекты.

В июне 2002 г. в Канаде проходил саммит стран «большой восьмерки», где в качестве полноправного представителя участвовала Россия. В ходе встреч руководителей государств обсуждались вопросы борьбы с терроризмом, проблемы ликвидации запасов оружия массового уничтожения и т.п.

20 марта 2003 г. США, действуя вразрез с международными договоренностями, начали военную операцию против Ирака, ооправдывая свои действия наличием в этой стране запасов химического и биологического оружия, а также разработкой программы создания ядерных боезапасов.. Военная операция, длившаяся около месяца, привела к свержению режима Саддама Хусейна и к усилению присутствия США в Персидском заливе. Россия расценила эти действия как противоречащие нормам и принципам международного права и Устава ООН. В мае 2003 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию об отмене международных санкций против Ирака. Управление его экономикой и политическими процессами передано под полный контроль победившей коалиции США и Великобритании.

Для организации военного межгосударственного сотрудничества в апреле 2003 г. в рамках СНГ была создана новая международная организация – Договор о коллективной безопасности (ОДКБ), куда вошли Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.

В целом внешняя политика России является неконфронтационной и несиловой, она направлена на усиление международной безопасности и равноправное сотрудничество с другими странами. В начале нового тысячелетия Россия строит свою внешнюю политику исходя из убеждения, что лучшей основой стабильного мира и устойчивого развития является многополюсное мироустройство, не допускающее монополии и доминирования в мировых делах какой-либо одной державы или группы государств.

После августа 1991 г. Россия столкнулась с новыми пробле­мами. До этого времени КПСС не была политической партией в собственном смысле слова: Политбюро ЦК, обкомы, горкомы и райкомы КПСС фактически составляли исполнительную вертикаль власти. После путча эти ор­ганизации были ликвидированы, а взамен их созданы новые струк­туры президентской власти. При Президенте были созданы Совет Безопасности и Президентский Совет, введена должность Го­сударственного секретаря. Главы администраций на местах и пра­вительство России назначались Президентом и подчинялись непосредственно ему. Но новые структуры не укладывались в рамках Конституции РСФСР 1978 г., провозглашавшей полновластие Советов на­родных депутатов. По этой Конституции высшим органом власти являлся Съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР в промежутках между съездами. Правительство было подотчетно съезду.

Это противоречие не ощущалось, пока Президент пользовался поддержкой депутатов. Но с ликвидацией СССР и нарастанием эко­номических трудностей росло и недовольство депутатов политикой Президента. Разрешить это противоречие в рамках действовавшей Конституции было невозможно. Изменить же Конституцию мог только Съезд народных депутатов или всенародный референдум, объявить который имел право только съезд.

В этих условиях 21 сентября 1993 г. Б.Н.Ельцин объявил о так называемой «конституционной реформе» – об упразднении Верховного Совета и Съезда народных депутатов и о формировании нового двух­палатного Федерального Собрания (Государственной Думы и Совета Федерации). Президентский Указ № 1400 предусматривал ликвидацию всей системы Советов.

Верховный Совет отказался подчиниться указу и объявил об отставке Президента. Депутаты отказались покинуть здание Белого дома, вокруг него были возведены баррикады. Осажденные пытались захватить телецентр, чтобы обратиться в народу, в ответ Прези­дент ввел чрезвычайное положение. Здание Белого дома было обс­треляно танками. 4 октября Белый дом был взят, депутаты арестованы.

После октябрьских событий была ликвидирована система Сове­тов по всей стране. 12 декабря 1993 г. прошли выборы в новые органы власти и референдум по новой Конституции. На основании выборов были созданы Государственная Дума и Совет Федерации (в него вошли губернаторы и руководители областных Дум).

В 1993 г. была принята новая Конституция, значительно расширявшая полномочия Президента страны. В соответствии с ней Президент является главой государства, он назначает правительство, которое ответс­твенно только перед ним. Президент может наложить вето на за­кон, принятый Государственной Думой (то есть не утвердить его), и направить его на доработку. Он обладает и законодательными пол­номочиями: в случае неприятия Думой закона он может провести его Указом. Президент имеет право роспуска Думы в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной Президентом. Права Думы ограничены лишь законодательными функ­циями. Депутаты потеряли право контроля за деятельностью адми­нистрации (право депутатского запроса).

Неожиданным был успех на выборах либерально-демократичес­кой партии, возглавляемой В.В.Жириновским, которая получила почти четверть всех голосов избирателей. Партия власти – «Выбор Рос­сии» Е.Т.Гайдара – получила лишь 1,5% голосов. Прошли в Думу представители коммунистов (12%) и аграрной партии (7%). В целом выбо­ры показали недовольство населения политикой правительства.

Важнейшим мероприятием нового парламента стало подписание в апреле 1994 г. «Договора об общественном согласии», объявившего мораторий на все антиправительственные действия на два года. Была объявлена политическая амнистия участникам событий августа 1991 г. и октября 1993 г. Эти документы должны были преодолеть раскол общества и создать необходимые условия для проведения реформ.

В декабре 1995 г. прошли выборы во II Государственную Ду­му. Половина депутатов избиралась по партийным спискам, полови­на – по территориальным округам. На этих выборах внушительную победу одержали коммунисты, получившие 22% голосов. 11% голосов получила ЛДПР, 10% – объединение «Наш дом – Россия», возглавля­емое премьером В.С.Черномырдиным, и 7% – объединение «Яблоко», возглавляемое Г.А.Явлинским. Остальные партии, в том числе «Демократический выбор России» Е.Т.Гайдара, в Думу не прошли.

В июне 1996 г. были проведены президентские выборы. Во второй тур вышли Б.Н.Ельцин (35% голосов) и лидер коммунистов Г.А.Зюганов (32%). Во втором туре Б.Н.Ельцин очень удачно пост­роил избирательную кампанию. Он стремился убедить избирателей, что приход коммунистов к власти означает новый передел собс­твенности, а значит, гражданскую войну. Уставшие от десяти лет потрясений избиратели проголосовали за Б.Н.Ельцина (54%), Г.А.Зюганов получил 40% голосов.

С сентября по декабрь 1996 г. прошли выборы глав админист­раций. В целом партии власти удалось сохранить большинство в Совете Федерации, но более чем в 1/3 регионов победили предста­вители оппозиции, главным образом коммунисты.

С 1996 по 1999 гг. сохранялось противостояние двух ветвей власти – Президента и Государственной Думы. В связи с ухудшением экономического положения в стране началась правительственная чехарда. Президент Б.Н.Ельцин одно за другим отправлял в отставку правительства. В.С.Черномырдина на посту премьер-министра сменил С.В.Кириенко, его, в свою очередь, Е.М.Примаков, затем С.В.Степашин и, наконец, В.В.Путин. Президент Б.Н.Ельцин терял свой авторитет среди населения, в первую очередь среди людей, оказавшихся за чертой бедности; Государственной думой в 1999 г. была предпринята попытка импичмента – отрешения президента от должности, но необходимых двух третей голосов собрать не удалось. 19 декабря 1999 г. прошли выборы в Государственную Думу, их результаты носили двойственный характер. С одной стороны, увеличили свое представительство коммунисты (до 24%), с другой – на второе место вышел проправительственный блок «Единство» («Медведь»), созданный буквально накануне выборов и получивший 23% голосов. Неожиданным был успех Союза правых сил, набравшего около 9% голосов. Преодолели 5%-ный барьер и объединения «Отечество – вся Россия», «Яблоко», ЛДПР (блок В.В.Жириновского). В целом новая дума стала более проправительственной, более управляемой. 31 декабря 1999 г. Президент Б.Н.Ельцин по телевидению объявил о своей отставке, исполняющим обязанности Президента стал премьер-министр В.В.Путин.

26 марта 2000 г. состоялись президентские выборы. По результатам первого же тура, набрав 52% голосов, В.В.Путин стал Президентом России. Еще в ходе президентской предвыборной кампании В.В.Путин выступил с идеей сильного государства, обеспечивающего свободу личности. Он выделил общенациональные приоритеты, включающие повышение жизненного уровня людей, борьбу с преступностью, обеспечение надежного «права собственности». В.В.Путин заявлял также о намерении строить внешнюю политику исходя из национальных интересов собственной страны, признав «верховенство внутренних целей над внешними».

Первыми шагами нового президента стали меры по укреплению российской государственности: создание семи федеральных округов, в которые направлены представители президента (Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Центральный, Дальневосточный, Северо-Западный, Сибирский), строгое требование соблюдения законов РФ от всех субъектов федерации, изменение статуса губернаторов в связи с выводом их из Совета Федерации и др.

Наиболее «горячей точкой» на территории России после распада СССР стала Чечня. Еще в августе 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской республики выступил в поддержку ГКЧП. После ареста ГКЧП генерал Д.Дудаев со своими сторонниками арестовал Верховный совет и захватил власть в республике. Этот факт приветствовался руководством Российской Федерации, которое расценило это как продолжение борьбы против ГКЧП, но в дальнейшем события приняли непредсказуемый оборот. Чечено-Ингушская АССР разделилась на Чечню и Ингушетию. Д.Дудаев был избран Президентом Чечни, которая была переименовала в республику Ичкерию и заявила о своей независимости. С выводом войск бывшей Советской Армии из Закавказья в руках чеченцев оказалось огромное количество оружия (вплоть до боевых самолетов). Это позволило создать мощную армию. Были блокированы железные дороги, автомагистрали, перекрыт нефтепровод, проходящий из Азербайджана по территории Чечни. Началось массовое изгнание из Чечни русского населения. Чечня превратилась в криминальный анклав на территории России, основным источником доходов которого стали торговля оружием и наркотиками, операции с фальшивыми банковскими документами и валютой, нелегальный нефтяной промысел, а также похищение людей с целью выкупа.

В декабре 1994 г. началась военная операция российских войск в Чечне, которая переросла в крупномасштабную войну, продолжавшуюся до 31 августа 1996 г. Федеральные войска взяли Грозный – столицу Чечни, но войска Д.Дудаева, пользуясь широкой поддержкой местного населения, перешли к партизанским действиям в горах. В июне 1995 г. отряд боевиков Ш.Басаева напал на российский город Буденновск и захватил в здании районной больницы около 2 тыс. заложников из числа мирных жителей. В результате переговоров Ш.Басаева с В.С.Черномырдиным заложники были отпущены, а террористы беспрепятственно пропущены в Чечню. В январе 1996 г. боевики С.Радуева захватили родильный дом и больницу в Кизляре (Дагестан), а затем, отпустив заложников, смогли вернуться в Чечню. Ш.Басаев и С.Радуев стали в Чечне национальными героями.

В декабре 1995 г. на территории Чечни, контролируемой федеральными войсками, были проведены выборы главы республики. Им был «избран» Д.Завгаев, бывший Председатель Верховного Совета Чечено-Ингушетии, первый секретарь Чечено-Ингушского обкома КПСС. На сторонники Д.Дудаева не признали законности этих выборов.

В апреле 1996 г. в результате ракетного удара был убит генерал Д.Дудаев. Президентом Чечни стал З.Яндарбиев. Чеченская война, уносившая десятки тысяч жизней, была крайне непопулярна в России. Учитывая это, в мае 1996 г., в преддверии президентских выборов, Б.Н.Ельцин предпринял неординарный шаг. Пригласив в Москву для переговоров чеченскую делегацию во главе с З.Яндарбиевым, он сам неожиданно вылетел в Грозный, где подписал указ о прекращении боевых действий в Чечне.

Однако фактически война продолжалась. В августе 1996 г. отряды боевиков, разгромив федеральные войска, вернули себе Грозный. 31 август 1996 г. новый глава Совета Безопасности России А.И.Лебедь и начальник штаба вооруженных формирований Чечни А.Масхадов в Хасавюрте (Дагестан) подписали Заявление о прекращении военных действий в Чечне. Статус Чечни по этому соглашению должен был быть определен в ходе переговоров к концу 2001 г. Предусматривался вывод из Чечни федеральных войск, оказание ей экономической помощи. Так закончилась первая чеченская война. Число погибших в Чечне военнослужащих превысило 5 тыс. чел, а общее число жертв войны составило около 80 тыс. чел.

Чеченское руководство расценило эти соглашения как фактическое признание независимости Чечни. Федеральные войска были полностью выведены, чеченцы, сотрудничавшие с Москвой, брошены на произвол судьбы, многие из них попали в концлагеря или были уничтожены. В январе 1997 г. А.Масхадов был избран Президентом Чечни. Его правительство не только взяло курс на полную независимость от России, но и попыталось расширить сферу своего влияния. Летом 1999 г. началось вторжение чеченских войск в Дагестан. Одновременно (в сентябре) был проведен ряд террористических актов на территории России – взрывы домов с мирными жителями в Москве и Волгодонске. На территории Чечни концентрировались силы наемников-террористов из разных стран для войны с Россией. В этих условиях правительство Российской Федерации вынуждено было вновь начать боевые действия против Чечни. Осенью 1999 г. началась вторая чеченская война, официально названная контртеррористической операцией. После избрания В.В.Путина президентом России правительство неоднократно подчеркивало, что действия феде­ральных войск направлены прежде всего на осуществление контртеррористической операции на Северном Кавказе. При этом Россия, воюя с боевиками, отводит угрозу, исходящую от мирового терроризма для всех стран.

В ноябре 2001 г. впервые с начала второй чеченской кампании представители В.В.Путина и А.Масхадова предприняли попытку официальных переговоров, однако прорывом в мирном процессе эта встреча так и не стала. Требование сложить оружие и прекратить сопротивление, которое является главным условием российского правительства для начала переговоров, чеченская сторона отказалась выполнить. Фактически война (в виде террористических актов) продолжается и по сей день.

Полный вывод федеральных войск с территории Чеченской республики не­избежно расширит зону деятельности незаконных вооруженных фор­мирований, что приведет к обострению ситуации на всей территории Северного Кавказа (включая Кабардино-Балкарию, Карачаево-Черкес­сию, Адыгею, Северную Осетию, Дагестан, Ингушетию). Россия вы­нуждена также учитывать тот факт, что в данном регионе собственные интересы преследует Турция, а также США и НАТО. Поэтому россий­ское правительство поставило задачу в наименьшие сроки решить про­блему восстановления социально-экономической жизни и конституционных органов власти в Чечне. В 2003 г. в Чечне был проведен референдум по Конституции республики, позволивший начать подготовку к выборам президента Чечни, Государственная Дума России приняла закон об амнистии участникам чеченского конфликта, идет поэтапный вывод федеральных войск с территории Чеченской республики.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.