Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История религии 6 страница




сангхи. После провозглашения ЛНДР в 1973 г. за буддийскими

была сохранена возможность отправления культа в рамках

права лаосских граждан на свободу вероисповедания. Сангха активно

сотрудничает с правительством, с местными органами власти, помогая

в мобилизации населения на осуществление различных правительст-

венных программ социального развития.

В Мъянме около 70% населения исповедуют буддизм. Религиозная

ситуация осложнена нерешенностью национального вопроса. После

получения независимости в 50 - 60-е годы в Мьянме наблюдался

период так называемого "буддийского ренессанса", связанный с попыт-

кой правительства широко использовать в своей политике

национализм, мировоззренческую основу которого составлял буддизм.

В 1961 г. буддизм был провозглашен государственной религией. После

прихода к власти военных в 1962 г. политическая роль сантхи в обще-

ственной жизни страны была сведена к минимуму. Начиная с 80-х

годов вновь отмечается довольно тесное взаимодействие между сангхой

и государством, которое выступило покровителем монашеской общины

и взяло на себя функции по пропаганде буддизма.

Ламаизм Название этого особого направления в

буддизме, бытующее в европейских языках,

произошло от слова "лама" - названия монаха или жреца, основной

фигуры в этом тибетском варианте буддизма ваджраяны. Синтез ма-

хаяны, ваджраяны и архаического добуддийского комплекса верований

народов пригималайского региона был инициирован проповедниками

из Индии и сложился в VII - XV вв. От махаяны унаследованы основы

учения, религиозно-философские тексты, превосходящие древностью

палийский канон, частично - пантеон.

Ваджраяна, или буддийский тантризм" - особое направление,

оформившееся в Индии в середине I тысячелетия н. э. и развивавшее

идеи единства тела и Космоса, энергетического начала сущего. В нем

была распространена йогическая практика, подчеркивалась роль оза-

рения, утверждалась достижимость нирваны с помощью медитации.

Проводник на этом пути (тантре) - наставник (гуру); пособие - эзо-

терические заклинания, тексты (мантры) или символы, образы

(янтры); покровителем и охранителем последователя тантризма, ан-

тропоморфном символом его созерцания выступают идамы (низшая

 

 

категория божественных существ, часто местные божества, вклю-

чавшиеся в пантеон), легендарные проповедники буддизма и бодхисат-

твы. Сложился культ воплощений - бодхисаттв. Развитие

представлений о первооснове энергетического начала повлияло на

складывание образа шакти - спутницы божества, его женской ипос-

таси. Чрезвычайно разросшийся пантеон, включивший и массу мес-

тных божеств, организовывался идеей об изначальном, первичном

Ади-Будде, воплощающемся своими важнейшими качествами в троице:

буддах Амитабхе, Вайрочане, Акшобхье. Добавление еще двух будд

создавало пятерку покровителей Вселенной, имевших многочисленные

"семьи" и свиты: спутницы-шакти, духовные сыновья-бодхисаттвы, де-

моны-охранители и антиподы благих качеств будд - демоны-враги.

Шакьямуни осмысливался как будда современной космической эпохи,

будда Майтрея - как будущий будда, своеобразный мессия. Обоже-

ствлялись реальные деятели буддизма, особенно великий проповедник

и маг Падмасамбхава (Гуру Римпоче - VIII в.). Сложилась сложная

символика и иконография. Более всего почитались бодхисаттвы: Ава-

локйтенгоара, "сын" Амитабхи, особенно в образе защитника Падма-

пани; Ваджрапани - великий маг; мудрец Манджушри. Чтились

также личные охранители - идамы, наставники - гуру, прежде всего

воплощавшие первооснователей школ и монастырей. На низовом уров-

не почитались духи местности, предки, тотемы, воплощения живот-

ворящей силы.

История ламаизма связана с политическими событиями в регионе,

этнической историей народов, особенностями их хозяйственно-куль-

турного типа. С VII в. ареалом распространения буддизма ваджраяны

стал Тибет. Преодолевая сопротивление племенных элит и жрецов ме-

стных культов, буддизм кардинально трансформировался, приспо-

сабливался, испытывал влияние местной культуры. Его успехи,

становление собственно ламаизма связывают с именем Падмасамбха-

вы; благодаря ему и его ученикам к XI в. буддизм укоренился в Тибе-

те. Жречество возникавших святилищ-монастырей не соблюдало обета

безбрачия и, сращиваясь с аристократией, превращалось в наследст-

венное землевладельческое сословие. В разных местностях укрепились

разные, так называемые "красношапочные" (нереформированные), на-

правления, наиболее влиятельным из которых долго оставалась

ньингмапа, основанная самим Падмасамбхавой и распространившая

власть за пределы Тибета, особенно в Непале и Сиккиме.

В XIV в. школа кадампа стала ареной реформаторской деятель-

ности, связанной с именем Цзонхавы (1357 - 1419), которая привела

к возникновению "желтошапочной" общины гелукпа, ставшей вскоре

ведущей в стране. Ее глава - воплощение Авалокитешвары Далай-ла-

ма ("лама-океан [мудрости ]" - монг. яз.), получивший этот титул от

монгольских правителей в 1578 г. и ставший в XVII в. духовным и

 

 

 

светским главой Тибета, Именно этот, более строгай (в частности, с

безбрачием ламства) ортодоксальный вариант ламаизма преобладал в

Тибете и распространился к северу от него: в Монголию, Бурятию,

Калмыкию.

В районах распространения ламаизм монополизировал духовную

жизнь, внедрялся в социальную структуру. Центром политической,

ритуальной, культурной жизни стал монастырь с иерархически

организованным ламством (ученики, послушники, монахи, настоя-

тели, воплощенцы - "живые боги"). Лама был не.столько монахом,

сколько жрецом в общинном храме с обрядами календарно-производ-

ственного цикла, семейным жрецом, исполнявшим возрастные обряды,

учителем, астрологом, прорицателем, лекарем, музыкантом, танцором.

Большинство лам трудилось на землях монастыря, лишь верхушка

жила исполнением.обрядов.

Именно обряд был основной целью ламаизма, способом вырваться

из череды перерождений. Главным для верующего было накопление

заслуг через исполнение дхармы, почитание сангхи, вознесение молитв

и очищение от скверны греховных поступков, В монастырях на-

капливались, демонстрировались и использовались в ритуале разно-

образные культовые принадлежности: иконы-танка, реликварии,

музыкальные инструменты, ксилографированные канонические тексты

Ганджур и Танджур, изображения наиболее почитаемых божеств: буд-

ды Шакьямуни, бодхисаттв, Падмасамбхавы, лам-основателей. Впе-

чатляющи и другие культовые сооружения ламаизма: деревенские

храмы, часовни, молитвенные барабаны-цилиндры с тысячами

оттиснутых молитв, вращаемые руками или водой, стены и отдельные

камни с выбитыми молитвами, флаги, чортены, происходящие от ступ-

реликвариев раннего буддизма, но по форме - храмы-башенки с мно-

гоярусными крышами-пшилями.

Развитие ламаизма в Тибете, его реформа в XV - XVII вв. сделали

этот район "метрополией" по отношению к соседним странам, средо-

точием монастырей - основателей различных течений. Столица Тибе-

та - Лхаса - была до 1959 г; резиденцией Далай-ламы. В том году

в Тибетском районе КНР вспыхнуло восстание, имевшее националь-

но-религиозную окраску, закончившееся бегством Далай-ламы и более

ста тысяч тибетцев (из примерно миллиона) в Непал, Бутан, Индию,

где и проживает сейчас глава ламаистов.

В Непале буддистами являются более ста тысяч неваров долины

Катманду, среда которых ваджраяна начала распространяться еще в

I тысячелетии н. э. В долине были построены крупнейшие буддийские

храмы Бодхнатх и Сваямбхунатх. Однако симбиоз с кастовой струк-

турой индуистского Непала и политическое давление ослабляют

буддизм неваров. Впрочем, в высокогорных районах около ста тысяч

 

 

этнически близких тибетцам непальцев исповедуют "красношапочный"

ламаизм, прежде всего - ньингмапы, приспособившейся к местным

традициям и отработавшей механизм поглощения местных культов.

В Бутане проживает более ста тысяч ламаистов, принадлежащих

в основном к течению карьюпа. Ведущую роль в распространении

буддизма на волне переселений из Тибета с XII в. сыграл в XVII в.

монастырь Ралунг в Южном Тибете. Была установлена теократия по

образцу государства Далай-ламы, опиравшаяся на крупные мона-

стыри-крепости - дзонги. Всего, монастырей в Бутане, где в XX в.

усилилась светская власть, более 200. Есть среди них такие гиганты,

как Ташичхолинг Дзонг в Тхимпху с более чем тысячей монахов. До

сих пор дзонги - центры экономической, социальной и культурной

жизни, у их стен проводятся ярмарки, вершится суд.

В Индии районами распространения ламаизма являются Ладакх

и соседние земли в Западных Гималаях и Сикким (с 1975 г. штат

Республики Индия). В Сиккиме ламаизм ньингмапы распространял-

ся с.XVI в., сейчас проживает около 70 тыс. ламаистов, сохранилось

- более 60 монастырей с приходами, число лам более 3 тыс. В гима-

лайошх районах Индии и Непала с ламаистским населением очень

сильны позиции добуддийской религиозной системы, обобщенно на-

зываемой "бон".

Чань-буддизм Буддизм махаяны проник в Китай в I в. н.

э. и уже в период междоусобиц III - VI вв.

получает значительное распространение, и развитие. В это время близ

столичных городов Лояна и Чанани действовало около 180 буддийских

храмов и других религиозных центров. В VI - VII вв. происходит рас-

пад ведущего направления китайского буддизма - чань- на север-

ную и южную ветви. Северная ветвь вскоре полностью заглохнет, а

в южной идеи автора "Сутры помоста Шестого патриарха" Хуэй-нэна

(638 - 713) стали основой для последующего развития в ее китайском

(чань) и японском (дзен) вариантах. Согласно традиции, чань-буддизм

в Китай принес легендарный буддийский проповедник Бодхидхарма,

развитие же свое он получил в работах патриархов Хунчженя (605

- 675), Хуэй-нэна, Мацзу (709 - 788) и др.

Восприняв в качестве центральных категорий такие понятия

буддийской философии, как шунья (пустота), нирвана, анатман (букв.

- "не-Я") и др., основной упор в их постижении последователи чань

делали не на логические и лингвистические, а на вневербальные сред-

ства (метод "внезапного озарения" - "сатори"). Для этого, кроме соб-

ственно медитации ("чань", или "дхьяна"), активно использовались

парадоксальные задачи (гун-ань), диалоги (вэнь-да), дыхательные и

гимнастические упражнения (разработанные, например, в искусстве

боевого единоборства), физическая работа и т. д. Просветления, как

 

 

 

считалось, можно было достичь также анормальным ("недостойным")

поведением: громким хохотом, резким окликом и т.д.

Многие специалисты считают чань ответом, реакцией

традиционных направлений китайской общественной мысли на интел-

лектуальный вызов индийского буддизма. В его учении фактически

отвергаются канонические буддийские ценности: так, согласно чань,

нирваны, озарения можно достичь лишь тогда, когда человек живет

без цели (у синь) и без направленной деятельности (у вэй). В ут-

верждении о непостижении истины в словах и знаках чанъ внешне

сходится с даосизмом. И все же можно скорее говорить о влиянии

именно буддизма на даосизм и всю китайскую религиозно-философ-

скую традицию в целом, о ее ассимиляции в буддийской традиции,

а не наоборот.

Эпоха Суй-Тан (VI - X вв.) была в Китае периодом наивысшего

расцвета буддизма. В VI в. император У-ди провозглашает буддизм

государственным учением. Однако уже в IX в. целым радом

антибуддийских декретов было закрыто и ликвидировано около 4600

монастырей и храмов. Борьба трех основных религиозных

Китая: буддизма, даосизма и конфуцианства - продолжалась, и в XIII

в. буддизм был вновь объявлен государственной религией империи. В

последующем он выступая в качестве оппозиционного официалъному

конфуцианству учения.

Чань-буддизм распространен в Корее, Вьетнаме, Японии, довольно

успешно распространяется в настоящее время в странах Запада, осо-

бенно в своей японской разновидности - дзен.

Буддизм На территории нашей страны буддисты

в нашей стране проживают в Бурятской, Калмыцкой и

Тувинской республиках, где распространен

ламаизм школы гелукла. Народами, населяющими эти регионы,

буддизм был воспринят еще в средние века.

Рост национального самосознания последних лет повлек за собой

возрождение традиционных ценностей, в первую очередь буддийских,

воспринимаемых как этноспецифичные. Вновь совершаются ла-

маистские и общебуддийские обряды, устраиваются празднества. Во

многих местностях открываются храмы и монастыри, играющие все

более важную социальную роль. В школах обучают национальному

и тибетскому письму и языку, знакомят с историей буддизма, с осно-

вами тибетской медицины.

Кроме указанных районов традиционного распространения

буддизма все больше общин образуется в различных городах и ме-

стностях страны. Крупнейшей из них является Санкт-Петербургское

общество буддистов.

 

 

 

Глава IX

ХРИСТИАНСТВО

§ 1. Возникновение христианства

Общественно-исторические Христианство возникло в Палестине в I в. н. э.

условия возникновения о несомненной близости первоначального

и распространения христианства иудейской общине эссенов

христианства свидетельствуют наиденные в 1947 г. свитки

в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у

эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме -

ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхато-

логических представлениях, в истолковании идеи греховности чело-

века, в обрядности, в организации общин и отношении к

собственности.

Относительно быстрое распространение христианства в мало-

азийских провинциях Римской империи и самом Риме было обуслов-

лено рядом социально-исторических факторов. Начавшийся кризис

античных порядков порождал всеобщую неуверенность в завтрашнем

дне, чувство апатии и бесперспективности. Усилился антагонизм не

только между рабами и свободными, но и между римскими гражданами

и подданными провинций, между римской потомственной знатью и

обогатившимися всадниками. Как ясная и понятная форма социального

протеста против бесчеловечных общественных порядков, христианство

быстро превращалось в мощное идейное течение, остановить которое

не могла уже никакая сила.

Римская религия, как и различные религиозные учения Востока,

не могла дать утешение обездоленным и в силу своего национального

характера не позволяла утверждать идею всеобщей справедливости,

равенства, спасения. Христианство прежде всего провозгласило равен-

ство всех людей как грешников. Оно отвергло существующие рабов-

ладельческие общественные порядки и тем самым породило надежду

на избавление от гнета и порабощения отчаявшихся людей. Оно

призвало к переустройству мира, выразив тем самым реальные инте-

ресы бесправных и порабощенных. Оно, наконец, дало рабу утешение,

надежду получения свободы простым и понятным способом - через

познание божественной истины, которую принес на землю Христос,

чтобы навсегда искупить все человеческие грехи и пороки.

Идейные предшественники Христианская апологетика утверждает, что в

христианства отличие от всех остальных религий мира

христианство не создано людьми, а дано че-

ловечеству Богом в готовом и законченном виде. Однако сравнительная

история религиозных учений свидетельствует о том, что христианство

 

 

 

не свободно от религиозных, философских, этических и иных влияний.

Христианство усвоило и переосмыслило предшествующие идейные кон-

цепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, фило-

софские воззрения. Все это обогащало и цементировало новую

религию, превращало ее в мощную культурно-интеллектуальную силу,

способную противопоставить себя всем национально-этническим куль-

там и превратиться в массовое наднациональное движение. Усвоение

первоначальным христианством предшествующего религиозно-куль-

турного наследия отнюдь не превращало его в конгломерат разроз-

ненных представлений, а способствовало принципиально новому

учению получить всеобщее признание.

Особенно заметное влияние на основы христианского вероучения

оказали неоплатонизм Филона Александрийского (ок. 25 до н. э. - ок.

50 н. э.) и нравственное учение римского стоика Сенеки (ок. 4 до

н. э. - 65 н. э.). Филон соединил понятие Логоса в библейской

традиции, трактуемое как творящее слово, постигаемое в откровении,

и в эллинистической традиции, рассматривающей Логос в качестве

внутреннего закона, направляющего движение Космоса. Логос у Фило-

на - это священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Иного пути

познания Бога не существует, только через Логос - Слово. Учение

Филона о прирожденной греховности всех людей, о покаянии, о Сущем

как первоначале мира, об экстазе как средстве приближения к Богу,

о логосах, среди которых Сын Божий - высший Логос и другие логосы,

названные ангелами,- послужило одной из идейных предпосылок для

христианских представлений об иерархии духовных начал, оказало за-

метное влияние на формирование христианства.

Нравственное учение христианства, в особенности о достижении

добродетели, близко к взглядам Луция Аннея Сенеки. Главным для

всякого человека Сенека считал достижение свободы духа посредством

осознания божественной необходимости. Если же свобода не будет вы-

текать из божественной необходимости, она окажется рабством. Только

повиновение судьбе порождает невозмутимость духа, совесть, нравст-

венные нормы, общечеловеческие ценности. Утверждение общечело-

веческих ценностей зависит не от государственных требований, а

всецело от общительности. Под общительностью Сенека понимает

признание единства человеческой природы, взаимную любовь, всеоб-

щее сострадание, заботу каждого человека о других, ему подобных,

независимо от социального положения. Сенека в качестве нравствен-

ного императива признал "золотое правило морали", которое звучало

следующим образом: "Обходись со стоящими ниже так, как ты хотел

бы, чтобы с тобою обходились стоящие выше"1.

Близкая формулировка содержится в Евангелии от Матфея: "И так

во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте

и вы с ними" (Мф. 7:12).

Христианству были созвучны установки Сенеки о скоротечности

 

 

и обманчивости чувственных удовольствий, забота о других людях,

самоограничение в пользовании материальными благами, недопущение

разгула страстей, гибельных для общества и человека, скромность и

умеренность в повседневной жизни. Ему импонировали и сфор-

мулированные Сенекой принципы индивидуальной этики. Личное спа-

сение предполагает строгую оценку собственной жизни,

самоусовершенствование, обретение божественного милосердия.

Усвоение христианством различных элементов восточных культов,

эллинистической философии не обедняло, а обогащало новую религию.

Именно поэтому она относительно быстро вошла в общий поток

средиземноморской культуры.

Споры о личности Сколько существует христианство, столько

основателя христианства продолжаются споры о личности его основа-

теля. Рассказы об Иисусе Христе, описанные

в Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях

и деяниях апостолов о Боге-сыне, явившемся в мир в образе совер-

шенного человека, чтобы взять на себя грехи людей и спасти их для

вечной жизни, вызывали немало сомнении. В конечном счете споры

об Иисусе Христе привели к образованию двух основных школ -

мифологической и исторической.

Представители мифологической школы считают, что наука не рас-

полагает достоверными данными о Иисусе Христе как исторической

личности. Евангельские рассказы о нем, написанные много лет спустя

после описанных в них событий, не содержат реальной исторической

основы. Кроме того, исторические источники начала I в. ничего не

говорят о столь неординарных событиях, как воскресение из мертвых,

о чудесах, свершенных Христом, о его проповеднической деятельности.

Одним из важных аргументов в пользу своей точки зрения

мифологическая школа считала внепалестинское происхождение

христианства, а также наличие аналогий со сказаниями о рожда-

ющихся, умирающих и воскресающих богах в других восточных куль-

турах, наличие в Евангелиях большого числа противоречий,

разночтений, неточностей.

Вторая - историческая - школа считает Иисуса Христа реальной

личностью, проповедником новой религии, который сформулировал

ряд принципиальных идей, заложивших основу христианского веро-

учения. Реальность Иисуса подтверждается реальностью целого ряда

евангельских персонажей, таких, как Иоанн Креститель, апостол Па-

вел, и других непосредственно связанных с Христом евангельской

фабулой. В распоряжении науки сейчас имеется ряд источников, под-

тверждающих выводы исторической школы. Так, в течение длитель-

ного времени содержащийся в "Древностях" Иосифа Флавия (37 -

после 100) фрагмент об Иисусе Христе считался позднейшей интер-

поляцией. Однако найденный в 1971 г. в Египте арабский текст "Древ-

 

 

ностей", выполненный египетским епископом Агапием в X в., дает все

основания полагать, что Флавием описан один из известных ему про-

поведников по имени Иисус, хотя в описании Флавия и не говорится

о совершаемых Христом чудесах и его воскресение описывается не как

факт, а как один из многочисленных рассказов на эту тему.

Представители и мифологической, и исторической школы внесли

значительный вклад в издание библейских текстов, а также других

источников, относящихся к первым векам христианства. В последние

годы большинство религиоведов разделяют мнение представителей

исторической школы.

Превращение христианства К середине I в. в христианстве отчетливо вы-

в государственную религию явилось множество различных направлений,

РИМСКОЙ империи которые вели горячие споры друг с другом и

с внешними идейными конкурентами. Ран-

нехристианские общины не знали догматики и культа позднейшего

христианства. Общины не имели специальных мест для проведения

богослужений, не знали таинств, икон. Единственное, что было общим

для всех общин и всех группировок, - это вера в добровольную

искупительную жертву, принесенную раз и навсегда за грехи всех лю-

дей посредником между Богом и человеком.

По мере роста христианского космополитизма и формирования

основных догматических представлений усилился процесс отхода от

иудаизма и разрыва с ним. К концу I - началу II в., в особенности

после поражения еврейских восстаний против Рима и обособления

иудейства, этот разрыв, очевидно, оформился окончательно.

Появление клира относится ко II в. и связано с постепенным изме-

нением социального состава раннехристианских общин. Если ранее они

объединяли рабов и свободную бедноту, то во II в. в их составе уже

имеются ремесленники, торговцы, землевладельцы и даже римская

знать. Состоятельная часть христиан постепенно сосредоточивает в

своих руках управление имуществом и руководство богослужебной

практикой. Должностные лица, вначале избираемые на определенный

срок, а затем пожизненно, образуют клир. Священники, диаконы,

епископы, митрополиты вытесняют харизматиков (пророков) и сосре-

доточивают в своих руках всю полноту власти.

Изменение социального состава общин определило и эволюцию их

социальной направленности. Наблюдается все больший отход от

прежних демократических тенденций, все настойчивее становится

стремление к союзу с императорской властью.

Императорская власть, в свою очередь, ощущала острую необ-

ходимость дополнить мировую империю мировой религией. Попытки

превратить в таковую одну из национальных религий, в частности

римскую, успеха не имели. Нужна была новая религия, понятная всем

народам империи. Былые гонения христианства римским государством

 

53ак.536 129

 

 

в начале IV в. сменились активной поддержкой новой религии. Им-

ператор Константин (ок. 285 - 337) своим эдиктом от 324 г. положил

начало превращению христианства в государственную религию

Римской империи. Через год, в 325 г., под его председательством соб-

рался в г. Никее первый вселенский собор христианских церквей, сыг-

равший важную роль в утверждении христианского вероучения.

Внугрицерковная борьба Ни один из христианских догматов не появ-

за утверждение лялся сразу в законченном виде, а после того

христианского вероучения как основный догматы были канонизированы,

и культа дискуссии вокруг их содержания не прек-

ратились.

Как до, так и после Никейского собора между различными груп-

пами велись острые христологические споры. Борьба сконцентрирова-

лась вокруг толкования трёх главных догматов: триединства бога,

воплощения и искупления.

Никейский собор осудил учение александрийского пресвитера Ария

(256 - 336), утверждавшего, что Бог Сын не единосущен Богу Отцу.

Собор установил понимание догмата, в соответствии с которым Бог

определяется как единство трех лиц (ипостасей), где сын, вечно рож-

дающийся от отца, единосущен отцу, есть истинный Бог и самосто-

ятельная личность.

На втором - Константинопольском (381)-вселенском соборе

были преданы проклятию не только ариане, но и другие многочислен-

ные ереси: евномиане, духоборы, савелиане, фотиниане, ап-

полинариане и др. Евномиане, например, отказывались считать Христа

Богом, они признавали его лишь высшим сотворенным существом.

В начале пятого столетия особенно острый спор разгорелся вокруг

догмата боговоплощения. Часть духовенства, возглавляемая кон-

стантинопольским патриархом Несторием (ум. ок. 450), отвергла

сложившиеся представления о рождении Христа от Богородицы.

Женщина, утверждали несториане, родила человека, а не Бога. И

только по наитию Святого Духа в него вселилось божество, и он стал

орудием спасения. Обоснованию и защите догмата боговоплощения бы-

ло уделено основное внимание на третьем - Ефесском (431) - все-

ленском соборе, утвердившем шесть правил по защите этого догмата.

На четвертом - Халкидонском (451) - вселенском соборе главное

внимание было уделено обоснованию догмата искупления и боговоп-

лощения. Возглавляемые константинопольским архимандритом

Евтихием (V в.) монофизиты (одноестественники) учили, что в Иисусе

человеческое естество поглощено божественным, и потому признавали

в нем только одну божественную природу. Собор утвердил догмат воп-

лощения, согласно которому Христос должен рассматриваться и как

истинный Бог, и как истинный человек; вечно рождаясь от Бога Отца

по божеству, он родился от Девы Марии по человечеству, божество

 

 

 

и человечество соединились в нем как едином лице неслиянно и

неизменно (против монофизитов), нераздельно и неразлучно (против

несториан). Одновременно императором Маркианом были изданы за-

коны, жестоко карающие всех, кто отказывался признать этот догмат.

Только в середине VI столетия решился спор о том, как изображать




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.