Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пояснения к решению задач




Аудиторная работа

Содержание

1. Беседа по вопросам для самоподготовки.

2.Моделирование 1-го и 2-го законов Менделя.

3. Решение ситуационных задач.

Работа 1. Моделирование 1-го и 2-го законов Менделя.

Моделью являются фишки двух цветов, имитирующих гаметы особей с генотипом Аа. Группа делится на звенья по 3-4 человека и получает по 2 мешочка с фишками двух цветов каждый - окрашенные (А) и белые (а) в отношении 1:1. Два студента одновременно достают из каждого мешочка по одной фишке, третий фиксирует результат в таблице.

 

После записи каждого сочетания фишки нужно бросать обратно в мешочек. Всего нужно получить 100 сочетаний. В данной работе студенты проверяют справедливость закона о расщеплении гибридов второго поколения, на основании полученных данных записывают вывод.

В условиях большинства задач символы генов не указаны, обозначайте их сами, любыми произвольно взятыми буквами.

В задачах данной темы требуется определить либо типы гамет, либо генотип и фенотип детей при известных генотипах родителей, либо по фенотипу детей — генотипы родителей.

При решении задач по генетике необходимым условием является определение типов продуцируемых особями гамет. Для правильного решения следует твердо помнить закон чистоты гамет, а именно, что в гамету попадает из каждой пары аллельных генов только один аллель. Особь гетерозиготная по одной паре генов (Аа) продуцирует только два типа гамет: А и а.

Для определения фенотипа и генотипа детей по генотипу родителей важно правильно записать условия задачи и схему скрещивания с использованием генетической символики. Например: "от брака

гетерозиготного шестипалого мужчины с женщиной с нормальным строение кисти родилось два ребенка: пятипалый и шестипалый. Определите генотип детей. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминантен по отношению к гену, детерминирующему нормальное развитие кисти". Запись для этой задачи будет выглядеть следующим образом:

 

По условию, мужчина гетерозиготен по генотипу (Аа) и шестипал по фенотипу. Женщина с нормальным строением кисти. Исходя из того, что этот ген рецессивен, записать генотип следует как гомозиготу (аа), так как признак, кодируемый рецессивным геном, проявляется только в гомозиготном состоянии. Записываем всю схему:

 

Один тип гамет у матери, два типа гамет у отца, два варианта потомков: пятипалый и шестипалый с вероятностью 50%.

При решении задач следует избегать общей для студентов ошибки -не торопиться выписывать весь генотип, если речь идет о проявлении

доминантного признака. Так, если в задаче, например, говорится, что в семье кареглазных родителей родился голубоглазый ребенок, генотип родителей следует сначала записать как А? X А?. Зная, что рецессивный признак проявляется только в гомозиготе (аа - голубоглазость), мы вместо вопросов вписываем гены "а" матери и отцу, т.е., они были кареглазы по фенотипу, но гетерозиготы по генотипу.

Решая задачи на наследование групп крови следует знать, что этот признак кодируется несколькими аллелями одного гена.

 

IA Is — 4 группа (кодоминирование - оба гена кодируют синтез антигенов).

Каждый организм может иметь только два аллеля из этой серии. Оба же родителя будут иметь уже четыре аллеля, значит количество их комбинаций может быть достаточно велико и соотношение генотипов у потомков должно отличаться от менделевского (характерного для моногибридного скрещивания).

Примечание: в тетради записывается условие задачи, решение, к решению выполняются необходимые комментарии. Ответ должен быть аргументирован (какая закономерность проявляется в предложенном варианте наследования, какова вероятность проявления признака и т.д.).

Работа 2. Решение задач.

Задача 1.

Сколько типов гамет образуют особи с генотипом АА? С генотипом

Аа?

Задача 2.

У человека ген, вызывающий одну из форм наследственной глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха:

а) какова вероятность рождения больных детей от брака гетерозиготных родителей?

б) от брака глухонемой женщины с нормальным мужчиной родился глухонемой ребенок. Определите генотип родителей.

Задача 3.

У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над леворукостью. Какие дети могут родиться от брака леворукой женщины с праворуким мужчиной? Правши -гомозиготы доминантные (АА); левши - гомозиготы рецессивные (аа); амбидекстры -гетерозиготы (Аа).

Для некоторых видов спорта (фехтование, теннис, баскетбол и др.) важно владение той или иной рукой, либо одинаковое владение двумя руками (амбидекстры).

Определите, какая рука у Вас является ведущей, с помощью следующих тестов:

- скрестите руки на груди - ведущей считается та рука, которая находится сверху;

- скрестите пальцы рук (в замок) - ведущей считается рука, большой палец которой находится сверху;

- хлопанье в ладоши - ведущей считается рука, оказывающаяся сверху при хлопанье.

Если нельзя выделить ведущую руку, то это амбидекстры.

Задача 4. (кодоминирование и множественный аллелизм).

Ген В (III) группы крови (1в) доминирует над геном 1°. Мужчина, гомозиготный по В (III) группе крови, женился на женщине с первой группой крови. Какими могут быть генотипы их детей?

Задача 5.

В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного имеют I и II группы крови, родители другого - II и IV. Анализ показал, что дети имеют 1 и IV группы крови. Определите, кто чей сын.

Выводы запишите в виде ответа на вопросы.

1. Как наследуются аллельные гены?

2. Какие существуют закономерности взаимодействия аллельных генов?

Тема 10. НАСЛЕДОВАНИЕ ПРИЗНАКОВ ПРИ ДИГИБРИДНОМ СКРЕЩИВАНИИ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ В ДЕТЕРМИНАЦИИ ПРИЗНАКОВ У ЧЕЛОВЕКА Цели занятия:

• уметь обосновать проявление закона независимого наследования при ди- и полигибридном скрещивании;

• знать виды взаимодействия неаллельных генов;

• уметь прогнозировать степень риска проявления патологических признаков у человека

Изучение данной темы позволяет уяснить материальную основу развития различных признаков у человека. Формирование фенотипа (сумма внешних и внутренних признаков) всегда является результатом взаимодействия генотипа и окружающей среды, взаимодействие генов лежит в основе функционирования генотипа как целостной системы. Изучаемые закономерности носят общебиологический характер и имеют большое значение для познания биологии человека. Тренер должен понимать, что становление у человека любых морфологических, физиологических, биохимических признаков, проявляющихся в процессе тренировок, имеет генетическую основу и определяется взаимодействием различных генов в современных условиях среды. Знание вопросов данной темы необходимо для усвоения курса анатомии, физиологии, спортивной генетики.

Задание для самоподготовки: Цели самоподготовки:

знать сущность закона независимого наследования; знать закономерности наследования нормальных и патологических признаков.

На основании изучения материала лекции и рекомендованной литературы уметь ответить на вопросы:

1.Какие гаметы образует особь с генотипом АаВвСс?

а) типы гамет;

в) количество гамет.

2. Какие гены называются аллельными?

3.В чем состоит доказательство независимости наследования признаков?

4.При скрещивании особей с каким генотипом потомки будут одинаковыми?

5.Какие признаки человека называют менделирующими?

6.Чем отличаются эпистаз и полимерия, что общего в этих вариантах взаимодействия генов?

7.Полимерия отражает качественный или количественный характер проявления признаков?

Ответы на вопросы записать в тетради.

Аудиторная работа Содержание:

1.Беседа по вопросам для самоподготовки.

2.Решаются ситуационные задачи.

Задача 1.

Мужчина, имеющий маленькие карие глаза, отец которого был голубоглазым, женится на женщине с большими голубыми глазами. Какого потомства можно ожидать в этом браке (большие глаза - доминантный признак)?

Задача 2.

Кареглазые родители правши имеют сына - голубоглазого левшу. Какова вероятность рождения в этой семье детей с разными фенотипами, если амбидекстры (лица, одинаково владеющие обеими руками) гетерозиготы?

Задача 3.

На одного ребенка, резус-отрицательного и имеющего IV - ю группу крови, претендуют две родительские пары: а) мать резус-отрицательная с 1-й группой крови и отец резус-отрицательный со 11 - ой группой крови; б) мать резус- положительная с 111-й группой крови и отец резус -положительный со 11-й группой крови. Какой паре принадлежит ребенок?

Примечание: ген, определяющий группу крови, имеет не две, а три аллельные формы, обозначаемые символами А, В, О. Комбинируясь в диплоидных клетках по два, эти гены могут образовать 6 возможных генотипов. Человек может быть гомозиготным по одному из этих трех генов (АА, ВВ, ОО) или гетерозиготным по двум из них (АВ, АО, ВО). Гены А и В доминируют над рецессивным геном О, но друг друга не подавляют (кодоминирование). 1- я группа - 0,11-я группа - А, 111- я группа - В, lV-я группа - АВ.

Задача 4.

У человека цвет кожи определяется несколькими парами генов, действующих в одном направлении (полимерия). Интенсивность признака зависит только от количества доминантных генов.

Светлокожий мужчина женится на женщине — негритянке. Все дети — мулаты со смуглой кожей. Один из них женится на женщине с таким же цветом кожи. Считая, что цвет кожи зависит от трех пар генов, определите вероятность того, что:

а) дети будут иметь более светлый цвет кожи, чем у родителей;

б) дети будут иметь более темный цвет кожи.

Задача 5.

У мышей черный цвет шерсти (А) доминирует над белым (а). Доминантный ген В определяет неравномерное распределение черного пигмента, в результате чего шерсть имеет серую окраску. Какое потомство можно получить при скрещивании двух серых дигетерозиготных мышей?

Задача 6.

У кур имеется ряд генов, определяющих величину и форму гребня. Ген розовидного гребня (Р) доминирует над геном простого гребня (р). Другая пара генов определяет различие между гороховидным (Г) и простым (г) гребнем. Наличие двух доминантных генов Р и Г определяет ореховидную форму гребня.

Петуха с простым гребнем скрестили с курицей с ореховидным гребнем. Все потомки имеют ореховидные гребни. Какое потомство будет при скрещивании между собой полученных гибридов?

Выводы запишите в форме ответов на вопросы:

1. По каким закономерностям наследуются у человека признаки, если они не сцеплены между собой (кодируются генами, расположенными в разных хромосомах)?

2. Какие вы знаете виды взаимодействия неаллельных генов?

Итоговый контроль (тестирование).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 1928; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.