Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дубровина А.В. Влияние моды на здоровый образ жизни




Дубровина А.В.

Dubrovina A.V.

 

FASHION INFLUENCE OF WAY OF LIVING

Ключевые слова: мода, здоровый образ жизни, подражание, индивидуальность

Keywords: fashion, healthy living, imitation, individuality

 

Рассмотрена мода в актуальной действительности, ее влияние на подражание определенным образцам жизни. Приведены примеры представлений об образе человека, проанализирован с точки зрения моды и традиций выбор здорового образа жизни в контексте современности.

Consider the fashion in the current reality, and its influence on imitation of certain patterns of life. Are examples of representations of human form, is analyzed in terms of fashion and tradition healthy lifestyle choices in the context of modernity.

Мода – социокультурное явление, имманентное определенному уровню развития культуры и цивилизации. Она имеет двухмерность: с одной стороны – это подражание и интеграция человека с определенным сообществом, группой, социальной стратой, подверженность традиционным нормам и сложившимся правилам, а с другой стороны – изобретение нового, подчеркнутая индивидуальность [1]. Явление моды в жизни человека и социума существует в виде конвенциональной игры, в которую вовлекается с развитием общества потребления все большее количество людей. Мода универсальна, демонстративна, современна. Тот, кто быстрее воспринимает изменения, изобретает новые стереотипы – более успешен, получает ряд преимуществ в обществе. Привлекает к себе особое внимание, кажется необычным, неизведанным, люксовым, вызывает любопытство у окружающих. Новое живет до тех пор, пока не выйдет из моды: не забудется как эфемерная потребность человека или не отложится в копилку обычаев, для дальнейшей интерпретации заложенного смысла. Мода – временное явление, эксперимент, который может закрепиться в традициях или остаться мимолетным увлечением.

Власть моды охватила буквально все уровни жизни современного человека [22]. Зависимость от естественной потребности личности в смене настроений, впечатлений, вещей, используется предприимчивыми создателями новинок, в том числе образцов жизни, стандартов предлагаемых модой для подражания. Эффект «заражения» в моде распространяется не только в предметах материальной культуры (одежде, автомобилях и пр.), он существует в духовной сфере, воздействует на нее как подражание примеру жизни отдельных личностей и общественных групп. Мода XXI века предлагает несколько образцов-паттернов поведения. Наряду с урбанизацией и фантасмагорией, стержневые векторы современности это натурализм как здоровый образ жизни, экология, обращение к этническим корням, и эмоции как личное переживание собственной жизни, происходящей действительности, общественных изменений, власти над собой, естественными инстинктами, сиюминутными прихотями.

Мода как явление не зависима от нравственных убеждений, поэтому в истории развития общества она часто несет вред для здоровья человека. Ее цель – демонстрация знаков времени и приоритетных ценностей актуальности. Например, ношение корсетов XVI-XX вв. как принадлежность к неработающей знати; супервысокие каблуки 2000-х гг. – показ отрешенности от реального быта. Одна из фавориток Людовика XIV, Мария Анжелика герцогиня де Фонтанж «покуривала табак из трубочки с длинным чубуком» [3, c.158], чем ввела и распространила моду на курение среди женщин элитных кругов. Часто новинки моды, не понятные для общественности несправедливо относят к вредоносным. Одним из аргументов противников появления брюк в женской моде, была ссылка на их негативное влияние на здоровье женщин.

Мода каждый раз представляет новый эталон здорового образа жизни, интерпретируя его смысл – продление качественной жизни. В 20-е г. ХХ в. в моду впервые вошло повальное увлечение спортом, поездки на курорты, это было связано с развитием промышленного производства, требующего серьезных физических, умственных и эмоциональных затрат, что повлекло за собой необходимую потребность в отдыхе от повседневной городской рутины. Модная жизнь 30-х отразилась в городских развлечениях и драматических судьбах в стиле «Джаз. Бокс. Секс». Экономия и благоразумный рационализм 40-х лет сменился роскошью и вседозволенностью 50-х., 60-е годы внесли аромат новизны в любом проявлении, для человечества это было открытие феномена молодости как физической и эмоциональной энергии, надежд. 70-е годы известны как поиск новых ощущений, что связано с неограниченностью «хиппи», популяризацией наркотиков и свободных отношений в модных кругах. В 80-е гг. всеобщее увлечение аэробикой и культуризмом стало результатом подражания кумирам того времени Джейн Фонда и Селивестру Сталлоне, Арнольду Шварценеггеру. Их сменили анорексичные модели 90-х, наркоманского вида с макияжем под названием «героин» или «утопленница». Еле держащиеся на ногах модели, в показе Александра Маккуина весна-лето 2004г. в алкогольном опьянении демонстративно падают на подиум под тяжестью неподъемного груза высоких платформ, драгоценностей, манерности, роскоши, высоко поднятой планки нереальной жизни. Жертвы моды, отдавшие свое тело и душу на растерзание нещадным изнурительным трансформациям ради временного удовольствия от сознания собственной уникальности – это утрированные нездоровые образы жизни в современности. Они популярны по причине естественной потребности изменений физических ощущений человека и эмоционально-эстетических.

