КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы получения и обработки маркетинговой информации в международном маркетинге
Исследований в сфере международного маркетинга Структура затрат на организацию и проведение маркетинговых
основания и цели исследования, время его проведения, оценочные показатели и их размерность; ♦ представление отдельных результатов исследования. По указателю содержания осуществляется описание важнейших результатов, рекомендации комментируются в соответствии с методикой исследования. Методические выводы, большие числовые таблицы и схемы используются при необходимости доказательства спорных вопросов, в других случаях их приводят в приложении; ♦ приложение. Включает весь исходный и результативный цифровой материал, таблицы, схемы, рисунки, методы исследования, используемые опросные анкеты и средства, статистические таблицы о состоянии объектов исследования, указатель употребляемых сокращений и понятий, список встреч и интервью с респондентами, перечень приложений по вторичному исследованию. Методы получения и обработки маркетинговой информации 123
Для эффективной презентации результатов маркетингового исследования уже на стадии его дизайна предусматривается сценарий ее проведения (приложение П-2) Как правило, презентация не заканчивается выступлениями, дискуссиями, заключениями Обязательным является проведение дополнительных мероприятий, которые включают протоколирование участников, подготовку и рассылку благодарственных писем докладчикам и руководителям презентации, подготовку отчета о проведении презентации, определение фактических общих затрат на презентацию и источников их покрытия. Классическое маркетинговое исследование предполагает регулярное исследование рынков сбыта собственной продукции и включает в себя процесс по выработке пакета документов о потенциале предприятия, его взаимосвязях с внешней средой, о характере конкуренции, конкурентах на рынке, о характеристиках их производства, состоянии маркетинга, коммерции и работе с потребителями Современное маркетинговое исследование — это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства Классическое определение маркетингового исследования дополняется теперь необходимостью использования внешних факторов, которые могут влиять на поведение фирмы и ее продукции на рынке, на ее взаимодействие с партнерами и конкурентами Возникла необходимость не только проведения классических маркетинговых исследований, но потребовались философия и функции, связанные с идентификацией, опознанием, поиском приемов работы из практики фирм-партнеров, конкурентов и в смежных отраслях, с целью их использования в собственных фирмах для повышения производительности. Такая функция в системе предпринимательства давно завоевала себе симпатию и успешно используется в практике японских, американских, западноевропейских и скандинавских бизнесменов и ученых Она известна среди специалистов как бенчмаркинг (Benchmarking) Бенчмар-кинг близок к понятию маркетинговой разведки (маркетинг Intelligence), которое означает постоянную деятельность по сбору текущей информации об изменении внешней среды маркетинга, необходимой как для разработки, так и корректировки планов Однако маркетинговая разведка имеет целью сбор конфиденциальной или полуконфиден-
124 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга циальной информации об изменении внешней среды маркетинга [100, 9]. Бенчмаркинг может рассматриваться как процесс, деятельность по долгосрочному обдумыванию стратегии предпринимательства, основываясь на лучшем опыте партнеров и конкурентов на отраслевом, межотраслевом, национальном и межнациональном уровнях. Таким образом, маркетинговое исследование представляет собой более широкое понятие, которое включает в себя исследования: рынка сбыта, внутренней среды фирмы, маркетингового инструментария (его разработанности и эффективности использования), рынка производительных сил (рабочая сила, сырье и материалы, денежный рынок и рынок капитала), внешней среды; организацию исследований на основе бенчмаркинга и проведения маркетинговой разведки. Такое понятие сосредоточивает внимание маркетолога и предпринимателя на важнейших элементах сферы маркетингового исследования и заведомо облегчает формирование его задач, поиск «узких мест», «горящих точек», которые могут сопровождать процесс функционирования предприятия в условиях рынка, а также оказывать помощь в осуществлении контроля над организацией сбора и подготовки маркетинговой информации. На практике применяют различные формы проведения маркетинговых исследований, классифицируя их по следующим критериям: 1. По виду объекта исследования, например исследование рынков сбыта, производительных сил, капитала и т. д.; исследование внутренней среды фирмы; исследование окружающей среды. 2. По территориальному признаку — региональное, национальное, интернациональное исследование рынка. 3. По временному признаку — ретроспективное, оперативное (текущее), диагностическое, прогнозное исследование.
4. По продуктивному (вещевому) признаку — исследования средств производства, средств потребления, услуг. 5. По виду показателей, характеризующих объект исследования, которые делятся на объективные исследования (oekoskopie), например, для исследования сбыта — это цена, объем продаж, структура спроса; и на субъективные исследования (demoskopie), так, для исследования сбыта — это возраст, пол, профессия. 6. По способу получения данных и информации различают первичные, полевые (field research) и вторичные, кабинетные (deck research), исследования (рис. 3.12). Приведенная классификация форм проведения маркетинговых исследований является рекомендательной. На практике возможны и дру- Методы получения и обработки маркетинговой информации 125 гне формы маркетинговых исследований, которые могут быть опосредованы конкретным информационным полем, имеющим место при организации международной маркетинговой деятельности (рис. 3.13). Вторичные исследования (desk research), как правило, базируются на уже имеющейся информации и поэтому носят название кабинетных исследований. Вторичные исследования по своему содержанию — это анализ имеющихся источников об исследуемой проблеме в системе маркетинга. Источники информации для вторичных исследований разделяются (по отношению к фирме) на внешние и внутренние. В качестве внутренних источников могут быть: ♦ маркетинговая статистика (характеристика товарооборота, объем сбыта, объем распродаж, импорт, экспорт, рекламации); ♦ данные о маркетинговых затратах (по продукту, рекламе, продвижению, сбыту, коммуникациям); ♦ прочие данные (о производительности установок, оборудования, прайс-листы на сырье и материалы, характеристика системы складирования, карты потребителей и др.). В качестве внешних источников выступают: ♦ публикации национальных и международных официальных организаций; ♦ публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций; ♦ публикации торгово-промышленных палат и объединений;
♦ ежегодники статистической информации; ♦ отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий; ♦ книги, сообщения в журналах и газетах; ♦ публикации учебных, научно-исследовательских, проектных институтов и общественно-научных организаций, симпозиумов, конгрессов, конференций; ♦ прайс-листы, каталоги, проспекты и другие фирменные публикации. информации в каждом конкретном случае определяется исследователем. X. Мефферт предложил для выбора источников информации при проведении вторичных исследований информационную матрицу (табл. 3.5), в которой показана частота использования источников внутренней и внешней информации в зависимости от объекта исследования (каналы сбыта, формирование цены и т. д.) [106].
Таблица 3.5 Матрица источников информации для кабинетных исследований маркетинговых мероприятий
Таблица 3.5 (продолжение)
— для собственной фирмы, в знаменателе — для фирмы-конкурента 130 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга Основными достоинствами вторичных исследований являются: ♦ затраты на проведение кабинетных исследований меньше, чем на проведение таких же исследований с помощью полевых исследований; ♦ большей частью вполне достаточно для решения исследований только вторичной информации, поэтому первичные исследования становятся ненужными; ♦ возможность использования результатов кабинетного исследования в случае, если поставленная цель маркетингового исследования не достигнута, для определения задач полевого исследования, его планирования и использования выборочного метода. К недостаткам вторичных исследований следует отнести то, что полученная вторичная информация не всегда полностью соответствует поставленным задачам и не является целиком достоверной. Г. А. Черчилль отмечает, «что проблема соответствия особенно обостряется в случае перекрестных исследований по материалам разных стран, когда данные различных переписей не стыкуются по характеру той информации, которая собиралась при их проведении, и по способам ее подачи. В некоторых случаях эта совместимость настолько мала, что делает собранные данные практически несопоставимыми» [97]. В тех случаях, когда вторичное исследование не дает нужного результата, проводят первичное (полевое) исследование. Основными методами получения первичных данных являются опрос, наблюдение, эксперимент и панель. Наибольшее распространение получил метод опроса и интервью. В последнее время в связи с информатизацией маркетинговой деятельности стали применяться интерактивные методы моделирования маркетинговой информации. Методы опроса, наблюдения, эксперимента, панели и моделирование применяются для решения исследовательских задач разного уровня В то же время каждый из методов может использоваться в сочетании с другими, полевые исследования почти всегда дороже кабинетных. Поэтому они применяются в случаях, когда: ♦ в результате вторичного исследования не достигнут требуемый результат и невозможно проведение соответствующего маркетингового мероприятия; ♦ высокие затраты на полевые исследования могут быть компенсированы значением и необходимостью решения соответствующей задачи. Методы получения и обработки маркетинговой информации 131 Полевое исследование может быть полным, или сплошным, если им охвачена вся группа интересующих исследователя респондентов, и частичным, если им охвачен определенный процент респондентов. Сплошные исследования обычно используются для исследования относительно небольшого числа респондентов, например крупные потребители, крупные фирмы. С одной стороны, сплошные исследования отличаются своей точностью, а с другой стороны — высокими затратами ресурсов и времени. Частичные исследования наиболее часто используются для получения информации при полевых исследованиях. На практике применяются следующие методы частичного исследования: случайной выборки, нормированной (по квоте) выборки, концентрированной выборки. В общем случае проведения кабинетных или полевых исследований следует иметь в виду, что сбор и обработка данных в процессе исследования осуществляются методами, которые теория маркетинга заимствовала из математики, статистики, психологии, социологии социальной экономики. Процесс формирования методов маркетинговых исследований имеет свою историю. Ф. Котлер в 1974 г. описал развитие новых методов, применяемых в маркетинговых исследованиях (табл. 3.6). Характеристика методов, применяемых при полевых исследованиях, приведена в табл. 3.7 [47]. По сравнению с наблюдениями и экспериментом опросы позволяют исследовать относительно широкую область проблем, относящихся к маркетингу. Главная проблема метода опроса состоит в том, как ограничить круг задаваемых вопросов, которые определят стратегию и интерпретацию полученной информации. Другая проблема связана с выбором круга лиц, которые участвуют в опросе (эксперт, торговец, потребитель и др.) При организации опроса уделяют внимание тактике опроса (особенно формулировке вопросов), формам опроса и методам подбора опрашиваемых лиц. Можно рекомендовать следующий порядок проведения опроса. 1. Подготовительные мероприятия: ♦ определение объема информации; ♦ предварительное исследование; ♦ разработка плана опроса. 2. Разработка проекта анкеты: ♦ развитие тест-вопросов; ♦ проведение тест-исследования. 132 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга Таблица 3.6 Развитие методов маркетинговых исследований
Методы получения и обработки маркетинговой информации 133 Таблица 3.7 Методы полевых исследований
3. Обоснование методов выбора опрашиваемых: ♦ сплошной или выборочный опрос; ♦ определение вида выборки. Эффективность выбранного метода опроса всецело зависит от наличия и уровня интенсивности обратной связи с опрашиваемым. А также от репрезентативности выборки, точности высказываний, распыленности элементов в совокупной выборке и плана выборки. Эти параметры определяют стоимостные и временные показатели затрат выборочного метода исследований. Опросы могут быть одноразовыми или повторяющимися. Повторяющиеся опросы называют панелью. В качестве панели может выступать группа лиц, предприятий. Панель — это вид непрерывной выборки. Она позволяет зафиксировать изменения наблюдаемых величин, характеристик. Важнейшими формами панели являются: панель потребителей и панель предпринимателей (рис. 3.14). Рис. 3.14. Формы и структура участников панельного исследования Панельный опрос используют при изучении мнений потребителей определенной группы за какой-либо промежуток времени. Определяются их потребности, привычки, вкусы, рекламации. Методы сбора первичных данных осуществляются в определенной последовательности. Например, применение метода интервью требует выяснения необходимости его использования, разработки плана проведения интервью, подготовки перечня вопросов, примеров, выбора интервьюируемых, планирования бюджета, проведения интервью, анализа результатов, подготовки отчета. Анкетирование по телефону применяется в тех случаях, когда необходимо собрать информацию в короткие сроки в широких географических размерах рынка. Опрос по телефону необходимо вести просто, заранее подготовив вопросы. Методы получения и обработки маркетинговой информации 135 Опрос в письменном виде может производиться несколькими способами. В первом случае анкеты рассылаются исследуемым потребителям по почте. При этом может рекламироваться фирма или ее товар. Используя этот метод, исследователь должен понимать, что не все анкеты возвращаются заполненными. По данным специалистов, получение ответов составляет от 20 до 50 % от полного объема охваченных опросом. Применение стимулов в отношении опрашиваемых является залогом получения высокой доли заполненных анкет. При проведении письменного опроса не следует забывать о местах распространения анкет среди потенциальных партнеров и потребителей фирмы, которые могут участвовать в выставках, ярмарках, презентациях фирмы. Каждый из методов проведения опроса имеет свои положительные и отрицательные стороны. В табл. 3.8 приведены преимущества и недостатки отдельных методов этой формы маркетингового исследования. Как отмечалось, при использовании опросных методов перед иссле-. дователем возникает проблема составления вопросов. Поэтому в зависимости от направленности опроса специалисты выделяют открытые и закрытые вопросы. Отличие в этом случае состоит в том, насколько конкретно поставлена цель проводимого исследования. Однако варианты формулировки вопросов могут быть более разнообразными (табл. 3.9). При разработке анкеты могут использоваться следующие рекомендации: 1. Формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной. 2. Анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов. 3. Анкета не должна содержать лишних вопросов. 4. В тексте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология. 5. Все вопросы должны быть сгруппированы в определенные блоки в соответствии с логикой исследования. 6. Анкета нетюлжна быть монотонной, навеивать скуку и вызывать усталость. 7. В анкете необходимо использовать контрольные вопросы для проверки последовательности опрашиваемых в ответах. 8. Трудные и личные вопросы помещаются в конце анкеты. 136 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга Таблица 3.8 Преимущества и недостатки методов опроса и интервьюирования
Проведение опроса нельзя начинать без соответствующего тестирования анкеты. Оно используется для оценки самих вопросов и их последовательности. В ходе тестирования выясняется, действительно ли люди помнят данные, которые от них хотелось бы получить, не смущают ли их некоторые вопросы, не вызывают ли они нежелание отвечать или неуверенность при ответах. Включение каждого вопроса в анкету обосновывается. Например, вопрос: «Употребляете ли вы импортное (российское, итальянское и др.) мороженое?» К нему дается обоснование: вопрос позволяет получить данные о том, какой процент населения потребляет импортное мороженое. Эта информация может быть использована для сравнения результатов исследования с данными о целевой группе потребителей мороженого, полученными при анализе демографической ситуации. Таблица 3-9 Варианты постановки вопросов при использовании опросного метода маркетинговых исследований
138 Глава 3 • Информационное обеспечение международного маркетинга От определения выборки во многом зависит эффективность проведения опроса. Для определения необходимой и достаточной выборки исследователь должен оценить тот круг опрашиваемых, который соответствовал бы всей совокупности и отвечал задачам исследования. Ф. Котлер при разработке плана выборки рекомендует следовать следующей схеме [47]: 1. Кого опрашивать? 2. Какое количество людей необходимо опросить? 3. Каким образом следует отбирать членов выборки? Приоритетность такого метода маркетингового исследования показана в табл. 3.10. Наблюдение представляет собой форму маркетинговых исследований, с помощью которых осуществляется систематическое, планомерное изучение поведения того или иного объекта или субъекта. Наблюдение в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать информацию. Наблюдение — это процесс открытого или скрытого от наблюдаемого сбора и регистрации событий или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдения могут быть свойства и поведение индивидуумов (покупатель, читатель, продавец и т. д.) и вещей, товаров, процессов (изучение потока покупателей, использования различных приборов, машин и т. д.). Основными областями применения наблюдения являются: ♦ поведение покупателей при покупке товаров; ♦ моментные наблюдения для анализа характеристики общения (внимательности, любезности, предупредительности); ♦ физиологические измерения психологических проявлений (переменных); ♦ поведение читателя; ♦ поведение покупателя; ♦ эффект удовлетворения, впечатления или неудовлетворения общением. В зависимости от участия исследователя наблюдения бывают соучаствующие (активные) или простые (неактивные). Однако в этих случаях наблюдения могут производиться либо открытым способом, либо инкогнито. При соучаствующем наблюдении исследователь «внедряется» в изучаемую среду и проводит анализ «изнутри». Например, изучая отношение потребителей к товару, исследователь может выполнять Методы получения и обработки маркетинговой информации 139 Таблица 3.10
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |