Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категории и понятия научных исследований




Тема 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ИЗЫСКАНИЙ

Актуальность развития методологии научного познания проистекает из комплекса условий, которые определяют место и роль науки в современном обществе. Проблема методологии познания привлекает к себе внимание экономической и педагогической наук. Важность этих проблем для экономики и педагогики определяется как общими особенностями развития науки, как таковой, так и специфическими особенностями развития экономического и педагогического знания.

Приступая к исследовательской деятельности, следует, прежде всего, усвоить язык, на котором ученые общаются между собой. В нем много понятий и терминов. От степени владения ими зависит, насколько точно, ясно и грамотно исследователь может выразить свою мысль, объяснить тот или иной факт, процесс, явление и др.

Термин «методология» греческого происхождения. Он означает «учение о методе» или «теория метода». Понятие методология является сложным и не всегда понимается однозначно. В литературе оно трактуется как учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности; совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке [57]; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе [78]; учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, теоретическое обоснование совокупности методов, их единства и связей [74]; наука, занимающаяся теоретическими проблемами развития путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса. Она возникла на основе анализа научной деятельности ученых, общих особенностей применяемых методов и средств, сравнения и систематизации их [70] и др. Мы будем здесь придерживаться определения «методология», приведенного в работе [70]. На наш взгляд, оно наиболее полно отражает семантическое значение этого понятия.

Дефиниция «методология» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле это понятие означает философскую исходную позицию научного познания, общую для всех наук. В более узком смысле — теория научного познания в конкретных научных дисциплинах.

Методологический принцип — основополагающая идея, основное положение теории, отражающее системное, совокупное действие объективных законов развития природы, общества, мышления и направляющее деятельность исследователя в избранной им предметной области [10]. По мнению М.З.Бора, к основным методологическим принципам познания относят следующие принципы: единства теории и практики; определенности; конкретности; познаваемости; объективности; причинности; развития; историзма. Они подробно описаны в работе [10]. В этой системе принципов системообразующим является принцип единства теории и практики (рис. 1).

 

Рис. 1.

Системный подход — основное направление реализации принципов методологии.

Для того чтобы определить место методологии педагогической науки в общей системе методологического знания, нужно учесть, что в практике различают три уровня методологии.

Содержание первого уровня включает философские знания. Второй уровень — общенаучная методология (системный подход, деятельностный подход, синергетический подход, характеристика разных типов научных исследований, их этапы и элементы: объект и предмет исследования, цель, гипотеза, задачи и т.д.). Третий уровень — конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов и принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Некоторые ученые выделяют четвертый уровень, образуемый методикой и техникой исследования.

Существует две формы методологии: дискриптивная (описательная) и прискриптивная (нормативная). Вторая включает в себя исходные позиции исследования, его логику, предполагаемый результат, способ получения результат и др.

Методологическое обеспечение изыскательской работы представляет собой совокупность знаний, находящихся в иерархическом соподчинении и выступающих в качестве ориентиров для исследователя. Оно включает следующие источники: знания основных положений философии, общей методологии науки, методологии педагогики, общей теории по отношению к частной и методологическая рефлексия [36].

Методология науки педагогики представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, о способах получения знаний, которые правдиво отражают постоянно меняющуюся педагогическую действительность в условиях развивающегося общества [17].

Исследование — это характерный для науки, как специализированной формы познавательной деятельности, способ производства нового знания [84, 230];процесс и результат научной деятельности, направленный на получение новых знаний о закономерностях, структуре, механизмах функционирования изучаемого явления, содержании, принципах, методах и организационных формах деятельности. Любое исследование должно быть значимым как для науки, так и для практики. Объектами педагогических исследований являются педагогические системы, технологии, явления, процессы. Объектами психологических исследований — личность, группа. В практике выделяют два основных этапа, два характерных уровня научного исследования (рис. 2).

Рис. 2. Структурная схема возможных научных видов изысканий

Эмпирический этап связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют факты действительности и научные факты.

Факты действительности — это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны свойства, отношения изучаемых объектов.

Научные факты — это отраженные сознанием факты действительности, причем обязательно проверенные, осмысленные и зафиксированные в языке науки в виде эмпирических суждений.

Эмпирический этап состоит из 2-х ступеней (стадий) работы:

1-я — это процесс добывания, получения фактов ибо очевидно, что для осмысления, анализа фактов их нужно прежде всего иметь;

2-я — первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя: осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка; классификацию фактов по различным основаниям и выявление основных зависимостей между ними.

