Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Невидимая рука» Адама Смита




«Каждый индивидуум старается употреблять свой капитал так, чтобы продукт его обладал наибольшей стоимостью. Обычно он и не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует лишь свою собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения».

В зависимости от уровня изучения процессов и явлений экономический жизни общества обычно различают экономическую теорию, мировую экономику, макроэкономику, микроэкономику, экономику предприятия.

Их взаимосвязь и взаимодействие можно представить так:

В мире существует много отдельных суверенных государств, ведущих свое хозяйство по установленным ими законам и правилам. Внутри них складывается определенная макроэкономическая система. Между государствами возникают какие-то экономические и другие отношения, которые формируют мировую экономику. В любых государствах основным и первичным звеном, создающим товары или производящим услуги, являются предприятия. Их множество. Они ведут хозяйственно-экономическую деятельность согласно законам своих государств.

 
 

 


Предприятия, производящие однородную продукцию, имеющие особые схожие условия производства и выполняющие общую функцию в национальном хозяйстве, составляют отрасль. Складывающиеся внутри отрасли экономические отношения изучаются на уровне микроэкономики (экономики отрасли).

Все, что происходит в экономических отношениях, подчиняется определенным экономическим законам (например, спрос и предложение, убывающая полезность и т.д.), которые рассматривает экономическая теория.

Экономика предприятия изучает все то, что изучает экономика, только на уровне отдельно взятого звена экономики – предприятия, то есть как отдельное предприятие должно, используя ограниченные ресурсы наиболее оптимально производить и реализовывать продукцию, какую продукцию, в каких объемах, по каким ценам и т.д.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей, с правами юридического лица, который на основе использования имущества производит и реализует продукцию или оказывает услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

К числу признаков юридического лица относятся:

· наличие своего имущества;

· самостоятельная имущественная ответственность;

· право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия;

· право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже,

· устав и самостоятельный бухгалтерский баланс,

· расчетный и иные счета в банке, печать.

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности: земельные участки, здания, сооружения, долги, а также индивидуальные имущественные атрибуты (продукция, наименование, товарные знаки и т.д.). Предприятие имеет право на ведение любой хозяйственной деятельности, отвечающей целям, предусмотренным в его уставе.

Отрасль – это группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), характеризующихся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда, однородной продукцией и выполняющих общую (специфическую) функцию в национальном хозяйстве.

Предметом нашего изучения будут сфера отрасли и отдельных предприятий, преимущественно транспорта.

Материальное производство включает:

· Промышленность;

· Сельское и лесное хозяйство;

· Грузовой транспорт;

· Связь (обслуживающая материальное производство);

· Строительство;

· Торговля;

· Общественное питание;

· Информационно-вычислительное обслуживание и др.

В непроизводственную сферу входят:

· Жилищно-коммунальное хозяйство;

· Пассажирский транспорт;

· Связь (обслуживающая организации непроизводственной сферы и население);

· Здравоохранение;

· Физическая культура и социальное обеспечение;

· Народное образование;

· Культура и искусство;

· Наука и научное обслуживание;

· Кредитование и страхование;

· Деятельность аппарата органов управления.

Транспорт как отрасль экономики включает транспортную сеть всех видов транспорта, подвижные транспортные средства (независимо от формы собственности на них), трудовые ресурсы транспорта и систему управления на разных уровнях государственной власти.

К сфере транспорта относятся: автомобильный транспорт и дорожное хозяйство; железнодорожный; морской; внутренний водный; авиационный трубопроводный виды транспорта, сектор городского пассажирского транспорта, промышленный транспорт.

Структура дисциплины «Экономика предприятий транспорта»

       
   
Производственный процесс
 
 


Чтобы любой производственный процесс начался, необходимо соединить во времени и пространстве 3 производственных фактора: средства труда, предметы труда и труд. Средства труда в стоимостном выражении называются основными фондами, предметы труда – оборотными средствами. Труд же может быть живым и прошлым. Прошлый труд, как правило, овеществлен (столы, стулья), поэтому в данном соединении участвует живой труд (тот сотрудник, который производит работу в данный момент времени). Тема труда – обязательный раздел любой экономики. Для того, чтобы процесс соединения состоялся, необходимо совершить начальное воздействие (дать толчок, организовать и скоординировать людей), чему служит управление. С него все начинается и им заканчивается, поэтому изучение системы управления также включено в наш курс.

Результатом осуществления производственной деятельности является продукт (товар или услуга), который реализуется по установленной цене. Чтобы определить цену, необходимо сначала рассчитать затраты на его изготовление. Раздел, посвященный определению затрат, в экономике это себестоимость продукции.

Любое предприятие заинтересовано в том, чтобы его деятельность была эффективной. Предприятие и отрасль тогда эффективны, когда они с наименьшими затратами достигают наилучших результатов. Это возможно, если эффективно используются основные фонды, оборотные средства, труд персонала (то есть 3 системообразующие фактора производства) и эффективно работает система управления.

Итак, разделы курса:

1. Система управления

2. Основные фонды

3. Оборотные средства

4. Труд: нормирование, оплата, расчет численности персонала

5. Себестоимость продукции

6. Эффективность деятельности предприятия

Разделы будут сопровождаться примерами транспортной отрасли. И мы дадим ей краткую характеристику.

Все материальные блага необходимые для существования и развития человеческого общества создаются тремя отраслями народного хозяйства:

1. Промышленная отрасль,

2. Сельскохозяйственная отрасль.

3. Транспортная отрасль.

В процессе работы транспорта не создается новая продукция, а осуществляется перемещение грузов, пассажиров с одного пункта в другой. В процессе перевозок грузов с ними не происходят не физические не химические изменения, а происходит лишь изменение их местонахождения по отношению к потребителю продукции и процесс перевозок закончится только тогда, когда груз будет доставлен от поставщика к потребителю.

В процессе перевозок изменяется потребительная стоимость данного груза, а так же изменяется его стоимость не величину транспортных расходов. Труд работника транспорта является трудом производительным, он участвует в создании национального дохода страны.

Особенности транспорта как отрасли материального производства объясняются спецификой производимой им продукции. Для производства продукции транспорта отсутствует сырье. В перевозочном процессе принимают участие различные виды транспорта.

Продукцией предприятий транспорта является услуга.

 

При этом выполняется транспортная работа, которая определяется следующими показателями:

А) Грузовое движение

1. Суммарный грузооборот определяется по следующей формуле:

СУМ Грузооборот = S(pi*li), где

pi – кол-во перевезенных тонн i-того груза,

li – расстояние перевозок i-того рода грузов (тонно-километры).

Б) Пассажирские перевозки

При перевозке пассажиров определяется показатель пассажирооборот.

ПАССАЖИРООБОРОТ = H*l, где:

H – кол-во перевезенных пассажиров,

l – средняя дальность перевозки пассажиров.

Любое транспортное и иное предприятие в нашей стране сегодня функционирует в условиях рыночных отношений.

Рынок – это совокупность форм взаимоотношений, связей между отдельными самостоятельно принимающими решения хозяйствующими субъектами, взаимодействие которых в качестве покупателей и продавцов приводит к возможности обмена.

Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений; функции по оптимизации этих решений, обеспечению согласованности действий.

Основной движущей силой функционирования рынка является цена (транспортный тариф). Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта

Транспортный тариф -ставки, по которым перевозчик взимает плату за свои услуги.

Существуют понятия железнодорожный, автомобильный тариф, единый транспортный тариф.

Железнодорожный тариф -цены перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты железнодорожным транспортом, а также погрузочно-разгрузочных В большинстве стран железнодорожные тарифы регулируются государством как цены на продукцию естественных монополий. Различают общие и исключительные железнодорожные тарифы.

Автомобильный тариф - тариф на оплату перевозок автомобильным транспортом.

Единый транспортный тариф — единые ставки платежа за перевозку грузов по всей стране или между отдельными пунктами транспортных магистралей на линиях, обслуживаемых разными компаниями. (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").

Покупатель хочет купить дешевле и качества как можно лучше, продавец продать дороже.

 

 

Рыночная экономическая среда, которая начала образовываться в Росси в 1985- 1986 годах как система лучше других приспособлена для использования достижений научно – технического прогресса, интенсификации производства и, в конечном счете, для более полного удовлетворения потребностей общества. Ее образование привело к появлению ряда «Свобод»

Свободы в рыночной системе:

1) в выборе формы собственности (частная (разные ОПФ), государственная);

2) свобода заключения сделок (свобода предпринимательская);

3) свобода потребления (выбор потребителей);

4) свобода образования цен (есть влияние государства);

5) свободный выбор профессии, места работы и рода занятий.

Любое предприятие в условиях рынка является открытой системой, основная цель которого - получение прибыли. Открытость предполагает взаимодействие с внешней средой, широкое использование маркетинга, а роль экономики предприятия сводится к тому, чтобы обеспечить наиболее оптимальное соотношение ресурсов на выходе к ресурсам на входе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.144 сек.