Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и функции управления качеством




К управлению качеством

Содержание современных подходов

Управление качеством различных объектов осуществляется на разных

уровнях управления, что обусловлено тенденцией диверсификации данного процесса.

Диверсификация представляет собой процесс постоянных изменений,

преобразований, многовариантность, разнообразие подходов, действий,

деятельности по отношению к какому-либо объекту. В современных условиях она оказывает непосредственное воздействие на формирование качества как социально-экономической категории.

Важнейшими объективными предпосылками диверсификации управления качеством явились:

- диверсификация производства и, как следствие, диверсификация управления;

- сближение целей, подходов, функций, объектов управления и управления качеством и, соответственно, диверсификация этих составляющих (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1. Схема появления диверсификации управления качеством

Многоуровневый подход к управлению качеством предполагает осу ществление данного процесса на различных уровнях: человеческом, орга-низационном, региональном, национальном и глобальном. Каждый из этих уровней включает управление соответствующими объектами., что отражено в табл. 2.1. В соответствии с представленной матрицей каждый объект управления качеством следующего уровня включает объекты управления предыдущего уровня.

 

Управление качеством − наука и область практической деятельности

менеджера в организации, и должно базироваться на ряде основопола-

гающих принципов. Современные концепции управления предлагают ши-

рокий спектр принципов, соблюдение которых должно, по мнению их ав-

торов, позволить организации достичь поставленных целей. В наиболее

компактной и всеобъемлющей форме эти принципы, разработанные для

применения высшим руководством с целью улучшения деятельности ор-

ганизации, приведены в МС ИСО серии 9000:2000.

Рассмотрим краткую характеристику каждого принципа.

1. Ориентация на потребителя – организации зависят от своих по-

требителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребно-

сти, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания.

2. Лидерство руководителя – руководители обеспечивают единство

целей и направления деятельности организации. Они должны создавать

и поддерживать среду, в которой работники могут быть полностью вовле-

чены в решение задач организации.

3. Вовлечение работников – работники всех уровней составляют ос-

нову организации, и их полное вовлечение дает ей возможность с выгодой

использовать их способности.

4. Процессный подход – желаемый результат достигается тогда, когда

деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом.

5. Системный подход – выявление, понимание и управление систе-

мой взаимосвязанных процессов, направленных на достижение постав-

ленной цели, повышают результативность и эффективность организации.

6. Постоянное улучшение − неизменной целью организации является

постоянное улучшение ее деятельности.

7. Принятие решений, основанное на фактах − эффективные реше-

ния основываются на анализе данных и информации.

8. Ввзаимовыгодные отношения с поставщиками − организация

и поставщики взаимозависимы; их взаимовыгодные отношения способст-

вуют расширению возможностей каждого из них создавать ценности.

В теории и практике менеджмента принято выделять такие общие

функции, реализуемые менеджерами, как: планирование, организация, мо-

тивация и контроль. Данные характеристики являются основными и в про-

цессе управления качеством в организации. Они реализуются на различ-

ных уровнях управления и в ходе всех ключевых процессов деятельности

организации.

Функция планирования предполагает определение целей в области

качества, которые должны быть достигнуты, и соответствующих средств

для их достижения. Реализация данной функции связана с разработкой

миссии организации, ее политики и стратегии в области качества, а также

планов по реализации политики и стратегии на различных уровнях

управления применительно к различным процессам в организации. Не-

обходимость в этой функции определена целевой природой организаций

то есть ориентированной на конкретный конечный результат. Деятель-

ность в области планирования может быть сложной или простой, прямой

или косвенной, неличностной или личностной. Ожидаемые результаты

планирования зависят от понимания членами организации, чего конкрет-

но они должны добиться. Это понимание может отражаться в планах,

предполагаемых результатах или в общем согласии членов организации.

Планирование предполагает уточнение не только целей организации, но

и методов их достижения. Следует тщательно проанализировать альтер-

нативы и оценить их по критериям, обусловленным целями деятельности

организации.

Функция организации включает всю управленческую деятельность,

связанную с переносом запланированных действий в области качества

в структуру заданий и полномочий. В практическом отношении функция

организации включает:

- определение ответственности и полномочий каждого отдельного

лица в области управления качеством;

- определение того, какая деятельность в области управления качест-

вом будет выполняться конкретным структурным подразделением;

- обеспечение необходимыми ресурсами действий по достижению по-

ставленных целей и задач.

Для четкого выполнения данной функции в организации разрабатыва-

ется матрица ответственности и обязанностей в области управления каче-

ством.

Функция мотивации связана с побуждениями, заставляющими челове-

ка действовать определенным образом. Менеджеры предпочитают иметь де-

ло с позитивно мотивированными сотрудниками, то есть теми, кто старается

найти лучший способ выполнения своей работы, и заинтересован в произ-

водстве высококачественных товаров и услуг. Заинтересованный персонал

является частью единой команды, оказывает помощь и поддержку своим

коллегам. Достаточно сложно найти универсальную систему принципов мо-

тивации работников. Не существует единого подхода, который мог бы в ка-

ждом конкретном случае применяться менеджерами, однако сформулирова-

на целая система приемов и методов, используемых в этих целях.

Функция контроля включает действия, которые менеджеры пред-

принимают для того, чтобы фактические конечные результаты в области

качества совпадали с плановыми. Менеджеры осуществляют контроль

с целью выяснения, достигнуты ли намеченные цели, а если нет, то какие

факторы повлияли на возникшие отклонения. Контроль фактически за-

вершает последовательность действий и в то же время служит отправной

точкой для осуществления функции планирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2995; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.