В противоположность новинкам моды существуюттрадиционные нормы, в них ценностные смыслы, они не нуждаются в пропаганде, в поддержке интереса к ним. Они складывались на протяжении истории существования человечества, несут в себе опыт, накопленный многими поколениями предков. Это жизненно важные правила, от которых не так просто отказаться. Здоровый образ жизни можно отнести к традиционной парадигме общества, имея в виду инстинкт самосохранения для продолжения рода, внешней привлекательности, возможности работать, обеспечивать собственное существование, и благополучие близких. Но в бытии традиций, также найдется немало примеров негативной стороны, нездоровья: запои, курение транквилизаторов, аморальные поступки и прочие традиционные вредные привычки человечества.

Здоровый образ жизни сегодня – это традиция или мода? В традиции – присутствует здоровые и нездоровые шаблоны, само по себе здоровье в жизни человека, является неоспоримой традиционной ценностью, мода же на здоровый образ жизни временна и изменчива. Сегодня она актуальна потому, что на фоне современной повседневности (экологические катастрофы, депрессии, терроризм и стрессы) здоровый габитус выглядит более новым, свежим, привлекательным, мы к нему относимся как к достижению, динамике преуспевания, стабильности позитива в жизни, устойчивости во взглядах, мировоззрении. Мода на здоровый образ жизни появляется время от времени, затем пропадает, сменяется на вредные привычки, и возобновляется, интерпретируется, подается как новое, но она не существует постоянно, иначе она бы перешла в традиционное бытие человечества и не присутствовала бы в феномене моды. Физиологическая и эмоциональная природа человека требует постоянных изменений, поэтому флуктуация здорового образа жизни из модной парадигмы в традиционную, и обратно, есть естественное состояние общества.

Универсальное увлечение потребностью в здоровье мода транслирует во внешних проявлениях временных ценностей, посредством отношения ко многим ситуациям жизни.Ценность времени на успешную (от «успевать») частную жизнь, личную свободу, собственный выбор, включая развлечения и радость существования. Взамен на ценность традиционного общества жить в стабильном пространстве, освоенном месте. Ценность здоровья индивидуальной человеческой жизни, судьбы, self-made, дает возможности для реализации жизненных планов, самоутверждения личности в современном обществе.

В костюме как сложной вещи, посредством которой ярче всего проявляется мода, присутствует утилитарная сторона, что отвечает за физиологическое здоровье и эстетическая, что влияет на эмоциональное, психическое здоровье человека. Модельеры в концептуальных коллекциях используют образцы костюма, как искусства, для пропаганды личной позиции по поводу здорового образа жизни: Рей Кавакубо в коллекции весна-лето 1997г «Comme des Garcons» – представила пародию на силиконовые губы и грудь, в форме деформирующих тело наростов, случайных объемов, расположенных в необычных местах. Торговые бренды создают специальные межсезонные resort-коллекции, посвященные отдыху, где особое внимание уделяется одежде для путешествий, занятий спортом и активного курортного времяпровождения. Мартин Маржиела перекраивает одежду из прошлых своих коллекций, пропагандируя ее вторичное использование. Мигель Адровер представляет комплекты из вещей ушедших мод (костюм бродяги). Кензо Такада применяет традиционные ремесленные материалы и принты исключительно натурального происхождения, свободный эргономичный крой, что дает ощущение комфорта. Нюанс гедонизма, сопутствующий моде на здоровый образ жизни, перерастет в излишества комфорта и станет следующей модой на потребление другого качества.

Мода на полиэтиленовые упаковочные пакеты, что не тлеют столетиями, распространившаяся в 70-е годы в Европе, а позже и в России, уходит в прошлое, т.к. современность диктует сознательный характер потребления, учитывая его последствия. В повседневной жизни потребитель осмысленно использует пакеты из вторично переработанной бумаги или текстильные сумки. Такое потребление предполагает избирательные покупки, в торговых марках, где используют только экологичную упаковку, а производство лояльно к потребностям и здоровью работников, проявляет уважение к труду в стабильной зарплате и социальных выплатах.

Таким образом, понятие о здоровом образе жизни может интерпретироваться в зависимости от явлений, происходящих в социокультурном пространстве. Мода, как рычаг трансляции, предоставляет примеры обществу для подражания определенному образу жизни. Модный смысл ему придают люди, на основании потребностей, сам по себе он не становится модным. Мода и здоровый образ существования, не сходятся в сущности, но иногда совпадают в идее нового толкования. Относить моду к обструкции в отношении здоровья, или рассчитывать на поддержку в пропаганде модой здорового образа жизни не корректно, она в этом отношении амбивалентна.

 

Список литературы

1. Зиммель Г. Избранное /Издательство «Юристь». Том второй. Созерцание жизни. Мода. –M., 1996. С. 266-291.

2. Бодрийяр, Жан. Символический обмен и смерть / Baudrillard, Jean. L’Échange Symbolique et la Mort. Gallimard, 1976. Перевод на русский язык и вступительная статья: С. Н. Зенкин. М.: 2000. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/3484/3489

3. Современная энциклопедия АВАНТА+. Мода и стиль/ Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2002. - 480 с.

Сведения об авторе

Дубровина Алёна Владимировна, старший преподаватель, зав.кафедрой дизайна костюма, Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств, [email protected], 89088744370

Dubrovina A.V., senior lecturer, head of the department of Costume Design Tyumen State Academy of Culture, Arts and Social Technologies Institute of Architecture, Design and Visual Arts, [email protected], 89088744370

 

 


УДК 316

Любимова Е.А., Балакина А.И.

Lyubimova E., Balakina A.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.089 сек.