КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности международной лицензионной торговли
Использование лицензирования для выхода на внешний рынок и расширения связей с зарубежными партнерами предусматривает как экспорт, так и импорт технологий. Новая технология в данном случае понимается в широком смысле и включает не только саму технологию, но и новую технику и новые материалы как совокупность технических решений, среди которых имеются изобретения и ноу-хау систематизированных знаний, необходимых для производства продукции, осуществления техпроцесса и т. д. В отечественной практике под лицензией понимают предоставление компетентными юридическими лицами в установленном порядке и на определенных условиях прав на ввоз и вывоз какого-либо товара, на использование изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, ноу-хау, а также на ведение какого-либо промысла. В зарубежной практике слово «лицензия» имеет широкое толкование, которое начинает приобретать подобный смысл и у нас в связи с развитием независимости и свободы предпринимательской и коммерческой деятельности (например: лицензии на ведение строительных работ, на занятие медицинской деятельностью, учебно-преподавательской работой и т. п.). В международной и отечественной патентно-правовой практике под лицензией понимается разрешение, в соответствии с которым одно лицо-лицензиар — владелец исключительного права на изобретение, промышленный образец, товарный знак или другие научно-технические достижения и сопутствующие им услуги, а также собственник какого-либо иного интеллектуального продукта, не имеющего правовой охраны, — 426 Глава 11 • Передача технологий как форма выхода на внешний рынок разрешает другому лицу-лицензианту пользоваться объектом этого права или собственности за обусловленное вознаграждение и в определенных пределах [44].
Лицензионное соглашение — это договор между двумя сторонами об условиях передачи и эксплуатации научно-технических, экономических или любых других сведений, как имеющих, так и не имеющих правовой защиты. Сущнос гь лицензионного соглашения в экономическом плане следует рассматривать как научно-техническое, финансовое и коммерческое сотрудничество партнеров на возмездной основе. При этом лицензионное вознаграждение (возмещение) в большинстве случаев выплачивается в денежной форме. Безвозмездное сотрудничество следует относить не к предоставлению лицензии, а к оказанию технической или иной помощи. Следует различать договор об уступке права на патент и лицензионное соглашение. В первом случае договор относится к сделке купли-продажи, при которой право собственности на изобретение пли иной объект промышленной собственности переходит к новому патентообладателю (происходит изменение патентообладателя). При продаже или закупке лицензии право собственности на продукты интеллектуальной деятельности (в том числе изобретения, товарные знаки, ноу-хау и т. п.) сохраняется за ее владельцем (г. е. в случае предоставления патентной лицензии патентообладатель не меняется, покупатель же лицензии получает лишь разрешение на право использования объекта лицензии за плату, на определенный срок и в определенных пределах) [291. Впервые термин «ноу-хау» был использован в практике заключения договоров в США и Англии. Впоследствии он стал широко использоваться и в других странах. Первоначально этим термином обозначали информацию, необходимую для осуществления изобретения, специально опущенную заявителем в патентном описании, и придавали термину «ноу-хау» смысл «знать, как применить патент». Для того чтобы более глубоко разобраться в понятии и значении ноу-хау, уяснить его технико-экономический смысл и исключительное значение для целей воспроизводства техники и технологии, для более активного осознанного участия в международной торговле ноу-хау следует обратить серьезное внимание на то, что с самого начала становления патентных систем по странам мира и до сегодняшнего дня изобретатели стремятся в материалах заявки на изобретение и в патентном описании не раскрывать ноу-хау, без знания которого невозможно осуществить изобретение промышленным путем. Раньше, учитывая существовавший уровень
Особенности международной лицензионной торговли техники и технологии и относительно небольшую сложность технических решений, заявляемых в качестве изобретений, скрыть необходимую информацию ноу-хау было гораздо труднее. В настоящее время при современном уровне техники и технологии и многократно увеличившейся сложности технических решений, заявляемых в качестве изобретений, скрыть ноу-хау в материалах заявки и патентном описании не представляет особого труда, и, таким образом, появляется возможность предотвратить промышленное использование изобретения конкурентами. Этим широко пользуются зарубежные фирмы. В практике международной торговли лицензиями обычно под ноу-хау понимаются технологические и конструкторские секреты изготовления продукции в любых отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства. Ноу-хау — это знания и опыт в области разработки, проектирования и промышленного освоения, производства, реализации, эксплуатации, обслуживания, текущего и капитального ремонта, новой техники и технологии. Ноу-хау — это не обязательно технические сведения, это могут быть знания управленческого / организационного, экономического / коммерческого, торгового и др., финансового или иного характера. Одно из последних определений ноу-хау предусматривает соответствие их следующим критериям: ♦ научно-технические знания и опыт; ♦ представляют ценность; ♦ могут быть использованы; ♦ носят конфиденциальный характер; ♦ не защищены на национачьном или международном уровне.
Под ноу-хау в международной торговле лицензиями понимаются конструктивные и технологические секреты производства, не обеспеченные патентной защитой. Когда говорят о ноу-хау, то, как правило, имеют в виду технологические, конструкторские секреты производства. Однако лицензионные соглашения зарубежных фирм свидетельствуют о том, что в качестве ноу-хау в них часто фигурируют конфиденциальные сведения коммерческого характера, которые способствуют лицензиату в реализации его продукции на международном рынке. Иногда под ноу-хау подразумевают сведения управленческого характера и/или организационного характера. Случаи предоставления сведений о наиболее целесообразной организации производства и рациональном размещении оборудования для выпуска лицензионной продукции не столь уж редки. На рис. 11.1 представлены виды передачи ноу-хау. В большинстве случаев к ноу-хау относят научно-технические достижения: ♦ на которые могли бы быть выданы патенты, но фирмы по тем или иным причинам не пожелали их получить; ♦ не охраняемые патентной защитой; ♦ на которые получены патенты в стране лицензиара и в других странах, но не получены в стране лицензианта и в странах, предоставленных ему по лицензионному соглашению для сбыта лицензионной продукции. Особенности международной лицензионной торговли Содержание управленческого ноу-хау заключается обычно в эффективных структурах и методах управления, наиболее простых и надежных структурных связях как по вертикали, так и по горизонтали, в четком распределении обязанностей и их содержания, в функциональном взаимодействии структурных подразделений кооперирующих фирм (например, выпускающих продукцию с поставщиками, с фирмами, реализующими продукцию и эксплуатирующими ее). Большой ценностью в области управления является ноу-хау, связанное с использованием электронно-вычислительной техники и машин, и другая информация. Коммерческое ноу-хау обычно заключается в передаче знаний и опыта в области реализации продукции, содержит данные о конъюнктуре рынка, о наиболее опытных и авторитетных фирмах-посредниках, сбытовых фирмах в странах сбыта продукции, о целесообразных формах реализации продукции, организации ее рекламы и пр.
Финансовое ноу-хау содержит сведения о наиболее выгодных формах использования денежных средств, ценных бумаг, акций, капиталовложений с учетом изменения курсов валюты, особенностях национальных налоговых систем, таможенных ограничений, сведения о банковских объединениях, фирмах кредитования и о другой аналогичной информации. Зачастую финансовое ноу-хау тесно переплетается с коммерческим, а управленческое, в свою очередь, может также сочетаться с коммерческим. Однако по характеру сведений, знаний и опыта между ними можно провести четкую грань. В международной практике торговли традиционными лицензиями более 50 % соглашений заключается на передачу изобретений и ноу-хау одновременно, 30-35 % — только на ноу-хау, остальные — это чисто патентные лицензии. Таким образом, более 80 % традиционных лицензий — это те, по которым передается ноу-хау. При этом темпы их роста значительно опережают темпы роста всех других внешнеторговых сделок, а темпы роста сопутствующих лицензий на ноу-хау опережают темпы роста традиционных лицензионных сделок на изобретения и ноу-хау. Практически ноу-хау передается по все большему числу видов внешнеэкономических связей экспортно-импортным операциям, поставкам комплектного оборудования, строительству заводов «под ключ», научно-техническому и производственному кооперированию, созданию совместных предприятий, лизинговым операциям, оказанию услуг типа «инжиниринг», передаче технической документации, личным контактам специалистов при проведении конференций, симпозиумов, посещении предприятий, обучении и по другим внешнеэкономическим и научно-техническим связям. 430 Глава 11 • Передача технологий как форма выхода на внешний рынок Лицензии подразделяются по следующим признакам. По наличию правовой охраны — на патентные и беспатентные: ♦ патентные — лицензии на использование научно-технической ♦ беспатентные — лицензии на использование научно-технической По объему передаваемых прав — на полные, исключительные, неисключительные (простые); ♦ полная — лицензия, в соответствии с которой в полном обьеме предоставляются права на изобретение на весь оставшийся срок действия патента. В настоящее время практически не встречается, поскольку по своему существу она нрак гически совпадает с уступкой прав на патент; ♦ исключительная — лицензия, которая характеризуется предоставлением лицензиату исключительных прав использовать объект лицензии (как имеющий патентную охрану, так и не имеющий ее) в пределах, оговоренных в соглашении. При этом лицензиар не имеет права на территории данного соглашения сам использовать объект лицензии и предоставлять лицензии третьим лицам. В этом случае по существу лицензиат получает монопольное право на использование объекта лицензии и ограждается от конкуренции со стороны лицензиара и третьих лиц; ♦ неисключительная (простая) — лицензия, которая разрешает ли Из других видов лицензий можно упомянуть следующие. Франчайзинг как форма партнерства с зарубежными фирмами ♦ Чистая — лицензия, предметом соглашения которой является передача неовещественных сведений (хотя они могут сопровождаться образцами продукции). ♦ Сопутствующая — лицензия, которая предоставляется при заключении договоров о поставках оборудования, производственной или иной продукции, без которой реализация этой продукции приведет к нарушению права собственности поставщика. ♦ Сублицензия — лицензия, предоставляемая третьему лицу лицензиатом, владеющим полной или исключительной лицензией, на основании права, предоставленного ему лицензиаром. По объему прав сублицензия соответствует простой лицензии, вознаграждение за нее распределяется между лицензиаром и лицензиатом. ♦ Возвратная — лицензия, которая характеризуется предоставлением лицензиару права использовать усовершенствования объекта лицензии, созданные лицензиатом. ♦ Принудительная лицензия — разрешение компетентного органа заинтересованному лицу использовать запатентованное изобретение без согласия патентообладателя в том случае, если в течение установленного законодательством срока патентообладатель не использует изобретение. ♦ Кросс-лицензия — взаимное предоставление (обмен) правами на использование объектов интеллектуальной собственности. Практикуется тогда, когда стороны не могут осуществлять свою деятельное! ь, не нарушая прав друг друга. Одним из важнейших вопросов при заключении лицензионного соглашения является опредетепие цены лицензии и выбор формы платежей, которые непосредственно связаны с вопросами определения эффективности лицензирования как способа выхода на международные рынки.
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |