Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности международной лицензионной торговли




Использование лицензирования для выхода на внешний рынок и рас­ширения связей с зарубежными партнерами предусматривает как экс­порт, так и импорт технологий. Новая технология в данном случае по­нимается в широком смысле и включает не только саму технологию, но и новую технику и новые материалы как совокупность технических ре­шений, среди которых имеются изобретения и ноу-хау систематизиро­ванных знаний, необходимых для производства продукции, осуществ­ления техпроцесса и т. д.

В отечественной практике под лицензией понимают предоставление компетентными юридическими лицами в установленном порядке и на определенных условиях прав на ввоз и вывоз какого-либо товара, на использование изобретений, промышленных образцов, товарных зна­ков, ноу-хау, а также на ведение какого-либо промысла.

В зарубежной практике слово «лицензия» имеет широкое толкова­ние, которое начинает приобретать подобный смысл и у нас в связи с развитием независимости и свободы предпринимательской и коммер­ческой деятельности (например: лицензии на ведение строительных ра­бот, на занятие медицинской деятельностью, учебно-преподавательской работой и т. п.).

В международной и отечественной патентно-правовой практике под лицензией понимается разрешение, в соответствии с которым одно лицо-лицензиар — владелец исключительного права на изобретение, промыш­ленный образец, товарный знак или другие научно-технические дости­жения и сопутствующие им услуги, а также собственник какого-либо иного интеллектуального продукта, не имеющего правовой охраны, —


426 Глава 11 • Передача технологий как форма выхода на внешний рынок

разрешает другому лицу-лицензианту пользоваться объектом этого пра­ва или собственности за обусловленное вознаграждение и в определен­ных пределах [44].

Лицензионное соглашение — это договор между двумя сторонами об условиях передачи и эксплуатации научно-технических, экономиче­ских или любых других сведений, как имеющих, так и не имеющих пра­вовой защиты. Сущнос гь лицензионного соглашения в экономическом плане следует рассматривать как научно-техническое, финансовое и ком­мерческое сотрудничество партнеров на возмездной основе. При этом лицензионное вознаграждение (возмещение) в большинстве случаев выплачивается в денежной форме. Безвозмездное сотрудничество сле­дует относить не к предоставлению лицензии, а к оказанию технической или иной помощи.

Следует различать договор об уступке права на патент и лицензи­онное соглашение. В первом случае договор относится к сделке купли-продажи, при которой право собственности на изобретение пли иной объект промышленной собственности переходит к новому патентооб­ладателю (происходит изменение патентообладателя). При продаже или закупке лицензии право собственности на продукты интеллекту­альной деятельности (в том числе изобретения, товарные знаки, ноу-хау и т. п.) сохраняется за ее владельцем (г. е. в случае предоставления патентной лицензии патентообладатель не меняется, покупатель же лицензии получает лишь разрешение на право использования объекта лицензии за плату, на определенный срок и в определенных пределах) [291.

Впервые термин «ноу-хау» был использован в практике заключения договоров в США и Англии. Впоследствии он стал широко использо­ваться и в других странах. Первоначально этим термином обозначали информацию, необходимую для осуществления изобретения, специ­ально опущенную заявителем в патентном описании, и придавали тер­мину «ноу-хау» смысл «знать, как применить патент». Для того чтобы более глубоко разобраться в понятии и значении ноу-хау, уяснить его технико-экономический смысл и исключительное значение для целей воспроизводства техники и технологии, для более активного осознан­ного участия в международной торговле ноу-хау следует обратить серь­езное внимание на то, что с самого начала становления патентных сис­тем по странам мира и до сегодняшнего дня изобретатели стремятся в материалах заявки на изобретение и в патентном описании не раскры­вать ноу-хау, без знания которого невозможно осуществить изобрете­ние промышленным путем. Раньше, учитывая существовавший уровень


Особенности международной лицензионной торговли



техники и технологии и относительно небольшую сложность техниче­ских решений, заявляемых в качестве изобретений, скрыть необходи­мую информацию ноу-хау было гораздо труднее. В настоящее время при современном уровне техники и технологии и многократно увели­чившейся сложности технических решений, заявляемых в качестве изобретений, скрыть ноу-хау в материалах заявки и патентном описа­нии не представляет особого труда, и, таким образом, появляется воз­можность предотвратить промышленное использование изобретения конкурентами. Этим широко пользуются зарубежные фирмы.

В практике международной торговли лицензиями обычно под ноу-хау понимаются технологические и конструкторские секреты изготовления продукции в любых отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства. Ноу-хау — это знания и опыт в области разработки, проек­тирования и промышленного освоения, производства, реализации, экс­плуатации, обслуживания, текущего и капитального ремонта, новой тех­ники и технологии. Ноу-хау — это не обязательно технические сведения, это могут быть знания управленческого / организационного, экономи­ческого / коммерческого, торгового и др., финансового или иного харак­тера.

Одно из последних определений ноу-хау предусматривает соответ­ствие их следующим критериям:

♦ научно-технические знания и опыт;

♦ представляют ценность;

♦ могут быть использованы;

♦ носят конфиденциальный характер;

♦ не защищены на национачьном или международном уровне.

Под ноу-хау в международной торговле лицензиями понимаются кон­структивные и технологические секреты производства, не обеспечен­ные патентной защитой. Когда говорят о ноу-хау, то, как правило, име­ют в виду технологические, конструкторские секреты производства. Однако лицензионные соглашения зарубежных фирм свидетельствуют о том, что в качестве ноу-хау в них часто фигурируют конфиденциаль­ные сведения коммерческого характера, которые способствуют лицен­зиату в реализации его продукции на международном рынке. Иногда под ноу-хау подразумевают сведения управленческого характера и/или организационного характера. Случаи предоставления сведений о наи­более целесообразной организации производства и рациональном раз­мещении оборудования для выпуска лицензионной продукции не столь уж редки. На рис. 11.1 представлены виды передачи ноу-хау.


В большинстве случаев к ноу-хау относят научно-технические до­стижения:

♦ на которые могли бы быть выданы патенты, но фирмы по тем или иным причинам не пожелали их получить;

♦ не охраняемые патентной защитой;

♦ на которые получены патенты в стране лицензиара и в других стра­нах, но не получены в стране лицензианта и в странах, предостав­ленных ему по лицензионному соглашению для сбыта лицензион­ной продукции.


Особенности международной лицензионной торговли



Содержание управленческого ноу-хау заключается обычно в эффек­тивных структурах и методах управления, наиболее простых и надеж­ных структурных связях как по вертикали, так и по горизонтали, в чет­ком распределении обязанностей и их содержания, в функциональном взаимодействии структурных подразделений кооперирующих фирм (например, выпускающих продукцию с поставщиками, с фирмами, реа­лизующими продукцию и эксплуатирующими ее). Большой ценностью в области управления является ноу-хау, связанное с использованием электронно-вычислительной техники и машин, и другая информация.

Коммерческое ноу-хау обычно заключается в передаче знаний и опыта в области реализации продукции, содержит данные о конъюнктуре рын­ка, о наиболее опытных и авторитетных фирмах-посредниках, сбыто­вых фирмах в странах сбыта продукции, о целесообразных формах реа­лизации продукции, организации ее рекламы и пр.

Финансовое ноу-хау содержит сведения о наиболее выгодных фор­мах использования денежных средств, ценных бумаг, акций, капитало­вложений с учетом изменения курсов валюты, особенностях нацио­нальных налоговых систем, таможенных ограничений, сведения о банковских объединениях, фирмах кредитования и о другой аналогич­ной информации. Зачастую финансовое ноу-хау тесно переплетается с коммерческим, а управленческое, в свою очередь, может также соче­таться с коммерческим. Однако по характеру сведений, знаний и опыта между ними можно провести четкую грань.

В международной практике торговли традиционными лицензиями более 50 % соглашений заключается на передачу изобретений и ноу-хау одновременно, 30-35 % — только на ноу-хау, остальные — это чисто патентные лицензии. Таким образом, более 80 % традиционных лицен­зий — это те, по которым передается ноу-хау. При этом темпы их роста значительно опережают темпы роста всех других внешнеторговых сде­лок, а темпы роста сопутствующих лицензий на ноу-хау опережают тем­пы роста традиционных лицензионных сделок на изобретения и ноу-хау. Практически ноу-хау передается по все большему числу видов внешнеэкономических связей экспортно-импортным операциям, по­ставкам комплектного оборудования, строительству заводов «под ключ», научно-техническому и производственному кооперированию, со­зданию совместных предприятий, лизинговым операциям, оказанию ус­луг типа «инжиниринг», передаче технической документации, личным контактам специалистов при проведении конференций, симпозиумов, посещении предприятий, обучении и по другим внешнеэкономическим и научно-техническим связям.


430 Глава 11 • Передача технологий как форма выхода на внешний рынок

Лицензии подразделяются по следующим признакам.

По наличию правовой охраны — на патентные и беспатентные:

патентные — лицензии на использование научно-технической
или иной интеллектз'альной продукции, имеющей правовую охра­
ну (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, то­
варные знаки, защищенные патентами);

беспатентные — лицензии на использование научно-технической
или иной интеллектуальной продукции, не имеющей правовой
охраны (нспатентоспособные технические решения; решения с
упущенной патентной защитой; ноу-хау, представляющие собой
секреты производства, технические знания, опыт, приемы техно­
логии, рецепты, формулы, инструкции, результаты научно-иссле­
довательских, опытно-конструкторских, пуско-наладочных работ,
конфиденциальные сведения коммерческого, управленческого и
организационного характера и т. п.).

По объему передаваемых прав — на полные, исключительные, неис­ключительные (простые);

полная — лицензия, в соответствии с которой в полном обьеме предоставляются права на изобретение на весь оставшийся срок действия патента. В настоящее время практически не встречается, поскольку по своему существу она нрак гически совпадает с уступ­кой прав на патент;

исключительная — лицензия, которая характеризуется предостав­лением лицензиату исключительных прав использовать объект лицензии (как имеющий патентную охрану, так и не имеющий ее) в пределах, оговоренных в соглашении. При этом лицензиар не имеет права на территории данного соглашения сам использовать объект лицензии и предоставлять лицензии третьим лицам. В этом случае по существу лицензиат получает монопольное право на ис­пользование объекта лицензии и ограждается от конкуренции со стороны лицензиара и третьих лиц;

неисключительная (простая) — лицензия, которая разрешает ли­
цензиату использовать обьект лицензии, но не ограждает его от
конкурентов, поскольку в этом случае лицензиар сохраняет за со­
бой право выдачи аналогичных лицензий третьим лицам, а также
право самому использовать объект лицензии на той же террито­
рии.

Из других видов лицензий можно упомянуть следующие.


Франчайзинг как форма партнерства с зарубежными фирмами



Чистая — лицензия, предметом соглашения которой является пе­редача неовещественных сведений (хотя они могут сопровождать­ся образцами продукции).

Сопутствующая — лицензия, которая предоставляется при за­ключении договоров о поставках оборудования, производствен­ной или иной продукции, без которой реализация этой продукции приведет к нарушению права собственности поставщика.

Сублицензия — лицензия, предоставляемая третьему лицу лицен­зиатом, владеющим полной или исключительной лицензией, на основании права, предоставленного ему лицензиаром. По объему прав сублицензия соответствует простой лицензии, вознагражде­ние за нее распределяется между лицензиаром и лицензиатом.

Возвратная — лицензия, которая характеризуется предоставлени­ем лицензиару права использовать усовершенствования объекта лицензии, созданные лицензиатом.

Принудительная лицензия — разрешение компетентного органа заинтересованному лицу использовать запатентованное изобрете­ние без согласия патентообладателя в том случае, если в течение установленного законодательством срока патентообладатель не использует изобретение.

Кросс-лицензия — взаимное предоставление (обмен) правами на использование объектов интеллектуальной собственности. Прак­тикуется тогда, когда стороны не могут осуществлять свою дея­тельное! ь, не нарушая прав друг друга.

Одним из важнейших вопросов при заключении лицензионного со­глашения является опредетепие цены лицензии и выбор формы плате­жей, которые непосредственно связаны с вопросами определения эф­фективности лицензирования как способа выхода на международные рынки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 2469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.