КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эволюция отношения общества к рыночной экономике
Исторически отношение общества к рынку и рыночной экономике менялось. Теоретическое обоснование такой системы дал в XVIII в. А. Смит, считавший рыночный механизм («невидимую руку») идеальным регулятором общественного производства. Глава 1 Общие основы рыночной экономики В самом деле, у рынка как общественного механизма есть несомненные, очевидные и сегодня преимущества: • эффективное распределение ресурсов общества, которые рынок направляет на производство необходимых товаров; • возможность успешного функционирования при наличии ограниченной информации; • гибкость, быстрая приспособляемость к изменяющимся условиям; • постоянное стремление к совершенствованию, использованию достижений научно-технического прогресса под влиянием конкуренции и погони за максимальной прибылью; • свобода выбора и действий для предпринимателей и потребителей. Отдельно стоит сказать об одной из важнейших составляющих рыночной экономики — частной собственности на средства производства. Идея ее уничтожения оказалась утопической, так как частная собственность обладает рядом достоинств, которые трудно оспорить, в том числе и с позиций основополагающих марксистских положений. Эти достоинства тключаются в том, что частная собственность, во-первых, позволяет осуществить право человека на самореализацию, наиболее полное выявление своих способностей и на выбор источника получения дохода, во-вторых, обеспечивает эффективное управление производством благодаря минимальной дистанции между собственником, заинтересованным» результатах труда, и исполнителями и, в-третьих, наилучшим образом обеспечивает права потребителя благодаря эффективной обратной связи.
Но нельзя отрицать и недостатки рынка, систематизированную критику которого (и вместе с ним капитализма как системы) дал в XIX в. К. Маркс, предложивший как выход централизованное планирование, i.e. директивную экономику вместо рыночной. С точки зрения современных представлений эти недостатки сводятся к следующим положениям: • рынок не содержит экономического механизма для решения задач, имеющих долгосрочное и коллективное значение: охрана природной среды, проведение фундаментальных научных исследований, организация социально-инфраструктурной деятельности (коммунальное хозяйство, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.п.); • рынок ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов той части общества, у которой есть деньги; • рынок не обеспечивает важнейших социальных прав — на труд, на гарантированный жизненный уровень; • рынок подвержен нестабильному развитию с кризисами. Раздел I. ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА Такой важнейший рыночный механизм, как конкуренция, имеет свои • вытесняя часть конкурентов с рынка, она порождает в обществе социальных аутсайдеров; • ценовая конкуренция нередко идет за счет снижения качества; • существует опасность недобросовестной конкуренции, нарушающей права потребителей, а также конкурентов: сюда относятся использование дезориентирующей или откровенно ложной рекламы, криминальные методы борьбы с конкурентами; недобросовестным методом конкуренции считается и демпинг — продажа по цене ниже себестоимости; • конкуренция воспитывает и возбуждает в людях далеко не лучшие качества. XX век начался с попытки реализации взглядов Маркса, причем попытки, вначале во многом довольно успешной (или казавшейся таковой). В 1930-е годы под влиянием мирового кризиса капиталистического хозяйства на фоне упомянутых успехов появились работы Дж.М. Кейнса, обосновавшего необходимость государственного регулирования рыночной экономики, начались первые попытки применения этих идей на практике («новый курс» в США, «шведский социализм»).
В послевоенные годы этот опыт широко распространился (наряду с достаточно высокой популярностью чисто марксистских идей). Итогом стало появление в 1960-х годах теории конвергенции капитализма и социализма (У. Гэлбрейт, А.Д. Сахаров), которая предполагала постепенное слияние двух систем с избавлением от пороков каждой из них. Дальнейшие тенденции мирового экономического развития, включая развал социалистической системы, привели к расцвету неоклассических теорий, к своего рода рыночному радикализму, отрицающему всякую ценность не только марксизма, но и кейнсианства. Однако нельзя забывать, что этот радикализм имеет в виду рынок современный, во многом приспособившийся к реальностям сегодняшнего дня и смягчивший некоторые свои противоречия. В какой-то степени само это приспособление можно рассматривать как результат конвергенции. Такими адаптационными характеристиками современного рынка являются: • рост мелкого бизнеса, более или менее гармонично сосуществующего с монополиями; • участие наемных работников в управлении и собственности фирм; • государственное регулирование конкуренции, инфляции и т.п.; • государственная социальная (а нередко также экологическая, региональная и др.) политика, направленная на предотвращение или смягчение негативных последствий действия рыночных механизмов. К адаптационным характеристикам современного рынка можно отнести и появление маркетинга с его ориентацией на потребителя. Глава 2 Общие основы предпринимательства Глава 2. ОБЩИЕ ОСНОВЫ
Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |