КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ценовые стратегии на международном рынке
Формирование решений по ценам на внешних рынках связано со значительными трудностями. Они возникают на разных этапах этого процесса: ♦ при определении оптимальной продажной цены для каждой страны; ♦ при внесении поправок для обеспечения относительного единства цен. Источники сложности заложены прежде всего в определении степени свободы для назначения собственной цены продажи товара (лежащей в пределах от административной фиксации до полной свободы). В каждой стране существуют свои критерии оптимальной цены, ца которую влияют затраты, покупательная способность, социальная ценность товара, соотношение «цена-качество», происхождение товара (имидж) и т. д. Определение цены строится на рассмотрении в качестве основы расчета либо затрат, либо спроса, либо конкуренции [50]. Цена товара в международной торговле — величина принципиально неустойчивая. На нее влияет множество факторов, поэтому фирмы считают, что для успеха на внешнем рынке необходимо разрабатывать ценовую политику и постоянно проверять ее эффективность, изменяя ее по мере необходимости. При разработке ценовой политики приходится отвечать на многие вопросы: ♦ Какое место занимает цена среди средств конкурентной борьбы на 296 Глава 7 • Ценовая политика в международном маркетинге ♦ Может ли выдержать фирма роль «ценового лидера» или должна следовать за другим «лидером», т. е. выдержит ли фирма «ценовую войну»? ♦ Какая должна быть ценовая политика в отношении новых товаров? ♦ Как должна измениться цена в зависимости от жизненного цикла товара? ♦ Должна ли быть единая базисная цена для всех стран, с которыми ведется торговля, или возможны разные базисные цены?
♦ Существуют ли органы, с которыми следует консультироваться в странах импортеров перед установлением цены? ♦ Существуют ли организации (например, покупателей), которые могут подвергнуть анализу отношение «издержки / прибыль» фи] мы и сравнить результат с теми же показателями конкурентов? ♦ Есть ли в стране фирмы-импортера ограничения на уровень цен, прибыль и свободу изменения цен? Для современной экономики характерна множественность цен, заключающаяся в том, что по одному и тому же товару действует ряд различных по своему уровню цен. Это вызвано следующими причинами: ♦ политикой крупных корпораций, устанавливающих систему цен, дифференцированных по рынкам и категориям покупателей; ♦ мерами государственного регулирования — торговой и валютной политикой, а также некоммерческими) и другими специальными операциями, осуществляемыми правительственными организациями. Существенную роль в появлении множественности цен играют про -текционизм, таможенные и другие барьеры Особые торгово-полити-ческие и валютные зоны приводят к дифференциации цен на одни и те же товары в мировой торговле. Если по одним сырьевым товарам мировые цены определяются уровнем цен стран-экспортеров или стран-им-портеров, то по другим — ценами бирж, аукционов и других крупных центров международной торговли При определении цен готовых изделий решающую роль играют ведущие фирмы, выпускающие и экспортирующие определенные типы и виды товаров и услуг. Мировая цена является выражением интернациональной (чировой) цены производства, складывающейся на мировом рынке. Под влиянием конкуренции сначала выравниваются нормы прибыли на капитал внутри той или иной страны и формируются национальные цены произвол- Ценовые стратегии на международном рынке
ства. Затем из национальных цен производства отдельных стран, вывозящих на мировые рынки одинаковые или сходные товары, образуется интернациональная цена производства, лежащая в основе мировой цены. Можно выделить три группы факторов, влияющих на уровень цен. 1. Факторы, влияющие на объем предложения товара: ♦ уровень текущих издержек, связанных с производством и экспортом товаров; ♦ научно-технический прогресс; ♦ степень монополизации предложения товара; ♦ ценовая политика экспортеров товара. 2. Факторы, влияющие на объем спроса: ♦ полезность товара; ♦ научно-технический прогресс; ♦ финансовые возможности покупателей товара; ♦ изменение цен других товаров; ♦ степень монополизации спроса; ♦ уровень конкуренции на данном сегменте рынка. 3. Факторы, внешние по отношению к взаимодействию покупателей ♦ фаза экономического цикла; ♦ инфляция; ♦ краткосрочные колебания спроса и предложения; ♦ мероприятия государственного регулирования и контроля над ценами; ♦ канал, по которому осуществляется внешняя торговля. Среди факторов, влияющих на объем предложения товара, важен уровень текущих издержек, связанных с производством и экспортом товара, который определяет нижний предел рыночной цены. Производить и продавать товар имеет смысл только в том случае, если сумма выручки по крайней мере возмещает издержки. В зависимости от ситуации в термин «издержки» вкладывается разный смысл. Различают явные и неявные издержки, связанные с оплатой наличными и не связанные с оплатой наличными, переменные и постоянные, прямые и косвенные, средние и предельные, связанные с производством и реализацией товара на внутреннем и внешнем рынках, издержки в отечественной и иностранной валюте. 298 Глава 7 • Ценовая политика в международном маркетинге Влияние научно-технического прогресса выражается в совершенствовании технологии производства и, следовательно, в снижении производственных издержек. Таким образом, научно-технический прогресс является ценопонижающим фактором. Степень монополизации предложения товара проявляется в контроле уровня цены товара продавцом. Он имеет возможность выбирать между высокой и низкой ценой. Чем выше степень монополизации предложения, тем больше влияние фирм-производителей на уровень цены и, следовательно, тем больше монопольная сверхприбыль.
Выделяют три вида структур рынка, характеризующихся существенной монополизацией предложения: а) монополия — на рынке действует один продавец товара, не имею б) олигополия — на рынке действует ограниченное количество про в) монополистическая конкуренция — на рынке действует большое При анализе цен, сложившихся на мировом рынке, следует учитывать, что величина монопольной сверхприбыли зависит от характера кривой спроса на продукцию фирм-производителей и высоты барьеров, которые они вынуждены ставить на пути своих конкурентов. Повышение вероятности вторжения конкурентов заставляет монополистов снижать цены. Эффективность защиты уже сделанных инвестиций намного превосходит эффективность проектов, которые не обременены необходимостью защищать «старые» инвестиции. В связи с этим предотвратить вторжение конкурентов легче и дешевле, чем конкурировать с ними после осуществления ими вторжения на данный сегмент рынка, так как они будут яростно защищать сделанные инвестиции. Ценовая политика производителей и экспортеров товара, зависящая от целей фирмы, служит обоснованием выбора цены. Целями могут служить: установление разовой цены при выходе на рынок с новой продукцией (разовый договор на поставку); изменение цены из-за изменения спроса; изменение цены под давлением конкурентов; определение оптимальных соотношений цен между продуктами. Различают несколько це- Ценовые стратегии на международном рынке
новых стратегий: премиальных цен (защитных); исчерпания и проникновения; ценовой дифференциации; цено-политического балансирования. Факторы, влияющие на объем спроса, не менее важны при определении уровня цен во внешней торговле. Степень полезности товара для потребителей является ключевым ценообразующим фактором. Чем значительнее полезность, тем выше при прочих условиях цена товара на внешнем рынке. Влияние научно-технического прогресса выражается в улучшении потребительских свойств товара и, следовательно, в увеличении его полезности. Данный фактор влияет на величину спроса следующим образом: ♦ улучшение потребительских свойств экспортируемого товара при прочих равных условиях приводит к увеличению спроса; ♦ улучшение потребительских свойств товаров-заменителей или появление новых при прочих равных условиях способствует моральному износу экспортируемого товара и, следовательно, снижению спроса на него; ♦ улучшение потребительских свойств товаров-дополнений или появление новых при прочих равных условиях способствует увеличению спроса на экспортируемый товар. Характер влияния финансовых возможностей покупателей зависит от типа товара. Для одних товаров увеличение финансовых возможностей покупателей приводит к повышению спроса на них, соответственно уменьшение финансовых возможностей покупателей приводит к снижению спроса (нормальные товары). Для товаров увеличение финансовых возможностей покупателей обусловливает снижение спроса