В ходе эмпирического этапа исследователь осуществляет: критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных примесей; описание каждого факта в определенных терминах той науки в рамках которой ведется исследование; отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития; классификацию фактов по видам изучаемых явлений по их существенности, приводит их в систему; вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т.е. на эмпирическом уровне исследует закономерности которые характеризуют изучаемые явления.

Теоретический этап связан с глубоким анализом фактов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с обоснованием явлений. На этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях, вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления. Теоретический этап связан с изучением явлений, процессов и другие. Однако изучение — это: не просто добросовестное изображение или описание, но определение отношения изучаемого к тому, что известно; измерение всего, что можно измерить; определение места изучаемого в системе известного, пользование как качественными, так и количественными сведениями; определение закономерностей и законов; составление гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями; проверка гипотезы опытом; составление теории изучаемого явления, процесса и др.

Теоретический этап включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и через них.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапом является постановка проблемы. Это значит: определить известное и неизвестное; факты, объясненные и требующие объяснения; соответствующие теории и противоречащие ей; сформировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его правильность и важность для науки; наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы и средства.

Научное исследование это особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах [36]. Оно имеет свои отличительные признаки: целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач; процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов; характеризуется систематичностью, так как в изыскании упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты; строгая доказательность, последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.

Классификация педагогических изысканий приведена на рис. 3.

 

Рис. 3. Классификация педагогических исследований

Концепция исследования — система взглядов на воспитательно-учебные явления и процессы, основная мысль.

Концептуальный — имеющий серьезную самостоятельную концепцию на воспитательно-учебные явления и процессы.

Выполнение научно-исследовательской работы (диссертация, диплом, курсовая работа и др.) требует умения не только пользоваться научными знаниями, но и в определенной степени их воспроизводить. Такие умения составляют содержание методологической культуры специалиста.

Методологическая культура — это культура мышления, специфическая для любой конкретной сферы деятельности и основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия (размышление о собственной деятельности). Методологическая культура исследователя включает: знание исследователем определенных методологических норм или правил научного познания; умение их применять в процессе решения изыскательских задач; методологическую рефлексию (умение анализировать собственную научную деятельность); способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования.

Методологическая культура педагога проявляется во многих умениях. Однако специалисты выделяют следующие из них как необходимые и достаточные: конструирование и проектирование образовательного процесса; осознание, формулирование и творческое решение различных педагогических задач, в том числе и исследовательских; методическая и исследовательская рефлексия; знание логики и методов педагогического исследования; владение основными исследовательскими подходами и умениями; умение использовать средства информатизации при решении исследовательских задач.

Исследовательский подход — это некий исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение.

Для проведения изыскания применяются различные методы. Термин «метод» происходит от греческого methodos, что означает «дорога за чем-либо», «путь». Метод — способ, путь научного познания, достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность;способ теоретического изыскания или практического осуществления чего-нибудь. Понятие «научный метод» можно охарактеризовать как целенаправленный подход, путь, с помощью которого достигается определенная цель, нечто познается или решается. В педагогике научный метод — это система приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания и изучения явлений и действительности. Иными словами это способы решения научно-исследовательских задач, возникающих в процессе обучения.

Широкое применение при проведении исследований получили системный подход, системный анализ; комплексный подход и др. Рассмотрим кратко их содержание.

Системный подход. В его основе лежит исследование объектов (видение их самих) как систем (совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство). Философской основой системного подхода выступает принцип системности. Системный подход: а) выступает как конкретизация принципов диалектики применительно к исследованию, проектированию и конструированию объектов как систем; б) способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения; в) ориентирует изыскание на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих её механизмов, на выявление различных типов внутренних связей сложного объекта и сведение их в целостное образование, состоящее из элементов, теснейшим образом взаимосвязанных между собой и трансформирующихся друг в друга в процессе взаимодействия. Системный подход существует в виде строгой методологической концепции и выполняет свои эвристические функции, оставаясь совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Она осуществляется двояко: во-первых, содержательные принципы данного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач; во-вторых, понятия и принципы этого подхода существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и таким образом, способствуя формированию конструктивных исследовательских программ. Положительная роль системного подхода в исследовании состоит в: а) его понятия и принципы выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании; б) содержит в себе новую по сравнению с предшествующими схему объяснения. В её основе лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление типологии его связей; в) сложный объект допускает несколько расчленений. При этом критерием выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить единицу анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику. По своим познавательным установкам системный подход имеет особенно много общего со структурализмом и структурно-функциональ­ным анализом, с которыми его связывает не только оперирование понятиями структуры и функции, но и акцент на изучение разнотипных связей объекта. Вместе с тем принципы системного подхода обладают более широким и более гибким содержанием [84]. Подробное описание системного подхода можно найти в работах В.Г.Афанасьева, И.В.Блауберга, В.П.Кузьмина, В.Н.Садовского, А.И.Уёмова, Б.Г.Юдина, Э.Г.Юдина и др.

