КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коррекционных и терапевтических процедур
Средств Психодиагностических методов и Беседа, включающая весь арсенал Профконсультационно ориентированная Полная Опроса Наблюдения, анкетирования и Вторичная углубленная беседа с элементами Первичная ознакомительная беседа Профинформационная
Профконсультационная
Профконсультационно-коррекционная беседа, содержащая рекомендации по проведению тренинговых, Рис. 8. Классификация различных видов профконсультационных бесед* Первичная ознакомительная беседа Примерный алгоритм проведения профинформационной первичной ознакомительной беседы содержит следующий порядок действий: · установление контакта с клиентом; · выяснение проблемы клиента; · выявление профессиональной квалификации клиента; · определение профессиональных интересов и склонностей клиента; · ориентация в состоянии здоровья клиента; · информирование о ситуации на рынке труда; · информирование об имеющихся вакансиях; · информирование о возможном профобучении; · проведение экспресс-диагностики; · составление совместно с клиентом первичного профессионального плана; · в случае необходимости принятие решения о проведении углубленной профдиагностики; · подготовка заключения по результатам консультации, заполнение регистрационной карточки персонального учета гражданина, ищущего работу. Эффективность профконсультации определяется не только глубиной проработанности поставленных профконсультационных задач, но и характером взаимодействия профконсультанта с клиентом. Чем выше активность клиента, его самостоятельность и инициативность, чем больше усилий он вкладывает в решение своей проблемы, тем выше его идентификация с выработанным профессиональным планом и принятыми решениями и, как следствие, выше вероятность того, что принятые решения действительно будут реализованы.
Классификация задач профконсультации Все задачи, которые решаются в ходе профконсультации, могут быть условно объединены в 4 группы: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (задачи самопознания); 3) психологическая (морально-эмоциональная) поддержка; 4) помощь в выборе, принятии решения относительно профессионального самоопределения. По глубине проработанности условно выделяют три уровня решения задач: 1) пассивная позиция клиента (проблема решается вместо него, а не вместе с ним); 2) совместное с клиентом решение проблемы (степень активности клиента в процессе профконсультации достаточно высока); 3) самостоятельные и осознанные действия клиента по решению своей проблемы, когда он решает ее сам, опираясь лишь на информационную и ориентирующую поддержку профконсультанта. Типичные ситуации, при которых обязательна профконсультация Наиболее типичны следующие ситуации, при которых профконсультация для безработного является обязательной: 1. У безработного гражданина нет профессии. 2. Безработный относится к категории выпускников школ-интернатов и подростков, имеющих низкий образовательный уровень. 3. Для безработного нет вакансии. 4. Безработный желает сменить профессию и стоит перед проблемой выбора новой специальности. 5. Безработный взволнован, сильно подавлен, расстроен, находится в стрессовом состоянии. 6. Поведение безработного во время приема является конфликтным. 7. У безработного неадекватная самооценка (завышенная или заниженная). 8. У безработного есть потребность в более полном обсуждении своих проблем (“выслушайте меня”, “смогу ли я”).
9. Безработный не имеет четкого и надежного плана поиска работы. 10.Безработный не умеет вести себя с работодателем при найме на работу. 11.Безработный плохо разбирается в информации о профессиях и рынке труда. 12.У безработного заканчивается срок выдачи пособия. 13.Безработный – это лицо, демобилизовавшееся из армии. 14.Безработный –лицо, вернувшееся из мест лишения свободы. 15.Безработный длительное время проработал на одном месте и попал под сокращение штатов. 16.Безработный отказался от предлагаемой ему подходящей работы. 17.При формировании групп на переобучение. 18.При организации молодежной практики. Рекомендуемая литература Содержание и организация профессиональной ориентации незанятого населения: Науч.-метод. пособие. М., 1996.
4.2.2. Социально-адаптационные программы в службе занятости Социально-адаптационная программа В практике социальной работы за рубежом довольно широко распространены разработка и использование социально-адаптационных программ, позволяющих вовлечь в социальную и профессиональную среду людей, которым по каким-либо причинам сложно включиться в деятельность или сообщество. Такие программы помогают, в частности, женщинам после длительного перерыва в связи с рождением ребенка и уходом за ним быстрее вернуться к прежней деятельности, адаптироваться к ней. Подобные программы созданы для поддержки лиц, долгое время страдавших алкоголизмом или наркоманией, прошедших курс лечения и теперь заново возвращающихся в общество. Социально-адаптационные программы сегодня прочно вошли в практику работы службы занятости. Они имеют скорее профессионально-адаптационное содержание и направлены на достижение следующих целей: · помочь безработному справиться со своими переживаниями в связи с потерей работы; · включить его в социальную группу; · сформировать у безработного необходимые навыки поиска работы; · всемерно поддерживать его активность и инициативу, направленные на преодоление сложившейся ситуации безработицы; · предупредить возможные негативные следствия пребывания в статусе безработного (“заученная беспомощность”, свыкание с ситуацией, агрессивность, снижение самооценки и т.п.) [21].
Среди программ, получивших распространение в центрах занятости, наиболее популярны такие, как “Клуб ищущих работу”, “Новый старт”, “Технологическая сессия”. Клубы ищущих работу в течение многих лет успешно функционируют в Великобритании, Канаде, Австралии, Швеции, Франции, Нидерландах. Цель программы “Новый старт” – помочь человеку, лишившемуся работы, сделать новые для него шаги, которые позволили бы ему изменить свою жизненную ситуацию. Такие программы в принципе направлены на то, чтобы поощрять участников к самостоятельным шагам. Руководитель здесь не исполняет роль сотрудника службы занятости, представляющего интересы клиента при подборе вакансий и осуществляющего маркетинг своих клиентов применительно к запросам работодателей. Подготовка и проведение группового профконсультирования Социально-адаптационные программы обычно проводятся профконсультантом либо психологом центра занятости. По своей сути работа в качестве ведущего этих программ сходна с деятельностью руководителя психологического тренинга. Поэтому для ведения таких программ требуются навыки организации групповой работы. Основным отличием социально-адаптационных программ от психологического тренинга является то, что в программе идет интенсивное обучение приемам и навыкам эффективного социального поведения, тогда как тренинг преимущественно направлен на активизацию глубокой внутренней работы участников, побуждает их к рефлексивному осмыслению себя. По этой причине работа в программах ближе к методу группового консультирования, когда на руководителя программы возлагаются функции соблюдения стандартных рекомендаций, осуществления обучения пошаговым методом, поэтапно и подчинения всего рабочего процесса решению конкретной социальной задачи.
Клуб ищущих работу Основная установка клуба ищущих работу заключается в том, что для каждого из его участников, желающих получить работу, существует возможность трудоустройства. На любом этапе работы клуба сохраняется конструктивный подход к проблеме обеспечения занятости.
Философия клуба построена на нескольких достаточно простых, но очень эффективных установках: 1. Некоторым людям не удалось найти работу только потому, что они не смогли обнаружить имеющиеся вакансии или представить себя в нужном свете. 2. Поиск рабочего места – это тоже работа, занятие, которому можно и следует научиться. 3. Люди приходят в клуб, чтобы работать, и их работа заключается в поиске рабочего места. 4. Следует ежедневно самостоятельно находить и пытаться использовать максимальное количество потенциальных возможностей для трудоустройства (рекомендуемая норма – 10 таких возможностей). 5. Работа в конечном итоге найдется для всех, кто будет настойчиво стремиться к поставленной цели. Клуб показывает участникам, где и как нужно искать работу (включая предоставление информации о большом числе вакансий, которые никогда нигде не рекламируются), укрепляя их уверенность в себе и прививая практические навыки презентации, т. е. умения преподнести себя. Каждая новая группа участников клуба первоначально работает по типовой программе: · определение целей трудоустройства; · самооценка; · подача заявлений о трудоустройстве на рекламируемые вакантные места; · “свободный” поиск работы; · техника собеседования с работодателем. Учебный курс может состоять из 9 занятий и длиться около месяца. Каждое занятие обычно продолжается около трех часов с 10¾15-минутными перерывами. Результаты действий участников клуба заносятся на специальный стенд. Клуб ищущих работу выполняет свою задачу в том случае, если ему удается добиться изменений к лучшему в деятельности его участников, связанной с различными аспектами трудоустройства: · способами поиска вакансий; · определением общего числа вакансий, на получение которых претендуют участники клуба; · формированием их представлений относительно того, что они могут предложить потенциальному работодателю; · формами письменного и телефонного обращения к работодателям; · способами поведения в ходе собеседования с работодателем. Подход, предлагаемый клубом, заключается в том, что вся деятельность, связанная с поиском работы, разбивается на отдельные составляющие, а затем идет последовательное обучение необходимым навыкам. Соответственно занятия в клубе проводятся по следующим темам: 1. Составление автобиографии. 2. Поиск возможностей для трудоустройства. 3. Техника разговоров по телефону. 4. Подготовка писем и посещение фирмы-нанимателя. 5. Собеседование с работодателем. 6. Начало работы. 7. Как сохранить работу. Обучение осуществляется по следующей схеме: 1) демонстрация необходимых приемов; 2) практическая отработка этих приемов; 3) осуществление реальных контактов с работодателями. Задача клуба – помочь его участникам получить подходящую работу в самое короткое время. Задача руководителя – обучение участников навыкам поиска работы и формирование у них установки на собственные активные действия по поиску работы. По завершении обучения участники клуба должны проводить все время в ресурсном центре. Ресурсный центр – спланированный по современным стандартам офис, в котором есть все необходимое для самостоятельного поиска работы. С каждым участником клуба согласовывается план его действий, в котором должно быть отражено, на какие возможности трудоустройства следует ориентироваться безработному, из каких источников он будет черпать информацию и какие подходы применять к поиску работы, устранению и предупреждению возможных ошибок. Безработным оказывается поддержка в течение всего времени работы в ресурсном центре. В процессе работы в клубе становится очевидным, что некоторые из его участников должны поработать над своими профессиональными возможностями особо, чтобы получить ту работу, на которую они рассчитывают. Эти безработные должны быть включены в другие специальные программы (возможно, в программу “Новый старт”), или для них необходимо организовать собеседование со специалистом по профобучению [21].
Общая характеристика психологической поддержки в профобучении Когда зритель приходит в театр, то для того чтобы он настроился на спектакль, обязательно звучит увертюра. Она создает у человека такое душевное состояние, пребывая в котором он сможет адекватно воспринимать тот поток информации, который польется на него со сцены. Все восприятие человека, его эмоциональный настрой, внимание организуются увертюрой в единое целое. Своя особая увертюра, настраивающая на определенное мировосприятие, и желательна, и необходима в ситуации включения взрослого в не совсем привычное для него профессиональное обучение. Но кто же будет исполнителем этой увертюры, каким должно быть ее содержание и разве нет необходимости в дальнейшем сопровождении взрослого, включившегося в учебный процесс в новой для себя роли учащегося? Преподаватели подобными проблемами не занимаются, не считая это своей профессиональной задачей. Если специалист помогает включению человека в обучение, то настрой на обучение становится его задачей. Психологическая поддержка в профобучении и есть та самая увертюра, которая призвана настроить все психические системы человека на целенаправленную активность в процессе профобучения. Но помощь людям, которым предстоит сесть за парту остается актуальной. У многих из них обостряются трудности с произвольной организацией внимания, подбором приемов переработки информации, поиском способов запоминания и пр. Для решения этих проблем можно расширить тематику и арсенал средств групповых занятий в клубах ищущих работу, организовать специальное групповое консультирование или диагностирующий семинар-тренинг. По аналогии с тем, как профконсультант помогает безработному достичь успеха в поиске работы, специалист по профобучению помогает безработному добиться хороших результатов в профобучении. Усилия при этом направлены на эмоционально-волевую и познавательную сферы личности. Помочь человеку вспомнить, как быстрее и точнее заучить, понять, освоить, запомнить конспект, чтобы сразу увидеть главное и второстепенное, – эти и другие подобные занятия могут быть объединены в специальный цикл. Если мы хотим сделать обучение эффективным, надо обеспечить встречную активность обучаемого, которая предстает как система умений учиться. Эта система у взрослых построена иначе, чем у детей, у многих взрослых она утеряна в силу того, что у них не было необходимости обучаться прежде. Вместе с тем есть взрослые, которым подобная поддержка не нужна, поскольку умение учиться у них не только сохранено, но и успешно адаптировано к их возрасту. Определим ключевые понятия, на которые мы будем опираться в дальнейшем. Намерение обучаться – субъективно переживаемое и осознаваемое желание овладеть новой профессиональной деятельностью; сознательное стремление выполнить намеченную программу трудоустройства, основным средством которой выступает переобучение. Готовность к обучению – комплекс психологических и социальных характеристик личности, описывающих ее мотивацию и когнитивную сферу.
Формирование готовности к профессиональному переобучению В широком смысле готовность к обучению – это актуальная способность усваивать новые профессиональные знания, умения и навыки, позволяющая овладеть новой профессиональной деятельностью в соответствии с образовательным стандартом (т.е. в установленные сроки и в установленном объеме). В основе готовности к обучению лежит уровень развития познавательной активности: познавательных процессов, а также мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. Готовность к обучению определяется не только уровнем развития активного познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно, но и уровнем развития “рецептивного” познания, т.е. тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, уже владеющего соответствующими знаниями и умениями. Ситуативное снижение умения учиться – подавление способности усваивать новые профессиональные знания, умения и навыки под воздействием прошлого профессионального опыта и возрастных изменений. Отсутствие умения учиться – резкое снижение способности усваивать новые профессиональные знания, умения и навыки под воздействием прошлого профессионального опыта и возрастных изменений. Условная готовность к обучению – рассогласованность профессионального плана и профессионального опыта. Реальная готовность к обучению – согласованность мотивационной и когнитивной сфер; согласованность профессионального плана и профессионального опыта, подтвержденная наличием необходимых навыков самоорганизации умственной деятельности. Содержание психологической поддержки в профобучении взрослых определяется прежде всего профессиональными функциями специалиста по профобучению. Психологическая поддержка должна быть направлена на повышение эффективности процесса профессионального обучения. Обучение– это целенаправленное активное взаимодействие обучающего и обучаемого, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания, умения и навыки. Поэтому обеспечить эффективность обучения можно, оптимизировав не только деятельность педагога, но и учебную деятельность обучаемого. Чем выше его готовность к обучению, тем лучше, качественнее его умение учиться, тем эффективнее обучение. Хорошо известно, что в первые школьные годы очень важно сформировать у школьника именно умение учиться. В профессиональном обучении тот, кто обучает, не будет формировать это умение, он связан своей учебной программой и у него другая задача: научить конкретным приемам профессиональной деятельности. Умение учиться связано с универсальными действиями: умственными, мнемоническими, перцептивными, волевыми.
Почему умение учиться нужно восстанавливать или формировать? Для ответа на этот вопрос можно сопоставить профессиональную и учебную деятельность и попытаться выявить их различия. То, что стало привычным и бесполезным в профессиональном опыте, в учебной деятельности может выступать препятствием к эффективному обучению. В свою очередь то, что оставалось невостребованным в профессиональной деятельности, может оказаться непременным условием усвоения новых знаний. Различия между учебной и профессиональной деятельностью представлены в табл. 20. Таблица 20
Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 1050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |