Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способы проникновения на международные рынки. Сборочное производство в зарубежных филиалах характеризуется трансфертом капитала, средств производства






Сборочное производство в зарубежных филиалах характеризуется трансфертом капитала, средств производства, персонала и ноу-хау в стра-ну присутствия с целью основания и эксплуатации собственных произ­водств для осуществления монтажа конечного продукта из единичных узлов и деталей. Следовательно, зарубежные предприятия с технологи­ческой точки зрения представляют собой организацию производственно­го процесса на его последней фазе.

Экономическая выгода сборочного производства в зарубежных фИ' лиалах состоит в использовании хозяйственного законодательства страны присутствия с целью получения дополнительного эффекта по сравнению с поставкой готовой продукции. Иначе говоря, мы имеем дело с формой, которая при изначальном рассмотрении близка прямому экспорту и в то же время отлична от него. Это отличие можно просле­дить на примере фирмы Siemens. Ею было поставлено все электронное оснащение для строительства тепловой электростанции в Непале. Это был прямой экспорт или торговля товарами своей фирмы. Монтаж по­ставленного оборудования произвела та же фирма с привлечением суб­подрядных организаций. В этом случае услуги по сборке являются со­ставной частью услуг по предложению и по сбыту своей продукции, т. е. подряд на выполнение заказа из материалов изготовителя. Он имеет разовый характер и выполняется обычно отечественными фирмами.

Организация сборочных работ за рубежом целесообразна в случаях, когда в целевой стране имеются ограничения для зарубежных экспорте­ров. В каждой стране такие ограничения могут иметь различный ха­рактер. В частности, весьма типичным является ущемление интересов иностранных оферентов путем объявления открытого конкурса на раз­мещение правительственных заказов, выполнение крупных проектов и т. п., в которых имеют право принимать участие лишь зарегистрирован­ные и функционирующие в стране предприятия.

Большой набор факторов, определяющих экономический смысл со­здания собственного сборочного производства за рубежом, связан с издержками. Прежде всего это относится к прямым затратам: заработ­ной плате, сырью, вспомогательным материалам, материалам производ­ственного назначения, поставкам комплектующих деталей от фирмы страны присутствия и соседних государств. Учитывается, что тарифы и другие сборы на ввоз в соответствующие страны деталей и комплектую­щих для сборки ниже, чем на экспорт готовых изделий. Принимаются во внимание также аспекты, связанные с коммуникациями, с потреби­телями в стране присутствия и приграничных государствах, ремонтом, сервисом, гарантийным обслуживанием, транспортом, налогами, стра-


232 Глава 5 • Политика проникновения на международные рынки

хованиями, финансированием и другими сферами, которые могут быть осуществлены в целевой стране.

Организация сборочного производства в зарубежных филиалах осво­бождает предприятие от конъюнктурной зависимости на отечествен­ном рынке. Особенно это важно при изменениях валютного курса. В то же время можно вести обработку рынка в стране присутствия для пере­хода от экспорта к организации полного цикла производства продук­ции.

Наряду с соображениями общеэкономического характера при выбо­ре организационной формы на передний план выдвигаются собствен­ные цели материнской компании. Если решение мотивируется потреб­ностью опробования новейшей технологии сборки и использования местных условий для снижения издержек, тогда учреждается сбороч­ный завод, который в технологическом плане «удлиняет» цепочку оте­чественных и прочих производственных подразделений Новое подраз­деление становится как бы расположенный за рубежом «конечным звеном» изготовления конкретного конечного продукта со сравнительно небольшой степенью самостоятельности. С другой стороны, при доми­нировании задач сбыта необходим статус со значительной автономией.

Производство продукта на собственных зарубежных филиалах пред­ставляет собой обобщающее понятие, характеризующее формы произ­водственной деятельности на рынках чужих стран, обеспечивающие изготовление составных частей продукта и их сборку в конечный про­дукт. Выделяются четыре вида такого производства: производство ис­ходного продукта (изготовление деталей), сборка, переработка даваль-ческого сырья, комплектное зарубежное изготовление.

Производство исходного продукта (изготовление деталей) представ­ляет собой перенесение на зарубежный филиал одной или нескольких ступеней производства изделия или же изготовление некоторой части деталей и узлов конечного продукта. Речь идет о предприятии-субпо­ставщике, которое может снабжать как головное предприятие, так и чу­жие предприятия страны присутствия и третьих стран. Возможно также снабжение сборочных фирм приграничных стран.

Положительное решение относительно организации производства исходного продукта за рубежом принимается при условии снижения издержек производства; наличии возможностей использования льгот для иностранного капитала и перехода к организации производства про­дукта в целом; приближении к месту расположения фирм-покупателей продукции, для которых одновременно можно выполнять заказы по за­возу товаров.


Способы проникновения на международные рынки



При включении остальных производственных фаз и сборки в систе­му возникает дополнительно в большем или меньшем объеме функция манипуляции над товаром, связанная с необходимостью приспособле­ния его к вкусам местных потребителей. В особенности это касается цве­товой гаммы продукции, ее формы, вкусовых добавок, отделки и т. п.

Функционирование зарубежных филиалов с функциями сборки связано с относительно высокой ролью функции сбыта. Это обуслов­ливает потребность в сильной службе маркетинга с разнообразными функциями. Особое внимание при этом должно быть уделено связям с клиентами, изучению и формированию спроса на продукцию и сервис­ному обслуживанию.

Рассматривая проблему комплектного зарубежного изготовления, необходимо учитывать, что при организации собственного производ­ства за рубежом будут выполняться все или по меньшей мере важней­шие ступени изготовления продукта в стране присутствия. Это не ис­ключает поставки промежуточной продукции головной фирмой. На зарубежном рынке создается своего рода цепочка, завершающаяся на фазе выхода готовой продукции, имеющей конечный характер. Выше уже отмечалась связь между отдельными факторами, по которым мож­но определить вид зарубежного филиала. Здесь важно вычленить связь, определяющую стратегические особенности и варианты.

Так, японские фирмы-продуценты выработали стратегию своего «по­ведения» на зарубежном рынке, при которой отечественные фирмы-смежники следуют за головными предприятиями на их новый рынок. Для этого партнерами создается Joint Ventures или же учреждается локаль­ная фирма-поставщик в стране присутствия. Это неплохо просматрива­ется при изучении деятельности японских производителей в США.

Завод фирмы Nissan имеет прямую компьютерную связь со своими американскими поставщиками сидений, дисков и приборов кондицио­нирования воздуха. В соответствии с производственной потребностью каждые два часа поставщики отправляют необходимые материалы не­посредственно к конвейеру Nissan. Заводу Honda в США поставляет глу­шители и сидения фирма Bellamar, которая является Joint Ventures фир­мы Honda и двух других японских предприятий. Причем, поставка следует не более чем через 80 мин после команды компьютера. Характер­но, что японцы очень активно привлекают своих отечественных смеж­ников на те зарубежные рынки, которые они освоили или осваивают.

Японский подход к разработке стратегии зарубежного производства особенно выигрышно выглядит на фоне немецкой компании Volkswagen, имеющей в штате Пенсильвания свою дочернюю фирму VW Westmo-


234 Глава 5 * Политика проникновения на международные рынки

reland. Она имела проблемы снабженческого характера, ибо важнейшие детали поставлялись из отдаленных филиалов. Двигатели, оси, детали из листового железа поступают из Мексики; коробки скоростей и при­боры системы смазки — из Германии. Эта ситуация отягчалась тем, что Volkswagen оказался недостаточно подготовленным к ограничениям на импорт. Одновременно так случилось, что компания непредусмотри­тельно закрыла свое предприятие по производству кузовов в South Charleston. Наконец, запасные части поставлялись из далекой Пенсиль­вании. Таким образом, оказалось, что VW Westmoreland функциониро­вала со слабой инфраструктурой по сравнению с быстрым ростом про­изводства. На рис. 5.8 приведен пример использования одной из фирм в области бытовой техники различных стратегий присутствия за рубе­жом.

Выбор формы и способа присутствия на зарубежном рынке опреде­ляет экономические результаты деятельности фирмы и ее конкурент­ное положение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.