Системный анализ. Его использование в исследованиях связано, прежде всего, с тем, что в процессе принятия решений приходится осуществлять выбор в условиях неопределенности, которая обусловлена наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблемы, выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов и сопоставление их по тем или иным критериям эффективности. К важнейшим принципам системного анализа можно отнести следующие: процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей; необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения; необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели; цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы. Центральной процедурой в системном анализе является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому, степени чувствительности модели к нежелательным внешним воздействиям и др. [84]. Подробное описание системного анализа можно найти в работах И.В.Блауберга, Д.М.Гвишиани, Д.Клиланда, В.Кинга, Э.М.Мирского, Э.Л.Наппельбаума, В.Н.Садовского и др.

Комплексный подход к изучению явлений действительности.С учетом того, что комплекс (от лат. complexus — связь, сочетание) — совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое [68] это означает, что изучение объектов, процессов, ситуаций и явлений в образовательном процессе необходимо осуществлять многостороннее с концентрацией усилий и в тесном взаимодействии с представителями самых разнообразных наук и научных направлений. В комплексном подходе акцент переносится на деятельность объекта, связанную с его познанием. При таком подходе в процессе специальных исследований получаются знания о разных сторонах явления. Это позволяет получить не конгломерат специальных данных, а всестороннее, цельное конкретное знание об исследуемом явлении, объекте и процессе. Практика подтверждает, что такое знание может явиться руководством к действию при решении сложных исследовательских задач. Комплексный подход включает в себя: единство теории и практики, взаимосвязанное решение вопросов на этапах исследования, высокий уровень координации действий участников изыскания, учет особенностей среды, уровень подготовки участников изыскания и др. Кроме того, необходимо учитывать объективные и субъективные условия и факторы проведения исследования.

Методика исследования — различные, конкретные формы и способы применения методов, при помощи которых осуществляется все более глубокое познание педагогических явлений и процессов.

Исследовательская процедура — определенный комплекс познавательных средств и приемов, а также различные аспекты исследовательской деятельности (необходимое время, план исследования, число исполнителей, финансово-материальные расходы и др.).

Средства — прием, способ действия для достижения чего-нибудь [57]. Орудие — предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой-нибудь деятельности. К основным средствам исследований относят совокупность: научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в единую систему; понятий, строго определенных терминов, связанных между собой и образующих характерный язык науки.

Особое значение при написании научной работы, в том числе и диссертации, имеет язык — исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующих работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе [49]. Методология изучает язык только как средство выражения научных знаний, их обработки и сохранения научной информации. Наука, в том числе и педагогика, требует точной понятийной системы. Она создается на основе естественного языка, формируя понятийно-категориальную систему в той или иной области науки.

Терминология — совокупность, система терминов по той или иной области науки, техники и искусства [57].

В процессе познания и преобразования реальной действительности выработаны многие понятия, например, философские, социологические, психолого-педагогические и другие, которые получили общенаучное значение в современном литературном языке. Понятие — логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений; идея чего-нибудь; представление, сведения о чем-нибудь; мысль об общих и специфических качествах предметов [57]. Общественная практика служит обычной постоянной основой для формирования понятий, способствует выделению в них каких-то специфических признаков, характерных для определенных предметов и явлений [28].

В современной психолого-педагогической науке принято немало понятий, которые формулируются в предельно широком плане. Их называют категориями. Это наиболее общие и важные понятия, отражающие основные законы развития объективного педагогического процесса и характерные свойства предметов и явлений реальной действительности. Они взаимосвязаны между собой и составляют уровень научно-теоретического знания. Кроме того, они позволяют углубить понимание сущности образовательного процесса. К числу основных категорий педагогики относят: «качество», «форма», «содержание», «обучение», «формирование», «воспитание», «методы обучения», «самостоятельная работа», «педагогические условия» и другие. Очень важно уже на этапе проектирования исследования определиться с теми понятиями, которые будут широко применяться в диссертационном изыскании, а также постоянно следить за тем смыслом, который соискатель вкладывает в тот или иной термин.

Термин — слово или словосочетание — название определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства [57]. К введению новых терминов в научную работу необходимо относится осторожно. Это допустимо только в крайних случаях, когда ни один из имеющихся терминов не может описать соответствующее явление и процесс. Кроме того, совсем недопустимо вкладывать какой-то новый смысл, давать какие-то новые «авторские» определения устоявшейся терминологии (см. приложение 24). При использовании терминов целесообразно работать с различными словарями. В первую очередь, это словари русского языка В.Даля и С.И.Ожегова, Словари иностранных слов, Советский энциклопедический словарь, двухтомная Российская педагогическая энциклопедия, изданная в 1994–95 гг., Философский энциклопедический словарь, Словарь К.К.Платонова, Логический словарь — справочник Н.И.Конда­кова, Современный толковый словарь русского языка и др. Кроме того, при проведении изыскания полезно применять Словарь синонимов русского языка; Словообразовательный словарь русского языка; Толковый словарь иностранных слов в русском языке; Словарь ударений для дикторов радио и телевидения, Словарь трудностей современного русского языка и др.

Экспертиза диссертационных работ. Она обеспечивается оценкой базовых умений, целостно характеризующих научно-исследовательскую деятельность: актуальность темы исследования; определения и формулировки противоречия и проблемы исследования; формулировки темы, объекта и предмета исследования; определение цели и задач исследования; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы; научная новизна полученных результатов; теоретическое значение полученных результатов; их практическое значение; достоверность выводов.

Личность — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности и определяющих его систему социальных отношений. Личность характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным, художественным.

Группа — это некоторое число людей, социальная общность, выделяемая на основе общего признака (например, цели, характера деятельности, социальной, возрастной и классовой принадлежности и т.д.). В процессе проведения исследований мы имеем дело с реальной группой (например, школьный класс, студенческая группа и т.д.).

При проведении исследовательских работ важное значение имеет научное образование исполнителей (команда). В научном образовании теоретическое и практическое обучение имеет свою специфику: научное знание не только усваивается, но и, продуцируется; основу практического обучения составляет формирование научно-технологических умений. Таким образом, результатом научного образования являются: новые знания, умения и навыки; воспитание; развитие общих и специальных способностей. Продукт деятельности диссертанта: развитие способностей к научному творчеству; вклад в теорию исследуемого объекта.

В организации научного образования можно отметить следующие стороны:

- наличие трех ступеней — магистратуры, аспирантуры и докторантуры;

- доминирование индивидуального ученичества и соответственно институт наставничества в виде научного руко­вод­ства (консультирования);

- наличие групповых форм обучения, посвященных в основном педагогике научного творчества.

3.2. Методологический аппарат
диссертационного исследования

По мнению Ф.А.Кузина, одним из наиболее важных оценочных критериев диссертации является качество подготовки её методологического аппарата. Именно по нему, прежде всего, судят об уровне её научной добротности [39]. Содержание методологического аппарата в разных видах изысканий показано в приложении 10.

Методологический аппарат диссертационного исследования помещается во введении. Он включает разделы: обоснование актуальности выбранной темы; степень разработанности проблемы; показ противоречий и формулировка проблемы, темы, цели, объекта, предмета и гипотезы исследования; решаемые ведущие задачи; методологические, теоретические и методические основы изыскания; личное участие соискателя в исследовании и получении научных результатов; описание этапов, опытно-экспери­мен­тальной базы; показ научной новизны, теоретической и практической значимости исследования для науки и практики; основные положения, выносимые на защиту; достоверность и обоснованность основных положений и выводов изыскания; апробация и внедрение результатов исследования; объем и структура работы. При разработке методологического аппарата исследователи используют теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных ученых. Перечень некоторых положений приведен в приложении 3.

Следовательно, методологический аппарат диссертации состоит из частей, которые при сопоставлении со сделанными выводами позволяют составить первое впечатление от проделанной работы и оценить уровень научной компетенции её автора. Методологический аппарат является одним из наиболее важных элементов диссертационного изыскания, которому следует уделять особо серьезное внимание. Рассмотрению каждого из его разделов посвящена следующая глава.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-22; Просмотров: 9559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.