на них и соответственно уменьшение финансовых возможностей покупателей вызывает увеличение спроса (товары «низкого» качества). Таким образом, при установлении цены необходимо предварительно выяснить, является товар нормальным или «низкого» качества. Возможна ситуация, когда для одних групп потребителей товар будет нормальным, а для других «низкого» качества. Характер влияния такого фактора, как изменение цен других товаров, зависит от типа товара, цена которого изменяется. Увеличение цен на товары-заменители вызывает повышение спроса на экспортируемый товар, и соответственно уменьшение цен приводит к снижению спроса. Для товаров-дополнений увеличение цены приводит к снижению спроса на экспортируемый товар и соответственно уменьшение цен — к увеличению спроса. Таким образом, при установлении цены необходимо 300 Глава 7 • Ценовая политика в международном маркетинге предварительно выяснить, какие товары являются заменителями экспортируемого товара, а какие — его дополнениями. Особо приходится рассматривать степень монополизации спроса. Нередко встречается ситуация, когда круг потребителей товара ограничен. В этом случае покупатели получают определенную власть над ценами и могут извлекать монопольную сверхприбыль за счет занижения цен на покупаемую продукцию. Структура рынка только с одним потребителем товара называется монопсонией. Если имеется несколько потребителей товара, структура рынка называется олигопсонией. Уровень цены зависит и от конкуренции на данном сегменте рынка. На различных сегментах мирового рынка складываются неодинаковые уровни конкуренции. Обычно на сегменте с относительно низкой конкуренцией имеется возможность для установления более высокой цены, чем на рынках с интенсивной конкуренцией. Третья группа факторов, определяющих цены, — это внешние факторы по отношению к взаимодействию покупателей и производителей товара. Среди них должны быть учтены следующие. Фаза экономического цикла относится к макроэкономическим факторам. При анализе динамики цен мирового рынка необходимо принимать во внимание влияние экономических циклов, объективной основой которых являются циклы воспроизводства основных фондов экономически обособленных товаропроизводителей. Изменения цен в зависимости от фазы экономического цикла имеют следующую закономерность: а) минимального уровня цены достигают в фазе экономического кри б) во время депрессии и оживления наблюдается рост цен; в) цены достигают максимума в фазе подъема, а затем начинается сни В рамках общих закономерностей развития изменение цен на различные группы товаров не происходит равномерно. Наиболее резко и быстро реагируют на изменение конъюнктуры в разных фазах цикла цены на сырье и товары длительного пользования, товары потребительского назначения, менее резко — цены на полуфабрикаты и еще ниже чувствительность цен на машиностроительную продукцию производственного назначения. Инфляционные процессы в мировой экономике приводят к возникновению постоянной тенденции цен к повышению. Эта тенденция накладывается на циклические колебания цен. В результате абсолютное Ценовые стратегии на международном рынке снижение цен на мировом рынке в настоящее время встречается сравнительно редко. Циклические колебания цен проявляются в более или менее быстрых темпах роста цен в различные периоды времени. Следствием инфляции является увеличение подвижности цен на мировом рынке, что повышает значение проведения постоянных конъюнктурных исследований. Наряду с циклическими колебаниями цен, вызванными глобальными нарушениями спроса и предложения, возникают и внутрицикличе-ские краткосрочные нарушения соответствия спроса и предложения. Краткосрочные колебания не совпадают с общими для всего рынка диспропорциями воспроизводственного процесса и накладываются на влияние экономического цикла и инфляции. Существуют следующие виды краткосрочных колебаний спроса и предложения: а) сезонные колебания цен; б) изменения цен при вынужденных продажах; в) изменения цен при вынужденных закупках; г) спекулятивные колебания биржевых котировок; д) изменения цен, вызванные внезапными форс-мажорными обстоя При установлении цены важно не принять краткосрочные колебания цен за начало их общего повышения или понижения. В более явной форме на цены влияют мероприятия государственного регулирования и контроля над ценами. В странах с развитыми рыночными отношениями государство играет существенную роль в процессе ценообразования, особенно во внешнеторговых операциях. Существует несколько каналов государственного регулирования цен: а) государственное регулирование цен внутреннего рынка, которое б) таможенная политика, которая включает в себя импортные по 302 Глава 7 • Ценовая политика в международном маркетинге в) бюджетное субсидирование экспорта. Для того чтобы повысить конкурентоспособность отечественных товаров путем снижения экспортных цен, правительства выдают экспортерам субсидии, которые представляют собой доплату к экспортной выручке до уровня внутренних цен. Уровни цен на аналогичные товары различаются и в зависимости от канала, по которому осуществляется внешняя торговля. В связи с этим говорить о единой цене, складывающейся на мировом рынке, можно лишь с большими оговорками. Необходимо различать: а) цены, складывающиеся при торговле между фирмами, входящими в б) цены «свободной» торговли, складывающиеся на основе контрак в) цены, складывающиеся на основании закупок товаров, которые Преследуя цель получения максимальной прибыли, компания может воспользоваться несколькими различными краткосрочными мероприятиями (рис. 7.1), включая: стратегию проникновения на рынок, политику «снятия сливок», быстрое получение наличности, а также стратегию, направленную\на получение достаточной прибыли на вложенный капитал. Экспортер часто сталкивается с дополнительной проблемой — стандартизацией или дифференциацией цен для различных стран. Стратегия проникновения основывается на использовании относительно низких цен для быстрого проникновения на новые для предприятия рынки. Однако это возможно лишь в том случае, если предприятие способно быстро выбросить на рынок большое количество товара с низкими единичными издержками (себестоимостью). Позднее цена, как правило, постепенно повышается. Эта стратегия эффективна лишь в ситуации с высокой эластичностью спроса. Стратегия исчерпания («снятия сливок»), наоборот, требует на фазе рыночного внедрения нового товара установления относительно высо- Ценовые стратегии на международном рынке кой цены (при малом объеме сбываемого товара и высокой себестоимости), которая затем с расширением рынка (объема сбыта) и/или усилением конкуренции будет последовательно снижаться. В любом случае стратегии проникновения и исчерпания основываются на высоком качестве или уникальности товара. Стратегия ценовой дифференциации состоит в том, чтобы на один и тот же продукт устанавливать различный уровень цены от разных групп потребителей (по определенным критериям). Эта стратегия является типичным инструментом дифференцированной обработки рынка. Предпосылкой для проведения стратегии ценовой дифференциации является возможность и необходимость с точки зрения самого предприятия сегментирования рынка по этим продуктовым, потребительским и географическим критериям. Эта стратегия возможна, если: ♦ рынок можно четко разделить на сегменты; 304 Глава 7 • Ценовая политика в международном маркетинге ♦ сегменты имеют различную эластичность спроса; ♦ сегменты разделены между собой определенными барьерами, т. е. сегмент с низким уровнем цен не может перепродать товар в сегмент с высоким уровнем цен. Такие условия чаще встречаются на внешних рынках, чем на внутренних. Поэтому международный торговец имеет реальную возможность получить максимальную прибыль, устанавливая различные цены в разных странах. Однако эффективное разграничение рынков весьма затруднено по ряду причин: ♦ создание региональных групп и экономических союзов усиливает тенденцию к унификации цен; ♦ конкуренция приобретает глобальный характер; ♦ международные связи расширяются, и дистрибьюторы чаще встречаются между собой и обмениваются информацией о ценах; ♦ правительства прилагают усилия к унификации цен, так как сами часто выступают как покупатели. В этих случаях они требуют, чтобы цены были по крайней мере не выше тех, которые предлагаются другим. Ряд стран имеют законы, поощряющие принципы свободной конкуренции, которые изложены в статьях 85,86 Римского договора. Стратегия ценового выравнивания основывается на тесной интеграции ценовой и ассортиментной политики предприятия. Это означает, что прибыль от успешно реализуемых товаров, входящих в ассортиментную программу, должна обязательно покрывать убытки, возникающие по другим товарам данного ассортимента. По отношению к товарам индивидуального потребления фирмы (точнее, магазины розничной торговли) проводят ценовую политику, учитывающую в основном психологическое влияние цен на покупателя, например: ♦ установление «линии цен» означает, что все товары одного вида независимо от себестоимости располагаются по некоторой шкале, причем особое искусство заключается в выборе ступенек этой шкалы; ♦ политика «падающего лидера» сводится к тому, что цену на один из товаров резко снижают, рассчитывая, что привлеченные этим покупатели купят какие-либо другие товары по обычным ценам; ♦ политика «межсезонных распродаж», когда цены существенно сбрасываются, чтобы снизить издержки хранения товаров прошедшего сезона. Ценовые стратегии на международном рынке Изменения цен на рынке этих товаров считаются оправданными, если цена служит важнейшим побудительным мотивом для покупателя (рынок с высокой эластичностью спроса), в противном случае снижение цен приводит только к убыткам. При сравнении цен товаров производственного назначения учитывают не только и даже не столько продажную цену (в числе побудительных мотивов она стоит на 3-4-м месте), сколько всю цену потребления и другие факторы, влияющие на экономичность эксплуатации оборудования, например минимум отходов используемых материалов, минимум расхода электроэнергии на единицу произведенных с помощью данной машины изделий, т. е. разнообразные факторы конкурентоспособности. На изменения цен в международной торговле большое влияние оказывают колебания валютных курсов. Обьчно экспортер стремится дать предложение по цене в валюте своей страны. Это дает два принципиальных преимущества: ♦ простота для своего персонала; ♦ риски в связи с изменениями курса валют лежат на иностранном потребителе. Экспортер может сделать предложение по цене в иностранной валюте (обычно используя одну из главных мировых валют). Указывая цену в иностранной валюте, экспортер автоматически берет на себя риск при изменении курса валют. Для снижения этого риска экспортер обычно подстраховывает себя путем покупки на валютной бирже какой-либо валюты на срок. Такие сделки можно заключать на бирже со сроком закрытия операции через несколько лет. Экспортер может и не подстраховывать себя, но это весьма опасно. Такое поведение экспортера считается спекуляцией на курсе валют. Покупка валюты на срок не дает полной гарантии от убытков. При изменении курса валют контракт на покупку валюты заключается при условии уплаты к определенной дате, обычно на дату платежа иностранным покупателем. Если произойдет задержка платежа (или отказ от платежа), риск за изменение курса несет экспортер. В случае девальвации валюты своей страны экспортеру открываются следующие возможности: ♦ сохранить цены в данной валюте, что означает для покупателя снижение цены; ♦ сохранить цену в иностранной валюте, увеличив соответственно цену в своей валюте; 306 Глава 7 • Ценовая политика в международном маркетинге ♦ установить среднюю цену между этими двумя крайними точками. ♦ взаимосвязь цены и спроса на рынке таковы, что увеличение продаж по новой (сниженной) цене будет столь велико по объему, что позволит получить такую прибавку прибыли, которая покроет неизбежные переплаты из-за указанных выше причин; ♦ имеются в наличии свободные производственные мощности, т. е. оборудование, рабочая сила, финансовые средства и т. д., которые смогут обеспечить увеличение производства. Сохранение цены в иностранной валюте вызовет немедленное увеличение прибыли и автоматически покроет увеличение себестоимости, которое можно ожидать в связи с девальвацией. К сожалению, это часто неприемлемо, так как: ♦ дистрибьютор и, возможно, потребитель при девальвации будут ожидать каких-то скидок, и доброму имени компании, а также и заказам может быть нанесен ущерб, во всяком случае до тех пор, пока не будет снижена цена или сделаны скидки; ♦ другие конкуренты могут снизить свои цены на этом рынке. В результате те компании, которые не снизят цену, понесут потери; ♦ местные конкуренты и экспортеры в третьи страны, ожидая снижения цен экспортера, могут снизить свои собственные цены, хотя это повлечет для них уменьшение прибыли. В идеальном случае экспортер ♦ подсчитает величину дополнительных затрат, связанных с девальвацией; ♦ сопоставит дополнительные посчитанные расходы с возможным изменением рыночного спроса и определит цену, которая обеспечит получение максимальной прибыли, не забыв, что необходимо будет усилить рекламную кампанию, дабы стимулировать увеличение спроса; ♦ примет во внимание возможные действия конкурентов и соответственно скорректирует цену. Особую роль в международном маркетинге играют трансфертные цены. Когда компания децентрализована, т. е. имеет самостоятельные отделения, которые получают свою прибыль, то часто возникает необходимость передавать компоненты или законченные изделия друг другу. Ценовые стратегии на международном рынке В целях начисления прибыли в каждом отделении должны быть определены цены для каждого узла, компонента или товара. Такая цена носит название трансфертной, или передаточной, цены. Базой для установления таких цен может служить либо стоимость производства, либо стоимость производства плюс средняя прибыль, или такая цена, которую следовало назначить при продаже независимому потребителю. Какую базу принять для переводных цен — будет решать руководящий центр компании, при этом он будет преследовать цель обеспечения как реальной значимости вклада каждого отделения компании, так и получения максимальной прибыли всей компании в целом (интересы отделений могут иногда не совпадать с интересами компании в целом). Даже внутри одной страны трансфертные цены могут вызвать вопросы о системе финансовых расчетов, о целесообразности кооперации между отделениями и осуществления совместного руководства. Когда товары пересекают границу государства, возникают дополнительные проблемы как финансовые, так и стратегические, причем они серьезно сказываются на прибылях. На мировом рынке манипулирование трансфертными ценами дает возможность свести к минимуму уплату налогов и импортных пошлин, или (что одно и то же) перевести финансовые средства. Так, например: ♦ товар может быть ввезен в страну с высокими таможенными пошлинами по искусственно низкой цене; это означает, что уплаченная пошлина, взятая «эд валёром» (с объявленной стоимостью), весьма низка; ♦ товары могут быть завезены в страну с высокими налогами по высокой цене, таким образом прибыль в стране с высокими налогами будет сведена к нулю, а следовательно, останется в стране с низкими налогами; ♦ товары могут быть завезены по высоким ценам в страну, из которой запрещены переводы дивидендов или подлежат уплате правительственные налоги; это означает, что невидимый доход заменяет формальные дивиденды; ♦ при этой же ситуации можно избежать накопления средств в стране с высокими темпами инфляции или где можно ожидать в ближайшем будущем девальвации, экспроприации собственности. Трансфертные цены могут также использоваться как оружие в международном маркетинге: прибыль можно сконцентрировать (для дей- 308 Глава 7 • Ценовая политика в международном маркетинге ствительно объединенных корпораций) в процессе производства в странах, где сравнительно благоприятные условия конкуренции. Конкуренты, находящиеся на других стадиях производства или в торговле, могут быть подавлены относительно низким уровнем прибыли. Правительство экспортирующей страны заинтересовано, чтобы трансфертные цены искусственно не занижались, и оно прилагает усилия к тому, чтобы была получена нормальная прибыль, а следовательно, будут уплачены налоги. В импортирующей стране государственные налоговые службы следят за тем, чтобы не было высоких трансфертных цен, которые занижают доходы местного правительства. В противоположность эт ому, таможенная служба следит за тем, чтобы не было низких трансфертных цен, так как это уменьшает сумму таможенных пошлин. Финансовые и стратегические цели международных трансфертных цен вступают в противоречие с задачей эффективного управления корпорацией в целом. В этих условиях международные компании выражают различные мнения по поводу передаточных цен. Одни расценивают это просто как средство усиления объединенных действий, другие указывают на опасность получения финансовых выгод и использования как средства осуществления на рынке крупных, но некорректных сделок. В обоих случаях экспортер должен знать об альтернативных вариантах как при определении стратегии маркетинга, так и при установлении продажных цен.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |