Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитательная работа с родителями учащихся




Вопросы для самопроверки и размышления

1. Сформулируйте методические правила подготовки и про­
ведения любой организационной формы воспитания.

2. Дайте собственный анализ системы организационных форм
воспитания, приведенных в тексте параграфа.

3. Традиционность (консерватизм) и творчество различных
организационных форм воспитания.

4. Какие еще приемы (элементы) организационных форм вос­
питания, помимо описанных, вам известны? Проанализи­
руйте их достоинства и недостатки.

Рекомендуемая литература

Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. КИПАРИС: учебное по­собие по организации детского досуга в лагере. М., 1999.


6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся

Иванов ЯД Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

Калейдоскоп школьных дел / Авт.-сост. В.Н. Щербакова, Е.М. Смекалова. Псков, 2000. Вып. I, 2.

Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. М., 1999.

Маленкова Л.И. Человековедение. Методическое пособие для учителей. М., 2000.

Советуем, предлагаем, внедряем. Методические рекоменда­ции / Сост. А.А. Антонова. Краснодар, 1990.

Планирование воспитательной работы в классе /Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2000. Гл. 3. '

Праздник, который всегда с тобой. В кн.: Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя. М., 2001. С. 90—93.

Рожков М.И., Бейбородова Л.В. Организация воспитательно­го процесса в школе. М., 2001.

Сергеева В.Н. Классный руководитель: планирование и орга­низация работы от А до Я. М., 2001. Приложение (конкретные формы воспитательной работы).

Торгашов В.Н. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Заба­вы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. М., 2001.

Торгашов В.Н. Мы играем в детектив: Праздники. Концерты. За­теи. Сюжеты. Конкурсы. Истории. Викторины. Шифровки. М., 2003.

Тубельская Г.Н. Традиционные школьные праздники. М., 2003.

Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М., 1997.

Шуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. М., 2001.

Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел. М., 1996.

Щуркова Н.Е., Фипданцевич И.С. Классный час и его орга­низация. М., 1984.

В воспитании органически сливается общественное и интимное. В этом сли­янии, на мой взгляд, и заключается гармония человеческого счастья... Толь­ко вместе с родителями, общими уси­лиями, учителя могут дать детям боль­шое человеческое счастье.

В.А. Сухомлинский

ЗАЧЕМ ШКОЛЕ РАБОТА С РОДИТЕ­ЛЯМИ

Всем, имеющим отношение к мето­дике воспитания известно: семья вме­сте со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей


440 Глава VI. Организация воспитательного процесса в школе

среды, который определяет успешность либо неуспеш­ность всего учебно-воспитательного процесса. Вот поче­му при большом многообразии обязанностей работа шко­лы с семьей столь значительна в педагогической деятель­ности.

В современной школе меняется многое: структура ее и содержание учебно-воспитательного процесса, пози­ция педагогов и учащихся, микроклимат их взаимоот­ношений, методика и техника урока, подходы к изу­чению многих учебных предметов и ко внешкольной воспитательной работе. Управление школой становится демократичным, а значит, более демократичные отно­шения в «педагогическом треугольнике»: учитель — уче­ник — родители. Ушли в прошлое командно-админист­ративные способы регулирования этих взаимоотноше­ний.

Престали быть эффективными некоторые формы ра­боты школы с родителями: традиционные родительские собрания -- монологи классного руководителя, педаго­гические лектории и университеты, вызовы родителей в школу, сообщения по месту работы о хорошем (либо пло­хом) их отношении к воспитанию собственных детей, посещение семей учащихся... Порой ведутся разговоры (в том числе и в управленческих кругах) о том, что шко­ла вообще не должна работать с родителями, ибо воспи­тание детей — дело семьи.

Но педагоги-практики знают, что это не так. Да, многое, действительно, ушло. Но... Остались родители и дети — с их радостями, горестями, разрешимыми и порой нераз­решимыми проблемами, потребность в своевременном со­вете мудрого, знающего детскую психологию педагога... Остался учитель, нуждающийся в сотрудничестве с ро-' дителями: опытный учитель с его проблемами пересмот­ра логики и содержания этого сотрудничества и молодой, нередко растерявшийся, еще не умеющий найти контак­ты с более опытными людьми в лице родителей своих воспитанников.

С момента поступления ребенка в школу возникает и существует, диалектически развиваясь, так называемый «педагогический треугольник» с его трудностями и про­тиворечиями, требующими своего разрешения. Вроде бы


6.8, Воспитательная работа с родителями учащихся. 441

у тех и других цели, стремления, надежды, действия одни и те же и направлены на благо ребенка.

Но тогда почему отношения в этом «треугольнике» столь противоречивы и драматичны? Почему чаще всего сообщение ребенка (даже благополучного ученика!) о предстоящем родительском собрании не вызывает у ро­дителей восторга? Почему столь обычны длинные поучи­тельные монологи классного руководителя и почтитель­ное молчание родителей на этих собраниях: неужели так уж согласны со всем эти умудренные жизненным опы­том и знаниями в различных областях люди? И даже если не согласны — тоже молчат. Почему так сопротивляются классные руководители настоятельному требованию ад­министрации школы посещать семьи учащихся? Почему дети так боятся «приглашения» в школу мамы и папы? Почему иногда просьбы педагога «принять меры» или просьбы родителей помочь в воспитании сына или доче­ри так непродуктивны?

И почему при общих целях в воспитании ребенка, при видимой общей заинтересованности сторон возникают бес­конечное количество взаимных претензий, невосприим­чивость критических замечаний, невыполнимость просьб, неумение или даже нежелание войти в положение друг друга, молчаливое или открытое сопротивление, неодоб­рение друг друга?

Видимо, корень проблем и противоречий -- в нару­шенных взаимоотношениях, в позиции каждой из сто­рон. Мудрое решение предложил еще Гиппократ. Входя к больному, он обычно говорил: «Нас трое: ты, я и бо­лезнь. Если ты объединишься с болезнью, я не смогу тебя вылечить. Если же объединимся мы с тобой, то вместе победим болезнь».

Так и в «педагогическом треугольнике» проблемы ре­бенка (подростка): «надо хорошо учиться», «хочу дружить с.,.», «никак не могу преодолеть лень», «сам не понимаю, почему у меня не получается...», «почему со мной никто не водится?», «мне нравится Катя, а я ей нет», «я хотел, как лучше, а-получилось хуже» и многие-многие другие -это и проблемы родителей, и проблемы педагогов (вос­питателей). Значит, необходимо четко и ясно определить позиции сторон в этом взаимодействии.


6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся

 

ного воспитания, организовать их взаимодополнение, положительное взаимовлияние, взаимопроникновение.

442 Глава VI. Организация воспитательного_процесса в школе

НАЗНАЧЕНИЕ РАБОТЫ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ

Тогда нетрудно ответить на вопрос: зачем школе, классному руководите­лю работа с родителями.

>• Для выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка (подростка) с целью создания в школе и дома оптимальных усло­вий для развития и самоактуализации личности ребен­ка, выработки единых принципов воспитания. >- Для правильного определения (с учетом конкретной социально-педагоги ческой и психологической ситуации развития ребенка) цели и задач воспитания. Возмож­ностей их реализации.

>* Для наиболее эффективной и рациональной расстанов­ки сил по разностороннему, гармоничному развитию ребенка (подростка), для организации педагогической поддержки ему (что может школа и внешкольные уч­реждения дополнительного образования, а что — ро­дители и их окружение).

>- Для наилучшего изучения ребенка (подростка) с раз­ных позиций, под разным углом зрения: эмоциональ­но-чувственного -- со стороны родителей, и обще­ственно-гражданского, трудового, интеллектуально-по­знавательного, нравственного... — со стороны школьных педагогов, чтобы рационально организовать учебно-воспитательный процесс и в школе, и дома. >• Для выработки общей методики и техники, стиля и тона необходимых воспитательных воздействий на ре­бенка (подростка), для координации и корректиров­ки этих воздействий в различных жизненных ситуа­циях.

>* Для установления эмоционально-положительных вза­имоотношений классного руководителя, учащихся и родителей (общечеловеческий аспект). Ведь хорошо из­вестно, что воспитательный процесс протекает успеш­но в доброжелательной, радостной атмосфере взаимо­понимания и расположенности к взаимолриятным кон­тактам — формальным и неформальным. Отсюда понятны роль и назначение работы школы, классного руководителя, заключающиеся в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школь-


 

ЧТО ЗНАЧИТ «ВОСПИТАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ»

В последнее время в теории воспита­ния, а потом и в воспитательной прак­тике школ возник, став международ­ным, термин «воспитание родителей», под которым понимается «помощь родителям в исполне­нии ими функций воспитателей собственных детей, ро­дительских функций... Чтобы проникнуться позитивным импульсом к воспитанию, родители сами должны осоз­навать возможность и необходимость своего внутреннего роста — с чего и начинается воспитание родителей... Оно не означает унижения или подчинения, а только способ­ствует росту личности»*.

Ученые считают, что функция школы по воспитанию родителей является условием решения многих социальных проблем. Исследования, проведенные в разных странах, в том числе и в нашей стране, показывают, что «родите­ли, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и инструкции нужны не толь­ко родителям детей неблагополучных групп или групп риска. Они необходимы и благополучным семьям, ибо растущие потребности общества предъявляют к семье все новые требования»**. При этом считается, что воспита­ние родителей имеет две задачи: «накопление педагоги­ческих знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание (саморазвитие) родителей»***.

ПЯТЬ ФУНКЦИЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Эти задачи вполне решаемы, если организовать единый процесс взаи­модействия воспитателей, детей и родителей в школьной' жизнедея­тельности. В нашей практике воспитания сложилось пять функций работы школы и классного руководителя с ро­дителями учащихся. Они определяют и содержание этой работы.

* Хямялайнен Ю. Воспитание родителей. М., 1993. С. 5—6. ** Там же. С. 8. ***Там же. С. 10.


444 Глава VI. Организация воспитательного процесса^ в школе

Первая функция -- ознакомление родителей с содер­жанием и методикой учебно-воспитательного процесса,

организуемого школой, обусловлено необходимостью вы­работки единых требований, общих принципов, опреде­ления цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и в учебно-воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собствен­ной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы. Совместно с родителями находит возможные пути реализации этой программы.

Классный руководитель старшеклассников знакомит родителей со спецификой определенного типа школы и особенностями учебно-воспитательного процесса в ней (гимназия, лицей, колледж, класс с углубленным изуче­нием какого-либо предмета), со школьными традиция­ми, стилем и тоном отношений в данном учебном заве­дении. На такое собрание могут быть приглашены учите­ля специальных предметов, представители администрации школы.

В начале учебного года классный руководитель знако­мит родителей со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года.

Перед введением в классе новых учебных предметов, обладающих высоким воспитательным потенциалом, класс­ный руководитель (либо учитель) также знакомит с со­держанием и методикой этих предметов: «Основы этики», «Мировая художественная культура», «Человековедение», «Здоровье человека», «Культура речи», «Психология об­щения», «Основы этикета», «Этика и психология семей­ной жизни»,- «История религии» и др. Необходимо это для создания единой воспитывающей среды семьи и школы, частично для просвещения родителей в области вводимо­го предмета и оснащения их методикой внеурочной дея­тельности в условиях домашнего воспитания.


6.8. Воспитательная работа с родителями учащихся__________ 445

Правильно заметил Д. Гранин в повести «Обратный би­лет»: «Никто не учит родителей, как «работать» родите­лями. Самая ответственная из всех работ, а делают ее кто как сможет, руководствуясь лишь опасными советами любви».

Вот почему классный руководитель, обладающий боль­шей компетентностью в области психолого-педагогичес­ких знаний, лучше знающий детей в широкой социаль­ной среде, в общении со сверстниками, берет на себя миссию психолого-педагогического просвещения родителей. Связанные с этой проблемой противоречия современной школы происходят из того, что общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за со­бой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. И тем не менее исследования педагогов и пси­хологов постоянно фиксируют низкий уровень психоло­го-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе и у самих родителей.

Нашей школой накоплен богатый и интересный опыт педагогического всеобуча родителей. Задача каждой шко­лы, каждого классного руководителя выбрать для себя наиболее подходящую форму его, удобную для школы и интересную для родителей. Назовем здесь некоторые, оп­равдавшие себя на практике формы психолого-педагоги­ческого просвещения родителей*.

5^ Народные университеты (педагогические факультеты или отделения) при Дворцах культуры, кинотеатрах, высших учебных заведениях, многопрофильных обще­ственных организациях по месту жительства и т.д. 5* Школьный лекторий для родителей проводится, как правило, перед началом родительских собраний в клас­сах по специально разработанной педагогическим кол­лективом программе. Для чтения лекций и проведения консультаций привлекаются специалисты и наиболее • подготовленные педагоги школы.

>• Школьные и классные тематические конференции для родителей. Это могут быть конференции, посвященные отдельным воспитательским проблемам. Например, «Как


 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1019; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.