Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для самопроверки и размышления. 1. Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»: каковы ваши представления о них?




1. Понятия «здоровье», «здоровый образ жизни»: каковы ваши
представления о них? Как они формировались на протяже­
нии вашей жизни?

2. Идеи здорового образа жизни и система обучения и воспи­
тания в современной школе: дайте критической анализ?



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения



 


3. Как организовать воспитательный процесс в школе соглас­
но идеям и принципам здорового образа жизни?

4. Какую реальную лепту может внести школьный педагог в
развитие и оздоровление ребенка (подростка): здорового,
имеющего отклонение в развитии и здоровье?

5. Как стимулировать деятельность учащихся по составлению
личной программы здорового образа жизни и целенаправ­
ленную работу по ней?

6. Методика самоактуализации педагога с помощью личной
программы здорового образа жизни.

Рекомендуемая литература

Амосов Н.М. Здоровье и счастье ребенка. М., 1979. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987. Байер К., ШейнбергЛ. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. М., 1997.

Брегг П.С. Формула совершенства. М.. 1996. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М., 1986. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в разви­тии. М., 1973.

Валеология в школе: пособие для директора / Под. ред. Е.И. Тороховой и Т.И. Широковой. М., 1999.

Долинскый Г. Здоровье и образование. Педагогические про­блемы валеологии. СПб., 1997.

. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. М., 1999. Жуховицкий Л.М. Помоги своей судьбе. М., 1989. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб., 1995. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. О мальчиках и девочках. СПб., 1997.

Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей. СПб.. 1997. Зайцев Г.К. Школьная валеология. СПб., 1997. Лечение без лекарств: домашние средства. Нью-Йорк; Мон­реаль; М., 2001.

Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления. СПб., 1995.

Педагогика здоровья. М., 1991.

Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учи­теля и классного руководителя. М., 2000.

Попов С. В. Валеология в школе и дома. О физическом бла­гополучии школьников. СПб., 1997.

Прихожан А.М. Психология неудачника. Тренинг уверенно­сти в себе. Ч. 3 «Полюбить себя». М., 1999.

Готенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоро­вья. М., 1993.


Системы оздоровления П.С. Брсгга. М., 1994.

Соковня-Семенова И.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. М., 1997.

Торохова Е.И. Валеология. Словарь. М., 1999.

Холт Д. Причины детских неудач. СПб., 1996.

Черепанова Е. Психологический стресс. Помоги себе и ре­бенку. М., 1996.

4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения

Замечательная наука! Ты умеешь измерить круг, привести к квадрату любую фигуру, какую видишь, называешь расстояния между звездами, нет в мире ничего, ч-ю не поддалось бы твоим измерениям. Но если ты такой знаток, измерь человеческую душу! Скажи, велика она или ничтожна! Ты знаешь, ка­кая из линий прямая; для чего тебе это, если в жизни ты не знаешь прямого пути?

Сенека

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум и наши нравы.

М. Моптснь

ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕРОБУЧЕН ИЯ

Совершенно справедливо, что одной из главных характеристик обучения в современной школе считается его воспитывающий характер. За школьную жизнь человек проводит примерно через 10 000 уроков — разных: по предмету изучения и области знания, по содержанию и методике, по характеру взаи­моотношений с учителем и одноклассниками Урок — это «клеточка» учебно-воспитательного процесса, насыщен­ная многообразными отношениями к миру предметов и явлений, событий прошлого и настоящего, к науке, к искусству, к отношениям людей, к собственной позиции в процессе обучения, в мире человеческих ценностей, в собственном развитии...

В процессе обучения воспитывает все: и содержание учебного материала (мировоззренческие идеи, факты из теории и истории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества ученых, писателей, художников, композиторов, исторических деятелей). И организация, и методика, и технология обучения (обеспечение активной


272_____ Глава IV. Содержание_воспитания в современной школе

позиции ученика, развитие его нравственных качеств, приобщение к НОТ ученика, умственное воспитание...) и личность учителя. В процессе обучения развивается цен­ностное отношение к науке и ее творцам, к культуре и интеллигентности, к возможностям и ценности образо­вания, формируются потребность и навыки самообразо­вания... Происходит решение задач всестороннего разви­тия -- умственного, нравственного, эстетического, пра­вового, экологического, физического...

Существенным воспитательным потенциалом обладает личность учителя: его отношение к жизни и к элементам процесса обучения (детям, науке, процессу познания, к своей работе...), его нравственна кредо, эстетическая вы­разительность, общая культура, педагогическое мастерство и педагогический такт Воспитывает психологический кли­мат урока и внеурочной учебной деятельности. И даже пред­метный кабинет.., и учебники.., и учебные пособия...

По сути дела, воспитание органично «вплетено» в весь процесс образования. Это поняли прогрессивные педаго­ги давно, и на протяжении веков в истории педагогики сложился один из основных подходов, именуемый прин­ципом воспитывающего обучения.

Обратимся к некоторым идеям педагогов и мыслите­лей прошлого:

«Воспитание — дело совести, образование — дело на­уки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга» (В. Гюго).

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя вос­питывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Обучение само по себе, вне воспитания, есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносящая. Поэтому обучение должно служить не только передаче зна­ний и развитию рассудка, но и духовному, нравственно­му развитию чувств и воли человека» (К.Д. Ушинский).

«Знания без воспитания, что меч в руках сумасшед­шего» (Д.И. Менделеев).

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ОБУЧЕНИИ

Достижение цели и решение задач воспитания в процессе обучения (на уроках и во внеклассной и внешколь­ной работе) обеспечивается спецификой воспитывающе-


4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения

го обучения: его целью и задачами, закономерностями и принципами, содержанием, логикой и структурой, ис­пользуемыми методами, приемами, организационными формами обучения, а также характером отношений «учи­тель о ученик» в процессе обучения.

Практика убедительно доказывает, что недостаточное внимание к воспитательной функции обучения влечет за собой тяжелые последствия, сказываясь не только на от­ношении человека к учебе, но и на искаженном отноше­нии к жизни, на формировании негативных качеств лич­ности, влияя на жизненную позицию человека в целом.

Об этом предупреждал еще А.С. Макаренко: «Неудача в школе, плохие отметки понижают настроение и жиз­ненный тонус воспитанника, хотя внешне это- может иметь форму бравады, напускного равнодушия, замкну­тости и зубоскальства. Неудачи в школе бывают обычно началом систематической лжи ребят в самых разнообраз­ных формах. Такая поза воспитанника противопоставляет его здоровому детскому и юношескому коллективу, и по­этому она всегда в большей или меньшей степени опас­на. У отличника может быть другая тенденция внеколлек-тивной позиции: зазнайство, самовлюбленность, эгоизм, прикрываемые самой добродетельной миной и позой. У среднего ученика — однообразие и сероватый ток жиз­ни, которые они трудно переносят и поэтому начинают искать оптимистическую перспективу в других областях»*.

Воспитание (в узком смысле слова) имеет свои характерные особенности по сравнению с обучением: 1. Воспитание шире и сложнее обу­чения, ибо оно: О предшествует обучению;

О осуществляется и в процессе обучения, и в любой дру­гой внеурочной деятельности;

О продолжается и после окончания человеком система­тического обучения;

О происходит ежедневно и ежечасно во всей жизнедея­тельности человека.

 
СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ <ПО СРАВНЕНИЮ С ОБУЧЕНИЕМ)
Макаренко А. С. Соч.: В 7 т. М., 1951. Т. 5.

 



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения



 


2. Результаты воспитания не поддаются быстрой проверке
как результаты обучения.

3. Процесс воспитания -- многофакторный, в этом его
сложность. В обучении же успешность определяется в
основном учителем.

4. Воспитание не имеет строгих, четких организацион­
ных форм, как обучение.

5. Воспитание охватывает более широкий спектр задач в
формировании отношений растущего человека к ок­
ружающему миру (и даже обучение).

6. Воспитание создает необходимые условия для разви­
тия человека, влияя на его сознание, эмоционально-
волевую 'Сферу и на поведение (все виды деятельнос­
ти, одним из которых является интеллектуально-по­
знавательная деятельность).

НОВОЕ В СОВРЕ­МЕННОМ ОБРАЗО­ВАНИИ

Педагогическая теория констатирует, что происходит смена образователь­ной парадигмы: предлагаются иное со­держание, иные подходы, иное пра­во, иные отношения, иная позиция в деятельности учи­теля и ученика, иной педагогический менталитет. Про­анализировав происходящее, Г.К. Селевко отмечает такие изменения в современном образовании*: О Содержание образования обогащается не только новыми

знаниями, но и новыми процессуальными умениями. О Традиционные способы информации (устная и пись­менная речь, теле- и радиосвязь) уступают место ком­пьютерным средствам обучения, использованию теле­коммуникационных сетей глобального масштаба. О Важнейшей составляющей становится личностно-ори-

ентированное взаимодействие учителя с учащимися. О Особая роль отводится духовному воспитанию личнос­ти, становлению нравственного облика человека. О Намечается дальнейшая интеграция образовательных

факторов: школы, семьи, макро- и микросоциума. О Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания, что характеризуется переходом:

* Селевко-Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 3.


а) от учения как функции запоминания к учению как
процессу умственного развития, позволяющего исполь­
зовать усвоенное;

б) от чисто ассоциативной, статической модели знаний
к динамически структурированным системам умствен­
ных действий;

в) от ориентации на усредненного ученика к дифферен­
цированным и индивидуализированным программам
обучения;

г) от внешней мотивации учения к внутренней нравствен-

но-волевой регуляции.

личностно- ОРИЕНТИРО ВАН­НЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИЕ

Сутью всех систем развивающего обу­чения в последнее время становится идея личностно-ориентированного обу­чения*, заключающая в себе большой воспитательный потенциал, представ­ляющая собой сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная деятельность об­щества (школы, учителя), и учения, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержа­ние, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъектный опыт каж­дого ученика, помочь становлению личностно значимых способов учебно-познавательной деятельности.

Для каждого ученика составляется образовательная про­грамма, носящая индивидуальный характер, так как она основана на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками и при­способлена к возможностям ученика.

Обучение построено на диалоге учителя и ученика. Осо­бенности позиции учителя -- стимулирование развития субъектного опыта учения и индивидуальности каждого ребенка, признание его самобытности и самоценности. Позиция ученика выражается в свободном выборе элемен­тов учебно-воспитательного процесса, активности в са­мопознании, самоопределении, самореализации.

* См. подробнее: Якиманская И.С. Лнчносгно-ориентироеанное обуче­ние. М., 1996: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 208-2] 1.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения



 


Говоря о воспитательном потенциале процесса обучения, В.А. Караковский отмечает такие основные слагаемые*, касающие содержания образования:

О формирование у школьников основ мировоззрения — целостной картины мира (естественно-научной, соци­альной и художественной), нового стиля мышления на основе идей синергетики (науки о самоорганизации процессов, происходящих в мире);

О формирование экологической грамотности и экологи­ческого сознания учащихся на основе учения В.И. Вер­надского о биосфере и ноосфере;

О обращение учащихся к гуманитарным идеям образова­ния через включение в ткань предметного материала философских, аксеологических, историко-научных зна­ний, биографий ученых. А. Эйнштейн писал, что «мо­ральные качества выдающейся личности имеют воз­можно большее значение, чем чисто интеллектуальные-достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем обычно принято считать». Эту мысль блестяще подтверждает история жизни и деятельности самого А. Эйнштейна, наших замечательных современников Б.М. Кедрова, А.Д. Са­харова, Д.С. Лихачева и др.**.

Очень важным предметом заботы учителя является ин­теллектуальный фон класса, который задается учителем и «становится, по мнению Сухомлинского В.А., мощным источником общего развития учеников, необходимого для учения. Да и знаний пробавляется! Крупные ученые 80% всей информации получают не из книг и журналов, а по неофициальным каналам — общаясь и переписываясь друг с другом».

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ

Воспитательный потенциал обучения реализуется не только через содержа­ние, но и через методы и организа­ционные формы обучения. Так, репро­дуктивные методы обучения помогают формированию

* Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999. Гл. 3. § 2, 3.

** Много достойных примеров можно найти в книге: Голованов Я.К. Этюды об ученых. М., 1976.


дисциплинированности, исполнительности, вниматель­ности. Проблемные методы, направленные на развитие интеллекта, способствуют развитию самостоятельности, творческого подхода к решению жизненных проблемных ситуаций, обогащению эмоциональной сферы, ориенти­руют на ценности науки и культуры, на саморазвитие и самоактуализацию.

Работа в коллективе сверстников включает школьни­ков в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует ли­дерские качества и умение подчиняться, учит вниматель­ному отношению к окружающим людям. Современные методики обучения, позволяющие раскрыть и реализо­вывать потенциальные возможности личности, форми­руют ценностное отношение к самому себе и к другому Человеку как наивысшей ценности.

Групповая работа на уроках позволяет развивать ка­чества как «теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера, так и ведомого; как проверяющего, так и про­веряемого (работы Х.-Й. Лиймерса, М.Д. Виноградовой, И.Б. Первина, В.К. Дьяченко).

ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ

Усиление воспитательного потенци­ала-обучения достигается применени­ем необычных уроков и различных форм организации деятельности детей: урок-размышление, «диалог культур», дискуссионные уроки, урок-праздник, дидактические и эстетические спектакли, «суд над (негативными явлениями окружаю­щего мира), научно-практические конференции, игровые формы обучения, решения проблемных вопросов, уроки типа «Человек в мире парадоксов», уроки по заявкам, «защиты фантастических проектов» и т.д.

Особая направленность воспитанию придается на спе­циализированных уроках, специально вводимых в совре­менной школе с целью воспитания учащихся: уроки ми­ровой художественной культуры, человековедения, педа­гогики, философии, психологии, риторики, культурове-дения, НОТ школьника и т.п.

Известно, что эффективное воспитание происходит при рациональной организации жизнедеятельности детей.



Глава (V. Содержание воспитания в современной школе


4.4. Воспитание учащихся в процессе обучения



 


Ощутите ненависть к «двойке», сделайте все, чтобы ее не было, и вы — новатор...»

Одним из путей реализации воспитательного потенциала обучения является событийный подход: учение должно быть для ребенка (подростка) цепью разнообразных событий, прогнозируемых и неожиданных, имеющих и для учени­ка, и для педагога значимый личностный смысл.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Учитель становится для ученика на­ставником, покровителем, другом, единомышленником, соучастником жизненных событий. Учитель — но­ситель культурных ценностей, откры­вающих ребенку окружающий мир нередко выступающих в роли помощника, защитника интересов и прав, дове­ренного лица, носителя педагогической поддержки.

В этой позиции воспитатель сам не может не быть Лич­ностью, для которой самоактуализация — единственный смысл жизнедеятельности, в том числе и как организа­тора учебно-воспитательного процесса.

Для такого учителя характерны доверительность и не­принужденность, открытость в общении с детьми, выра­жение уважительного к ним отношения. Такой стиль от­ношений переносится и на внеурочное и даже внешколь­ное общение педагога с детьми.

Известный педагог-новатор Е.Н. Ильин составил ла­коничные советы учителю* (порой даже и шуточные). Вот некоторые их них:

«...Ни одной головы, пугливо втянутой в плечи, — вот педагогика.

Дисциплина — та область педагогики, где мы особен­но нагрешили.

Когда об одном учителе ребята с восторгом рассказы­вают другому — оба достойны внимания.

Ребята замыкаются, когда видят, что мы для себя ин­тереснее, чем они для нас.

К ученику нужно идти вместе с ним.

Успех определяют: позиция (дети — не виноваты), под­ход (человеческий), способ (творческий).

Сказать больше, чем книга, -- привилегия учителя-Воспитателя-.


 

РОЛЬ ОЦЕНОЧНОЙ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ

По поводу последнего совета следу­ет сказать особо: оценочная функция учителя в процессе обучения — жи­вотрепещущая проблема и учителя, и ученика. О ней написано много. Много пожеланий из­менить существующее положение вешей, ибо нередко отметка, как дамоклов меч висит над обучающимся, иног­да довлеет над ним, становясь оценкой личности в це­лом. Внимательно прочитаем «сердитые» записи в «воль­ном» эссе о школе выпускника Артема Космарского:

«Отметки — не «статистическая информация» для слу­жебного пользования, и не справедливое отражение «чи­стых» знаний. Оценки -- орудие власти над Учеником; инструмент административного, психологического, а сей­час и финансового давления. Вся жизнь Ученика в Шко­ле определяется его «образованностью» -- которая еже­часно фальсифицируется оценками, а через них —- школь­ной системой.

Право выставлять оценки принадлежит Учителю, не Ученику. Так отметки, несомненно, защищены от ребя­ческой безответственности. Но разве взрослый произвол получше?»

И тем не менее для наиболее полной реализации вос­питывающей функции обучения и для позитивного пе­реноса оценки ребенка как ученика на оценку его как Человека нужно отыскать позитивное оценочное средство.

Во взаимоотношениях с учителем и со сверстниками на уроке и вне его ребенок (подросток) вырабатывает критерии оценки нравственного (безнравственного) отно­шения к себе и другому человеку. При этом, как считает Н.Е. Щуркова*, «мера этического определяется мерой вни­мания к другому человеку... мерой сопряжения интересов личностного «Я» и интересов «Другого»... мерой уваже­ния себя как Человека,...мерой свободы выбора человека, проявляющего свое субъективное, не предначертанное извне и свыше отношение к другому». И поэтому харак-


 


Из будущей книги под названием «Из блокнота словесника


Щу/жова Н.Е. Этика школьной жизни. М., 2000. С. 13—16.



Глава IV. Содержание воспитания в современной школе


4.5. Характер системы дополнительного образования



 


теристиками этической жизни становятся: «видеть Дру­гого», «слышать Другого», «принимать Другого», «откры­вать свое «Я» Другому», «помогать Другому», «работать с Другим», «благодарить Другого», «автономия Другого, в автономии от Другого», «видеть себя в роли Другого», «осмысливать Человека как ценность»*.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.