Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Непроизвольное запоминание и установка




Мы уже имели возможность убедиться в том, что степень научения является такой переменной, применение которой оказывает влияние на мнемическую деятельность как при непроизвольном, так и при произвольном запоминании. Экспериментальные исследования обнаружили аналогию также и в других отношениях. Так, опыт Постмана и Филлипса (1954) показал, что кривые динамики сохранения практически оказываются, независимо от ситуации заучивания, почти параллельными. Исследования Прентиса (1944), Постмана и Адамса (1956) подтвердили тот факт, что сохранение в результате непроизвольного запоминания, подвержено влиянию феноменов проактивнои и ретроактивной интерференции, что уже давно было доказано в отношении произвольного запоминания.

Однако проводимые между этими двумя ситуациями запоминания аналогии, хотя и позволяют говорить об общности действующих в обоих случаях механизмов, не объясняют еще, почему и каким образом испытуемые сохраняют в памяти некоторые элементы материала, когда им не было дано никакого формального указания о том, чтобы их запоминать.

Пожалуй, некоторым приближением к объяснению этого явления можно считать предположение о том, что отношение испытуемого к задаче может обусловить возникновение установок, благоприятствующих научению. Интроспективные отчеты 24 испытуемых, участвовавших в уже упоминавшемся исследовании Дженкинса (1933), свидетельствуют о том, что 10 испытуемых, выступавших в опыте в роли "экспериментаторов", в тот или иной момент сознательно задались целью запомнить слоги. Разумеется, в этом случае речь идет об эксплицитных установках, отличающихся от установок на запоминание, создаваемых инструкцией экспериментатора, лишь своим источником. Однако наряду с такими эксплицитными установками существуют и другие, более или менее имплицитные установки, создаваемые безотчетно либо самим испытуемым, либо - чаще всего-экспериментатором; роль этих установок весьма значительна. При современном состоянии наших знаний эти имплицитные установки можно определить как "приобретаемую, очевидно, в прошлом опыте предрасположенность индивида избирательно отвечать на некоторые аспекты задачи" (Постман и Сендерс, 1946). Актуализация этих установок не происходит совершенно случайно и зависит от многообразного взаимодействия испытуемого в ситуации непроизвольного запоминания с характеристиками стимула и ходом выполнения задачи. Дженкинс (1933), основываясь на интроспективных отчетах 8 испытуемых - "экспериментаторов", категорически утверждавших, что они не ставили перед собой специальной задачи запоминания, показал, что на прочность залечатления материала в памяти оказывают влияние расположение запоминаемого стимула (лучше запоминаются первый и последний слоги ряда), частота восприятия или использования стимула в прошлом (хорошо знакомый слог лучше запоминается), ассоциативный эффект (когда запоминаемый слог ассоциируется с каким-либо осмысленным словом), необходимость выявлять ошибки партнера (пропущенные или ошибочно воспроизведенные "испытуемым" слоги); эта установка надзора, проверки обусловлена ролью "экспериментатора" (Постман, Адаме и Филлипс (1955) подчеркивали этот избирательный характер непроизвольного запоминания. Материалом запоминания в их опыте являлись бессмысленные слоги, имевшие показатель ассоциативной силы, равный 0,33, 66 и 100%. Проверка запоминания осуществлялась сразу же и через 20 минут после заучивания. Было установлено, что при значительной ассоциативной силе не наблюдается различия между произвольным и непроизвольным запоминанием, однако при уменьшении ассоциативной силы преимущества произвольного запоминания возрастают).

Указанная избирательность испытуемого по отношению к определенной части задачи связана с доминирующей установкой, определяемой инструкцией. Этот факт подтверждается исследованием Постмана и Сендерса (1946). 6 групп испытуемых заучивали отрывок из рассказа Чехова. Одной группе говорили, что в эксперименте будет проверяться скорость чтения (условие А: классическая ситуация непроизвольного запоминания), другим группам испытуемых предлагалось запомнить материал с целью его последующего воспроизведения (условия В, С, D, E, F). В этом случае запоминаемые аспекты материала при каждом из условий были различными, потому что у испытуемого создавались различные доминирующие установки. В инструкции указывалось, что требуется:

- понять общий смысл рассказа (условие В),

- запомнить последовательность событий (условие С),

- запомнить отдельные моменты рассказа (условие D),

- запомнить специфические особенности языка рассказа (условие Е),

- запомнить особенности графического оформления текста (условие F).

После прочтения текста испытуемых всех 6 групп просили ответить на 50 вопросов (по 10 вопросов для каждого из условий). На каждый из вопросов предлагалось 4 варианта ответов, один из которых был правильным. Испытуемый должен был найти этот правильный ответ. Кривые на рис. 15 показывают уровень успешности выполнения задания (по 10 вопросам) для каждого из 6 экспериментальных условий. Из рисунка видно, что имплицитные установки совместимы лишь с некоторыми определенными доминирующими установками. Например, понимание общего смысла рассказа значительно облегчается, когда доминирующей установкой является запоминание отдельных деталей этого рассказа (D), особенностей языка (Е), графического оформления (F). Однако оно затрудняется, когда создается установка на запоминание последовательности событий (условие С), требующая анализа и расчленения текста в ущерб его целостному восприятию. Эта имплицитная установка на понимание текста оказывает благоприятное воздействие и в ситуации непроизвольного запоминания (условие А). Запоминание особенностей графического оформления текста улучшается, когда доминирующей является установка на запоминание особенностей языка рассказа. Однако доминирующая установка на запоминание деталей оформления текста не улучшает запоминания особенностей языка.


Рис. 15. Зависимость числа правильных ответов на каждый вид вопросов от доминирующей установки, создаваемой инструкцией, при различных условиях эксперимента (по Постману и Сендерсу, 1946, стр. 157)

Можно отметить еще и много других аналогичных фактов. Но ни один из них нельзя рассматривать как "случайный", напротив, в свете только что рассмотренных экспериментов так называемое "непреднамеренное" запоминание, по-видимому, детерминировано избирательной мнемической установкой на запоминание и сохранение того или иного аспекта задачи или экспериментальной ситуации. Проблема заключается в том, чтобы определить условия, при которых эти избирательные установки, соответствующие, по всей вероятности, приобретенным в прошлом опыте установкам, актуализируются и становятся оперантными. Здесь мы подходим к другой категории проблем, и особенно к проблеме "фильтрации" на перцептивном и мнемическом уровнях. Эти феномены "фильтрации" непосредственно касаются вопросов, поставленных Постманом и его сотрудником, о влиянии поведения, связанного с доминирующими установками, - которые ориентируют субъекта на вполне определенные аспекты ситуации - на вторичное, производное поведение; влияние это становится возможным в том случае, когда эти побочные, одновременно предъявляемые аспекты ситуации совместимы с основной деятельностью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.