КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки и размышления. 1. Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»: каковы ваши представления о них?
1. Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»: каковы ваши 2. Идеи здорового образа жизни и система обучения и воспи Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения
3. Как организовать воспитательный процесс в школе соглас 4. Какую реальную лепту может внести школьный педагог в 5. Как стимулировать деятельность учащихся по составлению 6. Методика самоактуализации педагога с помощью личной Рекомендуемая литература Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. М., 1979. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987. Байер К., ШейнбергЛ. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. М., 1997. Брегг П.С. Формула совершенства. М.. 1996. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1986. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. Валеология в школе: пособие для директора / Под. ред. Е.И. Тороховой и Т.И. Широковой. М., 1999. Долинскый Г. Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии. СПб., 1997. . Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М., 1999. Жуховицкий Л.М. Помоги своей судьбе. М., 1989. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб., 1995. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. О мальчиках и девочках. СПб., 1997. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. СПб.. 1997. Зайцев Г.К. Школьная валеология. СПб., 1997. Лечение без лекарств: домашние средства. Нью-Йорк; Монреаль; М., 2001.
Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления. СПб., 1995. Педагогика здоровья. М., 1991. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М., 2000. Попов С. В. Валеология в школе и дома. О физическом благополучии школьников. СПб., 1997. Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенности в себе. Ч. 3 «Полюбить себя». М., 1999. Готенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М., 1993. Системы оздоровления П.С. Брсгга. М., 1994. Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1997. Торохова Е.И. Валеология. Словарь. М., 1999. Холт Д. Причины детских неудач. СПб., 1996. Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ребенку. М., 1996. 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения Замечательная наука! Ты умеешь измерить круг, привести к квадрату любую фигуру, какую видишь, называешь расстояния между звездами, нет в мире ничего, ч-ю не поддалось бы твоим измерениям. Но если ты такой знаток, измерь человеческую душу! Скажи, велика она или ничтожна! Ты знаешь, какая из линий прямая; для чего тебе это, если в жизни ты не знаешь прямого пути? Сенека Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы. М. Моптснь
Совершенно справедливо, что одной из главных характеристик обучения в современной школе считается его воспитывающий характер. За школьную жизнь человек проводит примерно через 10 000 уроков — разных: по предмету изучения и области знания, по содержанию и методике, по характеру взаимоотношений с учителем и одноклассниками Урок — это «клеточка» учебно-воспитательного процесса, насыщенная многообразными отношениями к миру предметов и явлений, событий прошлого и настоящего, к науке, к искусству, к отношениям людей, к собственной позиции в процессе обучения, в мире человеческих ценностей, в собственном развитии...
В процессе обучения воспитывает все: и содержание учебного материала (мировоззренческие идеи, факты из теории и истории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества ученых, писателей, художников, композиторов, исторических деятелей). И организация, и методика, и технология обучения (обеспечение активной 272_____ Глава IV. Содержание_воспитания в современной школе позиции ученика, развитие его нравственных качеств, приобщение к НОТ ученика, умственное воспитание...) и личность учителя. В процессе обучения развивается ценностное отношение к науке и ее творцам, к культуре и интеллигентности, к возможностям и ценности образования, формируются потребность и навыки самообразования... Происходит решение задач всестороннего развития -- умственного, нравственного, эстетического, правового, экологического, физического... Существенным воспитательным потенциалом обладает личность учителя: его отношение к жизни и к элементам процесса обучения (детям, науке, процессу познания, к своей работе...), его нравственна кредо, эстетическая выразительность, общая культура, педагогическое мастерство и педагогический такт Воспитывает психологический климат урока и внеурочной учебной деятельности. И даже предметный кабинет.., и учебники.., и учебные пособия... По сути дела, воспитание органично «вплетено» в весь процесс образования. Это поняли прогрессивные педагоги давно, и на протяжении веков в истории педагогики сложился один из основных подходов, именуемый принципом воспитывающего обучения. Обратимся к некоторым идеям педагогов и мыслителей прошлого: «Воспитание — дело совести, образование — дело науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга» (В. Гюго). «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека» (К.Д. Ушинский).
«Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего» (Д.И. Менделеев).
Достижение цели и решение задач воспитания в процессе обучения (на уроках и во внеклассной и внешкольной работе) обеспечивается спецификой воспитывающе- 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения го обучения: его целью и задачами, закономерностями и принципами, содержанием, логикой и структурой, используемыми методами, приемами, организационными формами обучения, а также характером отношений «учитель о ученик» в процессе обучения. Практика убедительно доказывает, что недостаточное внимание к воспитательной функции обучения влечет за собой тяжелые последствия, сказываясь не только на отношении человека к учебе, но и на искаженном отношении к жизни, на формировании негативных качеств личности, влияя на жизненную позицию человека в целом. Об этом предупреждал еще А.С. Макаренко: «Неудача в школе, плохие отметки понижают настроение и жизненный тонус воспитанника, хотя внешне это- может иметь форму бравады, напускного равнодушия, замкнутости и зубоскальства. Неудачи в школе бывают обычно началом систематической лжи ребят в самых разнообразных формах. Такая поза воспитанника противопоставляет его здоровому детскому и юношескому коллективу, и поэтому она всегда в большей или меньшей степени опасна. У отличника может быть другая тенденция внеколлек-тивной позиции: зазнайство, самовлюбленность, эгоизм, прикрываемые самой добродетельной миной и позой. У среднего ученика — однообразие и сероватый ток жизни, которые они трудно переносят и поэтому начинают искать оптимистическую перспективу в других областях»*. Воспитание (в узком смысле слова) имеет свои характерные особенности по сравнению с обучением: 1. Воспитание шире и сложнее обучения, ибо оно: О предшествует обучению; О осуществляется и в процессе обучения, и в любой другой внеурочной деятельности; О продолжается и после окончания человеком систематического обучения;
О происходит ежедневно и ежечасно во всей жизнедеятельности человека.
Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения
2. Результаты воспитания не поддаются быстрой проверке 3. Процесс воспитания -- многофакторный, в этом его 4. Воспитание не имеет строгих, четких организацион 5. Воспитание охватывает более широкий спектр задач в 6. Воспитание создает необходимые условия для разви
Педагогическая теория констатирует, что происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иная позиция в деятельности учителя и ученика, иной педагогический менталитет. Проанализировав происходящее, Г.К. Селевко отмечает такие изменения в современном образовании*: О Содержание образования обогащается не только новыми знаниями, но и новыми процессуальными умениями. О Традиционные способы информации (устная и письменная речь, теле- и радиосвязь) уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. О Важнейшей составляющей становится личностно-ори- ентированное взаимодействие учителя с учащимися. О Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека. О Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, макро- и микросоциума. О Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания, что характеризуется переходом: * Селевко-Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 3. а) от учения как функции запоминания к учению как б) от чисто ассоциативной, статической модели знаний в) от ориентации на усредненного ученика к дифферен г) от внешней мотивации учения к внутренней нравствен- но-волевой регуляции.
Сутью всех систем развивающего обучения в последнее время становится идея личностно-ориентированного обучения*, заключающая в себе большой воспитательный потенциал, представляющая собой сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность общества (школы, учителя), и учения, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов учебно-познавательной деятельности. Для каждого ученика составляется образовательная программа, носящая индивидуальный характер, так как она основана на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками и приспособлена к возможностям ученика. Обучение построено на диалоге учителя и ученика. Особенности позиции учителя -- стимулирование развития субъектного опыта учения и индивидуальности каждого ребенка, признание его самобытности и самоценности. Позиция ученика выражается в свободном выборе элементов учебно-воспитательного процесса, активности в самопознании, самоопределении, самореализации. * См. подробнее: Якиманская И.С. Лнчносгно-ориентироеанное обучение. М., 1996: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 208-2] 1. Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения
Говоря о воспитательном потенциале процесса обучения, В.А. Караковский отмечает такие основные слагаемые*, касающие содержания образования: О формирование у школьников основ мировоззрения — целостной картины мира (естественно-научной, социальной и художественной), нового стиля мышления на основе идей синергетики (науки о самоорганизации процессов, происходящих в мире); О формирование экологической грамотности и экологического сознания учащихся на основе учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; О обращение учащихся к гуманитарным идеям образования через включение в ткань предметного материала философских, аксеологических, историко-научных знаний, биографий ученых. А. Эйнштейн писал, что «моральные качества выдающейся личности имеют возможно большее значение, чем чисто интеллектуальные-достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем обычно принято считать». Эту мысль блестяще подтверждает история жизни и деятельности самого А. Эйнштейна, наших замечательных современников Б.М. Кедрова, А.Д. Сахарова, Д.С. Лихачева и др.**. Очень важным предметом заботы учителя является интеллектуальный фон класса, который задается учителем и «становится, по мнению Сухомлинского В.А., мощным источником общего развития учеников, необходимого для учения. Да и знаний пробавляется! Крупные ученые 80% всей информации получают не из книг и журналов, а по неофициальным каналам — общаясь и переписываясь друг с другом».
Воспитательный потенциал обучения реализуется не только через содержание, но и через методы и организационные формы обучения. Так, репродуктивные методы обучения помогают формированию * Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999. Гл. 3. § 2, 3. ** Много достойных примеров можно найти в книге: Голованов Я.К. Этюды об ученых. М., 1976. дисциплинированности, исполнительности, внимательности. Проблемные методы, направленные на развитие интеллекта, способствуют развитию самостоятельности, творческого подхода к решению жизненных проблемных ситуаций, обогащению эмоциональной сферы, ориентируют на ценности науки и культуры, на саморазвитие и самоактуализацию. Работа в коллективе сверстников включает школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Современные методики обучения, позволяющие раскрыть и реализовывать потенциальные возможности личности, формируют ценностное отношение к самому себе и к другому Человеку как наивысшей ценности. Групповая работа на уроках позволяет развивать качества как «теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера, так и ведомого; как проверяющего, так и проверяемого (работы Х.-Й. Лиймерса, М.Д. Виноградовой, И.Б. Первина, В.К. Дьяченко).
Усиление воспитательного потенциала-обучения достигается применением необычных уроков и различных форм организации деятельности детей: урок-размышление, «диалог культур», дискуссионные уроки, урок-праздник, дидактические и эстетические спектакли, «суд над (негативными явлениями окружающего мира), научно-практические конференции, игровые формы обучения, решения проблемных вопросов, уроки типа «Человек в мире парадоксов», уроки по заявкам, «защиты фантастических проектов» и т.д. Особая направленность воспитанию придается на специализированных уроках, специально вводимых в современной школе с целью воспитания учащихся: уроки мировой художественной культуры, человековедения, педагогики, философии, психологии, риторики, культурове-дения, НОТ школьника и т.п. Известно, что эффективное воспитание происходит при рациональной организации жизнедеятельности детей. Глава (V. Содержание воспитания в современной школе 4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения
Одним из путей реализации воспитательного потенциала обучения является событийный подход: учение должно быть для ребенка (подростка) цепью разнообразных событий, прогнозируемых и неожиданных, имеющих и для ученика, и для педагога значимый личностный смысл.
Учитель становится для ученика наставником, покровителем, другом, единомышленником, соучастником жизненных событий. Учитель — носитель культурных ценностей, открывающих ребенку окружающий мир нередко выступающих в роли помощника, защитника интересов и прав, доверенного лица, носителя педагогической поддержки. В этой позиции воспитатель сам не может не быть Личностью, для которой самоактуализация — единственный смысл жизнедеятельности, в том числе и как организатора учебно-воспитательного процесса. Для такого учителя характерны доверительность и непринужденность, открытость в общении с детьми, выражение уважительного к ним отношения. Такой стиль отношений переносится и на внеурочное и даже внешкольное общение педагога с детьми. Известный педагог-новатор Е.Н. Ильин составил лаконичные советы учителю* (порой даже и шуточные). Вот некоторые их них: «...Ни одной головы, пугливо втянутой в плечи, — вот педагогика. Дисциплина — та область педагогики, где мы особенно нагрешили. Когда об одном учителе ребята с восторгом рассказывают другому — оба достойны внимания. Ребята замыкаются, когда видят, что мы для себя интереснее, чем они для нас. К ученику нужно идти вместе с ним. Успех определяют: позиция (дети — не виноваты), подход (человеческий), способ (творческий). Сказать больше, чем книга, -- привилегия учителя-Воспитателя-.
По поводу последнего совета следует сказать особо: оценочная функция учителя в процессе обучения — животрепещущая проблема и учителя, и ученика. О ней написано много. Много пожеланий изменить существующее положение вешей, ибо нередко отметка, как дамоклов меч висит над обучающимся, иногда довлеет над ним, становясь оценкой личности в целом. Внимательно прочитаем «сердитые» записи в «вольном» эссе о школе выпускника Артема Космарского: «Отметки — не «статистическая информация» для служебного пользования, и не справедливое отражение «чистых» знаний. Оценки -- орудие власти над Учеником; инструмент административного, психологического, а сейчас и финансового давления. Вся жизнь Ученика в Школе определяется его «образованностью» -- которая ежечасно фальсифицируется оценками, а через них —- школьной системой. Право выставлять оценки принадлежит Учителю, не Ученику. Так отметки, несомненно, защищены от ребяческой безответственности. Но разве взрослый произвол получше?» И тем не менее для наиболее полной реализации воспитывающей функции обучения и для позитивного переноса оценки ребенка как ученика на оценку его как Человека нужно отыскать позитивное оценочное средство. Во взаимоотношениях с учителем и со сверстниками на уроке и вне его ребенок (подросток) вырабатывает критерии оценки нравственного (безнравственного) отношения к себе и другому человеку. При этом, как считает Н.Е. Щуркова*, «мера этического определяется мерой внимания к другому человеку... мерой сопряжения интересов личностного «Я» и интересов «Другого»... мерой уважения себя как Человека,...мерой свободы выбора человека, проявляющего свое субъективное, не предначертанное извне и свыше отношение к другому». И поэтому харак-
Из будущей книги под названием «Из блокнота словесника Щу/жова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000. С. 13—16. Глава IV. Содержание воспитания в современной школе 4.5. Характер системы дополнительного образования
теристиками этической жизни становятся: «видеть Другого», «слышать Другого», «принимать Другого», «открывать свое «Я» Другому», «помогать Другому», «работать с Другим», «благодарить Другого», «автономия Другого, в автономии от Другого», «видеть себя в роли Другого», «осмысливать Человека как ценность»*.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |